Конспект занятия "Зимовье зверей"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект занятия с детьми старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zimove_zverey.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Зимовье зверей».

Программное содержание.

  1. Закреплять знания детей о характерных изменениях в природе зимой.
  2. Развивать представления детей о приспособленности животных к условиям жизни зимой, которое проявляется во внешнем виде животных и особенностях их жизнедеятельности (питание, движение, способах добывания пищи, защита от врагов, выращивании потомства).
  3. Воспитывать интерес к повадкам зверей.

Методы и приемы: сюрпризный момент, вопрос, объяснение, иллюстрационный материал, проблемная ситуация, метод моделирования, физкультминутка.

Связи с другими видами деятельности:

  1. Лепка «Зайчик с морковкой».
  2. Рисование «Ежи».
  3. Развитие речи «Составление описательных рассказов о животных».
  4. Сюжетное физкультурное занятие «В лес на новогоднюю елку».

Предварительная работа.

  1. Рассматривание картин из серии «Дикие животные зимой».
  2. Чтение художественной литературы: Е.Чарушин «Про зайчат», В.Танасийчук «Почему белые медведи не живут в лесу», «Невидимые весы.
  3. Рассматривание картин из серии «Домашние животные» (коза, собака, кошка, корова).

Словарная работа: подшерсток, кладовочка, копыта, хищники.

Материал. Сюжетные картинки из серии «Дикие животные зимой», картины из серии из сери «Домашние животные», модели «Животные», «Потребность к добыванию пищи», «Развитие животных».

                       Ход занятия.

 Деятельность педагога

Предполагаемые ответы детей

 В группу к детям приходит инопланетянин Чуча.

Чуча. Ребята, сегодня я вам снова принес фотографии, только уже другие. Я всегда, когда летаю на своей космической тарелке, беру с собой фотоаппарат, вот я и фотографирую все. На нашей планете нет таких существ.

(Чуча отдает «фотографии» воспитателю)

В-ль. Ребята, давайте посмотрим и, если сможем, поможем Чуче.

В-ль (Называет, кто изображен на «Фотографиях»). Волк, медведь, еж, лиса, белка, заяц, лось, собака, кошка, корова, коза, как можно их назвать одним словом?

Чуча. Я вспомнил, это кусты.

Чуча. Почему вы так решили?

 (Работа с моделью «Животные»)

В-ль. Ребята, разберите картинки и разложите их на два стола: на первый стол положите картинки с изображением домашних животных, на другой стол – картинки с изображением диких животных.

 (Дети выполняют задание)

Чуча. Ребята, а почему они так называются – дикие и домашние?

  (Модель «Как человек заботится о домашних животных»).

Чуча. Ребята, а домашние животные могут жить в лесу?

В-ль. Ребята, скажите, какое время года сейчас?

В-ль. Что изменилось в природе с приходом зимы?

Чуча. Как же животные живут в лесу? Бр-р-р, холодно.

В-ль. Ребята, мы уже несколько раз говорили, что в природе взаимосвязано. Все животные приспособлены к жизни в суровых условиях зимы. Расскажите Чуче, как они приспособились к холоду, к снегу, к морозам.

Чуча. Медведь такой большой и спит?

Чуча. А как другие животные зимуют?

Чуча. А это что за животное?

Чуча. А про волка и лису я все знаю. Я читал. Лиса и волк – хищники, питаются мясом других животных, которых добывают самостоятельно. Их боятся все мелкие животные: зайцы, мыши, белки. Волк крупнее лисы, очень вынослив, может нападать на больших животных (лось, олень). Зимой хищникам голодно, они подходят к жилищу человека, нападают на домашних животных. Зимой волки собираются в стаи, вместе охотятся по ночам, а днем спят в чаще леса на снегу. Все хищники приспособились к добыванию пищи.

   (Модель «Приспособленность к добыванию пищи»).

Чуча. У них чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, окраска шерсти помогает им маскироваться, быть незаметными, у них есть хвосты, которые помогают им во время движения, сильные быстрые ноги.

В-ль. Да, ребята, Чуча рассказал много нового о волке и лисе. А сейчас немного отдохнем и поиграем.

Подвижная игра «У медведя во бору…»

Чуча. Я слышал, что у медведицы зимой в берлоге появляются маленькие медвежата.

  (Модель «Развитие животных»)

Чуча. А кто из домашних животных спит всю зиму?

В-ль. Человек утепляет на зиму дворы, сараи для животных, запасает корма.

Чуча. Что же они едят?

В-ль. Теперь ты понял, Чуча, что все животные приспособились к холодным условиям зимы: дикие животные сами могут о себе позаботиться, а о домашних заботится человек.

Чуча. Да, ребята, спасибо за рассказ о животных. С каждым приходом к вам я узнаю все больше и больше нового и интересного.

Нет, Чуча, это животные.

Дикие, потому что живут в дикой природе, в лесу, сами находят себе пищу, строят себе жилье. Домашние, потому что живут с человеком, не боятся его, используются им в хозяйстве (молоко, шерсть, мясо, собака – сторож, кошка ловит мышей и т.д.); человек заботится о них: кормит, поит, чистит стоила, лечит.

Нет они не могут жить в лесу: не могут строить себе жилище, добывать  пищу, не могут хорошо защитить себя от врагов.

Сейчас -  зима.

Деревья и кусты стоят голые, земля покрыта снегом, дуют холодные ветры, день стал короче, а ночь – длиннее.

Медведь и еж накапливают много жира за лето и осень и спокойно спят всю зиму в берлоге или укромном уголочке.

Медведь питается ягодами, медом, рыбой, кореньями, травой.  Ежик питается мышами, змеями. Зимой этим животным трудно добывать пищу, поэтому они вынуждены спать.

Белка запасла себе в кладовочке еды: насушила грибов, заготовила орехов, желудей, шишек и спокойно зимует в дупле. Она поменяла рыжую шубку на серую густую. У нее острые когти, пушистый хвост, может легко лазать по деревьям, делать большие прыжки.                              Заяц - поменял серую шубку на белую, чтобы на снегу быть незаметным, и подшерсток его стал более густым. Заяц обгладывает кору деревьев, отыскивает стога сена. У него острые зубы, длинные задние ноги, может быстро скакать, петлять, затаиваться, запутывать следы.

Это лось. Он очень крупный, высокий, имеет длинные ноги, сильные копыта, питается ветками деревьев, легко ходит по глубокому снегу, может быстро бежать, ударять копытом.

Большинство животных выводят потомство весной и летом. Медведь единственное такое крупное  животное в дикой природе, у которого медвежата появляются зимой.

Домашние животные не впадают в спячку, хотя их шерсть тоже становится с густым подшерстком, более теплой и длинной.

Лошади – любят овес, сено. Коровы – любят пойло, сено, овощи. Козы и овцы тоже едят, как и коровы, овощи, сено, пойло. А поросята едят все, особенно они любят пищевые отходы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект НОД «Звери в лесу» + мультимедийная презентация

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию интонационно- просодических компонентов речи  и коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.(в рамках изучения лексической темы «Дикие животные ...

конспект занятия "Звери и птицы весмной"

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР старшего возраста...

Конспект "Как звери готовятся к зиме"

Конспект НОД в младшей группе...

Конспект""Дикие звери"

конспект в младшей группе на тему "ЛЕСНЫЕ ЗВЕРИ"...

Конспект занятия "Звери Зимой"

quot;Звери зимой"Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о диких животных. Образовательные задачи:1.Формировать представление о внешнем виде, образе жизни и повадках дик...