Мастер-класс по изготовлению традиционной народной куклы-скрутки "Кукла - берегиня"
методическая разработка на тему

Некрасова Наталья Борисовна

расширение кругозора знаний о народных традициях и обучение детей и родителей технологии изготовления тряпичной куклы-скрутки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kukla-bereginya.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

«Куколка-берегиня»

Мастер-класс по изготовлению традиционной народной куклы-скрутки

Цель

-расширение кругозора знаний о народных традициях и обучение детей и родителей технологии изготовления тряпичной куклы-скрутки.

Задачи

  • образовательные

-познакомить с  традиционной народной  тряпичной куклой, как субъектом культуры и истории; научить технике изготовления кукол-скруток; формировать знания, умения, навыки по работе с тканью.

  • развивающие

-развивать творческие способности и художественный вкус, мелкую моторику рук, глазомер и внимательность;

-вселить ребенку уверенность в своих силах.

  • воспитательные

-прививать интерес к русскому народному творчеству;

-воспитывать любовь и уважение к культуре народа;

-воспитывать культуру труда, внимательность, терпение и аккуратность;

-воспитывать способность и готовность работать совместно, создавая на занятиях дружескую рабочую атмосферу.

Методы

-словесный, объяснительно-иллюстративный, самостоятельная практическая работа.

Сохраняющие здоровье технологии

-неформальное общение, музыкальная терапия, цветотерапия, физкультминутка.

Формы работы

-совместная творческая деятельность родителей и детей.

Материалы и инструменты

- лоскуты  белой, красной и набивной хлопчатобумажной ткани

- толстые хлопковые нитки красного цвета

-тесьма, кружево

 -вата (синтепон)

- шаблоны, мел, ножницы.

Наглядные пособия

- образцы и фотографии традиционных народных кукол

- памятка «Правила рукодельницы» (Приложение 1)

- инструкционные карты «Изготовление куклы – закрутки»(Приложение 2)

- анкеты для родителей (Приложение 3)

- музыкальный ряд  «Звуки природы».

План занятия

  1. Организационная часть. Приветствие детей и родителей. Объяснение темы.
  2. Теоретическая часть. Из истории народной русской игрушки –тряпичной куклы. Традиционные методики изготовления и символика. Обережное рукоделие и применение его в современной жизни.
  3. Физкультурная пауза.
  4. Практическая часть. Проверка готовности рабочих мест. Повторение правил безопасности. Подготовка шаблонов и деталей. Сборка куклы  по инструкционной карте.
  5. Заключительная часть. Презентация готовых работ. Рефлексия участников учебного процесса.

Ход занятия

I. Дорогие ребята и родители, приветствую вас на нашем занятии. Сегодня у нас не простое занятие, а мастер-класс по старинному русскому обережному рукоделию.  Вначале давайте еще раз «познакомимся» и вспомним друг друга. Меня зовут Наталья Николаевна, а вы все по очереди назовите свои имена цепочкой (все участники называют себя). Теперь садитесь поудобнее и послушайте сказку… (включается музыкальная фонограмма)

«В некотором царстве, в некотором государстве жил был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и была у него только одна дочь, Василиса Прекрасная. Когда жена его скончалась, девочке было всего восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе доченьку и вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и говорит: – «Послушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куколку - держи ее всегда при себе и никому не показывай. А когда вдруг приключится тебе какая напасть али горе какое, дай ей поесть и спроси у нее совета. Она покушает  да и скажет тебе, чем помочь твоему несчастью… Так вот и стала Василисонька жить… подкармливает куколку и советуется с ней. А та покушает, послушает да и подсказки, советы Василисе дает…»

Это, конечно, сказка, но… как вы думаете, почему я начала урок с этой сказки? Кто мне скажет?

(Наверное потому, что  такая кукла стала для Василисы оберегом  и наше  занятие сегодня о  куколке-берегине )

Правильно. Именно о ней я и хочу с вами поговорить. Сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей куклы, но и научиться делать кукол так, как их делали наши прабабушки. Кукла, изготовленная своими руками, всегда была и будет самой любимой и близкой.

