Картотека целевых зимних прогулок для первой младшей группы
картотека по окружающему миру (младшая группа) на тему

Васильева Нелли Анатольевна

Картотека прогулок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_tselevykh_zimnikh_progulok_v_1_mladshey_gruppe.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект целевой прогулки на природу в декабре месяце

для 1 младшей группе

Цель: наблюдение за свежевыпавшим снегом.

Задачи:

 - Формировать представление о зиме;

 - Привить эстетическое переживание от красоты зимней природы, получить радость от прогулки.

 - Обогащать словарный запас малышей и активизировать по ходу действий.

Ход наблюдения:

На заборах и крылечке: Все блестит и все бело. Нет свободного местечка – Всюду снега намело. Нарядилась и рябинка в белый праздничный наряд. Только грозди на вершинке ярче прежнего горят. Воспитатель задает детям вопросы.

 - Какое сейчас время года? (Зима).

 - Почему? (Кругом лежит снег, холодно).

 - Какого цвета снежинки? (Бесцветные).

 - Во время снегопада стало теплее? (Если во время снегопада температура воздуха изменилась, значит и форма снежинок меняется).

Сюжетно-ролевая игра: «Кто, кто в теремочке живет?»

Трудовая деятельность:  уборка снега с участка.

Цель: продолжать учить пользоваться скребком, лопатой.

Подвижная игра: «Устроим снегопад».

Цель: развивать двигательную активность.

Выносной материал: лопатки, скребки, метелки.

Самостоятельная деятельность: катание с горки со страховкой воспитателя.

Прогулка № 2

Наблюдение за птицами зимой

Цели:

 - углублять знания о жизни птиц в зимний период;

 - развивать умение и желание помогать им.

Ход наблюдения:

Птичьи гнезда опустели,

Птицы к югу улетели,

Оказался всех храбрей

Наш дворовый воробей.

Холода не испугался,

С нами на зиму остался.

Непоседа, невеличка

 - Желтая почти вся птичка.

Любит сало, семечки…

Воспитатель задает детям вопросы:

 - Что у них общего?

 - Они живут по одиночки?

 - Где ищут корм?

 - Надо ли помогать птицам? Почему?

 - Чем ты будем их кормить?

 - Что интересного можно наблюдать у кормушки?

Трудовая деятельность:

Сгребание снега лопатками, расчистка дорожки.

Цель: учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями.

Подвижные игры: 1.  «Люблю птиц на лету» (русская народная).

Цели:

 - учить быстро действовать по сигналу;

 - бегая, не наталкиваясь друг на друга.

2. «Попади в цель»

Цель: упражнять в броске в цель, развивать ловкость.

Выносной материал: лопатки, метлы, скребки, санки.

Прогулка № 3

Трудовая деятельность: - сгребание снега лопатой, расчистка дорожек.

Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.

Подвижные игры:

 - «Найди свой цвет».

 Цель: учить ориентироваться в пространстве, различать основные цвета спектра.

 - «Зайцы и волк».

Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Выносной материал:

 -  лопаты, скребки, метлы, формочки для снега, санки.

Птичьи гнезда опустели,

Птицы к югу улетели,

Оказался всех храбрей

Наш дворовый воробей.

Холода не испугался,

С нами на зиму остался.

Непоседа, невеличка

 - Желтая почти вся птичка.

Любит сало, семечки…

Воспитатель задает детям вопросы:

 - Что у них общего?

 - Они живут по одиночки?

 - Где ищут корм?

 - Надо ли помогать птицам? Почему?

 - Чем ты будем их кормить?

 - Что интересного можно наблюдать у кормушки?

Трудовая деятельность:

 - Сгребание снега лопатками, расчистка дорожки.

Цель: учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями.

Подвижные игры:

 «Ловлю птиц налету» (русская народная).

Цель: - учить быстро действовать по сигналу;

 - бегать, не наталкиваясь друг на друга.

«Попади в цель».

Цель: упражнять в броске в цель, развивать ловкость.

Выносной материал: - лопатки, метлы, скребки, санки.

Прогулка № 5

Наблюдение за растительностью

Цели:

 - формировать знания о жизни растений зимой;

 - воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения:

После снегопада обойти посаженные осенью деревья и кустарники. Напомнить, как бережно их сажали, какие они еще тоненькие, маленькие. Спросить детей, не закрыть ли их снегом потеплее, ведь под снегом даже трава не мерзнет. Показать, как это сделать. Снег лежит, как одеяло.

Трудовая деятельность:

Сгребание снега лопатой расчистка дорожек.

Цель: учить работать сообща, обиваться выполнения цели общими усилиями.

Подвижные игры:

 «Найди свой цвет».

Цель: учить ориентироваться в пространстве, различать основные цвета спектра.

«Зайцы и волк».

Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Выносной материал: лопаты, метлы, скребки, формочки ля снега, санки.

Прогулка № 4

Наблюдение за работой дворника зимой

Цели: расширять знания о труде взрослых; воспитывать уважение к их труду.

Ход наблюдения:

Воспитатель задает детям вопросы:

 - Какие орудия труда нужны для работы дворника зимой? (Метла, лопаты, скребок, ведро).

 - Какую работу выполняет дворник зимой? (Чистит дорожки ко входам в группы, собирает мусор).

 - Для чего нужна работа дворника? (Чтобы было чисто на территории детского сада).

Трудовая деятельность: Расчистка территории от снега.

Цель: побуждать помочь дворнику расчистить тротуар и участок от снега.

Подвижные игры:

 - «У медведя в бору».

Цель: побуждать помочь дворнику расчистить тротуар и участок от снега.

 - «Ловишки».

