Главные вкладки

    План работы по экспериментальной деятельности дошкольников 4-5 лет. Наработки и подборка материалов по данному плану.
    методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

    План разработан для средней группы детского сада по теме проекта "Знайка" . Этот проект по экспериментальной деятельности в ДОУ  разрабатывался на 2013-2014 гг и был успешно опробирован в нашей группе.

    Отчет по конкурсу "Игрушка-самоделка" составлен психологом нашего ДОУ.

    Некоторые материалы, которые использовались в работе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План работы на 2013-2014 гг по теме проекта по экспериментальной деятельности дошкольников

    «Развитие познавательной мотивации детей дошкольного возраста средствами проектно-исследовательской деятельности».

    МЕСЯЦ

    РАБОТА В ГРУППЕ

    РАБОТА НА САД

    РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

    сентябрь

    Составление плана на год.

    Создание предметно-развивающей среды в группе.

    Знакомство с темой самообразования.

    октябрь

    Свойства воды.

    Работа в уголке экспериментирования.

    ноябрь

    Закрепление знаний о свойствах воды.

    Проект «Вода».

    Группы №10;4

    Семейная гостиная «Исследуя, развиваемся».

    декабрь

    Свойства воздуха.

    Газета-коллективная работа «Воздух».

    Группа №8 (2 з.)

    Изготовление новогодней игрушки используя свойства разных материалов.

    январь

    Закрепление темы «Воздух».

    Проект «Воздух».

    Группа №6 (2 з.)

    Опыты дома.

    Оказание методической помощи.

    февраль

    Свойства магнита.

    Группа №1

    Игра с родителями «Следопыт».

    март

    Живая и неживая природа.

    Свойства материалов.

    Группа №10;4

    апрель

    Малышам о звёздах и планетах.

    Творческая гостиная «Расскажи мне о звёздах и планетах».

    май

    Свойства почвы и разнообразие почвенного покрова.

    Подведение итогов и закрепление пройденного материала.

    Группа №1

    Круглый стол «Что можно исследовать летом».



    Предварительный просмотр:

    Конкурс творческий работ детей среднего возраста группы №2

    ФИ ребенка

    Критерии

    Примечания

    Оценка/ номинация

    Описательный рассказ

    Кол-во

    использованного

    материала

    Эстетичность

    Общее кол-во работ

    Сложность / необычность работы

    1

    Лиза

    +

    7 шт. - пластик, цв. бумага и картон, клей, скрепки, камушки, перья.

    + («Робот»)

    2 работы: «Бинокль» и «Робот»

    +

    «Робот»-пазл

    2        работы,

    3        - «+»,

    7 - исп. мат.

    1 место

    2

    Изюмова Маша

    +

    (дополнительно есть план)

    11 шт. - ткань, тесьма, нитки -мулине, бусинки, деревянные прищепки, цв. бумага, веточка -ствол дерева, цв. крашеный паралон, наклейки бумажные, камушки.

    ++

    («Стульчик», панно «Аэродром»)

    3 работы: «Кукла», «Стульчик» и панно «Аэродром»

    +

    (самолеты и

    стульчик из

    деревянных

    прищепок-

    интересно и

    необычно)

    +

    (дерево из веточки

    и цветного

    паралона)

    3 работы,

    5 - «+»,

    11-исп. мат.

    1 место

    3

    Арлекян Федя

    (ребенок отсутствовал)

    2 шт. - пластик -бутылка, цв. бумага

    +

    1 работа: «Ваза с цветами»

    - (ваза вырезана из пластиковой бутылки и в нее вставлены, в прорези, цветы из цв. бумаги)

    1 работа,

    1 - «+»,

    2-исп. мат.

    Номинация: «За участие в творческом конкурсе».

    4

    Игнатова София

    +

    9 шт. - вязаная шапка - нитки шерстяные, пух, ткань, проволка,

    ++

    («Сумка» и «Кукла»)

    2 работы: «Кукла» и «Сумочка для куклы»

    ++

    (Сложность выполнения куклы и необычное

    2 работы,

    5 — «+»,

    9-исп. мат.

    2 место

    пуговицы, бусинки, тесьма - кружево на сумке, волосы -парик, сетка -юбочка

    выполнение сумочки)

    5

    Очередько Никита

    +

    2 шт. - глина, гуашь

    + (машинка -

    яркая,

    разноцветная)

    1 работа: «Машинка»

    + (полностью самостоятельно выполненная работа)

    1        работа,
    3 - «+»,

    2        - исп. мат.

    Номинация: «За активное участие и трудолюбие»

    6

    Можарцева Соня

    +

    8 шт. - цв. бумага, краски, картон -рулон от туалетной бумаги, горох -бусинки, ткань, пластик-яйцо от «Киндер -сюрприза», палочка, веревочка.

    +

    2 работы: «Корона» и «Погремушка»

    + (необычно: корона из картона - рулон от туалетной бумаги и погремушка с горохом внутри)

    2        работы,

    3        — «+»,

    8 - исп. мат.

