Перспективный план работы по экологическому воспитанию
календарно-тематическое планирование по окружающему миру на тему

Ивахненко Елена Николаевна

Планирование работы С детьми по экологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план по экологическому воспитанию

дошкольников (средняя группа)

тема

Содержание наблюдений

Сентябрь

Неживая природа

1.Ежедневно отмечать состояние погоды (холодно или тепло; пасмурно или солнечно).

2. Наблюдать за цветом неба: ясное, появляются облака, все небо затянуто облаками.

3. Учить устанавливать связь между явлениями: идет дождь – земля мокрая, образуется лужа; светит солнце – лужи высыхают

4. Наблюдать за дождем: какой дождь – теплый или холодный

5.Наблюдать за ветром: сильный ветер – деревья раскачиваются, срывает листья; тихий ветерок – чуть шевелятся листочки и веточки, нет ветра – деревья стоят спокойные.

Растительный мир

1.Рассмотреть знакомые деревья: березу, клен и тополь; спросить, какие листья были на дереве летом, какого цвета стали появляться осенью. Сравнивать листья по форме, окраске.

2.Осматривать клумбу с цветами, познакомить с ноготками, астрами, бархатцами. Рассмотреть цветы; форму, на что похож , какого цвета, оттенка, дать понюхать. Составить букеты для украшения группы.

3.Экскурсия на огород: предложить помочь собрать урожай морковки, свеклы, помидоров. Учить детей сравнивать овощи. Сделать вывод, что овощи выросли и созрели потому, что мы за ними ухаживали.

4.Научить детей определять признак зрелости овощей, угостить детей морковкой, капустой.

5.Привлекать к сбору семян цветов, овощей, трав, другого природного материала.

6.Познакомить со съедобными грибами- белый, подберезовик, подосиновик.

Животный мир

1.Наблюдать за птицами на участке (отметить, что их стало меньше), объяснить, что некоторые улетели на юг: скворцы, ласточки, стрижи.

2.Наблюдать за воробьями, воронами, голубями. Учить сравнивать птиц по цвету, величине, способу передвижения. Дать понятие «пернатые».

Неживая природа

Октябрь

1.Обратить внимание детей на состояние погоды: становится холоднее, реже выглядывает солнце, часто дует холодный ветер.

2.Понаблюдатьза облаками, предложить детям пофантазировать, на что похожи эти облака. Отметить в какую сторону движутся облака (быстро, медленно).

3.Сравнить осенний и летний дождь: осенний- холодный, моросящий, сопровождающийся холодным ветром.

4.Обратить внимание на почву: от частых дождей она сырая, на улицах грязно.

Растительный мир

1.Обратить внимание на красоту деревьев. Отметить какого цвета листья на клене, березе, рябине.

2.Собрать букеты из листьев, сравнить их между собой.

3.Наблюдать за листопадом: откуда и куда падают листья. Предложить походить по листьям, послушать, как они шуршат (почему?).

4.Осмотр огорода: наблюдать за перекапыванием грядок. Объяснить для чего это делается.

5.Продолжать знакомить с овощами и фруктами, учить определять степень их зрелости, различать по внешнему виду, на ощупь, вкус.

6.Обратить внимание на увядшую, сохнущую траву, цветы.

Животный мир

1.Наблюдать за жизнью обитателей «Уголка природы» (рыбками, птицами, черепахами).

2.Привлекать к уходу за рыбками, птицами: насыпать корм ложечкой, помыть кормушки.

3.Рассказать детям, что рыбы прячутся осенью на дно, так как вода становится холоднее, а в аквариуме всегда тепло.

4.Подготовить корм для птиц, кормушки. Рассмотреть разные семена, объяснить, какие из них любят птицы.

Ноябрь

Неживая природа

1.Продолжать ежедневные наблюдения за погодой. Учить выделять характерные признаки осени: на улице холодно, идут частые дожди, меняется окраска листьев, они опадают, солнце редко появляется, не греет. Люди одеваются теплее.

2.Используя вертушки, флажки, самолетики, наблюдать за силой ветра, его направлением. Сделать вывод: что игрушки вертятся, летают, если на улице ветрено.

3.Наблюдать за облаками, тучами (в пасмурные дни облака тяжелые, серые, низко нависают).

4.Обратить внимание на заморозки: земля твердая, лужи покрываются корочкой льда, на траве - иней.