Цель: упражнять в быстром беге с увертыванием.

Выносной материал: лопатки, метлы, скребки, санки, клеенки для катания с горки.

Ход наблюдения:

Птичьи гнезда опустели,

Птицы к югу улетели.

Оказался всех храбрей

Наш дворовый воробей.

Холода не испугался,

С нами на зиму остался.

Непоседа, невеличка

 - Желтая почти вся птичка

Люби сало, семечки…

Воспитатель задает детям вопросы.

 - Что у них общего?

 - Они живут поодиночке?

 - Где ищут корм?

 - Надо ли помогать птицам?  

 - Почему?

 - Чем мы будем их кормить?

 - Что интересного можно наблюдать у кормушки?

Трудовая деятельность

Сгребание снега лопатками, расчистка дорожки.

Цель: учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями.

Подвижные игры: «Ловлю птиц налету» (русская народная).

Цель: - учить быстро действовать по сигналу;

 - бегать, не наталкиваясь друг на друга.

«Попади в цель».

Цель: упражнять в броске в цель, развивать ловкость.

Выносной материал: - лопатки, метлы, скребки, санки.

Прогулка № 5

Наблюдение за снегом

Цель: продолжать знакомство с природным явлением – снегом.

Ход наблюдения: Предложить детям молча походить по снегу и послушать, как он скрипит. Может он возмущается», что мы по нему ходим, топчем его? А может, он о чем-то рассказывает? О чем снег может рассказать? Выслушать рассказы детей.

Падал снег, сыпал снег, а потом устал…

 - Чем же снег, снег-снежок, на земле ты стал?

 - Для озимых стал я теплою периною,

Для осинок – кружевною пелериною,

Для зайчишек стал подушкой пуховою,

Для детишек – их любимою игрой.

Трудовая деятельность: расчистка дорожек, запорошенных снегом.

Цель: учить правильно пользоваться лопатой, доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры:

«Кому флажок?» Цели:

 - упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезания в обруч;

 - воспитывать ловкость, целеустремленность, «Встречные перебежки»

Цели: - повышать двигательную активность на прогулке;

 - развивать меткость, ловкость, выносливость.

Выносной материал:

 - лопатки, ведерки, формочки для снега клеенки для катания с горки.

Прогулки № 6

Наблюдение за небом

Цели: - продолжать знакомство с различными природными явлениями;

 - учить отличать погоду, связывая ее с состоянием неба (ясно, облачно, пасмурно, облака, тучи).

Ход наблюдения:

Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно. (Чистое, голубое). Значит, погода ясная, солнечная. А если небо закрыто тучами? Тогда оно – хмурое, серое, не радостное. Какая погода? (Пасмурная). А, если подует ветер, что случится с тучами? (Ветер их разгонит, погода изменится, и мы увидим солнце). Дуют ветры, ветры буйные. Ходят тучи, тучи ясные.

Трудовая деятельность: сгребание снега лопатками, расчистка площади для игр.

Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.

Подвижные игры: «Великаны – карлики».

Цель: учить чередовать ходьбу мелкими и широкими шагами. «Догони самолет».

Цель: учить быстро бежать по сигналу воспитателя, не оглядываясь назад.

Выносной материал: лопатки, совки, ведерки, носилки, бумажный самолет.

Прогулка № 7

Наблюдение за проезжей частью дороги

Цель: знакомить с проезжей частью дороги – шоссе, правилами дорожного движения.

Ход наблюдения: пройти к проезжей части дороги понаблюдать за движением автомобилей. Объяснить, что детски сад находится рядом с большой дорогой – шоссе.

Как река, проспект широк,

Здесь плывет машин поток.

Спросить, какие машины движутся по шоссе. Пусть дети назовут знакомые им автомобили. Обратить внимание на то, что по шоссе движется много легковых и грузовых машин, никто никому не мешает. Это потому, что водители соблюдают правила дорожного движения. Машины движутся медленно, потому что на дороге снег.

Трудовая деятельность: - сооружение снежной клумбы.

Цель: учить сгребать снег лопатами в определенное место.

Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль».

Цель: закреплять знания о правилах дорожного движения. «Кто лучше прыгнет?»

Цели: - учить соотносить собственные действия с действиями участников игры;

 - закреплять умение прыгать.

Выносной материал: лопатки, метлы.

Прогулка № 8

Наблюдение за березой

Цель: - расширять представление о дереве;

 - формировать знания об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев;

 - воспитывать желание защищать и оберегать природу.

Ход наблюдения:

Подвести детей к березе.

Улицей гуляет Дедушка Мороз, Иней рассыпает по ветвям берез.

Полюбоваться вместе с детьми березой. Рассмотреть ее ствол. (Белый с черными полосками – похож на сарафан). Рассказать, что в зимнее время береза находится в состоянии покоя, отдыхает, так как очень холодно. Объяснить детям, что в морозные дни ветки деревьев и кустарников очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не гнуть, не стучать по стволу, не наезжать на них санками.  

Трудовая деятельность?

Расчистка территории от снега.

 Цели: - учить пользоваться лопаткой, носить снег для постройки, помогать товарищам в выполнении трудовых действий;

 - доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры:

 - «По ровненькой дорожке».

Цель: учить ходить по невысокому брусу, спрыгивать, сгибая ноги в коленях.

«Мы - веселые ребята».

Цель:  - учить внимательно слушать команду воспитателя;

 - развивать внимание, следить за правильностью выполнения заданий;

Выносной материал: лопатки, венички, носилки, формочки для снега, клеенки для катания с горки.

Прогулка № 9

Наблюдение за светофором

Цель: закреплять представление детей о назначении светофора.

