В гостях у льдинки, паринки и капельки.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

 

Цель: совершенствовать представления детей о воде.

Задачи:

образовательные:

- познакомить детей со следующими свойствами воды: вода не имеет собственной формы,   вода одни предметы растворяет, а другие – нет;

- закрепить знания детей об известных свойствах воды: вода бывает разной температуры, вода прозрачна, не имеет вкуса и запаха, вода испаряется, существует три состояния воды, вода течет, она – жидкость;

- формировать умение самостоятельно проводить опыты, размышлять, обобщать результаты.

развивающие:

- развивать у детей наблюдательность, мышление, кругозор, речь, любознательность, изобретательность, познавательную активность в процессе экспериментирования;

- активизировать и обогащать словарь детей по теме занятия;

- продолжать формировать умение детей отвечать полным ответом;

- развивать умение делать выводы, умозаключения.

воспитательные:

- прививать бережное отношение к природе;

- развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою точку зрения;

- воспитывать аккуратность при работе с водой, осторожность;

- Воспитывать экологическую культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyakh_u_ldinki_parinki_i_kapeliki.docx32.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка-детский сад «Счастливое детство»

КОНСПЕКТ НОД

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«В ГОСТЯХ У ЛЬДИНКИ, ПАРИНКИ И КАПЕЛЬКИ»

Выполнила воспитатель

Фролова Елена Михайловна

Клычева Евгения Анатольевна

п. Шуберское, 2013 год

«В гостях у Льдинки, Паринки и Капельки».

Цель: совершенствовать представления детей о воде.

Задачи:

образовательные:

- познакомить детей со следующими свойствами воды: вода не имеет собственной формы,   вода одни предметы растворяет, а другие – нет;

- закрепить знания детей об известных свойствах воды: вода бывает разной температуры, вода прозрачна, не имеет вкуса и запаха, вода испаряется, существует три состояния воды, вода течет, она – жидкость;

- формировать умение самостоятельно проводить опыты, размышлять, обобщать результаты.

развивающие:

- развивать у детей наблюдательность, мышление, кругозор, речь, любознательность, изобретательность, познавательную активность в процессе экспериментирования;

- активизировать и обогащать словарь детей по теме занятия;

- продолжать формировать умение детей отвечать полным ответом;

- развивать умение делать выводы, умозаключения.

воспитательные:

- прививать бережное отношение к природе;

- развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою точку зрения;

- воспитывать аккуратность при работе с водой, осторожность;

- Воспитывать экологическую культуру.

Реализация образовательных областей: познание, труд, коммуникация, социализация, здоровье, безопасность, физическая культура, музыка.

Приемы:

1. Игровые;

2. Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.

Материалы: календарь природы, маркер ,мяч прозрачные стаканчики, емкости разной формы,  кисточки,  салфетки, губки, полиэтилен, ткань, тетради по опытно - эксперементальной деятельности, простые карандаши, фартуки на каждого ребенка,  чайные ложечки, по две формочки для заморозки льда, цветные бусинки,  баночки с гуашью на каждого ребенка, зеркальце, термос с горячей водой; мультимедийная установка (ноутбук, проектор, экран),  аудиозаписи мелодий.

Ход занятия

Звучит музыка, заходят дети

Воспитатель. Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

А сейчас мы с вами успокоимся и настроимся на путешествие в мир знаний. Закройте глаза и представьте: ярко светит солнце, дует легкий ветерок, мы вдыхаем его свежий воздух. Нам хорошо и приятно, мы хотим жить в мире с природой. (Играет музыка, звуки природы).

Успокоились? Молодцы, открываем глазки.

А сейчас послушайте загадку и скажите мне отгадку:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Как, это время года зовется?

Дети: Это время года называется осень.

Воспитатель: А как вы думаете о какой осени идет речь в загадке о ранней или о поздней?

Дети: В загадке говорится о ранней осени.

Воспитатель: Ребята, а ранняя осень какая?

