Конспект комплексного занятия по изодеятельности в старшей группе "Ах,натюрморт,натюрморт!"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Разанова Нина Сергеевна

Создание творческой работы в технике пластилинографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnoe_zanyatie_po_izodeyatelnosti.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Дашковский детский сад комбинированного вида  «Колобок»

КОНСПЕКТ

комплексного занятия по изобразительной деятельности в старшей группе

Тема: «Ах, натюрморт, натюрморт!»

                                                                        Воспитатель

   

Разанова Нина Сергеевна

                                               2014 г.

Комплексное занятие по изобразительной деятельности

Тема  « Ах, натюрморт, ах, натюрморт!».

Программное содержание.

  1. Закрепить знания детей о натюрморте как о жанре живописи, разнообразии его видов и  особенностях средств выразительности.
  2. Продолжать учить детей внимательно вглядываться в картину, понимать, что на ней изображено, о чём рассказал художник и что он хотел выразить.
  3. Формировать у детей умение восхищаться, любоваться красотой окружающего мира и произведениями искусства, отражающими  этот мир.
  4. Закреплять умение детей создавать образы в нетрадиционной изобразительной технике – пластилинографии (рисование пластилином) -  выполнении лепной картины,  когда детали предметов сохраняют объём и выступают над поверхностью основы.
  5. Продолжать учить использовать возможности стеки для придания объекту завершённости и выразительности.
  6. Формировать композиционные навыки, умение составлять натюрморты, представление о правильном расположении предметов натюрморта.
  7. Развивать связную речь, умение использовать искусствоведческие термины, общаться по поводу увиденного.
  8. Воспитывать нравственно-эстетические качества, познавательные интересы в процессе обучения детей восприятию искусства.

Предварительная работа

 по обогащению детского опыта.

  • Рассматривание репродукций с изображением натюрмортов.
  • Наблюдения за предметами живой природы – цветами, фруктами, грибами, овощами – отметить и увидеть разнообразие цвета; любование их красотой, вдыхание запаха.
  • Прогулки и экскурсии в природу.
  • Прослушивание музыкальных произведений.
  • Коллективный пластический этюд «Приход в музей».
  • Сенсорно-дидактические игры: «Узнай на вкус, на ощупь», «Найди картины, написанные тёплыми и холодными красками», «Из чего состоит натюрморт», «Подбери краски, которые художник использовал в картине». «Собери фрукты в вазу»,  игра с мячом «Предметы натюрморта».
  • Рисование: «Астры в вазе», «Сочное, румяное для всех ребят желанное».
  • Лепка:  «Овощи на подносе», «Ваза с фруктами», «У медведя во бору грибы, ягоды беру».

Методические приёмы.

«Мозговая атака», метод эвристических вопросов.

Метод музыкального сопровождения.

Игровые приёмы.

Метод свободного диалога, доброжелательной поддежки высказываний ребёнка.

Приём пояснения, сравнения, акцентирования деталей.

Метод вызывания адекватных эмоций и оживления их с помощью литературных и песенных образов.

Материал.

Репродукции картин известных художников с изображением натюрмортов большого формата для вернисажа.

Репродукции натюрмортов формата А4 для игры «Художественный салон».

Мольберты, магниты, фишки, наклейки, подставка для выставки детских работ, стеки -  по 2шт. подставки для стек, мяч.

Незаконченные работы детей, выполненные в технике пластилинографии.

Муляжи овощей, фруктов, грибов, листьев, бабочек, птичек, корзинка, вазочки с цветами и осенними листьями для игры «Составь натюрморт».

Подносы 10шт., бумажные салфетки.

Кукла художник Тюбик.

Ход занятия.

Вводная часть.

  Дети входят в изостудию, где устроена выставка из новых и уже знакомых детям картин, с изображением  натюрмортов. Приветливо здороваются с гостями.

  Воспитатель собирает детей в центре зала, старается создать атмосферу увлечённости, заинтересованности искусством для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ведёт с детьми свободный, доверительный разговор.

Воспитатель: Дети, посмотрите, кто ещё пришёл к нам в гости!?                        

Это же художник Тюбик!

                                   Приветствие Тюбика

                                   Привет друзья!

  Я очень рад увидеть умненьких ребят!

                                   Итак, в прекрасное вперёд –

                                   Там чудо красоты живёт

                                                                                                                        Тюбик:  Ребята, как много здесь картин! Давайте вместе рассмотрим их спокойно, неторопливо, внимательно.

Дети под музыку ходят около расставленных мольбертов и рассматривают, расположенные на них картины.

  Воспитатель: Когда вы обойдёте всю выставку, подойдите к тем картинам, которые вам больше всего понравились, и ещё раз внимательно рассмотрите их, полюбуйтесь ими (Детям даётся время на восприятие картин).

 - Вам понравилась выставка?

 - Какие картины  вам понравились больше всех? Чем?

Воспитатель по очереди подходит к той или иной картине, спрашивая: «Как вы думаете, о чём нам хотел рассказать художник? А какое настроение у вас возникает, когда вы рассматриваете эту картину? (Вам весело или грустно?  Почему?)  Какие краски здесь использовал художник?

Да, художник о своём настроении нам рассказал, используя яркие, нарядные, тёплые (или наоборот, холодные)  краски.

После того как дети рассмотрят некоторые картины, воспитатель продолжает беседу. Дети садятся за столы.

Воспитатель: Дети мы с вами увидели очень красивые картины. Скажите, а настоящие ли они?  А где можно увидеть настоящие картины?