Ход наблюдения:

Подвести детей к перекрестку, где действует светофор.

Попав в большой и шумный город

Я растерялся, я пропал…

Не зная знаков светофора,

Чуть под машину не попал!

Раздать детям кружочки желтого, красного, зеленого цвета; обратить внимание детей, как работает светофор. Дети показывают  соответствующие сигналу светофора кружочки, воспитатель рассказывает о назначении цветов.

Хоть у вас терпенья нет –

Подождите, красный цвет!

Желтый свет на пути –

Приготовьтесь идти!

Свет зеленый впереди –

Вот теперь переходи!

Трудовая деятельность: сооружение снежный валов, расчистка дрожки к участку.

Цель: учить действовать лопатками, сгребая снег и определенное место.

Подвижные игры:

«Птички в гнездышках», «Найди свой домик».

Цель: учить свободно бегать, не наталкиваясь друг на друга, реагировать на сигнал, возвращаясь на место.

Выносной материал: лопатки, венички, цветные кружки, формочки, печатки.

Прогулка № 10

Наблюдение за животными

Цель: закреплять представление о детеныше собаки: внешний вид, движения, издаваемые звуки.

Ход наблюдения:

Нет, не просто подарили

Очень славного щенка,

Он малюсенький пока…

Он идет смешной-смешной,

Путается в лапках,

Подрастет щеночек мой – станет он собакой.

Почему щенок смешной? (Короткие лапы и хвост, толстое туловище, слабенький, игривый). Хотя щеночек маленький, слабенький, у него хороший слух, он выполняет команды.

Трудовая деятельность:

Постройка горки для куклы.

Цели: учить правильно наполнять ведерко снегом до определенной отметки;

 - доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры:

 - «Ворона и собачка».

Цели: учить быстро действовать по сигналу; бегать, не наталкиваясь друг на друга.

 - «Хитрая лиса».

Цель: развивать ловкость, быстроту бега, внимание.

Выносной материал: лопатки, ведерки, формочки для снега, куклы, одетые по сезону, санки для кукол, перчатки, клеенки для катания с горки.

Прогулка № 11

Наблюдение за елью

Цели:

 - познакомить с деревом – елью;

 - обогащать и активизировать словарь детей.

Ход наблюдения:

Подвести детей к ели. Вспомнить песенку, стихи о елочке. Рассказать, что ель – стройно дерево. Особенно красиво ель выглядит зимой, когда остальные деревья голые, а она зеленая и на ее ветвях иней. Елью можно постоянно любоваться она украшает участок.

Ель очень полезное дерево, так как очищает воздух, помогает нам быть здоровыми.

Выросла елочка в лесу на горочке.

У нее иголки зимой в серебре

 У нее на шишках ледышки стучат.

Снежное пальтишко лежит на плечах.

Трудовая деятельность:

Расчистка территории от снега.

Цели:

 - учить правильно пользоваться лопаткой, носить снег для постройки помогать товарищам в выполнении трудовых действий;

 -  доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры:

«По ровненькой дорожке»

Цели:

 - учить ходить по невысокому брусу;

 - спрыгивать, сгибая ноги в коленях.

«Кто сделает меньше прыжков?»

Цели:

 - учить прыгать гигантскими шагами;

 - начинать игру по сигналу воспитателя.

Выносной материал: лопатки, венички, носилки, формочки для снега, клеенки для катания, карандаши.

Прогулка № 12

Наблюдение за синицей  

Цели:

 - закреплять представление о названии птицы, характерных признаках внешнего вида;

 -  воспитывать желание ухаживать за птицами.

Ход наблюдения:

Обратить внимание детей на птицу с черной шапочкой на голове, белыми щечками, желтой грудкой – это синичка. Понаблюдать, как она будет клевать сало.

Напомнить детям, что птицам зимой трудно добыть корм, их надо подкармливать. Синички любят сало, семечки. Вспомнить о других прилетевших к кормушке птицах. Как их называют и чем они питаются?

Маленькая птичка –

Желтогрудая синичка,

По двору гуляет,

Крохи собирает.

Трудовая деятельность:

Постройка горки для куклы.

Цели:

 - учить правильно наполнять ведерко снегом до определенной отметки;

 - доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры:

«Вороны и собачка»

Цели: учить детей быстро действовать по сигналу; бегать, не наталкиваясь друг на друга.

«Попади в коробку»

Цель: тренировать меткость бросков.

Выносной материал:

Лопатки, ведерки, формочки для снега, куклы, одетые по сезону, саки для кукол, печатки, клеенки для катания с горки.

Прогулка № 13

Наблюдение за транспортом

Цель: знакомить с названием частей машины.

Ход наблюдения:

Перейти с детьми к автобусной остановке и рассмотреть автобус, когда он подъедет к  остановке.

Что за чудо этот дом

 - Окна светятся кругом,

Носит обувь из резины

И питается бензином.

Понаблюдать, как к автобусной остановке подходят люди – пассажиры. Рассказать об основы частях автобуса.

Строительство гаража из снега.

Цели:

 - учить правильно пользоваться лопатками и веничками;

 - доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры:

«Автобус»

Цели:

 - закреплять знания о труде шофера;

 - учить ориентироваться в пространстве и ходить парами.

«Мы – шоферы».

Цель: учить различать сигналы светофора.

Выносной материал:

Лопатки, ведерки, формочки для снега, куклы, одетые по сезону, санки для кукол, печатки.

Прогулка № 14

Наблюдение за трудом инструктора по физической культуре

Цель: дать представление о том, что инструктор по физической культуре учит разнообразным движениям, ловкости, смелости.