Дети: Ранняя осень богатая урожаем;

Ранняя осень красивая;

Ранняя осень золотая;

Ранняя осень теплая.

Воспитатель: А послушайте еще одну загадку:

        Все мрачней лицо природы:

        Почернели огороды,

        Оголяются леса,

        Молкнут птичьи голоса.

А здесь о какой осени идет речь?

Дети: Эта загадка о поздней осени.

Воспитатель: Поздняя осень какая?

Дети: Поздняя осень дождливая;

Поздняя осень холодная;

Поздняя осень скромная;

Поздняя осень неприметная;

Поздняя осень грустная.

Воспитатель: А сейчас у нас какая осень поздняя или ранняя?

Дети: Сейчас на улице поздняя осень.

Воспитатель: Ребята, а мы знаем, как называются осенние месяцы.

Дети: Да, сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: А какой у нас идет осенний месяц?

Дети: Сейчас идет ноябрь.

Воспитатель: Ребята, мы говорили ранняя осень, поздняя осень, а как мы узнали, что наступила осень?

Дети: Мы знаем приметы осени.

Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру «Поймай мяч, назови примету».

Дети:

  • Осенью на улице стало холодно;
  • Осенью дни стали короче;
  • Осенью солнышко не греет;
  • Осенью дует холодный ветер;
  • Осенью часто идет дождь;
  • Осенью люди стали одеваться теплее;
  • Осенью птицы улетают в теплые края.

Воспитатель: Ребята, давайте понаблюдаем за погодой из окна и отметим наблюдения в календаре природы. Какая сегодня погода?

Дети: Пасмурная/ясная.

Воспитатель: Почему вы так считаете.

Дети: (Не) светит солнце.

Воспитатель: Есть ли на улице ветер? Какой? А как вы догадались?

Дети: Качаются деревья.

Воспитатель: А как называется прибор, с помощью которого определяют направление ветра?

Дети: Флюгер.

Воспитатель: Что вы можете сказать про осадки?

Дети: Сегодня (не) идет снег/дождь.

Воспитатель: Соответствует сегодняшняя погода поздней осени?

Дети: Эта погода соответствует поздней осени.

Раздается звук сообщения. На экране появляется сообщение.

Воспитатель: Ребята, посмотрите нам с вами пришло письмо. Давайте посмотрим от кого оно.

«Здравствуйте ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом ударил сильный мороз, вторая превратилась в красивую льдинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. льдинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и «паринке» родных сестер. Ребята, помогите! Докажите что мы – льдинка, капелька и паринка – родные сестры!»

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь капелькам помириться и доказать что снежинка, паринка и капелька родные сестры?

Дети: Да!

Воспитатель: тогда нам нужно исследовать свойства воды. А для этого мы должны пойти в гости в лабораторию к Фее Наук.

        Но прежде чем отправимся в путь давайте вспомним как нужно вести себя в гостях.

Дети:

  • В гостях нельзя шуметь;
  • В гостях нужно быть вежливым;
  • В гостях нужно быть внимательным и добрым;
  • В гостях нужно быть послушным

Воспитатель: Ну что же, отправляемся! Закройте глазки и повторяйте за мной:

        По волшебному пути

        В лабораторию можем мы войти.

        Музыка сейчас раздастся

        В лабораторию попасть нам удастся.

Фея: Здравствуйте, ребята! Я добрая Фея Наук. Как я рада видеть вас у себя в лаборатории.

Воспитатель: Здравствуй. Фея Наук. Мы пришли к тебе за помощью. Помоги нам помирить родных сестричек Льдинку, Паринку и Капельку.

Фея: Хорошо ребята, в моей лаборатории происходит много удивительных чудес. И эти чудеса мы будем творить вместе с вами. Предлагаю вам побыть моими помощниками. Согласны?

Дети: Да!

Фея: Сейчас я до каждого коснусь волшебной палочкой и вы все превратитесь в волшебников.