    3 место

    7

    Ларионов Ваня

    +/-

    (сложность в описательном рассказе)

    3 шт. - нитки для вязания, пенопласт, ленточки -тесьма

    + (пасхальные яички обвязаны нитками и выглядят-воздушно -ажурными)

    1 работа:

    «Пасхальные

    яички»

    + (таким способом можно делать безопасные и красивые игрушки на елку)

    1 работа,

    3 - «+»,

    3 - исп. мат.

    Номинация: «За оригинальность»

    8

    Соловьев Артем

    +

    6 шт. - картон, нитка -веревка, шарик-дерево, пластиковый стаканчик от йогурта, цв. бумага, гуашь)

    +(красивая и развивающая игрушка)

    1 работа: «Лягушка -попади в цель»

    + (за необычную идею и самостоятельность)

    1 работа, 3 — «+», 6-исп. мат.

    3 место


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Воздух и его свойства

    Слайд 2

    – Отгадайте загадку . Через нос проходит в грудь И обратный держит путь, Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем . (Воздух)

    Слайд 3

    Мы видим столы, стулья, стены, а за окном дома, деревья . А можно ли увидеть воздух? Мы не видим окружающего нас воздуха, н о в некоторых случаях можем его обнаружить . Вы все видели мелкие пузырьки воздуха на стенках стакана.

    Слайд 4

    Какими способами можно доказать, что воздух не пустое место? Для этого надо веером помахать перед лицом. Мы почувствуем прикосновение, хотя веер до нас не прикасался. Значит, между веером и лицом есть какое-то тело. Это воздух . Веер заставил воздух двигаться, и вы ощутили дуновение воздуха на своей щеке.

    Слайд 5

    Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом из воздуха – атмосферой .

    Слайд 6

    Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.

    Слайд 7

    Без воздуха невозможна жизнь на Земле. Без воздуха вечно царствовали бы пустота и безмолвие. Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была бы лишь безжизненным небесным телом.

    Слайд 8

    Он прозрачный невидимка, Лёгкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас.

    Слайд 9

    Летом он бывает тёплым, Веет холодом зимой, Когда иней красит стёкла И лежит на них каймой.

    Слайд 10

    Мы его не замечаем, Мы о нём не говорим. Просто мы его вдыхаем – Ведь он нам необходим.

    Слайд 11

    Свойства воздуха.

    Слайд 12

    Воздух прозрачный. Воздух бесцветный . Благодаря этим свойствам мы можем видеть всё многообразие и красоту окружающего мира.

    Слайд 13

    Чем пахнет воздух? Яблоками, если в сад пришла щедрая осень. Дымом, если поблизости горит костёр. Пирожками, когда на кухне хлопочет бабушка . Собственного запаха у воздуха нет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества.

    Слайд 14

    Воздух плохой проводник тепла . Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающее стебли и корни растений.

    Слайд 15

    Почему птицы в мороз хохлятся ? Между распушенными перьями птиц много воздуха и он не пропускает холод.

    Слайд 16

    Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха. Он не пропускает холод , и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

    Слайд 17

    Воздух сжимаем, воздух упруг . Резиновый мяч при ударе о пол, отскакивает от пола вверх. Почему? Почему шины велосипеда, машины пружинят? ( Мяч наполнен воздухом. От пола отскакивает потому, что воздух, сжатый при ударе мяча об пол, стремится расшириться и занять первоначальный объем). Значит воздух упругий. Это свойство используется в авто- и железнодорожном транспорте для торможения, используется в шинах колес, нужен космонавтам, водолазам, используется в больницах.

    Слайд 18

    На сколько минут вы можете задержать дыхание? Попробуйте зажать нос и не дышать. Как вы понимаете выражение: “Нам нужно это как воздух ?” Там где нет воздуха необходимого для дыхания люди используют специальное снаряжение позволяющее им дышать.

    Слайд 19

    Выделите в каждой загадке свойства воздуха . 1) Всегда и всюду рядом с нами И встретиться везде с ним можно Но вот увидеть и потрогать Его нам просто невозможно . 2 ) Он нужен всей живой природе Что окружает нас кругом Им дышат люди, звери, птицы Благодаря ему живем .

    Слайд 20

    3 ) Он везде, но не мешает Место впрок не занимает Он прозрачен как стекло Цвета нету у него Вес отсутствует совсем И не пахнет он ничем Так скажите мне друзья Без чего нам жить нельзя . 4) Я не двигаюсь, стою Ничего не говорю Я невидим для тебя Угадай-ка кто же я?

    Слайд 21

    Непоседа невидимка Над полями гонит дымку. Низко вьётся над травой, Носит запах луговой, Нежным часто он бывает, Но порой и с ног сбивает. Нынче там он, завтра- тут… Как скажи его зовут?

    Слайд 22

    Как используют свойства воздуха?

    Слайд 23

    Как используют воздух животные и растения ? Все живые организмы дышат, используя кислород воздуха. Растения употребляют воздух для поглощения углекислого газа и выделяют кислород.

