Конспект НОД "Есть тайна в каждом натюрморте"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Бородина Елена Александровна

Конспект занятия по ознакомлению с изобразительным искусством

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_est_tayna_v_kazhdom_natyurmorte.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

в старшей группе по ознакомлению с искусством

«Есть тайна в каждом натюрморте…»

Цель. Вызвать у детей активный интерес к натюрморту, понимание эстетической ценности натюрморта, эмоциональный отклик на  произведение живописи, музыку, поэзию. Стимулировать эстетические оценки и суждения.

Задачи:

  • Учить детей внимательно всматриваться в произведение искусства, видеть красоту и гармонию изображенных художником предметов
  • Учить детей ассоциировать содержание картины с собственным опытом , чувствами и представлениями
  • Привлечь внимание детей к композиции картины: расположению предметов, выделению главного
  • Продолжать формировать представления о цвете как средстве  передачи художником  эмоционального состояния, сезонного состояния природы, формировать отклик на красоту теплых и холодных тонов
  • Побуждать детей «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.  Развивать умение  вживаться в образ.
  • Подвести детей к пониманию того, что понять натюрморт (раскрыть его тайну) можно, если внимательно его рассматривать и увидеть гармонию живого мира.
  • Формировать умение общаться по поводу картин, высказывать свои суждения  по поводу увиденного и переживаемого
  • Развивать способность видеть красоту в привычных предметах

Материал:    компьютерная презентация репродукции картины О. Воробьевой «Время цветения одуванчиков», фрагментов картины, репродукции картины формата А4 на каждого ребенка, аудиозапись музыкальных произведений, «инструмент» для рассматривания фрагментов картины «волшебная рамка»,  фрагмент видеозаписи «Уроки рисования с художником Андриякой».

НОД:

Восп.: Сегодня, дети, я хочу рассказать вам одну удивительную историю. История эта правдивая и в тоже время немного сказочная. Так вот….

Однажды в саду, где росло много  цветов, поспорили  Розы и Одуванчики. Спор начали Розы. Они говорили: «Мы самые красивые и главные цветы в саду. Посмотрите, мы бываем и белые, и красные, и розовые, и желтые. А вы, одуванчики, всегда только желтые. Посмотрите, какие высокие и пышные наши кусты! Это потому что нас любят, за нами ухаживает садовник. А вы, Одуванчики, растете у самой земли. За вами никто не ухаживает, на вас даже могут наступить ногами. А какой у нас аромат, вы знаете? Все любят вдыхать запах роз!  Одуванчики пытались возразить: «Нас тоже любят, например,  над нами всегда летает много бабочек, пчел, мушек, жучков . И цвет у нас красивый, и форма. Мы… Мы… Мы на солнышко похожи. Вот!». «Подумаешь, жучки их любят!» - насмехались Розы. « Вот нас дарят на дни рождения, нами украшают квартиры. Из наших лепестков делают духи и даже варенье варят!». «Но из нас тоже можно варенье сварить и даже салат приготовить» - оправдывались Одуванчики. «Ха-ха-ха…- продолжали насмехаться Розы, - только на салат вы и пригодны, да и то весной. А летом про вас никто не вспомнит, а тем более осенью или зимой. А нас и зимой выращивают в оранжереях,  поэтому в любое время года можно нами любоваться! Мы самые лучшие цветы! ». Одуванчики не знали,  что возразить Розам, ведь многое из того, что они говорили, было правдой.  Загрустили они, поникли.

Восп.: А случилось так, что  в это время  по саду гуляла девушка.  Она услышала разговор цветов. «Как же она могла все понять?» - спросите вы. Это была не простая девушка, а художница.  А мы ведь знаем, что все художники немного волшебники. Почему мы так считаем?  

Дети: Художники видят красивое в самых обычных предметах. Они умеют рисовать красивые пейзажи, натюрморты, портреты.  Они показывают в своих картинах красоту всем людям. Иногда мы  не заметим, а они увидят, напишут картину,  и все видят, как красиво).

Воспитатель: Я с вами согласна. Так вот. Девушка подумала: «Как несправедливо Розы обидели Одуванчики. Может, и люди так думают? С этим   что-то надо делать!... Ура!  Придумала!»

К сожалению, на этом моя история обрывается. Она как будто не закончена. А давайте вместе закончим ее. Как вы думаете, что придумала девушка-художница, что она решила сделать?

Дети: Она решила написать картину с одуванчиками. Нарисовать одуванчики, чтобы все увидели, что одуванчики красивые.

Воспитатель: А вам хотелось бы увидеть, какая картина у нее получилась?

У нас есть эта картина. И сегодня нас ждет встреча с ней . Давайте же скорее отправимся в чудесное путешествие навстречу с прекрасным.

Дети садятся на стулья перед экраном

Звучит музыка.

Воспитатель:  Закройте глаза, слушайте музыку.  Она поможет вам нарисовать в воображении чудесные картины. Откройте глаза и расскажите, что вы представили (музыка продолжает звучать).

Дети рассказывают. Я представил лето. Зеленые деревья. Я увидел голубое небо, плывут облака. А я представил полянку с одуванчиками. И т. д.