        Ну вот теперь вы мои помощники. Проходим к столу, одеваем фартуки, присаживаемся за стол и послушайте:

        Наши глазки внимательно смотрят,

        Наши ушки внимательно слушают,

Наши ножки нам не мешают,

Наши ручки нам помогают.

Чтобы помирить наших сестричек мы должны поближе с ними познакомиться. Давайте познакомимся с первой сестричкой – Капелькой.

Фея: ребята, что в стаканчике?

 Дети: В стаканчике налита вода.

Фея: Правильно, капельки воды, вода. Давайте поближе познакомимся с ней. Какая она? Давайте понюхаем сначала чем пахнет вода?

Дети: Вода ничем не пахнет.

Фея: Вода не имеет запаха. А как вы думаете вода имеет вкус? Давайте попробуем, имеет она вкус?

Дети: Вода не имеет вкуса.

Фея: Правильно. А как вы думаете если в воду добавить сахар, какой будет вода?

Дети: Если в воду добавит сахар, то она будет сладкой.

Фея: А если добавить соль?

Дети: Если в воду добавит соль, то она будет соленой.

Фея: А если добавить лимон?

Дети: Если в воду добавит лимон, то она будет кислой.

Фея: Молодцы. Какой вывод можно сделать?

Дети: Чистая вода не имеет вкуса, а вода с различными добавками имеет определенный вкус.

Фея: Посмотрите, на столе лежат предметы. Какой они формы?

Дети: Круглой и квадратной.

Фея: А имеет ли форму вода?

Дети: Да/нет.        

Фея: Давайте не будем гадать, а приступим к нашему исследованию.

        Для этого возьмем узкую баночку наполним ее водой. Ребята, как вы думаете если мы перельем эту воду в широкую баночку вода сохранит свою форму или примет форму того сосуда в который будет налита?

Дети: Форма воды изменится.

Фея: Правильно, форма, которую принимает вода, все время изменяется. Какой можно сделать вывод?

Дети: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Воспитатель: Вода – это жидкость. Вспомните, ребята, лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля становится какая?

Дети: Земля становится мокрая, влажная.

Фея: Правильно, молодцы.

А сейчас мы с вами отдохнем, выйдем из-за стола и встанем в круг.

(Физкультминутка)

К речке быстро мы спустились, (шаги на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)

Одной – другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправились домой.

Молодцы, садимся обратно за столы.

Ребята, давайте продолжим наше исследование. Когда мы переливали воду у нас вода пролилась на столы, нужно ее убрать. У вас на столе лежат предметы, рассмотрите их и попробуйте вытереть воду. А затем в тетради по экспериментальной деятельности отметим какие предметы впитывают воду.

(Дети пробуют вытереть воду)

Фея: А теперь давайте с вами достанем тетради и отметим наши наблюдения. Посмотрите на картинку, где изображены разные предметы и поставьте в квадратике «+», если впитывает и «-», если нет.

А теперь ребята посмотрите на картинку, где вода налита в посуду разной формы и поставьте в квадратике «+», если вода меняет форму, и «-», если не меняет. Какой знак мы поставим?

(Дети выполняют работу в тетрадях).

Фея: А как вы думаете, если мы сейчас перельем немножко водички в эту формочку и положим в холодильник, там, где холодно, что с ней будет, как вы думаете?

Дети: Вода превратится в лед.

Фея: Совершенно верно, она замерзнет. Хотите проверить?

Дети: Да!

Фея: Посмотрите, я налью немножко водички в формочки, а вы бросите в каждую бусинку, поставим на поднос, а Елена Михайловна унесет их и поставит в холодильник. Когда пройдет немного времени, она принесет их обратно, и мы с вами увидим, что же с ней произойдет.

(Елена Михайловна относит формочки с водой)

Фея: А сейчас давайте с вами отдохнем.