    Слайд 24

    Человек издавна научился использовать ветер как источник энергии. Он изобрел парус, который позволил ему отправиться в путешествие. Уже 2-3 тысячи лет назад египтяне плавали по Средиземному морю на вполне совершенных парусных судах.

    Слайд 25

    Паруса используются и в различных видах спорта.

    Слайд 26

    Один из способов передвижения по воздуху – воздушный шар, заполненный более легким, чем воздух газом или просто нагретым воздухом. Люди заметили, что ,когда топится печь, из трубы вверх поднимается тёплый воздух. Это свойство воздуха и решили использовать для подъема вверх различных предметов. Так придумали воздушный шар. Он двигался туда, куда дул ветер. Вскоре ученые создали воздушный шар, который был оснащен рулем, им можно было управлять. Такой воздушный шар назвали аэростат.

    Слайд 27

    Возможность передвижения по воздуху летательных аппаратов связана с тем, что воздух обладает выталкивающей силой.

    Слайд 28

    Воздух менее плотный, нежели вода. Но при развитии большой скорости, на него можно опереться. Открытие данного свойства позволило создать самолёты и вертолёты, которые надежнее летательных шаров.

    Слайд 29

    Лишь самолеты обеспечили людям возможность передвигаться на значительные расстояния с большой скоростью.

    Слайд 30

    Полеты птиц возможны так же благодаря плотности воздуха.

    Слайд 31

    - По полю рыщет, Поет да свищет, Деревья ломает, К земле приклоняет. (Ветер) - Так что же такое ветер? Ветер - воздух в движении .

    Слайд 32

    Движение воздуха вырабатывает энергию. В Средние века строились ветряные колеса для работы по хозяйству. Однако и в современности ветряной двигатель играет все большую роль, так как в отличие от других источников он не загрязняет атмосферу.

    Слайд 33

    Чем для нас является ветер? Другом или врагом? Трубы от заводов и фабрик выбрасывают дым высоко в небо. Там на высоте дуют мощные ветры. Они подхватывают клубы дыма и рвут их в клочья, развеивают, смешивают с чистым воздухом, быстро снижают опасность ядовитых газов . Высокие трубы отводят беду от живущих поблизости людей. Но ведь ядовитые газы все равно поступают в воздух. Там они накапливаются, а потом выпадают с осадками в других районах.

    Слайд 34

    - Постарайтесь, когда вырастете и приобретете профессию, наладить производство так, чтобы ваши потомки дышали чистым воздухом.

    Слайд 35

    Чистый воздух нужен всем! Береги свою планету! Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелетных. И стрекозы только тут В речку смотрят удивленно.

    Слайд 36

    Здесь в траве живет беспечно Стрекотун-певун кузнечик, Юный ветер, хулиган, Щекочет старый океан, Грациозные дельфины Вальс танцуют и поют, В общем, счастливо живут. Здесь лишь утро золотое, Воздух нежно-голубой, Дышится легко и вволю.

    Слайд 37

    Забываем мы порой – Воздух дан в аренду нам, Он один на всех землян. Чтобы жизнь торжествовала, Охранять нам воздух надо. Береги свою планету, Ведь другой на свете нету!

    Слайд 38

    Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013 / 14 учебный год) Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование. Презентацию подготовила Лобач Елена Михайловна воспитатель ГБОУ №1244, г. Москва 2014



    Предварительный просмотр:

    Познавательное экспериментирование

    «Просто я работаю волшебником»(ср.группа).

    План-конспект занятия по теме:

    «Вода и её свойства».

    Предварительная работа: беседа о круговороте воды в природе, чтение книг, показ мультфильма «Лунтик. Круговорот».

    Здравствуйте, ребята. Я расскажу вам об одном из чудес природы - воде.

    1. Посмотрите, как она переливается (она жидкая).
    2. Имеет ли вода форму? Перельём её из широкого стакана в узкий. Вода приобрела форму нового стакана. Т.е. она приобретает форму сосуда в котором находится. Вода не имеет формы.
    3. А посмотрите через стакан.

    Через неё всё видно. Как это называется? Какая она?

    Прозрачная.

    1. Давайте её понюхаем. Чем она пахнет? У неё нет запаха.
    2. А теперь я добавлю в неё пахучее вещество. Понюхаем теперь. Она приобрела запах этого вещества. Если добавить больше, то и запах будет сильнее.

    Т.е. вода приобретает запах того вещества, который в неё добавили.

         5) Попробуем воду на вкус. У неё нет вкуса.

    А теперь я добавлю в неё сироп. Попробуем теперь. Она приобрела вкус сиропа. Если добавить больше, то и вкус будет сильнее.

    Т.е. вода приобретает вкус того вещества, который в неё добавили.

    1. Давайте попробуем положить в неё разные предметы.

    Бумага-не тонет.

    Пластмасса – не тонет.

    Дерево – не тонет.

    Металл – тонет.

    1. А сейчас давайте сделаем аппликацию, но клеить мы будем не клеем, а водой. Приклеим эти разноцветные круги на бумагу.

    Посмотрите, они приклеились. (положить на батарею)

    1. А какого она цвета?