Ход наблюдения

С детьми проведение физкультурного занятия у детей старшей группы. Рассказать  о деятельности инструктора по физической культуре, его роли в укреплении здоровья детей. Организовать совместную игру детей младшей и старшей групп (катание на санках с горки).

Трудовая деятельность:

 Украшение участка с нежными куличиками.

Цель: учить плотно набивать снегом форму, выбивать из нее снег, а полученными куличиками украшать валы.

Подвижные игры:

«Найди свой цвет»

Цели:

 - учить ориентироваться в пространстве;

 - различать основные цвета спектра.

«Птички и птенчики».

Цель: учить бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

Выносной материал:

Лопатки, формочки для снега, печатки, куклы, одетые по сезону.

Целевая прогулка детей младшей группы

Экскурсия в зимний лес

Цели: познакомить детей с лесом в зимнее время  года.

Задачи:

 - формировать знания о зависимости объектов  явлений в природе;

- совершенствовать наглядно-образное мышление (расширяется круг представлений, появляется способность манипулировать ими, видоизменять).

 -  обогащать словарный запас малышей и активизировать по ходу действий.

Ход наблюдения:

«Идет волшебница-зима,

Пришла, рассыпалась, клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов…» А.С.Пушкин

 - Как изменились деревья, кустарники и почему? Важно, чтобы дети поняли, что изменения вызваны уменьшением солнечного света и тела, наступлением холодов.

 - Какие деревья вы знаете? Поупражнять в различении деревьев по веткам (2-3 шт.)

Трудовая деятельность:

Очистка стволов от отмершей коры, укрытие их хвоей, чтобы защитить от грызунов.

Цель: пробуждать интерес к труду взрослых.

Подвижные игры: «Кто быстрее добежит до елочки?»

Цель: закреплять умение быстро бегать, ловить убегающего, быть внимательным в игре.

«Найди дерево»

Цель: учить по ветке находить дерево. Выносной материал: корм для птиц.

Прогулка № 16

Наблюдение за березой

Цели:

 - расширять представления о дереве;

 - воспитывать желание защищать и оберегать природу.

Ход наблюдения:

Полюбоваться березкой. Рассказать, что в зимнее время она находится в состоянии покоя, отдыхает, так как очень холодно, мало света, вместо воды – снег. Объяснить детям, что в морозные ни ветки деревьев и кустарников очень хрупкие, легко ломаются, поэтому и надо оберегать, не ломать, не стучать лопаткой по стволу, не наезжать санками.

Трудовая деятельность

Расчистка дрожек от снега.

Цели:

 - учить правильно носить снег для постройки;

 - помогать товарищам в выполнении трудовых действий.

Подвижные игры:

«По ровненькой дорожке»

Цели:

 - учить ходить по невысокому буму;

 - спрыгивать, сгибая ноги в коленях «Гуси-гуси».

Цели:

 - учить по сигналу быстро бегать и переносить предметы по одному;

 - развивать точность, быстроту, ловкость.

Выносной материал:

Лопатки, ведро, коробка для снеговика, формочки для снега, клеенки карандаши.

Прогулка № 17

Знакомство с пешеходной дорожкой в зимнее время

Цели:

 - формировать представление о правилах поведения на улице;

 - воспитывать навыки ориентировки на местности.

Ход наблюдения:

Пригласить детей на прогулку. Рассказать им о правилах дорожного движения, обратить внимание на дорожку, предназначенную для пешеходов – это тротуар. Провести с детьми беседу о правилах поведения и передвижения по тротуару.

Придя в детский сад, вспомните с детьми, как они себя вели: были ли внимательными. Еще раз вспомните о правилах пешеходов. В зимнее время года тротуары покрыты снегом, поэтому пешеходы идут медленно, должны быть особенно внимательными.  

Трудовая деятельность:

Сгребание снега лопатами, расчистка дорожки.

Цель: учить добиваться выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры:

«Горелки»

Цель: учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя.

«Кто дальше?»

Цель: учить бегать, держась друг за друга, слушать сигналы воспитателя.

Выносной материал: куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы.

ЯНВАРЬ

Прогулка № 1

Наблюдение за солнцем

Цели:

 - продолжать знакомство с природными явлениями;

 - дать понятие о признаках зимы.

Ход наблюдения:

Январь – самый холодный месяц года со снегопадами и сильными морозами. На реках в это время самый толстый лед. Ветки на деревьях  и кустарниках хрупкие.

Предложить детям понаблюдать за солнцем. В каком месте оно поднимается по утрам? Отметить, какой сегодня день, солнечный или пасмурный? Прячется ли солнце за тучи? Как греет солнце? (Солнце светит, но не греет).

Трудовая деятельность

Сгребание снега лопатой

Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.

Подвижные игры:

«Кто бросит дальше снежок?»

Цель: учить правилам очередности в игре, требующим одинаковых действий с одним общим предметом. «Кто быстрее добежит до флажка?»

Цель: учить выполнять действия строго по сигналу воспитателя.

Выносной материал: лопаты, совочки, метелки, ведерки, формочки для снега, клеенки для катания с горки, флажки красные и синие.

Прогулка № 2

Как одеты прохожие?

Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.

Ход наблюдения:

Обратить внимание детей на то, как одеты прохожие. Вспомнить, как они были одеты летом.

Снег сегодня белый-белый. От него кругом светло. Рукавички я надела. В зимней  шубе мне тепло. Обратить внимание ребят, что люди прячут носы в воротники пальто от мороза, быстро идут по улице, чтобы не замерзнуть. Вместе с детьми послушать, как скрипит снег.