        Физкультминутка

                Туча по небу гуляет. (руки зажаты в кулачки)

                Туча громко громыхала, (стучат кулачок о кулачок)

                Вдруг из тучи дождь полил (стучат пальчиками о парту)

                Наши ножки промочил. (гладят ноги)

                Мы под дождиком ходили (ходьба на месте сидя)

                Свои зонтики раскрыли. (руки вверх)

Фея: А кто скажет, какого цвета вода?

Дети: У воды нет цвета.

Фея: Правильно. Давайте проведем с вами опыт. Посмотрите, если мы оставим в стаканчик ложечку, ее видно?

Дети: Да.

Фея: Совершенно верно. Какой мы можем сделать вывод?

Дети: Вода не имеет цвета, она прозрачная.

Фея: А может ли вода изменить свой цвет?

Дети: Может, если в нее добавить краску.

Фея: Давайте покрасим водичку в разные цвета.

(Дети размешивают краску в воде).

Фея: Ой, какие разноцветные стаканчики получились. Почему у тебя желтая вода?

Дети: Потому что добавил желтую краску.

Фея: На какой сок она похожа?

Дети: На лимонный.

Фея: А у тебя водичка красная, на какой сок она похожа?

Дети: На томатный.

Фея: Давайте с вами отметим в тетради наши наблюдения и поставим «+», если вода прозрачная, и минус, «-», если имеет цвет.

(Дети выполняют задания в тетрадях по экспериментированию)

Почему мы поставили «+»?

Дети: Потому что вода в чистом виде бесцветна.

Фея: Вот так, Капелька, мы теперь много о тебе знаем.

Фея: Ну вот пришло время познакомиться нам с второй сестричкой – Паринкой.

Давайте пройдем к этому столу.

(Дети встают и проходят к столу, там стоит трехлитровая банка)

Ребята, а какой станет вода, если ее нагреть?

Дети: Горячей.

Фея: Правильно. Вот здесь, в термосе у меня есть горячая вода. Хотите посмотреть? Ребята я вам покажу ее если мы будем соблюдать правила безопасности. Горячая вода – опасна для нас с вами. Кто скажет, чем же опасна вода?

Дети: Горячей водой можно обжечься.

Фея: Правильно, если неаккуратно обращаться с ней, и пролить ее, она может попасть на кожу и очень сильно обжечь. Поэтому с горячей водой нужно быть очень осторожным.

(Фея наливает горячую воду в банку).  

Фея: Посмотрите, что вы видите?

Дети: Идет пар.

Фея: Совершенно верно. Пар — это газообразная вода. Какой он?

Дети: Пар легкий и воздушный.

Фея: А вы знаете откуда взялся пар?

Дети: Нет.

Фея: Ребята, вода – волшебница, когда ее нагревают – она превращается в пар. А если обратно охладить, он снова превратится в воду. Смотрите, я сейчас положу на горлышко зеркальце. Пар поднимется вверх, остывает и на зеркальце нашем что появилось?  

Дети: Капельки воды.

Фея: Правильно. Пар снова превратился в воду. Действительно, Капелька и Паринка – сестрички. У них мама вода.

Фея: Ну вот мы и познакомились со второй сестричкой.

А теперь пришло время познакомиться с третьей сестричкой – Льдинкой. Вернемся обратно за столики.

(Дети садятся за столики)

Посмотрите, Елена Михайловна уже принесла на формочки. Давайте посмотрим, во что превратились наши капельки воды.

Дети: Капельки воды превратились в  лед.

Фея: Совершенно верно. Давайте рассмотрим их. Какого они цвета?

Дети: Льдинки прозрачные.

Фея: Правильно, лед прозрачный, потому что лед — это  вода, а вода тоже не имеет цвета. Внутри видно бусинку. Давайте с вами возьмем ложечку и постучим по льдинкам. Какие они? Твердые или мягкие?

Дети: Льдинки твердые.

Фея: Правильно. Ребята, внутри льда бусинки. Как же нам достать их?

Дети: Нужно растопить льдинки.

Фея: Правильно. Давайте возьмем их в руки, согреем льдинки своим дыханием. Что же произошло с льдинками?