    У неё нет цвета.

    1. Сейчас мы поколдуем (добавляем краситель и размешиваем).

    Посмотрите она стала красная (синяя…).

    Что с ней произошло?

    Она окрасилась.

    1. Сейчас я научу вас ещё одному волшебству.

    Возьмите тряпочки и положите в блюдца с водой (воды наливать очень мало).

    Вода исчезла. Куда же она делась?

    Впиталась в тряпочку.

    Посмотрим впитается ли вода в дерево, металл, губку, вату?

    1. А теперь я возьму окрашеную воду.

    Положу в ней тряпочку.

    Посмотрите, впиталась и вода и краска. (Положить на батарею и поколдовать. Взять заранее подготовленнуют сухую).

    Вода высохла, а краска осталась.

    1. Посмотрите, что у меня. Лёд. А что такое лёд. (ответы детей)

    Потрогайте, какой он холодный, гладкий.

    1. Давайте поколдуем вместе. Возьмите в руку по кусочку льда. И превращаем его обратно в воду.
    2. А теперь посмотрим, что стало с нашей аппликацией. Она расклеилась. Почему? Вода высохла.

    Теперь я посвящаю вас в маленьких волшебников и вы сможете показывать сами такие же чудеса.



    Предварительный просмотр:

    Познавательное экспериментирование

    «Просто я работаю волшебником» (ср.группа).

    План-конспект занятия по теме:

    «Магнит и его свойства».

    Предварительная работа: игры и конструкторы с магнитами, показ мультфильма «Лунтик. Магнит».

     Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита.

    Задачи:

    • Познакомить детей с понятием “магнит”.
    • Сформировать представление о свойствах магнита.
    • Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
    • Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Воспитатель:

    -Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас в гостях наш друг Незнайка. (Дети здороваются с Незнайкой)

    Воспитатель:

    -Незнайка, ты сможешь мне помочь?

    Незнайка:

    - А что у Вас случилось?

    Воспитатель:

    - Я сегодня утром пришивала пуговицу и у меня потерялась иголка. Как мне её найти?

    Незнайка:

    -Это очень трудно. Она же такая маленькая.

    Воспитатель:

    -Ребята, а может быть вы мне поможете.

    Ответы детей. (Дети вспоминают мультфильм и находят решение)

    Воспитатель:

    -Сейчас попробую. Вот она. Спасибо ребята.

    Незнайка:

    -Ваш магнит наверное волшебный. Как же он нашел иголку?

    Воспитатель:

    -Нет Незнайка, наш магнит такой же как и все другие магниты. Но действительно магниты очень интересны.

    Я предлагаю вам сегодня побыть маленькими исследователями.

    А как вы думаете, с чего начинает расследование ученый? (с опытов, экспериментов). И мы сегодня будем экспериментировать и изучать свойства магнита.

    Рассмотрите предметы и определите, из каких материалов они сделаны.

    Что произойдет с этими предметами, если поднести к ним магнит? (выслушать предположения детей)

    ОПЫТ: По очереди подносить магнит к предметам.

    ВЫВОД: Магнит притягивает железные предметы. Это происходит потому, что магнит – это куски стали или железа, обладающие способностью притягивать предметы из железа.

    Воспитатель:

    - Какое свойство магнита вы сегодня узнали? (магнит притягивает металл)

    - А еще магнитом можно “рисовать”!

    - Как вы думаете, как?

    ОПЫТ: Насыплем на бумагу железные опилки и положим на магнит.

    Воспитатель:

    - Что получилось?

    ВЫВОД: Железные опилки повторили форму магнита.

     Воспитатель:

    - Давайте разделим магнит и металлический предмет листом бумаги.

    ОПЫТ: Двигает железные предметы магнитом через бумагу.

    Воспитатель:

    –Предлагаю вам решить такую задачку. У вас на столах стоят банки с водой, на дне скрепка.

    - Как достать скрепку, не замочив рук?

    ОПЫТ: Поднести магнит к банке.

    - Что произошло?

    ВЫВОД: Магнитная сила действует сквозь воду и стекло. Поэтому мы легко достали скрепку, не замочив рук.

    - Ребята, я очень люблю шить, но у меня проблема, все мои швейные принадлежности: пуговицы, булавки, крючки – все перемешалось в шкатулке.

    - Как можно быстро все разобрать, отделить металлические предметы от пластмассовых? (с помощью магнитов)

    Провести игру-соревнование, предложить девочкам собрать пуговицы, а мальчикам булавки. Подвести итоги игры.

    Воспитатель:

    -Теперь давайте подведем итоги занятия. Скажите, какие свойства магнита мы узнали?

    Ответы детей.

    -Магнит притягивает железо.

    -Магнит действует сквозь бумагу.

    -Магнит действует сквозь воду, стекло.

    -Железные опилки повторяют форму магнита.

    -С помощью магнита можно быстро отделить железо от пластмассы.

    Воспитатель:

    -А теперь мы используя свойства магнита сделаем необычную игру.