Трудовая деятельность

Сгребание снега лопатками, расчистка дорожек.

Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.

Подвижные игры:

«Живой лабиринт»

Цели:

 - учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг;

 - тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалку.

«Не замочи ног».

 - учить перепрыгивать через препятствия и приземляться на обе ноги.

Выносной материал: лопатки, совочки, метелки, ведерки, формочки для снега, кленки для катания с горки, флажки красные и синие.

Прогулка № 3

Наблюдение за свойствами снега

Цель: продолжать знакомство со свойствами снега (холодный, белый, хрустящий)

 Ход наблюдения

Предложить детям взять снег руками, сделать вывод, что он холодный, поэтому надо надевать рукавички. Рассказать, что в холодную погоду лепить из снега нельзя, так как он рассыпается. Предложить детям походить по снегу и спросить, что они слышат. Отметить, что снег хрустит под ногами. Раз шажок, два шажок.

 - Под ногой снежок.

Трудовая деятельность

Сгребание снега с дорожки.

Цель: учить правильно пользоваться лопатками.

Подвижные игры:

«Встречные перебежки»

Цель: развивать меткость, ловкость, выносливость.

«Попади в круг»

Цель: учить попадать в цель.

Выносной материал: лопатки, формочки для снега, санки, печатки, карандаши, клеенки  для катания с горки.

Прогулка № 4

Наблюдение за снегопадом

Цель: формировать представление о состоянии воды.

Ход наблюдения

Привлечь внимание детей к падающему снегу: «Посмотрите дети, как диет се, как тихо падает он на землю. Куда он еще падает?» Предложить протянуть руки, посмотреть, как на ни ложится снег. Обратить внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи одна на другую. Предложить найти самую красивую снежинку – большую и маленькую. Что происходит со снежинкой, когда они попадают на руки?

В январе, в январе

Много снега на дворе.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

Трудовая деятельность

Сооружение построек  из снега

Цель: учить сгребать снег с помощью лопаток в определенное место.

Подвижные игры:

«С камушка на камушек»

Цель: учить легко приземляться.

«Белые снежинки»

Цель: учить выполнять действия по указанию взрослого.

Выносной материал: лопатки, формочки для снега, санки, печатки, карандаши, кленки для катания с горки.

Прогулка № 5

Наблюдение за птицами

Цели:

 - закреплять желание детей заботиться о птицах;

 - изучать их повадки и особенности.

Ход наблюдения:

После новогоднего праздника вынести елку на участок, воткнуть ее в горку снега, залить водой, чтобы держалась крепче. Устроить праздник ля птиц.

На ветки прикрепить кисти рябины, кусочки несоленого сала (на веревочке). Под елку положить косточки с мясом для ворон. Вокруг елки посыпать песок, смешанный с зерном. Наблюдать, какие птицы какой корм будут клевать.

Трудовая деятельность:

Изготовление снеговика из снега.

Цели:

 - учить правильно придавать форму снеговику;

 - доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры

«Воробушки и автомобиль»

Цели:

 - учить быстро действовать по сигналу;

 - бегать, не наталкиваясь друг на друга.

«Сбей кегли» (3-5 кеглей и 1 шар).

Цель: учить правилам очередности в игре.

Выносной материал

Лопатки, ведерки, формочки, санки, вода, печатки, клеенки для катания с горки.

Прогулка № 6

Наблюдение за деревьями

Цели:

 - формировать знания о жизни растений зимой;

 - воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения

Объяснить детям, что в морозные дни ветки кустов и деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо беречь, не ломать, не стучать лопаткой по стволу, не наезжать санками.

Трудовая деятельность

Подкормка птиц на участке детского сада.

Цель: воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к зимующим птицам.

Подвижные игры:

«Найди свое дерево»

Цели:

 - приучать детей бегать легко, не наталкиваясь друг на друга;

 - ориентироваться в пространстве;

 - быстро действовать по сигналу воспитателя.

«Зайцы и волк».

Цели:

 - приучать внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом;

 - учить ориентироваться в пространстве, находить свое место.

Выносной материал: лопатки, формочки для снега, санки, печатки, клеенки для катания с горки.

Прогулка № 7

Наблюдение за березой и  сосной

Цели:

 - расширять представление детей о деревьях;

 - воспитывать желание защищать и оберегать природу.

Ход наблюдения

Осмотреть участок, найти знакомые деревья: березку, сосну. Что есть у деревьев? (ствол, ветки). Отметить, что сосна зеленая, а береза без листьев. На каком дереве больше снега? (На сосне).

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес подсказку сна.

Словно белою косынкой,

Подвязалася сосна.

Трудовая деятельность

Сооружение ледяной дорожки.

Цель: продолжать учить правильно носить снег для постройки, помогать товарищам в выполнении трудовых действий.

Подвижные игры:

«Волк во рву»

Цели:

 - учить по сигналу перепрыгивать через ров и обратно, парам по сигналу быстро бежать вперед;

 - развивать ловкость, быстроту, внимательность «Лови-бросай».

Цели:

 - учить ловить мяч, не прижимая его к груди;

 - бросать мяч двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.

Выносной материал: лопатки, формочки для снега, ведро, санки, печатки, клеенки для катания с горки.

Прогулка № 8

Знакомство с правилами поведения пешеходов

Цели:

 - продолжать закрепление знаний о правилах поведения на улице;

 - развивать внимание и навыки ориентировки в пространстве.

Ход наблюдения

Пригласить детей на прогулку вокруг детского сада. Вспомнить, что они как пешеходы должны строго соблюдать правила дорожного движения: двигаться только по пешеходной дорожке (тротуару), не спешить, быть внимательным, идти по правой стороне, крепко держать друг руга за руки, не кричать, слушать внимательно воспитателя.