Дети: Они стали таять.

Фея: Правильно. А во что они превратились?

Дети: Обратно в воду.

Фея: Возьмите салфетки и вытрите ваши ручки. Вот такая вода волшебница!

Ну вот, ребята, мы выяснили, что Льдинка – третья сестричка – это замерзшая вода.

Фея: Вот мы с вами доказали, что Капелька, Паринка и Льдинка – родные сестрички! А почему?

Дети: Потому что все это – ВОДА!

Фея: Все они равны, и им не стоит ссориться. У них одна мамочка – Вода.

Вода самое удивительное вещество! Она настоящая волшебница! Во что она умеет превращаться? Давайте послушаем стихотворение:

        Коль зимою прыгнул с вышки,

        То набьешь, конечно, шишки.

        Знать, тверда была вода,

        Ты ответишь без труда.

                Ну а если прыгнуть в воду

                В очень теплую погоду

                Будешь мокрый ты до нитки –

                Летом лед бывает жидким.

Зачерпнем воды у речки

И поставим греть у печке,

Пар заполнит весь наш дом,

А воды мы не найдем.

        И вода, и лед, и пар –

Скажем вам и млад, и стар –

Это все-таки вода,

Ты запомни навсегда.

Фея: Ну вот, ребята, мы с вами помирили наших сестричек Льдинку, Паринку и Капельку, доказали им что они родные сестрички и им не стоит ссориться,.

Воспитатель: Спасибо тебе, добрая Фея Наук. нам пора возвращаться в детский сад.

Ребята, закрывайте глаза и повторяйте за мной:

Раз, два, три

        Фея в садик нас верни!

Ну вот мы снова в садике.

Воспитатель: Что нового вы узнали сегодня?

Дети: Мы узнали что:

  • Вода не имеет формы;
  • Вода не имеет запаха;
  • Вода не имеет вкуса;

Воспитатель: Вода – это что?

Дети: Жидкость.

Воспитатель: Что можно делать с водой?

Дети: Наливать, переливать.

Воспитатель: А во что может превращаться вода?

Дети: В лед, пар.

Воспитатель: А когда вода превращается в лед?

Дети: Зимой в мороз.

Воспитатель: А в пар?

Дети: Летом, в сильную жару.

Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Вода добрый друг и помощник человека. И без воды невозможно жить на земле, поэтому воду нужно беречь и охранять.

На этом наше путешествие в страну знаний сегодня законченно, мы с вами узнали очень много нового и интересного. Вы у меня молодцы, и вам приготовила сюрприз! Сладкие конфеты-сосульки которые мы с вами скушаем в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий детско - родительского зимнего праздника " В гости к льдинке"

Разработка сценария зимнего развлечения с привлечением родителей.  Поможет инструкторам по физическому воспитанию, начинающим и опытным воспитателям организовать настоящий праздник  в Дни пр...

В гости к льдинке и снежинке

Цель: совершенствовать навыки ходьбы на лыжах, метания в горизонтальную цель, развивать ловкость и функцию равновесия, воспитывать интерес к зимним спортивным упражнениям....

Напольная познавательная ширма "Осень в гости к нам пришла" (листопад, капелька, одежда по погоде, птицы)

Задачи: систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (лист опад, дожди, снижение температуры воздуха, одежда по погоде). Закрепитиь знания детей о зимующих птицах (чем питаются). Обога...

Утренняя гимнастика «Льдинка, льдинка скоро май…»

Утренняя гимнастика «Льдинка, льдинка скоро май…»...

Окрытое занятие по Познанию (ознакомление с миром природы):проведение познавательно-исследовательской деятельности во II младшей группе с детьми 3-4 лет (свойства льда). Тема: «Принцесса льдинка в гостях у малышей».

Цель: Формирование знаний о свойствах льда и навыков исследовательской деятельности. Задачи: Расширять знания детей о времени года – зима, зимних явлениях природы. Знакомить детей со с...