Мастер - класс для родителей : "Изготовление тряпичной народной куклы "Зайчик на пальчик"
методическая разработка (старшая группа)

Калак Олеся Петровна

Народная игрушка и игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. Ознакомление с народной игрушкой в комплексе с другими воспитательными средствами представляет собой основу формирования гармонически развитой, активной личности.

От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ребенок - не исключение. Каждый из нас помнит свою любимую игрушку. Некоторые хранят их как счастливый талисман всю жизнь. Важным педагогическим инструментом народной педагогики была рукотворная кукла. Ее изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, ее делали родители или родные ребенка, учитывая его возрастные потребности и физические возможности. Для каждого возраста была своя кукла.

Куклу " Зайчик на пальчик" делали детям тогда, когда ребенок уже сам начинал осмысленно говорить - примерно в возрасте 2,5 - 3лет. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и, если становится скучно или страшно, к ней можно обратиться как к другу, поговорить с ней, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг, и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу и разговаривают как с живым человеком.

Словами «заинька», «зая», «зайка» русские люди в разговоре с детьми называли огонь. Связь с огнем обусловлена необыкновенной прыткостью зайца. Есть и загадка про зайца-огня: «Он и бегат, как огонь». Колеблющееся на стене отражение лучей солнца от воды или зеркала называются игрою солнечных зайчиков. А в Курской губернии зайчиками зовут синие огоньки, перебегающие по горячим уголькам.

Цель нашего мастер - класса не только научить вас делать куколку из лоскутков, но и вызвать желание изготовления похожих куколок вместе с детьми дома в свободное время для совместной игры, обыгрывания сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass.odt89.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского муниципального района

Детский сад № 15 «Аистенок»



Мастер-класс для родителей

«Изготовление тряпичной

народной куклы

«Зайчик на пальчик»

                                     

                                                              Подготовила

Калак Олеся Петровна

                                                                     

Зайчик оберег мастер класс - Master class

Мастер-класс для родителей по изготовлению

тряпичной народной куклы " Зайчик на пальчик"

Назначение: игровая кукла для ребенка; оберег; подарок своими руками; украшение любимого уголка в комнате.

Цель: приобщать родителей и детей к народной к народной культуре через совместное творчество.

Задачи:

1.Вовлечь родителей в творческую деятельность вместе с детьми.

2.Научить родителей изготавливать тряпичную куклу "Зайчик на пальчик" своими руками своему ребенку.

3.Заинтересовать родителей в возрождении и сохранении народных традиций семейного рукоделия.

4.Воспитывать к русскому народному творчеству, любовь и уважение к традициям русского народа, к русской, народной игрушке.

5.Создать атмосферу психологического комфорта.

Материалы:

Прямоугольник разноцветной белой ткани (20х10) для туловища, красные нитки, вата для объема.

Ход:

Дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции русского народа, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.

Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать детей в национальных традициях, необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке, в том числе и рукотворной кукле.

Народная игрушка и игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. Ознакомление с народной игрушкой в комплексе с другими воспитательными средствами представляет собой основу формирования гармонически развитой, активной личности.

От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ребенок - не исключение. Каждый из нас помнит свою любимую игрушку. Некоторые хранят их как счастливый талисман всю жизнь.                                                                                                Важным педагогическим инструментом народной педагогики была рукотворная кукла. Ее изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, ее делали родители или родные ребенка, учитывая его возрастные потребности и физические возможности. Для каждого возраста была своя кукла.                                                                                                    

Куклу " Зайчик на пальчик" делали детям тогда, когда ребенок уже сам начинал осмысленно говорить - примерно в возрасте 2,5 - 3лет. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и, если становится скучно или страшно, к ней можно обратиться как к другу, поговорить с ней. пожаловаться или просто поиграть. Это и друг, и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу и разговаривают как с живым человеком.

Цель нашего мастер - класса не только научить вас делать куколку из лоскутков, но и вызвать желание изготовления похожих куколок вместе с детьми дома в свободное время.

А теперь посмотрите, как мы будем делать зайчика на пальчик.

Потешка                                                                                                                    

 Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Зайку   кто - то напугал –

Зайка - прыг, и убежал.

Пояснение:

Сложить ткань вдоль пополам, лицевой стороной наружу. С одного края (где сгиб) закладываем угол ткани внутрь. Посредине наклонной линии собираем ткань в пучок и туго перевязываем одним концом нити - формируем ушки. Нитки не обрываем, она так и будет идти по всему зайчику.    

Теперь нам нужно сделать головку зайчика. Внутрь головки можно вставить комочек ватки или поролона. . Свободным концом нити перевязываем ткань на шее и закрепляем нить петлей.

 Складываем ткань в три слоя.

Свободный конец ткани скручиваем примерно на третью часть длины лоскута – формируем лапки.      

 Сзади к шее зайчика прикладываем лапки.

Закрепляем нитками ткань к туловищу под лапками. Оставшимся концом нити перевязываем туловище крест-накрест. Закрепляем петлей нитку на шее и обрезаем ее.                                

Вот наш зайчик на пальчик готов.

Дети надевают зайчика на пальчик.

По окончании работы.

-Дети, давайте поиграем с нашими зайками.

Пальчиковая гимнастика «Зайчик»

Ловко с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик

 (На левой руке все пальцы широко раздвинуты.