    -Ребята, а как вы думаете, может ли бумажная бабочка летать?
    -Я положу на лист картона бабочку, магнит под картон. Буду двигать бабочку.

    - Как вы думаете, почему бабочка двигается? Что двигает бабочку? (Ответы детей-магнитная сила).

    Изготовление поделки:

    -дети вырезают бабочку из цветной бумаги и украшают её методом аппликации;

    -с обратной стороны к тельцу бабочки прикрепляется скрепка;

    -берём синий или голубой картон и рисуем на нем белой гуашью облака;

    -потом берём магнит и двигаем бабочку по картону.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:



    Предварительный просмотр:

    «Солнце и планеты»

    Конспект комплексного занятия по ознакомлению детей с окружающим миром для детей среднего дошкольного возраста.

    Программное содержание: 

    1. Развивать у детей интерес к познанию окружающего мира, дать детям первоначальные, элементарные представления о строении Солнечной системы; ввести понятия: «планеты», «орбита», «спутники».

    2. Обогащать и активизировать словарь: звезда, планета, Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, орбита

    3. Обучать детей способу рисования с помощью метода отпечатывания, развивать чувство композиции: гармонично размещать детали на листе бумаги, создавать общую красивую композицию.

    Интеграция областей: познание, коммуникация, художественное творчество.

    Материал и оборудование: Карта солнечной системы; глобус; шапочки с изображением солнца, планет, игрушечные бинокли; изображение планет – Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Луна; лист бумаги А2 тонированный акварелью в темно-синий цвет; готовые шаблоны ракет из самоклеющейся бумаги; гуашь разных цветов; музыкальное сопровождение.

    Предварительная работа:

    Чтение книг, беседы, рассматривание иллюстраций о космосе (Уолт Инк «Вселенная»); наблюдение за солнцем по небосводу, за луной во время прогулок, когда небо безоблачное.

    Ход занятия

    1 часть. Дети садятся на стульчики  полукругом. Звучит космическая музыка

    - Ребята, вы видели вечернее звездное небо? Как много звезд на небе. Пространство где находятся все эти звезды называется космос.

    Космос – великий, бездонный, бескрайний.
    Манит он нас неизведанной тайной.
    Манит, зовет, и быть может, когда-то
    Имена на звездах напишут ребята.

    - А теперь давайте поговорим с вами про нашу звезду – про Солнце. Мы называем его солнце. Солнце, которое мы видим днем на безоблачном небе, которое нам светит и нас обогревает. Это огромный горячий шар, имеет высокую температуру, посылает во все стороны большое количество тепла и света. На него смотреть трудно – такое оно яркое и сверкающее. Солнце постоянно вращается вокруг себя, а вокруг Солнца вращаются – твердые холодные шары. Они тоже огромные, но значительно меньше солнца.

    - Вокруг нашей звезды – Солнца – вращаются девять планет, входящих в Солнечную систему – это семья солнца. Она включает в себя Солнце и планеты. (показ карты солнечной системы)        

    - Планеты не занимают определенного места как звезда, а двигаются по собственному маршруту. Этот маршрут называется - орбита. Благодаря этому движению на Земле происходит смена дня и ночи, а также смена времен года.

    Опыт с фонариком.

    Фонарик можно использовать для объяснения детям некоторых сложных физических процессов. Например:

    Смена дня и ночи.

    Мы берем фонарик и небольшой мячик. На мячике фломастером рисуем человечка. Объясняем что мячик - это планета Земля, а фонарик - Солнышко. А человечек просто живет на Земле. Затем в доступной форме рассказываем, что планета Земля не просто висит в космосе, а крутится вокруг своей оси. Поэтому, на стороне обращенной к Солнцу наступает день, а на другой стороне – ночь. Затем показываем ребенку все это в движении. Светим фонариком на шарик и одновременно крутим шарик вокруг своей оси. Когда Солнышко-фонарик светит на человечка – у него день – он играет и гуляет, потом мячик крутится вокруг своей оси и человечек постепенно попадает на темную сторону и у него наступает ночь. 

    Смена времен года. 

    Точно также можно объяснять смену времен года на земле – можно кружить мячик с человечком вокруг Солнышка-фонарика по округлой орбите и объяснять,  что планета вращается вокруг Солнца, и что когда планета-мячик близко подлетает к Солнцу – то человечку, нарисованному на мячике становится теплее – у него лето, а чем дальше планета отодвигается от Солнца – тем холоднее становится человечку – у него зима.

            --------------

             -По размеру планеты меньше, чем звезды.

             - Дети, а знаете вы какие-нибудь планеты Солнечной системы?

    (Уточняет ответы детей)

    - В семье солнца девять планет.

    - Планета, самая близкая к Солнцу – Меркурий. Это самая маленькая из девяти планета. Ее поверхность каменистая, пустынная, на планете нет ни воды, ни воздуха.

    - Вторая ближайшая к Солнцу планета – Венера. Здесь стоит испепеляющая жара. Венера самая яркая планета на небе.

    - Земля – третья от Солнца планета (показываю глобус – модель Земли, рассматриваем с детьми). Она находится на таком расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низкой, и есть достаточное количество воды, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник – Луну.