Правила движения, все без исключения,

Знать должны зверюшки – барсуки и хрюшки,

Зайцы и тигрята, пони и котята.

Вам, ребята, тоже все их надо знать. Придя в детски сад, вспомнить с детьми, как они себя вели, были ли внимательны. Еще раз напомнить о правилах пешеходов.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от снега.

Цель: учить действовать лопатками, сгребая снег.

Подвижные игры

«Такси»

Цели:

 - приучать двигаться вдвоем, соразмерять движения друг с другом, менять направление движения;

 - быть внимательными к партнерам по игре.

«Не упусти мяч».

Цели:

 - учить передавать мяч, не роняя и не останавливаясь;

 - ориентироваться в пространстве;

 - быстро действовать по сигналу воспитателя.

Выносной материал: куклы, одетые по погоде, лопатки.

Прогулка № 9

Наблюдение за снегирем

Цель

 - помочь рассмотреть снегиря;

 - понаблюдать как поет, клюет зернышки подсолнечника;

 - обратить внимание детей на красивые перья.

Ход наблюдения:

На прогулке около кормушки рассмотреть снегиря: обратить внимание на то, что тело птицы покрыто перьями на грудке перья красные, на спинке – серые, а на головке – черные. У снегиря два крыла и он летает; есть хвост, клюв, ноги с коготками.

Трудовая деятельность: сооружение снежных валов, расчистка дорожки к участку.

Цель: учить действовать лотками, сгребая снег.

Подвижные игры

«Птички в гнездышке»

«Найди свой домик»

 Цель: учить свободно бегать, не наталкиваясь друг на друга, реагировать на сигналы, возвращаясь на место.

Выносной материал: лопатки, печатки, формочки, санки.

Прогулка № 10

Наблюдение за работой дворника

Цели:

 - воспитывать уважение к труду людей;

 - учить приходить на помощь окружающим.

Ход наблюдения:

На прогулке обратить внимании детей на работу дворника: вам было где играть». Уточнить, что дворник выполняет свою работу хорошо, ловко действует лопатой и метлой. Подойти к дворнику и предложить детям рассказать, какие постройки есть у них на участке. Дворник объясняет, что постройки нужно беречь, не ломать их, а участок всегда содержать в порядке. Подсказать детям, что благодарить за работу можно не только словами, но и делами. Предложить помочь. Дворник показывает, как надо действовать лопатами, хвалит ребят за дружную хорошую работу.

Трудовая деятельность

Расчистка территории от снега.

Цель: учить правильно пользоваться лопатками и веничками, доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры:

«Береги предмет»

Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

«Мыши и кот»

Цель:

Приучать к соблюдению правил игре.

Выносной материал

Лопатки, эмблемы для подвижной игры, ленточки, санки для кукол, клеенки для катания  с горки, формочки.

Прогулка № 11

Наблюдение за автобусом

Цель: знакомить с названиями частей машины.

Ход наблюдения:

Пройти с детьми к автобусной остановке и рассмотреть автобус, когда он подъедет к остановке.

Что за чудо этот дом

 - Окна светятся кругом,

Носит обувь из резины

И питается бензином.

Понаблюдать, как к автобусной остановке подходят люди – пассажиры. Рассказать об основных частях автобуса.

Трудовая деятельность:

Утепление корней деревьев и кустов снегом.

Цель: воспитывать экологические представления о взаимосвязи живой и неживой природы.

Подвижные игры:

«Автобус»

Цель:

 - закреплять знания о труде шофера;

 - учить ориентироваться в пространстве и ходить парами.

«Мы – шоферы»

Цель: учить различать сигналы светофора.

Выносной материал: лопатки, ведерки, формочки, куклы, санки для кукол, печатки.

Прогулка № 12

Наблюдения за ивой зимой

Цели:

 - наблюдать за ивой (как моно позаботиться о ней, чтобы не поломались гибкие ветки на морозе);

 - воспитывать бережное отношение к деревьям и кустам как к живому объекту.

Ход наблюдения:

Воспитатель задает детям вопросы.

 - Как называется это дерево?

 - Чем оно отличается от других деревьев?

 - А чего зимой нет у ивы? Почему?

 - Что делают деревья зимой?

 - Как можно спасти их от сильного мороза? (Укрыть толстым слоем снега)

Трудовая деятельность

Прикопка к стволам деревьев снега.

Цель: воспитывать гуманно-деятельностое отношение к растениям умение своевременно заботиться о них.

Подвижные игры:

«На санки»

Цель: упражнять в беге в разные стороны, умение ориентироваться в пространстве

«Сбей мяч»

Цель: учить метанию мяча в беге, выполнять задания по команде.

Выносной материал: лопатки, ведерки, санки.

Прогулка № 13

Наблюдение за ветром

Цели:

 - формировать представление об одном из признаков зимы – метели;

 - учить определять направление ветра.

Ход наблюдения:

Кружится и хохочет

Метель под Новый год.

Снег опуститься хочет,

А ветер не дает.

И весело деревьям

И каждому кусту.

Снежинки, как смешинки,

Танцуют на лету.

Обратить внимание: ветер переносит снег с одного места на другое, не дает ему опуститься на землю – это метель

Трудовая деятельность

Сгребание снега в общую кучу для постройки горки.

Цель: учить действовать лопатками, сгребая снег в определенное место.

Подвижные игры

«Попади в коробку»

Цель: тренировать меткость бросков

«Охотники и зайцы»

Цель: развивать глазомер.

Выносной материал: лопатки, ведерки, формочки, печатки.