На правой руке все пальцы, кроме указательного, сжаты в кулак. )

Вниз скатился, повернулся

И опять назад вернулся.

Снова с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик!

(Указательный палец ритмично «прыгает» по пальцам левой руки вверх и вниз.)

        

А подвести итог нашего мастер-класса мне хотелось бы притчей.

Притча “О мудреце и хитреце”

Однажды хитрец, прослышав о мудром старце, решил испытать его, так как был уверен, что он мудрее. Хитрец поймал бабочку и пришёл к мудрецу.

- Скажи мне, о мудрейший, что у меня в кулаке?

- Я не волшебник, не могу видеть сквозь твои пальцы.

- Ладно, правда твоя, там бабочка. Тогда ответь мне, живая она или мертвая? – спросил хитрец и подумал: “Если мудрец скажет, что бабочка живая, то я её раздавлю, а если скажет, что она мёртвая, разожму и выпущу её.

Мудрец посмотрел на хитреца и сказал:

- Всё в твоих руках.

Действительно все в наших руках, которые сегодня прекрасно потрудились. Спасибо вам за внимание доброжелательное отношение.

Анкета

Уважаемые родители!

Просим вас принять участие в опросе по теме: «Значение народной игрушки в воспитании и развитие ребенка».

Цель: выявить отношение родителей к проблеме воспитания детей на основе приобщения к истокам русской национальной культуры.

 Заранее спасибо за участие в анкетировании. 

ФИО__________________________________________________________

Количество детей в семье, возраст детей:________________

 1.Как часто Вы приобретаете для своих детей игрушки?

раз в неделю

раз в месяц

только по праздникам

не покупаю игрушки

2.Что является для Вас мотивом для покупки детских игрушек?

покупаю подарки к празднику

иду в магазин покупать одежду, заодно покупаю понравившиеся игрушки

хочу просто порадовать своего ребенка новой игрушкой

все старые игрушки ребенку надоели

в магазине появились игрушки-новинки

покупаю, когда старые игрушки уже не подходят по возрасту

3.Какие игрушки Вы приобретали для своих детей в течение последних 6 месяцев?

куклы, пупсы

аксессуары для кукол (домики, мебель, одежда, коляски, ванночки)

конструкторы, пазлы, мозаики, кубики

настольные игры, различные познавательные карточки, лото

технические игрушки (железные дороги, машинки и т.п.)

спортивные игрушки

музыкальные игрушки

радиоуправляемые игрушки

развивающие игрушки

народные игрушки

другое______________________________________________

4.Чем Вы руководствуетесь при покупке игрушки ребенку:

цена

качество

возрастные рекомендации

дизайн

страна- изготовитель

известность марки

наличие развивающей функции

скидки и бонусы при покупке игрушки

желание ребенка

другое________________________________________

5. Удовлетворяет ли ассортимент предлагаемых игрушек целям развития вашего ребенка?

7.После просмотра мультфильма, Ваш ребенок просит купить игрушку-героя этого мультфильма?

8. Существуют ли, по Вашему мнению,  антиигрушки и как Вы к ним относитесь?________________________________________________________

9. Какие народные игрушки Вы знаете?________________________________

10. С какими народными игрушками Вы играли в детстве? __________________________________________________________________

11. Есть ли у Ваших детей народные игрушки дома? ________________________________

12. Чем, по Вашему мнению, отличается народная и современная игрушка?

____________________________________________________________________

________________________________________________________________

13. Мастерите ли Вы какие-нибудь игрушки сами или вместе со своими детьми? Если да, то какие? Если нет, то почему? ________________________ ___________________________________________________

_______________

14. Какая любимая игрушка Вашего ребенка ? ________________________________

15. Хотелось бы Вам, чтобы среди любимых игрушек Вашего ребенка были народные игрушки?

 __________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей "Изготовление тряпичной куклы - оберега на удачу"

Целью мастер-класса является  знакомство родителей с русской традицией изготовления народных тряпичных кукол. Задачи: Прививать интерес к тряпичной кукле как виду народного художественного...

Мастер-класс для родителей "Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы-закрутки"

Цели: знакомство участников мастер-класса с народной традиционной куклой; показ и изготовление куклы-закрутки; вовлечение родителей в совместную культурно - досуговую деятельность; обеспечение ат...

Мастер-класс для родителей: Изготовление шапочек героев русских народных сказок и подвижных игр в стиле "Оригами из кругов"

МАДОУ детский сад комбинированного вида № 61 Мастер-класс для родителей:Изготовление шапочек  героев русских народных сказок и подвижных игр в стиле «Оригами из кругов» [[{"type":"media...

Мастер -класс с родителями "Изготовление тряпичных кукол-оберегов"

Мастер -класс с целью  знакомства родителей с художественным творчеством и духовным наследием русского народа через приобщение к созданию обрядовых кукол...

Мастер-класс для родителей: "Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы-закрутки".

Цель: формирование интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы "Закрутки".  Задачи. 1. Научить мастерить тряпичную куклу...

Мастер класс для воспитателей "Изготовление тряпичных кукол"

Материал интересен для всех, кто увлекается  ручным творчеством...

Мастер-класс в подготовительной группе «Тряпичная народная куколка».

Цель: формировать у детей интерес к истории, обычаям и культуре русского народа по средствам образа народной русской куклы. Закреплять навыки работы с тканью и нитками, развивать мелкую моторику,...