    - В бесконечном, стремительном путешествии Земли по космосу ее постоянно сопровождает подруга, Луна, – это маленькая планета. Она похожа на серый каменистый шар, почти сплошь покрытый пылью. На поверхности Луны множество высоких гор, больших круглых ям – кратеры. На Луне нет воздуха, поэтому там всегда небо черное, и нет облаков, чтобы умерить сияние Солнца.

    - Марс - четвертая планета Солнечной системы. Марс – единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года, ледяные полярные шапки и каналы, напоминающие высохшие русла рек. До того как ученые узнали, что на Марсе жизни нет, люди верили, что там живут загадочные существа – марсиане.

    - Великана в семействе планет Солнца зовут Юпитер. Это пятая планета от Солнца и самая большая. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в нее.

    - Сатурн - шестая планета от Солнца. Сатурн - большой шар, состоящий из жидкости и газа.

    - Уран - седьмая от Солнца планета. Это единственная планета семьи Солнца, которая вращается, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета».

    - Нептун - восьмая планета от Солнца. Она холодная. Это громадный шар, состоящий из газа и жидкости. Нептун можно увидеть только в телескоп.

    - Плутон - девятая, самая удаленная планета от Солнца. По размеру он меньше нашей Земли. Плутон находится на краю солнечной системы. За ним простираются бескрайние черные просторы глубокого космоса.

    Воспитатель продолжает:

    - Вот мы и узнали, что вокруг Солнца кружатся планеты. У каждой есть свой путь, называемый орбитой. А запомнить названия и очередность планет вам поможет «Астрономическая считалка» (заучивает с детьми):

    По порядку все планеты,
    Назовёт любой из нас:
    Раз - Меркурий,
    Два - Венера,
    Три - Земля,
    Четыре - Марс.
    Пять - Юпитер,
    Шесть - Сатурн,
    Семь - Уран,
    За ним - Нептун.
    Он восьмым идёт по счёту.
    А за ним уже, потом,
    И девятая планета.
    Под названием Плутон.

    Воспитатель:  Дети, послушайте, о ком эта загадка?

    В дверь, в окно

    Стучать не будет,

    Телескопом сотни лет

    Изучает жизнь планет.

    Нам расскажет обо всем

    Умный дядя … (астроном).

    - Правильно. Ребята, давайте поиграем в подвижную игру: «Солнце и планеты» (дети показывают модель в движении солнечной системы).

    Воспитатель раздает детям шапочки с изображением солнца и планет, на полу начерчены орбиты планет. Делит воспитанников пополам: одна подгруппа изображает «астрономов – наблюдателей», другая – изображает Солнце и планеты. Воспитатель намечает в центре зала на полу круг для ребенка – Солнца, (с помощью натянутой веревки начерчены концентрические круги по числу планет заранее). Расставляет детей по орбитам, шапочки обозначают их роли, объясняет, как они должны вращаться вокруг Солнца. Ребенок, изображающий Солнце вращается на месте вокруг себя, все остальные дети – планеты движутся по своим орбитам. Вокруг Земли одновременно со всеми планетами вращается ребенок – Луна. По сигналу воспитателя начинается общее движение «семьи Солнца», «дети – астрономы» наблюдают за ней, рассматривают ее в игрушечные бинокли. Воспитатель помогает при необходимости. Поясняет, какое сложное движение звезд и планет происходит в космосе. После 2-3 минутного вращения дети меняются ролями.

    Воспитатель: Молодцы! Ребята, подумайте и скажите, так чем же похожи все планеты Солнечной системы?

    Дети: Все планеты имеют форму шара и все вращаются вокруг Солнца.

    Воспитатель: Хорошо! Ребята, а вы хотите нарисовать эти загадочные планеты очень интересным способом - без кисти? (ответы детей).

    (Воспитатель объясняет детям, что с помощью комка плотно сжатой бумаги можно получить необычные изображения).

    Воспитатель: Для этого сжимаем плотно лист бумаги (разного размера), чтобы получились комки. Затем обмакиваем в приготовленный раствор гуаши любого яркого цвета. Потом плотно прижимаем его, как печать, к листу темно-синего цвета и осторожно поднимаем.

    (Нужно отметить, что комок надо поднимать вверх, а не в сторону). Благодаря отпечатку, на листе получается изображение планеты, покрытой какими-то удивительными облаками или густой сетью кратеров.

    Воспитатель: Дети, а чтобы исследовать эти «космические просторы», мы пошлем к звездам и планетам космические корабли.

    Воспитатель предлагает украсить композицию готовыми шаблонами ракет. Самостоятельная деятельность детей, сопровождается музыкой.

    Итог занятия по вопросам к детям: Что интересного узнали на занятии? Чему научились новому?



    Предварительный просмотр:

    «Живая и неживая природа».

    Конспект занятия по экологии в средней группе детского сада

    Цель: Познакомить с понятием «природа», «живая природа», «неживая природа».