ФЕВРАЛЬ

Прогулка № 1

Наблюдение за солнцем

Цель:

 - продолжать знакомить с природными явлениями (солнечная погода или нет);

 - формировать понятия о признаках зимы.

Ход наблюдения

Февраль – последний месяц зимы. Он самый снежный и вьюжный. На солнечной стороне образуется капель.

Предложить детям понаблюдать за солнцем. В каком месте оно встает по утрам? Отметить, какой сегодня день, солнечный или пасмурный? Прячется ли солнце за тучи и как греет? (Солнце светит, но не греет).

Трудовая деятельность

Сгребание снега лопаткой, расчистка дорожек.

Цели:

 - учить работать сообща;

 - добиваться выполнения задания общими усилиями.

Много снега, негде бегать. На дорожке тоже снег. Вот, ребята, вам лопаты - «Поработаем для всех».

Подвижные игры

«Кто дальше бросит снежок?»

Цель:  учить правилам очередности в игре, требующим одинаковых действий с одним общим предметом.

«Беги к флажку»

Цель: учить выполнять действия строго по сигналу воспитателя.

Выносной материал: лопатки, совочки, метелки, ведерки, формочки для снега, клеенки для катания с горки, флажки красные и синие.

Прогулка № 2

Наблюдение за синицей

Цель: знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания. Особенностями внешнего вида.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает детям загадку и проводит беседу.

Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень-Тень!»

Как хорош весенний день!» (Синица)

 - Что это за птица?

 - Как она выглядит и какого она цвета?

 - Какие изменения происходят в жизни синиц зимой?

 - Чем питаются синицы?

 - Как люди заботятся о них?

 - Когда отмечают «синичкин» день? (В ноябре).

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек ото льда и снега.

Цель: закреплять навыки работы с лопатой.

Подвижные игры

«Снежная карусель»

Цель: упражнять в ориентировке на местности.

«Ловишки с мячом».

Цель: развивать координацию движений.

Выносной материал:

Лопатки, метелки, формочки для снега, клеенки для катания с горки.

Прогулка № 3

Наблюдение за маршрутным такси

Цель: формировать представление о роли маршрутного такси, его назначении для людей.

Ход наблюдения:

Воспитатель задает детям вопросы.

 - Какие виды легковых автомобилей вы знаете?

 - Для чего нужны такси?

 - Чем отличается маршрутное такси от других автомобилей?

Трудовая деятельность

Сооружение снежных валов, расчистка дорожки к участку.

Цель: учить действовать лопатками, сгребая снег в определенное место.

Подвижные игры

«Птичка в гнездышке», «Найди свой домик»

Цель: учить свободно бегать, не наталкиваясь друг на друга, реагировать на сигнал, возвращаясь на место.

Выносной материал

Лопатки, венички, цветные кружки, формочки, печатки.

Прогулка № 4

  Наблюдение за березой и  сосной

Цели:

 - расширять представление детей о деревьях;

 - воспитывать желание защищать и оберегать природу.

Ход наблюдения

Осмотреть участок, найти знакомые деревья: березку, сосну. Что есть у деревьев? (ствол, ветки). Отметить, что сосна зеленая, а береза без листьев. На каком дереве больше снега? (На сосне).

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес подсказку сна.

Словно белою косынкой,

Подвязалася сосна.

Трудовая деятельность

Сооружение снежной клумбы

Цель:

 - продолжать учить правильно носить снег для постройки;

 - помогать товарищам в выполнении трудовых действий.

Подвижные игры:

«По ровненькой дорожке»

Цели:

 - учить ходить оп буму;

 - спрыгивать, сгибая ноги в коленях.

«Бегите ко мне»

Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, быстро действовать по сигналу воспитателя.

 Выносной материал: лопатки, ведерки, формочки для снега, клеенки для катания с горки.

Прогулка № 5

Наблюдение за зимующими птицами

Цели:

 - закреплять знания о зимующих птицах;

 - формировать представление о добывании пищи зимующими птицами.

Ход наблюдения

Вновь разгулялась вьюга, срывает снежные шапки. Совсем замерзла пичуга, сидит, поджимая лапки.

Воспитатель задает детям вопросы:

 - Каких птиц называют зимующими?

 - Чем они питаются?

 - Каких зимующих птиц вы знаете?

 - Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?

Трудовая деятельность

Сооружение ледяной дорожки.

Цель: учить действовать лопатками , сгребая снег, делать ледяную дорожку.

Подвижные игры

«Такси»

Цель:  приучать двигаться воем, соразмерять движения друг с другом, менять направление движения.

«Хитрая лиса»

Цели:

 - упражнять в беге врассыпную;

 - развивать ловкость, быстроту.

Выносной материал:

Куклы, одетые по сезону, лопатки.

Прогулка № 6

Наблюдение за вороной

Цели:

 - расширять представление о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду;

 - воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы:

Шапочка серенькая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький, а ходит босиком. (Ворона).

 - Как зовут эту птицу?

 - Назовите особенности ее внешнего вида.

 - Чем она питается?

 - Есть ли у нее враги?

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от снега и мусора.

Цель: повышать двигательную активность на прогулке.

«Попади в обруч»

Цель: развивать меткость, ловкость, выносливость.

Выносной материал: лопатки, ведерки, формочки, печатки.

Прогулка № 7

Наблюдение «Следы на снегу»

Цель: учить определять следы, детские, взрослые, следы животных.

Ход наблюдения

Свежевыпавший снег белый и пушистый, на наем хорошо видны любые следы. По ним можно узнать, кто ходил, ездил, прилетали птицы или  бегали свои следы на снегу. Сравнить следы взрослого со следом ребенка.