Воспитатель: Прекрасны весенние и летние  картины природы.  

Открывается картина. Звучит музыка. Молчаливое созерцание. Читает стихотворение

Воспитатель - Перед вами картина Ольги Павловны Воробьевой. Сегодня мы с вами будем ее рассматривать. И если будем внимательны, возможно, сможем  раскрыть тайну, которая есть в каждой картине. К  какому  жанру вы отнесете эту картину?

Дети:  Это натюрморт

Воспитатель -  Что изображено на этой картине?

Дети:   Одуванчики, ваза, окно, птичка, трава за окном….

Воспитатель : Как вы думаете, дети, что в этой картине самое главное?

Дети: Я думаю, что главное в картине, одуванчики. Букет одуванчиков.

Воспитатель:  А как вы догадались?  Или: я вами согласна: букет одуванчиков в этой картине главный. Он нарисован почти в центре, крупно, сразу привлекает наш взгляд. Когда художник составляет натюрморт, он старается поставить главные предметы так, чтобы остальные их украшали, дополняли. Есть такое слово «композиция». Это значит объединение всех частей, выделение главного.

Воспитатель : Каким получился букет на картине?

Дети:  :   Радостным, веселым, нежным, красивым, весенним…

Воспитатель:  Художница написала эти цветы с особой нежностью и внимательностью к каждой детали. Их тонкие стебли слегка вытянуты в разные стороны, некоторые слегка нагнулись, один пушистый шар вольно свисает вниз из  вазы. Желтые яркие одуванчики и легкие белые шары цветов  выделяются на фоне зеленых листьев, зеленой травы и говорят нам о теплой погоде, о наступлении лета… Букет освещен солнцем. На подоконник падает тень.

Воспитатель: Есть такое слово «композиция». Это значит объединение всех частей, выделение главного. Когда художник составляет натюрморт, он старается поставить главные предметы так, чтобы остальные их украшали, дополняли. Посмотрите на картину и подумайте, что украшает букет одуванчиков?

Дети:  Я думаю, что букет украшает ваза.  

Воспитатель: Я с вами согласна. Давайте рассмотрим вазу, расскажем о ней, определим, в чем ее красота.

Дети:  Ваза сделана из голубого стекла. Она прозрачная . Кажется ,что вода в вазе голубая.  Сквозь стекло видны стебли одуванчиков. Это очень красиво.  Ваза похожа на драгоценный камень. На огромную ледяную каплю. На магический кристалл.

Воспитатель: Я думаю, что художница не случайно выбрала вазу такого цвета. Как вы думаете, почему?

Дети:  Потому что, голубой (синий ?)  цвет красиво сочетается с желтым. Желтые одуванчики красиво смотрятся в синей вазе.

Воспитатель: Давайте посмотрим, было бы красиво , если бы ваза была другого цвета?

Эффект изменения цвета вазы на серый, пестрый

Воспитатель: Нравится вам такое сочетание?

Дети: Нет, не нравится.

Изменяем цвет цветов

Посмотрите, что сейчас изменилось на картине?

Дети:

Цвет картины восстанавливается

Воспитатель: Действительно,  холодный голубой цвет вазы красиво подчеркивает теплый цвет желтых одуванчиков.

Воспитатель:. Расскажите, что еще украшает букет одуванчиков?

Дети: Мне нравится, что букет стоит на  белом окне. Рядом белая занавеска. Занавеска белая, воздушная. Она, будто,  шевелится от ветра.

А мне нравится птичка. Она как живая. Птичка  смело сидит на окне.  Мне кажется, что она красуется перед нами. Мне кажется, что она любопытная

У неё серая грудка похожа на скромную рубашку, а  пестрое оперенье, как нарядная курточка.

Воспитатель: Дети, а что это за птичка?

Дети:  Я думаю, что это воробей. Мы видели их на участке, на даче, во дворе.  А я  думаю, что это воробей, потому что  ее фамилия – Воробьева.

Воспитатель: Вполне возможно, художница изобразила себя в образе воробышка. А сейчас, давайте поиграем в игру «Волшебство».  Я взмахиваю волшебной палочкой   раз, два, три…  И вот мы уже оказались в этой комнате, подходим к окну выглядываем из него…  Мы видим мы слышим, мы чувствуем…

Дети: Я чувствую тепло солнца. Я чувствую, как легко дует ветер. Я ощущаю тепло.  Я чувствую свежий воздух. Я чувствую запах травы, деревьев. Я слышу, как жужжат мухи и жучки за окном. Я кожей чувствую мягкие одуванчики. И т.п. За окном мы видим зеленую траву. Мы видим лужайку с одуванчиками. Дальше мы видим забор. За забором, наверно, сад, деревья вдалеке. Мы видим хорошую погоду. Солнечную погоду. Солнечный день.

Физкультминутка, психогимнастика. Звучит музыка

Воспитатель:  А сейчас представьте, что вы –вот те маленькие одуванчики, что растут под окном. Вы - маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растёт, набухает, и наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидали пушистый жёлтый цветок, похожий на солнышко. А вот солнышко превратило цветок в белый пушистый шар. Подул ветерок, и пушинки закружились, разлетелись ….  И опустились на землю. И вот опять вы - маленькие росточки….