    Задачи:

    - научить различать и отбирать предметы с природой, подвести к понятию «природа». Природа- это все, что нас окружает, но не сделано руками человека.

    - познакомить с понятием «живая природа», «неживая природа». Все, что питается, растет, дышит- относим к живой природе. Если нет способности к росту, питанию и дыханию- к неживой природе.

    - воспитывать познавательный интерес и любовь к природе.

    Материал к занятию: Сюжетная картина «природа», предметные картинки с природой и без природы на каждого ребенка.

    Ход занятия:

    - Воспитатель читает детям стихотворение

    Что увижу я вокруг?

    Марина Юрина

    - Что увижу я вокруг?
    Лес и речку, сад и луг,
    Облака в голубизне,
    Солнце, что сияет мне.
    - Что растет вокруг меня?
    Клен, колосья ячменя,
    Тыква, яблоня, чеснок,
    Колокольчик и вьюнок.
    - Что люблю и берегу?
    Иву, что на берегу,
    Землянику под сосной,
    Землю, что всегда со мной

    - Как вы думаете, ребята, о чем это стихотворение?

    - Правильно, о нашей природе. О ней мы сегодня с вами и поговорим.

    - Отгадайте загадки, а отгадки найдите на этом рисунке (воспитатель показывает большой рисунок с изображением природы) .

    а) В морях и реках обитает,

    Но часто по небу летает.

    А как наскучит ей летать.

    На землю каплями падает опять. (вода)

    б) Меня бьют, колотят,

    Ворочают, режут-

    А я все терплю

    И всем добром плачу. (земля, почва)

    в) Голубой платок,

    Красный колобок.

    По платку катается

    И людям улыбается. (небо и земля)

    г) Голубая простыня

    Весь свет покрывает. (небо)

    д) Светит, сверкает,

    Всех согревает. (солнце)

    е) Без рук, без ног,

    А ворота отворяет. (ветер)

    – Ребята, а что еще вы видите на этом рисунке?

    (Дети называют объекты живой и неживой природы)

    - А теперь еще раз посмотрите на этот рисунок и подумайте, как одним словом можно назвать все, что на нем изображено?

    (Воспитатель подводит детей к выводу, что на рисунке изображена природа)

    - Как вы думаете, что такое природа?(ответы детей)

    -А почему рисунке нет домов и машин, заводов, скамеек и т. д? Как вы думаете, ребята, почему художник не изобразил их? Он сделал это специально или просто забыл нарисовать?

    Дети: Специально, ведь на этом рисунке изображена только природа.

    - А кто делает машины, дома, скамейки, игрушки, велосипеды?

    Дети: Человек.

    - Итак, ребята, все, что сделано руками человека, мы не можем назвать природой. Что же называется природой? Природа - это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека. Правильно!

    Психогимнастика «зернышко»

    (звучит спокойная музыка)

    Воспитатель: Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Закройте глаза...Представь, ты - маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно... Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка... И вот вырос такой красивый цветок (воспитатель показывает красивый цветок)

    -----------

    -Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой природы и мир живой природы.

    Игра «Живая и неживая природа».

    Воспитатель раздает всем по одной картинке. Затем дети по очереди располагают картинки на доске. С живой природой ставят на верхнюю полоску, с неживой - на нижнюю.

    - Давайте еще раз посмотрим на верхнюю полоску. Тут у нас оказались картинки: человек, собака, птица, рыба, дерево, цветок, еж - все они питаются, растут, дышат, поэтому их относят к живой природе.

    - А солнце, облака, камни, почву, воду относят к неживой природе, т. к. у них нет способности к росту, питанию, дыханию. Если не природа, то потому что сделано руками человека.

    – Ребята, посмотрите внимательно. А есть ли у нас в группе объекты живой природы.

    Экспериментальная деятельность.

     Дети переходят к комнатным растениям. Воспитатель предлагает детям сравнить живые растения с искусственными.

    - Давайте сравним их. Какие они? (Одно живая, другое нет)

    - Где растут живые растения? (в воде, в земле) А искусственные? (в шкафу, на полке)

    - Почему растениям нужна вода, земля ? (они погибнут без этого)

    - А что еще нужно для жизни растениям? (свет, воздух)

    Опыт «Посадим зернышко»

    - Ребята, я вам дам маленькие семена. Как вы думаете, почему при хранении семена не прорастают? (нет воды, света)

    Наши семена хотят стать живыми и расти. Давайте проведем опыт и посадим их в землю, мы будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут радоваться жизни и радовать нас.

    -Ребята. Подойдите каждый к своему рабочему столу и посадите зернышко (дети сажают зернышко и поливают). Молодцы, зернышки скажут вам спасибо.

    -Есть на земле огромный дом

    Под крышей голубой,

    Живут в нем солнце, дождь и гром,

    Лес и морской прибой.

    Живут в нем птицы и цветы,

    Веселый звон ручья.

    Живешь в том светлом доме ты

    И все твои друзья.

    Куда б дороги не вели,

    Всегда ты будешь в нем.

