Конспект занятия "Тайны натюрморта"
план-конспект занятия по рисованию

Лухнова Лариса Сергеевна

Конспект занятия "Тайны натюрморта" с элементами ТРИЗ технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие в старшей группе по тему:

«Тайны натюрморта»

Пояснительная записка.

В соответствии ФГОС ДО организация НОД, связанная с воспитанием и образованием детей дошкольного возраста, является неотъемлемой частью в дошкольном учреждении. НОД  в дошкольном учреждении, направлены на развитие детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Представленный конспект занятия входит в цикл занятий по развитию художественно – эстетического развития для детей старшего дошкольного возраста, обеспечивает преимущество по сравнению с традиционными формами обучения.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. Чтобы решить данные задачи, я стала изучать методическую литературу, искать наиболее эффективную методику. И за основу взяла инновационную технологию ОТСМ - ТРИЗ - РТВ.

Высокий уровень развития связной речи старших дошкольников является необходимым условием не только для успешной учебы в школе, но и в целом, как показатель развития ребенка.

Традиционная методика рекомендует обогащать детскую речь выразительными фразами посредством демонстрации воспитателем образных фраз. Выразительность речи требуется не только при описании наблюдаемой природы, но и при составлении творческих рассказов по картине. Такие жанры живописи, как натюрморт и пейзаж, дают толчок в эмоциональные переживания при их восприятии.

Дети испытывают трудности при составлении описательных рассказов по художественным натюрмортам. Дети составляют несколько предложений и не могут понять, о чем можно еще рассказать. Рассказ получается не полным и не и связанным. Дети лишь в лучшем случае повторяют за воспитателем красивые обороты, либо их просто понимают, но не используют в своей речи.

Причина  этого, отсутствие методик обучения  детей составлению описательных рассказов по натюрмортам.

 Вместе с детьми мы придумали пособие «Арбуз», алгоритм описательного рассказа по натюрморту. С ними обсуждались схематическое изображение того, о чем будет рассказываться и устанавливается последовательность каждого шага.

Знакомство  детей с жанрами живописи; применение  в занятии нетрадиционной техники «Восковые мелки +акварель».

Имея опыт работы с технологией ТРИЗ, провела мастер-класс для молодых специалистов и воспитателей ДОУ по теме: «Вхождение в картину» (2015г)

Основная часть.

Занятие в старшей группе по тему:

«Тайны натюрморта»

Цель: Дать представление о способах отображения жизни в искусстве. Учить детей отличать натюрморт от других жанров живописи. Освоение обобщающей модели составления рассказа по натюрморту.

Предварительная работа:

-посещение выставок в художественной школе;

-подборка репродукций художников;

подборка игр, упражнений по работе над натюрмортом.

Оборудование:

-компьютер, экран мультимедийный, проектор.

-два конверта.

-объекты – вырезки, для составления композиций.

-альбомный лист, клей, восковые мелки, акварель, кисти, баночки с водой.

-репродукции картин (пейзаж, натюрморт, портрет).

-аудиозапись «Вальс цветов».

Ход занятия:

Дети заходят в зал.

-Доброе утро, друзья. Ребята, вы знаете, сегодня пришла Ирина Анатольевна, и сообщила нам новость. По электронной почте пришло письмо и именно для вас. А вы хотите узнать, кто его написал? И что написано в этом письме?

-Ребята проходите на стульчики. Сейчас мы прочитаем письмо (на экране под музыку появляется слайд).

«Говорящее письмо»

Здравствуйте, друзья! С огромным приветом, к вам художник -Карандаш из цветочного города. Я  много наслышан о ваших достижениях, творческих успехах. Вы активные участники конкурсов, развлечений. Слава о ваших победах дошла до нашего цветочного города. Мы не могли остаться равнодушными, и решили сделать вам подарок. Посылаем вам книгу знаний, которая продолжит знакомить вас с искусством. До новых встреч.

(на экране письмо меняется на книгу)

  • Ну что, ребята, посмотрим книгу?
  • Открываем книгу. Первая страница (появляется одно дерево)

-Ребята, что произошло, какая-то картинка недорисованная. Здесь только символы.

-Нам нужно определить к какому жанру относится эта картина, где  чаще всего изображается данный объект?

(Появляется картинка пейзажа)

-Посмотрите внимательно, что ждет нас на следующей странице.

(Появляется контур портрета)

-Определите, какому жанру соответствует картина? Где чаще всего изображается данный объект?

(Появляется картинка портрета)

-Открываем следующую страницу нашей книги.

(Появляется мигающий восклицательный знак)

-Ребята, что случилось, может компьютер завис? А, может картинка – невидимка? Что делать, как быть?

Магнитофонная запись: «Я компьютерный вирус Троян, испортил вашу картинку. Ладно, я сегодня добрый и если вы справитесь с моим заданием, верну ее. А, вот и задание.»

(На экране появляются  конверты)

-Ребята, раз у нас два конверта, мы должны разделиться на две команды.

-Послушайте задание: В конвертах находятся различные картинки-объекты, из которых каждой команде надо составить свою композицию.

(На экране детский фон, после выполнения задания появляется натюрморт)

-Ребята, мы справились с заданием, и картинка вернулась на свое место.

-Кто мне скажет, к какому жанру относится? Почему вы так думаете?

-Ребята, я предлагаю вам нарисовать натюрморты, из них мы составим коллекцию «Волшебный мир натюрморта», и отправим в подарок Карандашу в цветочный город.

Практическая часть: Дети рисуют, используя нетрадиционную технику «восковой мелок +акварель»

Итог:

-какие жанры мы с вами вспомнили сегодня?

-какие объекты можно изобразить в натюрмортах?

Спасибо! Сегодня вы порадовали своими успехами. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Натюрморт»

Конспект занятия (старший дошкольный возраст)...

Конспект комплексного занятия по изодеятельности в старшей группе "Ах,натюрморт,натюрморт!"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6189808","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"319","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6189812","at...

КОНСПЕКТ НОД "Натюрморт из овощей"

Конспект открытого интегрированного занятия по художественной деятельности....

Конспект занятия в старшей группе детского сада (возраст детей 5-6 лет). «Ах,натюрморт,натюрморт!»

Данный конспект представлен для пед. работников дошкольных учреждений. Главная цель занятия: Вызвать у детей интерес к натюрморту, формировать эстетические суждения и оценки, учить использовать искусс...

Конспект интегрированного занятия по рисованию в подготовительной к школе группе на тему «Живой натюрморт» (с использованием авторского дидактического мультимедийного пособия «Загадки натюрмортов»)

Конспект интегрированного занятия по рисованию, где дети на основе интересных и разнообразных игровых заданий учатся внимательнее рассматрива картины и сами придумывают вариант натюрморта по мотивам к...

«Рассказ о натюрморте и составление своего натюрморта»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19334229","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"399","width":"480"}}]]...

«Ах, натюрморт, ах, натюрморт!».

Закрепить у детей представления о том, что такое натюрморт, об особенностях средств выразительности, учить детей понимать эстетическую ценность натюрморта, видеть красоту сочетания форм и цвета, актив...