5.Наблюдать, что вечером рано темнеет, на небе видны месяц и звезды.

Растительный мир

1.Обратить внимание, что ветви на деревьях голые, листья все опали.

2.Учить узнавать березу, клен, тополь по стволу, его цвету.

3.Обратить внимание на увядшую, побуревшую от заморозков траву.

4.Наблюдение за комнатными растениями, познакомить детей с бегонией вечноцветущей, сравнить ее с другими знакомыми растениями.

5.Наблюдать за пересадкой комнатных растений. Показать детям корень растения, объяснить, что корень питает все растение, впитывая из земли влагу. Поэтому растение нужно поливать, не допускать пересыхания почвы.

Животный мир

1.Отметить, что птиц осталось мало, многие улетели на юг.   Посмотреть, какие остались: воробьи, вороны, голуби, синицы. Предложить покормить их.

2.Показать детям снегирей, прилетевших к рябине, объяснить, что это их любимое лакомство. Понаблюдать, как клюют рябину снегири.

3.Наблюдать за поведением птиц в «Уголке природы»: тревожатся, кричат, если нет корма, воды.

4.Вынести кормушки на участок. Воспитывать желание ежедневно подкармливать зимующих птиц.

5.Побеседовать с детьми о том, как звери к зиме готовятся.

Декабрь

Неживая природа

1.Наблюдение за погодой. Учить устанавливать связь между погодой и одеждой.

2.Обратить внимание на изменения в природе: часто идет снег, покрывает землю, крыши домов, скамейки.

3.Наблюдать за снегопадом: как падает - быстро или медленно летят снежинки? Объяснить: снег идет из снеговых туч.

4.Во время сгребания снега лопатами усвоить с детьми свойства снега: белый, легкий, в мороз – рассыпчатый; если внести снег в тепло – он тает, превращаясь в воду.

Растительный мир

1.Привлечь внимание детей к деревьям и кустарникам (после снега стоят запорошенные).

2.Внимательно рассмотреть деревья на фоне голубого неба и снега. Обратить внимание на форму их частей: ствол прямой, внизу толще, чем сверху, ветки около ствола толстые, на конце тонкие, на ветках нет листьев.

3.Учить различать по веткам березу, клен, тополь.

4.Наблюдать за ростом зелени, посаженных корнеплодов в «Уголке природы»

Животный мир

1.Продолжать воспитывать бережное отношение к птицам. Систематически подкармливать птиц.

2.Наблюдать за воробьями, воронами, голубями, учить сравнивать их по величине, голосам.

3.Понаблюдать за кошкой, ее поведением при появлении птиц: подкрадывается, старается поймать птичку.

4.Поиграть в подвижную игру: «Воробьи и вороны», «Воробьи и кошка».

Январь

Неживая природа

1.Ежедневно отмечать состояние погоды, в «Уголке природы».

2.Продолжать наблюдение за снегопадом: отметить, когда сыплет густо, крупными хлопьями, когда падает редкими снежинками. Полюбоваться, как снег блестит на солнце, при луне.

3.Поймать снежинку на варежку и на ладошку, объяснить, почему снежинка растаяла.

4.Провести опыт показывающий таяние снега в тепле. Спросить, почему снег в тепле растаял? Что осталось в посуде?

5.Предлагать детям расчищать дорожки от снега; сгребать его в кучу для снежных построек.

6.Вечером в ясную погоду обратить внимание на луну и звезды, полюбоваться красотой вечернего неба.

Растительный мир

1.Рассмотреть деревья в зимнем уборе.

2.Обратить внимание на ель, сосну: у них зимой зеленые иголки.

3.Познакомить детей с традесканцией, сравнить ее с бальзамином.

4.Учить детей ухаживать за комнатными растениями, обратить внимание, что цветы лучше и ярче на солнечном окне.

5.Наблюдать за всходами овса.

Животный мир

1.Продолжать наблюдение за птицами на участке: узнавать синицу, снегиря. Сравнивать птиц по голосам и внешним признакам.

2.Во время подкормки птиц замечать, как они обнаруживают корм, подлетают к нему, как клюют его.

3.Обратить внимание на внешний вид и поведение птиц в «Уголке природы», постоянно подкармливать их зеленью, выращенной из корнеплодов, овса. Воспитывать бережное отношение к обитателям живого уголка.

Неживая природа

1.Учить отвечать на вопросы: какая сегодня погода? И т.д.