    Природою родной земли

    Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)



    Предварительный просмотр:

    Занятие по экспериментальной деятельности(средн.группа).

    «Что такое земля? Из чего она состоит?»

    Задачи:

    1. Познакомить детей с составом земли.
    2. Развивать умение определять и сравнивать вещество по его внешним характерным признакам.
    3. Развивать логическое мышление детей, познавательную активность, способность устанавливать причинно-следственные связи.
    4. Формировать у детей представления о почве как компоненте природы и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений.

    Оборудование: тарелочки с комочками земли, ложечки, стаканчики с водой, трубочки наполненные землёй, стаканы с песком и глиной, салфетки.

    Ход занятия:

    Ребята, о чём говорится в этих загадках?

    Её все матушкой зовут,

     по ней все ножками бегут.

    (Земля)

    Не человек, а пьет.

    Не повар, а всех кормит.

    (Земля).

    Мы ходим по ней, играем с ней, сажаем в неё растения. Что же такое земля? Мы сегодня узнаем много интересного об этом.

    1. У вас на тарелочках лежат комочки земли. Рассмотрите землю, перемешивая её палочкой.

    -Что вы увидели? (камешки, песчинки, веточки) Рассмотрите землю у своего соседа. Одинаковая ли она?  (отличается по цвету, по составу)

    Вывод: Земля из разных мест отличается по внешнему виду и составу.

    - Как вы думаете, что ещё может находиться в земле? (предположения детей)

    Давайте попробуем ответить на этот вопрос, проведя несколько экспериментов.

    2. Возьмите ложечкой небольшой комочек земли и опустите в воду.

    -Что вы наблюдаете? (пузырьки воздуха поднимаются на поверхность)

    -А где воздух «прячется» в земле? (между мелкими частицами )

    Вывод: В земле содержится воздух.

    3. Возьмите трубочки, заполненные землёй, и опустите их в ложечку с водой.

    - Что наблюдаем? Почему земля темнеет снизу вверх? (вода смачивает землю)

    Капните воду сверху в отверстие трубочки.

     –Что увидели? (земля пропускает воду вниз)

    Вывод: Земля смачивается водой.

    4. Землю в стакане с водой хорошо перемешайте ложечкой, подождите немного.

    -Растворилась ли земля в воде?

    Вывод: Земля в воде не растворяется. 

           

    Физкультминутка:

    Дети по лесу гуляли

    Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте.)

    За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам.)

    Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы кверху, «тянутся к солнышку.)

    И их лучики согрели.

    Бабочки летали,

    Крыльями махали. (Машут руками.)

    Дружно хлопаем, (Хлопают в ладоши.)

    Ногами топаем! (Топают ногами.)

    Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делают вдох-выдох.)

    И немножечко устали! (Дети садятся на свои места.)

    - Как вы думаете ребята, куда исчезают опавшие листья? (Ответы детей.) Все опавшие листья превращаются в почву. В земле присутствуют гниющие останки растений и животных, которые делают землю более полезной для растений. Это называется перегноем. Чем больше перегноя, тем лучше растут растения и дают больший урожай. Землю, содержащую перегной, называют почвой. Она становится богатой, в ней появляется новая «пища» для растений. Так происходит всегда: почва кормит растения, а потом они почву.

    5. Почему же частички почвы не рассыпаются как пыль, а склеиваются между собой?

     В почве есть не только песок, перегной, но и особое вещество – глина.

    Рассмотрите песок и глину в стаканчиках,  потрогайте их на ощупь.

    -Какие они? ( песок рыхлый, глина твёрдая)

    Теперь капните в них немного воды.

    -Где вода впитывается быстрее? (В песке, а глина плохо пропускает воду)

    Возьмите в руки немного сырого песка и сырой глины. Чем они отличаются?

    Попробуйте слепить из песка и глины шарики. Что получилось? (песок рассыпается, а глина - нет)

    Вывод: Глина и песок разные по свойствам.

    - А теперь давайте слепим из глины тарелочки, а потом высушим их. А когда наши тарелочки высохнут мы их разукрасим.

    - А можно ли тоже самое сделать из песка? Почему? (Ответы детей.)             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «План работы по экспериментальной деятельности с детьми среднего и старшего дошкольного возраста»

    Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации. Дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания «Активный делатель» - источн...

    СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ. «Разнообразных звуков простота»

    Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления об изучаемом объекте, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды....

    План работы по экспериментальной деятельности в старшей разновозрастной группе от 3 до 7 лет

    СЕНТЯБРЬПЕРИОДТЕМА НЕДЕЛИТЕМА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИЦЕЛЬЛИТЕРАТУРА01.09-08.09«Хорошо у нас в саду»«Опыты с воздухом» подвести к пониманию того, что воздух есть вок...

    Перспективный план план работы по экспериментальной деятельности в средней группе.

    Перспективный план план работы  по экспериментальной деятельности в   средней группе...

    Перспективный план работы: «Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» Картотека опытов и экспериментов

         Проведение опытов и экспериментов – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес ...

    Обобщение опыта работы "Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду"

    Обобщение опыта работы "Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду"...