Воспитатель – Дети, посмотрите,  пока мы отдыхали что-то случилось с картиной.

 Воспитатель: (цвет картины меняется на серый),  А эта картина может вызвать у нас радостное, солнечное, весеннее настроение?

Дети:   Нет, так неинтересно. Все серое. ( Цвет картины возвращается)

Воспитатель: Какое настроение вызывает у вас эта картина?

Дети: У меня хорошее настроение, когда я смотрю на картину. У меня радостное.  Приятное настроение. Спокойное. Нежное. И т.д.

Хорошее настроение, потому что нарисован солнечный день, хорошая погода. Потому что написан очень красивый букет. Краски на картине яркие, сочные и нежные.

Воспитатель: Вы правильно определили.

Воспитатель: На этом примере мы  еще раз убедились, что цвет в картине имеет огромное значение. Он помогает нам почувствовать настроение живописца, настроение картины. На  этой картине краски звучат в одних местах весело и звонко ( приближает одуванчики, вазу , лужайку), а других местах мягко и лирично (приближаем занавеску, белые шары, тень)

Воспитатель: – Как вы думаете, что о себе хотят рассказать эти одуванчики, ваза, занавеска, воробей….? Узнать это нам помогут  «Волшебные окошки». Пройдите к столам, рассмотрите фрагменты картины через окошки, оживите предметы в окошках.

Дети переходят к столам и работают с «окошками»

Дети: Я - желтый одуванчик. У меня много-много тоненьких желтых лепесточков. Они все собраны вместе. Поэтому в середине я будто оранжевый, а по краям ярко-желтый. Мне нравится расцветать  среди зеленой травы.

-Я тоже желтый одуванчик. Я пушистый. Я вырос на длинной ножке и выглядывал из травы. Мне нравится, что меня нарисовали, и теперь все мною будут любоваться не только летом, но и зимой.

- Я тоже одуванчик. У меня белая пушистая шапочка. Я жду, когда подует ветер, и мои парашютики полетят в другие края. Мне тоже нравится, что меня нарисовали.

- Я воробей. Я прилетел посмотреть, кто живет в этой комнате. Но там нет ничего для меня интересного. Лучше я буду летать на воле.

- Я ваза. Я очень нарядная, блестящая, прозрачная. Меня любят цветы, особенно одуванчики. Мы красиво с ними сочетаемся.

- Я травка, что растет перед окном. Я зеленая, яркая, веселая, нарядная, потому что у меня растут одуванчики. Надо мной летают бабочки, мушки, жучки. Они жужжат, и мне становится весело.

- Я – одуванчик. Только я не в букете, а лежу на окне. Мне немого грустно одному

- А я - забор. Я не очень красивый, но нужный.

- Я – оконная рама. Я чистая, белая. Я открылась, и впустила в комнату свежий воздух и разные запахи.

Воспитатель: Я думаю, что после того, как вы оживили картину, вы сможете легко придумать ей название. Подумайте, ребята, как бы вы назвали эту картину?

Дети: Я бы назвал картину «Букет одуванчиков».

Можно назвать  «Одуванчики на окне».   …..

Воспитатель: Художница Ольга Воробьева назвала свою работу «Время цветения одуванчиков».

Воспитатель: А хотелось ли бы вам посмотреть, как художник рисует одуванчик? У нас есть такая возможность

Демонстрируется отрывок видеозаписи рисования одуванчика профессиональным художником

Звучит музыка

Воспитатель: Я очень рада, что нам удалось разгадать такую сложную тайну, нам удалось увидеть и понять главное в этой картине. Художница как настоящая волшебница показала всем, что не бывает красивых и некрасивых цветов, не бывает главных или не главных цветов. Каждый цветок красив по-своему: красивы гордые  розы, хороши в своей скромной красоте одуванчики.  

С нами остается красота -  в душе,  в памяти, на картине, которая  будет радовать нас всегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тайные мечты каждого ребенка

- Любите меня, даже когда я плохой.- Говорите, что я единственный, что вы всегда будете меня любить, что бы ни     случилось.- Прощайте меня. Говорите мне, что вы меня понимаете, ...

Тайные мечты каждого ребенка ( Обращение детей к родителям. Презентация)

Родителям будет наверника, интересно узнать, о чем мечтает каждый ребенок. Данная презентация раскроет секреты взаимопонимания и любви к ребенку....

Тайные мечты каждого ребенка

Наглядная информация для родительского уголка...

Информация для родителей «Секреты любви и взаимопонимания» (Тайные мечты каждого ребенка)

Законы родительской истины.Закон 1.Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!Закон 2.Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого,...

Конспект занятия "Тайны натюрморта"

Конспект занятия "Тайны натюрморта" с элементами ТРИЗ технологии...

Секреты любви и взаимопонимания (тайные мечты каждого ребенка)

- Любите меня и позволяйте мне любить вас.- Любите меня, даже когда я плохой.- Говорите мне, что вы меня любите, даже если вам не нравится то, что я делаю.- Прощайте меня. Говорите мне, что вы меня по...