2.Наблюдать с детьми за метелью. После нее обойти участок, найти сугробы. Откуда они появились? Объяснить детям, что такое метель: идет снег и дует сильный ветер, разметая снег во все стороны, поднимая его с земли, крыш.

3.Провести опыт по превращению воды в лед в морозную погоду. Дать детям потрогать его (холодный, твердый). Залить вечером дорожку на участке. На следующий день предложить походить, поскользить по ней. (Почему на дорожке образовался лед?).

4.Обратить внимание  на появление сосулек на крышах. (Объяснить, почему они появились).

5.Понаблюдать за солнцем: становится ярче, теплее; погреть на солнышке ладошки и щечки.

Растительный мир

1.Срезать несколько веточек березы и тополя. Наблюдать за   распусканием почек. Сделать вывод,  что деревья зимой отдыхают, они живые; в тепле сразу же распускаются листочки.

2.Рассмотреть почки на деревьях, сравнить их.

3.Посадить с детьми лук в «Уголке природы», наблюдать за ростом зелени.

4.Уход за комнатными растениями.

Животный мир

1.Предложить детям самостоятельно описать внешний вид птиц, прилетающих на участок к кормушке, их повадки.

2.Наблюдать за аквариумными рыбками, рассмотреть их внешний вид, окраску. Объяснить детям, что тело у них покрыто чешуей, есть хвост, плавники, с помощью которых они передвигаются.

3.Учить правильно кормить рыб, наблюдать, как они хватают ртом корм.

4.Сравнить на картинках животных, птиц, рыб (чем они похожи, чем отличаются)

                                   Март

Неживая природа

1.Обратить внимание на первые признаки весны.

2.Продолжать наблюдать за сосульками. Послушать капель. Почему с сосулек капает вода? Из чего они образовались?

3.Обратить внимание на яркую голубизну весеннего неба.

4.Рассмотреть снег, отметить, что он стал рыхлый, темный. Постройки из снега оседают и исчезают. Отчего это происходит? Куда делся снег?

5.В конце месяца отметить появление проталин, луж, ручейков. Предложить пустить по ручейку лодочки, наблюдать, как они движутся по воде.

6.Обратить внимание на увеличение продолжительности дня: утром, когда идем в садик,- светло, а вечером позже темнеет.

Растительный мир

1.В конце месяца показать детям появившуюся зеленую траву, найти еще места, где она проросла.

2.Вносить в группу веточки деревьев, кустарников, которые дети нашли на участке. Наблюдать за появлением листочков, сравнивать их. Почему в комнате листочки распускаются быстрее?

3.Обратить внимание на зацветающие комнатные растения: бальзамин, герань, бегонию. Объяснить, что с наступлением весны и комнатные растения начинают лучше расти, зацветают.

Животный мир

1.Наблюдать за оживленным поведением птиц: громко чирикают, каркают, звонко поют синички, предложить подражать голосам птиц.

2.Посмотреть, как птицы ищут что-то на проталинах. Что они ищут?

3.Наблюдать за грачами. Рассказать, что грач прилетает первым, начинает искать старые гнезда, строит новые.

                              Апрель

Неживая природа

1.Ежедневно наблюдать изменения в состоянии погоды (солнце припекает, становится теплее, люди меняют одежду на  более легкую).

2.Обратить внимание на снег: его стало совсем мало, только в тенистых местах. Появилось уже много луж, ручейков. Почему на участке много воды?

3.Обратить внимание на почву: она мокрая, липнет к обуви, вся пропитана талой водой.

4.Обратить внимание на небо, рассмотреть с детьми облака.

        

Растительный мир

1.Обратить внимание на появление травы, ее становится больше.

2.Найти на территории детского сада места, где появилась мать - и - мачеха. Рассказать детям, что эти цветы распускаются в солнечную погоду, а в пасмурную стоят закрытыми.

3.Рассмотреть цветущие деревья.

4.Рассмотреть набухающие почки у тополя, березы, сирени, где быстрее распустятся листочки.

5.Наблюдать за появлением на клумбе ростков многолетних растений.

Животный мир

1.Повесить на участок скворечник, наблюдать, когда прилетит к нему скворец, следить за его поведением.

2.Наблюдать за повадками воробьев – купаются в лужах, весело щебечут, дерутся.