Вышит снег красивой строчкой. Словно белая сорочка. Папу я зову во двор. Погляди, какой узор! Смотрит папа сверху вниз: - Тут письмо тебе, Денис! Пишут птицы и зверюшки: «Сделай нам, Денис, кормушки» Обсудить с детьми это стихотворение. Как папа узнал, кто написал письмо Денису? Вместе с детьми насыпать корм в кормушку.

Трудовая деятельность

Показать детям, как строить из снега дом для куклы, зверюшки.

Цели:

 - учить соизмерять величину домика с величиной игрушки;

 - аккуратно и достаточно глубоко вырезать отверстие.

Подвижные игры

«Не опоздай»

Цель: учить прямо или боком переползать через скамейку.

«Не упусти мяч»

Цели:

 - учить передавать мяч, не роняя и не останавливаясь;

 - воспитывать дружелюбие.

Выносной материал:

Лопатки, эмблемы для подвижной игры, ленточки, санки для кукол, клеенки для катания с горки, формочки.

Прогулка № 8

Наблюдение «Птицы зимой»

Цели:

 - закреплять желание заботиться о птицах;

 - уточнять знания об их повадках

Ход наблюдения

Дети выходят на прогулку и сразу же отправляются к кормушке для птиц.

Какие птицы первыми прилетели к кормушке? Чем они клюют зернышки?

(Клювом). Как они кричат? Рассказать, что зимой птицам голодно, нет мошек, червячков, они очень благодарны детям за работу.

Скачет, скачет воробей, кличет маленьких детей: «Киньте крошек воробью, я вам песенку спою: чик-чирик!»

Трудовая деятельность

Постройка горки для куклы.

Цели:

 - учить правильно наполнять ведерко снегом дл определенной отметки;

 - доводить начатое дело до конца.

Выносной материал: лопатки, ведерки, формочки для снега, куклы, одетые по сезону, санки для кукол, печатки клеенки для катания с горки.

Прогулка № 9

Наблюдение на участке за растительностью

Цели:

 - формировать знания о жизни растений зимой;

 - воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на обилие снега. Он и на земле, и на деревьях, и даже кажется, что он в воздухе. А какие деревья растут на участке? (Елка, березка, рябинка). Хорошо ли деревьям от того, что на их ветках много снега? Хорошо, потому что снег, как шуба, спасает от сильных морозов, плохо  - от тяжести, ветки могут сломаться. Деревья зимой спят.

Деревья зимою пронизаны ветром, и стужей самою, и старые сосны, и острые ели, встают как солдаты, навстречу метели.

Трудовая деятельность

Сгребание снега лопатой.

Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.

Подвижные игры:

«Найди свой цвет»

Цель: учить  ориентироваться в пространстве, различать основные цвета спектра.

«Птички и птенчики»

Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, быстро находить свое месть.

Выносной материал:

Лопатки, совочки, метелки, ведерки, формочки для снега, клеенки для катания с горки, цветные кружки, эмблемы птиц.

Прогулка № 10

Наблюдение за снегопадом

Цель: формировать представление о разнообразии состояния воды

Ход наблюдения

Во время снегопада предложить детям рассмотреть снежинки, падающие на одежду. Обратить внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи одна на другую. Предложить найти самую большую снежинку, затем самую маленькую, рассмотреть их. Предложить малышам вытянуть руку и поймать снежинку. Снежинка на руке растаяла. Предложить детям вытянуть руку в варежке, а как только сядет снежинка – подуть на нее: пусть летит.

Трудовая деятельность:

Строительство домика для зайки

Цель: учить сгребать снег с помощью лопаток в определенное место

Подвижные игры

«Зайка беленький сидит», «Мороз – красный нос». Цели: учить выполнять действия по указанию взрослого.

Выносной материал: лопатки, совочки, метелки, санки для кукол, формочки для снега, клеенки для катания с горки, карандаши.

Прогулка № 11

Наблюдение за ветром

Цель: продолжать формировать знания об одном из признаков зимы – метели.

Ход наблюдения

Понаблюдать, как ветер поднимает с земли снег. Объяснить детям, что это – метель.

Обратить их внимание на то, что ветер переносит снег с одного места участка на другое.

Трудовая деятельность

Расчистка участка от снега.

Цель: совершенствовать трудовые навыки.

Подвижные игры:

«Лошадки»

Цель: развивать быстроту и выносливость.

«Кати в цель»

Цель: развивать глазомер и точность.

Выносной материал: лопатки, совочки, метелки, ведерки, формочки для снега, клеенки для катания с горки, цветные кружки, эмблемы птиц.

Прогулка № 12

Наблюдение за небом

Цель: формировать представление о небе.

Ход наблюдения:

Предложить детям понаблюдать за облаками, напомнив, что облака состоят из капелек воды, Всегда ли облака бывают одинаковыми? Чем отличаются облака в солнечную погоду от облаков перед снегопадом?  Быстро двигаются облака или медленно? Предложить каждому выбрать понравившееся облако и проследить, куда оно плывет. Облака, белокрылые лошадки. Облака, куда вы мчитесь без оглядки? Не смотрите вы, пожалуйста, свысока. А по небу прокатите нас, облака.

Трудовая деятельность

Сгребание снега лопатой.

Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.

Подвижные игры:

«Ловишки»

Цель: упражнять в беге в разных направлениях.

«Попади в обруч».

Цель: формировать умение метать в горизонтальную цель, вдаль на расстояние не менее 5-9 м

Выносной материал: лопатки, совочки, метелки, ведерки, формочки для снега, клеенки для катания с горки, цветные кружки, эмблемы птиц.