II.Прошлое куклы-оберега. В далекие времена не было ни заводов, ни фабрик и все, что, нужно для жизни, люди делали собственными руками: и посуду, и одежду, и игрушки. Куклы…Наверное, каждый  человек в своей жизни так или иначе сталкивался  с куклами. Когда же появились первые куклы? Данных, когда была изготовлена первая в мире кукла, нет…Куклы имеют многовековую историю. В них отражались народные представления о мире, добре, красоте. Появившись в далёком прошлом, кукла сохранила отголоски древнейших представлений и верований. Кукла – знак человека, его игровой образ-символ… Условная человекоподобная фигурка тогда выполняла магическую роль. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях  жизни, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам. Тряпичная кукла  была самой распространенной игрушкой, она «жила» в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Кукол этих берегли: вырастет девочка, станет мамой и куклу своей дочке передаст. В старину на Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (и даже цари!). Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть. Но, кроме игровых кукол, в доме всегда были и куклы-обереги. Оказывается, раньше куклам приписывались различные волшебные свойства: они моглизащищать человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь хорошему урожаю. Человек, беря такую куклу  в руки,  приговаривал: «Отвернись со злом, повернись добром». Кукла была бережнёй, берегиней, хранительницей доброго духа.  Берегиня - от слова «беречь», «оберег» (талисман).

Какие известны куклы? Русская тряпичная кукла включает в себя несколько традиционных типов: столбушка (столбец, полено, чурка), крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка (скрутка, скатка, скалка), набивная кукла-мешочек . Каждый тип в свою очередь включает множество вариантов. По своему назначению они делились на обрядовые, обережные ,игровые.

Кто и как изготавливал куклу-оберег?  Оберег - от русского (славянского) слова оберегать, т.е. защищать, сторожить. Существовал обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого глаза.  Часто, изготавливая такую куклу, она читала молитвы, приговоры. Пока дети были маленькими, куклы для них шили мамы, бабушки, старшие сестры. Одновременно малышей с 5 лет учили самих шить таких кукол, передавая им свой опыт. Каждая куколка делалась с определенной целью, имела свое название, свою историю, свой обряд изготовления. Считалось, что при изготовлении кукол недопустимо использовать колющие и режущие инструменты, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки, будущих кукол нужно было не резать, а рвать. Важна была и роль материала, тех тканей и ниток, из которых делалась  каждая из таких кукол. Тряпичные куклы из нового лоскута специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В семье же, для своих детей, куклы «вертели» обычно из старого тряпья. Материал должен был быть “своим” — из своего дома и  уже бывший в употреблении. Использование поношенных тканей, остатков ниток было связано в первую очередь  с экономией, так как их делали вручную, а это было трудно и долго. А еще считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом;  верили, что материал, “проживший” в доме, в семье лучше защитит, закроет от опасности.

Как изменялся внешний вид куклы-берегини? Облик куклы формировался на протяжении многих веков. Вначале это был простой тряпичный или деревянный столбик, который символизировал образ человека вообще. Затем стала выделяться верхняя часть столбика – голова куклы, для неё использовали отбеленую ткань. Голова символизировала духовную сущность человека. Интересно то, что у каждого народа с незапамятных времен существовали свои куклы, но при этом многие имели одну характерную особенность – у них не было лица. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для злых сил. Считалось, что такая кукла не позволит вселиться злому духу в себя и творить зло вокруг себя.  А кроме этого - такая кукла не может быть двойником человека, и с ее помощью нельзя будет ему навредить. Для изготовления куклы использовалась  поношенная одежда родителей и поэтому самодельная кукла  выглядела не очень-то ярко и нарядно. Поэтому позднее стали придавать большое значение одежде куклы. Куклу старались нарядить в одежду из ярких лоскутков, вышивали узоры, украшали бусами, лентами. При этом цвет  ткани, нитей имел важное  значение и конкретно цвета оберега связывали  с защитой энергетических центров  человека, Так, белый  цвет символизирует идею Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время это и цвет Смерти, траура;  красный – Огонь и Солнце (как небесный Огонь), кровь (жизненная сила); зеленый – растительность,  жизнь;  желтый, золотой – Солнце;  голубой, синий – небо, воду;  черный – землю;  фиолетовый цвет встречался редко.

В народе куклам не давали имени собственного - это связано с магическим пониманием слова.  Считалось, что озвучивание имени может нарушить охраняемую целостность куклы: ведь назвать ее мог  и чужой недоброжелательный голос, а значит, с помощью нареченной куклы можно было навредить человеку. Именно поэтому, в целях защиты от злых сил, из предосторожности кукол и оставляли безымянными, а если и нарекали, то собирательно: ляльки, маньки, матрешки, цацки… А чаще всего – просто «куклы», тем самым отличая их от других игрушек и потешек.