3.Обратить внимание на появление жуков. Осторожно рассмотреть божью коровку, солдатика: найти головку, усики, ножки. Сколько их? Наблюдать, как ползает, поднимает и разворачивает крылья перед полетом.

4.Рассмотреть появившихся бабочек. Сравнить их по окраске; отметить, как летают, складывают крылышки, когда садятся. Предложить полетать как бабочки.

                                   Май

Неживая природа

1.Ежедневно отмечать состояние погоды.

2.Понаблюдать за солнцем в полдень: поднимается высоко, припекает, становится жарко.

3.Наблюдатьза весенним дождем (темная туча застилает небо, начинается ливень, часто гремят грозы)

4.Обращать внимание на форму облаков.

5.Отмечать состояние почвы, песка: после дождя они мокрые, образуются лужи; появляется солнце, все высыхает, песок становится рассыпчатым.

6.Предложить детям игры с песком и природным материалом.

Растительный мир

1.Отметить появление листьев на всех деревьях, кустарниках, сравнить листья клена, березы, тополя, липы.

2.Рассматривание цветущих деревьев и кустарников: вишни, яблони, сирени, шиповника, черемухи.

3.Привлечь детей к посадке лука на грядке, семян гороха, редиса, к уходу за грядками.

4.Отметить появление цветков и новых листьев у высаженных на клумбы растений.

5.Рассмотреть и сравнить появившиеся всходы гороха, редиса, свеклы, моркови, лука.

6.Наблюдение за развитием растений в «Уголке природы»: появились цветы, молодые побеги, проследить за их пересадкой.

7.Рассмотреть одуванчики, полюбоваться полянкой.

Животный мир

1.Продолжать наблюдение за птицами: послушать пение скворцов, ласточек, синиц, проследить за их полетом.

2.Рассматривание жуков, бабочек: проследить, как ползают, летают, машут крыльями, садятся на цветы.

3.Наблюдение за лягушкой: рассмотреть ее внешний вид, окраску, как передвигается.

                                  Лето

Неживая природа

1.Продолжать наблюдать погоду. Обращать внимание на солнце, ветер, осадки.

2.Отметить, что солнце летом сильно греет – становится жарко.

3.Организовать игры с водой, песком (выносить камушки, ракушки, бассейны, тазики, мелкие игрушки). Закреплять знания о свойствах воды.

4.В конце лета уточнить общие представления о летних явлениях.

Растительный мир

1.Экскурсия на луг. Обратить внимание на красоту растительного мира: среди травы много цветов. Воспитывать бережное отношение к растениям ( не рвать больших букетов, учить любоваться ими в природе).

2.Экскурсия в лес: рассмотреть деревья, учить узнавать ель, сосну, березу, клен, рябину, сравнить их листья.

3.Проследить за одуванчиком – когда открываются и появляются пушинки с прикрепленными к ним плодами (объяснить, что это – семена одуванчика, они разлетаются в разные стороны, куда упадет- на том месте вырастет одуванчик ). Познакомить с лесными грибами.

4.Наблюдать за ростом и развитием цветов на клумбе.

Животный мир

1.Рассматривание разноцветных бабочек: осторожно наблюдать, как они порхают, отметить расцветку крыльев.

2.Рассматривание кузнечиков, стрекоз, сравнивание их с другими насекомыми.

3.Экскурсия на водоем: обратить внимание на появление мелких рыбок.

4.Наблюдат, как плавают лягушата, рассмотреть их внешний вид.

5.Послушать в лесу звонкое пение птиц (кукушки, синицы, сороки).

                                        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по экологическому воспитанию для детей с ОНР в стршей группе

Перспективный план работы на учебный год по экологическому воспитанию для детей с ОНР в старшей группе...

Перспективный план по экологическому воспитанию.

Перспективный план по экологическому воспитанию....

перспективный план по экологическому воспитанию (средняя группа)

Перспективный план по экологическому воспитанию в средней группе  Тема занятийЦель и задачи наблюденийФормы работы СЕНТЯБРЬ1.Во саду ли, в огороде2. В хороводе деревьев3. "Зелён...

Перспективный план по экологическому воспитанию для 2 младшей группы

Перспективный план по экологическому воспитанию с использованием художественного слова....

Перспективный план по экологическому воспитанию в старшей и подготовительной к школе группе

Уважаемые коллеги ДОУ! Предлагаю вашему вниманию перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому  воспитанию....