Конспект НОД кукла -берегиня
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цыбуляева Надежда Анатольевна

Конспект НОД по позновательно-речевой деятельности в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ДСКВ№118»

Конспект НОД

 по познавательно-речевой деятельности в старшей группе

Тема « Кукла-Берегиня»

Составила:

Цыбуляева  Надежда  Анатольевна

Воспитатель 2 категории

г. Братск 2014г

 

Цель: Учить детей изготовлению тряпичной «куклы- берегини».

Задачи:

1.Познакомить детей с обычаями русского народа  « охранять свой дом оберегами»

2.Дать знания о кукле-берегине, последовательность её изготовления.

3. Развивать взаимодействие в совместной деятельности , оказывать помощь друг другу.

4.Воспитывать интерес к истории своего народа.

Словарная работа:

Оберег, «берегиня» ,тряпичная кукла, сундук.

Предварительная работа :

1.Разучивание потешек и прибауток

2.Чтение русских народных сказок ; Маша и медведь, Гуси-лебеди,…..

3.Рассматривание кукол самоделок (из ткани, ниток, бумаги)

4.Рассматривание иллюстраций с изображением старинных предметов быта.

Материалы и оборудование:

1.Мини музей «Русская изба»

(макет печки, чугун, ухват, прялка, сито, сундук, рушники, часы)

2.Мультемедийная установка.

3.Коробка.

4.Тряпичные куклы.

5. Лоскутки ткани.

Ход занятия:

Воспитатель вносит коробку и начинает отдирать скотч

 (чем привлекает внимание детей)

Вопросы к детям:

Как вы думаете? Что может быть внутри коробки?

Воспитатель достает из коробки старинные часы с кукушкой

Вопросы:

 Что это? Что можно сказать о часах?

Как вы думаете ,сколько им лет?

Почему вы так считаете?

Как можно сказать о этих часах?

Воспитатель:

Да ребята, это часы старинные. В наше время таких часов не увидишь, если только в музее. Эти часы мне достались от бабушки, иногда с ними случаются чудеса, ведь они сохранились из далекого прошлого.

Вопрос:

Кто из вас хотел бы отправится в далекое прошлое?

А в этом нам помогут эти старинные часы.

Нужно стрелки часов повернуть в обратную сторону и мы с вами перенесемся в прошлое.

(Воспитатель переводит стрелки часов в обратную сторону.)

Воспитатель:

Давайте возьмёмся за руки, закроем глаза, и в « Добрый путь».

(воспитатель вводит детей в групповую комнату, которая стилизована под русскую избу. )

Воспитатель:

Откройте глаза-вот мы с вами и в прошлом!

Вопросы:

1.Что вы видите?

2.Какие предметы вам знакомы?

3.Для чего в избе печка?

4.Как называется этот предмет?

 Как его использовали? (показываем на чугунок)

5. А что это за палка с рогами?

Для чего она нужна ? (показываем на ухват)        

Воспитатель:

В старину ребята, в каждом доме можно было встретить такие предметы быта. Обратите внимание вот на этот предмет!

 Как вы думаете ,что это такое?  (показываем на сундук)

Что можно хранить в сундуке?

Хотите ли вы узнать ,что храниться в сундуке?

Воспитатель открывает сундук, где лежат тряпичные куклы.

Ребята посмотрите ,из чего они сделаны? (из тряпочек)

Можно ли про них сказать, что они тряпичные?

С ними играли маленькие детки. Ведь в то время не было таких кукол как у вас, негде было их купить. Вот люди и мастерили их своими руками из остатков ткани.

Показ слайдов.

1 слайд . Люди во все времена любили свое жилище и своих детей.

2. слайд .Хотели уберечь от злых людей, от болезней и по этому придумали вот таких кукол и называли  куклы-берегини , взрослые верили что кукла охраняет их детей днем и ночью.

3.слайд  Куклы были разные. Но у всех кукол не было лица .Их наряжали, но не рисовали глаз, потому что они считали, что лица могут быть у живых людей .А куклы ведь не живые. Этих кукол берегли и дорожили ими.

 Ни когда не разбрасывали, и хранили в сундуках.

Физминутка.        

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей.

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой...

Ничего., не ели,

Целый день сидели,

На нее (на него) глядели,

Делали вот так..

Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки.

Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т. п. Присаживаются на корточки и одной рукой, подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.

Воспитатель:

А вы хотели бы сделать себе тряпичную «куклу-берегиню»?

Дети рассаживаются за столы.

 (на которых разложены лоскутки, нитки на каждого ребенка)

Воспитатель:

С начала нужно взять большой лоскут белой ткани, свернуть его плотной трубочкой ,что бы он был похож на столбик. Сложить пополам ,перетянуть ниткой верхнюю часть- это будет шея. Брем другой лоскуток (который поменьше) так же сворачиваем в тугой столбик, протягиваем через верхнюю часть нашего тела получились- ручки. Осталось нарядить нашу куклу. Возьмем цветной лоскуток, обмотаем нашу куклу получится-сарафан. Поверх сарафана повяжем фартук, что бы сарафан не размотался. Затем из еще одного лоскутка повяжем косынку. А теперь попробуйте сделать сами.

(Дети самостоятельно выполняют работу.)

Воспитатель:

Вот какие куклы у вас получились. Они будут беречь вас и ваши дома, отнесите их домой и расскажите родителям о них.

Теперь нам пора возвращаться в настоящее!

(Воспитатель берет часы и вращает стрелки  в перед.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность. Использование технологий: Позновательно-интегрированная Тема: Куклы-берегини.

Непосредственная образовательная деятельность.Использование технологий: Позновательно-интегрированнаяТема: Куклы-берегини.Цели: - ознакомление и приобщение детей дошкольного возраста к народной к...

Мастер-класс: кукла "Берегиня - Травница"

Мастер-класс по изготовлению куклы-берегини.Задачи: познакомить детей с русскими народными традициями, технологией изготовления куклы – берегини....

Мастер-класс для дошкольников "Кукла Берегиня"

Цель мастер-класса: создать условия для формирования профессионального мастерства и обмена опытом по изготовлению народных тряпичных кукол.Задачи мастер-класса: -Способствовать накоплению зн...

Конспект НОД "Экскурсия в музей народной куклы "Берегиня"

Конспект НОД по ознакомлению детей подготовительной группы с народной куклой, обучение детей изготовлению народной куклы - пеленашки....

Педсовет «История возникновения тряпичной куклы». МК «Кукла-Берегиня «Пасха».

Педсовет «История возникновения тряпичной куклы».МК «Кукла-Берегиня «Пасха»....

Мастер-класс по изготовлению традиционной народной куклы-скрутки "Кукла - берегиня"

расширение кругозора знаний о народных традициях и обучение детей и родителей технологии изготовления тряпичной куклы-скрутки....

Конспект "Кукла берегиня" (Мастер класс)

Издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, люди изготавливали обереги в виде кукол. Каждую куклу- оберег делали к определенному событию и в опре...