Давайте теперь познакомимся с некоторыми из них…(демонстрация образцов и фотографий кукол во время рассказа)

До появления ребенка на свет каждая мать делала куколку-берегиню"Пеленашку", тщательно соблюдая условие –делать ее без ножниц и иголки. Ведь куколку нельзя было ни уколоть, ни порезать – считалось, что в ней сохраняются материнская любовь и забота. Делали ее из куска ношеной домотканой одежды. Такая одежда несла в себе тепло человека, и это тепло передавалось кукле вместе с частичкой жизненной силы человека.  Сначала такую игрушку клали в  пустую колыбельку, чтобы она обжилась там, «обогрела» ее для малыша.  А затем укладывали ее рядом с малышом с  целью обмануть злых духов и  подложить им куклу вместо ребенка. Такая кукла служила  оберегом от сглаза. Гости смотрели на ребенка и на куклу и говорили, обращаясь к кукле: "Ой, до чего кукленок-то хорош!", чтобы не сглазить ребенка.  Иногда для очень беспокойных детей делали куколку-Бессонницу. Ее укладывали спать вместе с младенцем, при этом мама приговаривала такие слова: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!»   Еще одна кукла того времени - "Столбушка". Березовое или осиновое полешко (или трубочку из бересты, или скрученную в тугую трубочку ткань) "одевали" с помощью цветных тряпочек и нитей и превращали полешко в куклу-женщину. Или, к примеру, кукла "Крупеничка". В ее основе - холщовый мешочек с гречихой, украшенный нитями, тканями. В тех местах, где с гречихи не было, ее заменяли горохом и другими крупами, и назывались уже эти куклы по-другому - Зерновушка, Горошинка. Такая кукла приманивала в дом достаток, обещала хороший будущий урожай и прибавление в семействе. Куклу-оберег давали в дорогу мужу, сыну или брату. Сделанную своими руками берегиню мать дарила дочери перед ее замужеством. Невесте на свадьбу было принято дарить таких кукол, чтобы в новой семье было много детишек. Нарядная кукла на капоте автомобиля во время свадьбы в наши дни – отголосок именно этого обряда. Раньше женщины собирали волосы в маленький мешочек, из которого  тоже делалась кукла. Если человек заболевал, его всего обкладывали такими куколками и все верили, что они помогут больному выздороветь. Все эти куклы так или иначе несли в себе обереговую силу. Некоторые  куколки  изготавливались  не только  для  себя или  для своих близких, но и "для  выкупа".  Купить такую  куклу было нельзя (силу потеряет),  а вот выкупить - запросто. Главное - выбрать душой из массы куколок именно ту, которая ваша! Чтобы увидев эту куклу, вы почувствовали, что она ваша, что вы уже знаете, куда ее поставите или положите.. Только тогда эта кукла будет оберегом для вас.  Ну а на место, где лежала эта куколка, клали выкуп - деньги, товар, пищу…

Конечно же, я рассказала далеко не о всех и не всё о куклах-оберегах... Из глубины веков к нам пришли традиции тряпичной куклы и у неё очень обширное и  интересное  прошлое со своими тайнами и загадками.

Настоящее куклы-оберега. Но у  тряпичной куклы и теперь  интересная современная жизнь.   Несмотря на то, что рукотворную куклу из жизни людей постепенно вытеснила  фабричная кукла, в  наше время растет интерес к куклам наших прабабушек. Современных людей начали интересовать народные традиции, домашние предметы, сделанные с душой, руками мастеров, а не на огромных фабриках.  Возрождение ремесла по изготовлению рукотворных кукол началось в начале 90-х годов XX века и сейчас в полном расцвете.  Сейчас традиции рукотворных кукол возрождаются , в  городах и селах мастерят их рукодельницы, как это делали в старину… В жизни современных людей все чаще используется «куклотерапия» – один из главных методов лечения

при затяжных и хронических болезнях, особенно при депрессиях, неврозах, параличах и т.д.  Будущее куклы-оберега.  «А какое же  будущее у этой куклы?» Если спросить это у мастериц старинного ремесла, то они ответят, что когда сделаешь  куклу  своими руками – в ней будет жить душа… В каждой куколке  есть своя суть и если ее понять – то многое в жизни сможет наладиться.  Именно из-за этого и делали кукол наши предки. Вот поэтому кукла-оберег нужна и интересна и нам с вами, живущим в 21 веке.  Ради этого кукла будет жить дальше, а традиции по изготовлению рукотворной куклы продолжат свое развитие…

III. Сейчас давайте немного отдохнем ,поднимем свою работоспособность , а затем приступим к работе. Физкультурная  пауза.

