Открытое занятие по экологическому воспитанию."Зимушка-зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лопатина Елена Николаевна

Программное содержание. Уточнить и конкретизировать представления детей о характерных признаках зимы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие по экологическому воспитанию  с детьми старшей группы.

« Зимушка зима».

Цель:

Уточнить и конкретизировать представления детей о характерных признаках зимы ( самые короткие дни и самые длинные ночи, много снега, водоёмы покрыты льдом, деревья  стоя голы; изменение образа жизни животных, птиц, насекомых) ; учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе; познакомить детей с образом русской зимы, переданным в различных произведениях  искусства ( в поэзии, музыке, декоративно прикладных видах искусства),  вызвать чувство любви  к родной природе; подвести к пониманию жанрового изобразительного искусства, умение определять характер произведения; воспитывать эстетическое отношение к природе.

Предварительная работа:

Наблюдение за природой; отгадывание загадок о зиме; чтение « Зима! Крестьянин, торжествуя» А.С  Пушкина,  « Мороз – воевода» Н. А. Некрасова; потешек о зиме; прослушивание  музыкальных произведений  П. И. Чайковского.

Материал:

Кокошники из картона, кушаки из ткани, аппликативные формы из фольги; краски, кисти, клей, музыкальные записи.

Словарная работа: величавая, великолепная.

 

Ход занятия:

Отгадывание загадки

Как по небу с севера

Плыла лебедь серая,

Вниз кидала, сыпала

На поля – озёрушки

Белый  пух для пёрышки. ( Снеговое облако)

Беседа о характерных признаках зимы, происхождении и свойствах снега.

Декабрь год кончает, зиму начинает. Свежевыпавший снег придаёт всему миру праздничность; белые дорожки, обсыпанный первым снегом кустарник, припорошенные скамейки.

С севера подул студёный ветер, неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю снежинки одна красивее другой; вот цветок с шестью лепестками, вот звёздочка с шестью лучами, вот тончайшая пластинка с шестью гранями.

Маленькие льдинки в высоком небе – это замёршиё водяной пар. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звёзды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются  в плотные круглые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья.

Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что  между снежинками содержится много воздуха. Хрустит снег оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звёздочки и лучи. Идёт зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным. А тут ещё пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели  ударит мороз, то на снегу образуется твёрдая корочка. Она называется настом. В такое время многим животным  тяжело передвигаться по снегу и добывать корм.

Лоси, олени и козы острой коркой снега режут ноги, с трудом  выкапывают из под наста мох и листья.  Зато зайчишке раздолье. Он и по рыхлому снегу  ходит, как в валенках, и почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету, и никто не может за ним угнаться.

 Отгадывание загадок, чтение народных  потешек.

Кто, угадай-ка,

Седая хозяйка?

Тряхнёт перинки

Над миром пушинки!

( Зима)

Он вошёл – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал,

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес

( Мороз) 

 

Чтение стихотворения Н. А Некрасова « Не ветер бушует над бором»

Оценка детьми изображённой картины зимней природы.

Музыкальная пауза

Прослушивание отрывка из произведения П. И Чайковского « На тройке», « Зимней песенки»

Художественное творчество

Изображение русской зимы в рисунках. Рисование и наклеивание узоров на кокошники, кушаки.

Пляска – импровизация под русскую народную мелодию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по теме: «Эх, зимушка-зима!» для детей подготовительной группы с коментариями

Восприятие  (слушание) музыки – один  из  наиболее  развивающих  и  в  то  же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают сам...

НОД (открытое занятие в старшей группе) "Зимушка-зима" (нетрадиционное рисование манной крупой)

В данном интегрированном занятии рассматривается новый для малышей способ нетрадиционного рисования манной крупой. К этому же занятию подготовлена презентация "Зима в картинах русских художников"...

Конспект открытого занятия по развитию речи "Зимушка-зима"

Предлагаю вам конспект открытого интегрированного занятия для детей подготовительной группы....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Зимушка — зима».

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Зимушка — зима»....

Открытое занятие по экологии Тема: «Зимушка зима»

Открытое   занятие   по   экологииТема: «Зимушка зима»...