  • Погреть ладошки, потереть их между собой -5 раз.
  • Потереть  и потянуть мочки ушей - 5 раз.
  • Ладонями прижать и оттопырить ушки -5 раз.
  • Кончиками пальцев легко постучать по затылку и макушке - 5 раз.
  • Постучать  одним кулачком о другой – 5 раз.
  • Щёчки опустить, поднять, улыбнуться - 5 раз.

IV. А теперь поговорим о том, как же сделать простейшую куколку. Можно ли это сделать нам с вами? Можно. И для этого не нужно быть "крутым кукольным мастером". Главное - иметь желание и немного времени.  Немного творчества и фантазии  - и ваша кукла принесет вам радость. Я предлагаю вам сделать сегодня такую тряпичную куколку-оберег. (представление образца куклы-оберега)

Перед началом работы  запомните «Правила рукодельницы» (Приложение 1) и проверьте готовность  своих рабочих мест.

Конструкция куклы-скрутки - одна из самых простых и древних способов создания человеческого подобия из ткани. Куколка-оберег должна быть не больше 10-12 см (размером с ладошку)  и нужно создавать ее  с добрыми мыслями и любовью.

В начале занятия я говорила, что при изготовлении кукол  в старину не пользовались ни ножницами, ни иглой.  Помните почему? ( потому, что кукла - символ  человека,  его нельзя  колоть или резать)

Поэтому,  как в старину, мы будем делать куклу  только сворачивая и завязывая ткань, мы не сделаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже. Кусочки  ткани  нужного  размера  и нитки тоже отрываются руками. Если вам это неудобно, то можете пользоваться ножницами.  Кто из вас помнит, ребята,  как ими правильно пользоваться?

 ( повторение правил техники безопасности при работе с ножницами)

Мастер-класс по народной кукле.  Для работы нам понадобятся   1 белый( для головы)  и 2 цветных(для груди) лоскутка  ткани размером 15х15 см, треугольный кусочек красной ткани (для косынки),  тесьма или кружево (для фартука), толстые хлопковые нитки красного цвета,  вата.

В квадратные лоскуты ткани необходимо завернуть тугие шарики из ваты (синтепона) и перевязать туго ниткой. Таким образом, мы получим маленькую круглую головку и две грудки. Связываем их между собой - и наша кукла почти готова. Её  осталось нарядить , одев на голову платочек и повязав передник и пояс-тесемку (демонстрация приемов  выполнения куклы. Родители и дети распределяются парами и изготавливают оберег по технологической карт (Приложение 2))

Вот и готова ваша куколка. Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить или отдавать. Оставьте ее себе, она обязательно украсит любимый уголок вашей комнаты, и всегда будет радовать свою хозяйку. Ведь она сделана с любовью.

V.  Презентация  готовых работ. При представлении работ  учитывается аккуратность выполнения детьми и родителями деталей композиции, их цветовое решение, оригинальность декорирования куклы. Рефлексия участников учебного процесса. Родители  отвечают на вопросы анкеты (приложение 3),  а детям педагог предлагает закончить фразу:

  • я  понял (а), что оберег – это… (от русского слова оберегать, т.е. защищать,  сторожить)
  • кукла может считаться оберегом, если она… (сделана с любовью родным человеком)
  • куклам  не рисовали лицо потому что верили, что…  (в такую куклу не сможет вселиться злой дух и навредить)
  • мне особенно понравилось…
  • у меня появилось желание…

Спасибо всем участникам за  интерес к традициям  народа,  за ваше творчество, за тёплую и душевную обстановку в нашей мастерской.  Пусть в вашем доме счастье живет всегда, пусть  всегда светятся от радости  ваши лица и пусть поможет вам в этом  ваш милый сувенир – эта куколка-берегиня!