(в музее, галерее, театре, художественном салоне)

 -  Как называются настоящие произведения искусства? (подлинники, оригиналы)

 -  Что изображено на всех этих репродукциях картин? (натюрморты)

 -  А что такое натюрморт? (Это картины, на которых изображены цветы, фрукты,  овощи, ягоды,  предметы, созданные руками человека)

Воспитатель: Правильно, натюрморт – это жанр живописи. Он нам рассказывает о красоте обычных предметов, которую мы в жизни иногда не замечаем, а художники очень внимательные люди, их радует, удивляет нарядность предметов, необычность их цвета, формы, загадки, которые они таят в себе. Каждый предмет на картине, как будто говорит, какой я красивый.

 -  Дети, вы знаете стихи о натюрморте? Расскажите их.

Натюрморт

                                                 Если видишь на картине

                                                 Чашку кофе на столе,

                                                 Или морс в большом графине,

                                                 Или розу в хрустале,                                                

                                                 Или бронзовую вазу,

                                                 Или грушу,  или торт,

                                                 Или все предметы сразу –

                                                 Знай, что это натюрморт.

                                                                                   М.Яснов

Немного об искусстве

 

                                              Пришла с работы мама

                                               Вздыхает мама тяжко,

                                               В глаза ей лезет прямо

                                               Невымытая чашка,

                                               Обёртки шоколадки

                                               Да две арбузных корки –

                                               Жалкие остатки

                                               Завтрака Егорки.

                                             - Что это за картина?

                                               Голос мамы твёрд.

                                               Сын сказал невинно:

                                              - Это натюрморт!

                                                                     Е.Серова

Воспитатель: Дети, Тюбик нам предлагает поиграть в игру с мячом, которая называется «Предметы натюрморта». (дети встают полукругом)         Я буду ведущая, а вы мне будете называть сначала предметы живой природы (цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы, птицы, мелкие животные, насекомые, рыба, дичь),  а потом предметы, созданные руками человека (посуда, книги, продукты питания, инструменты, используемые в разных профессиях, художественные принадлежности, предметы народного творчества, игрушки, оружие, картины).

Ведущий бросает мяч ребёнку, который одновременно говорит обобщающее слово и  бросает мяч обратно ведущему.  

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все эти предметы, которые вы назвали, хорошо сочетаются между собой,  особенно они хороши, когда собраны вместе (ваза и цветы, блюдо и фрукты), одни украшают друг друга, другие спорят, кто из них самый важный. Но самое главное, что их объединяет – незримое присутствие, воздействие на них человека: цветы сорваны, лук выращен, хлеб испечён. Эти предметы говорят о трудолюбии  человека, его творчестве.

 - Дети, а какие бывают натюрморты по содержанию?

(простые, сложные, смешанные, сюжетные)

 - Какие натюрморты называют простые, однопорядковые, одновидовые? (когда изображены только яблоки, только ягоды, только овощи, только предметы, созданные руками человека)

 - Что изображено на смешанных натюрмортах? (разные предметы: овоши и фрукты, цветы и плоды)

 - Что такое сюжетные натюрморты? (натюрморты с изображением живых существ: птиц, насекомых, мелких животных или натюрморты типа «завтрак», «накрытый стол», где ярко ощущается  незримое присутствие человека)

 - Ребята, Тюбик принёс для вас фишки и предлагает поиграть в игру «Художественный салон».

 - Вы можете купить картину, если правильно назовёте название картины и художника, который ее написал.

 - Простые натюрморты стоят одна фишка.

 - Сложные – две фишки.

 - Сюжетные – три фишки.

Дети покупают картины и размещают их на выставке.

Тюбик: Вот, какая красивая  у нас получилась выставка, можно показать её ребятам из другой группы.

-  А сейчас, давайте немного отдохнем.

Физминутка.

Высокая ваза стоит на столе                                               Потягивание, руки вверху

Играют лучи в голубом хрустале                               Прыжки, руки опускаются вниз

Положим мы в вазу душистый банан   Наклоны вперед, руки вперед, ладонями вверх 

Подарок далеких тропических стран

Добавим лимон, апельсин, мандарин                                               Ходьба на месте

И после обеда мы фрукты съедим.

Воспитатель: Дети, в художественном магазине осталось одна красивая картина, я знаю она вам очень нравиться .

- Как она называется и кто её написал? (Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, “Яблоки на красном фоне”)

- Полюбуйтесь еще на эту красоту.

- Как вы думаете, о чем художник хотел нам рассказать в этой картине?       (О красоте яблок, трудолюбии человека, изобилии урожая)

- Какое настроение вызывает у вас этот натюрморт? (Картина вызывает у нас радостное, веселое настроение, потому что здесь много красного, желтого, изумрудно-зеленого цвета. Эти краски и создают ощущение праздничности, торжественности.)

- А как вы думаете дети, какое яблоко говорит о себе, что оно самое спелое, самое главное на картине? Да, белое яблоко. Оно так и называется  “белый налив”.

- Посмотрите на него внимательно, какие оттенки мы можем увидеть?( Мы можем увидеть немного розового и желтого цвета)

- Почему на нем такие оттенки? Как вы думаете?(Это два яблока, лежащие рядом, как бы освещают белое, “дружат”с ним, делают его еще более нарядным.)

Воспитатель: Немного в стороне от группы из трех яблок лежат еще два яблока.

- Расскажите о яблоке необычного цвета. (Это яблоко с изумрудным бочком, но на нем есть и желтый, и малиновый цвет.)

- А как вы думаете, почему художник так расположил яблоки - не все в месте?

- Да, чтобы показать красоту каждого яблока.

- Что самое яркое на картине? (Самое яркое на картине - красная скатерть.)

- С какими цветами яблок она очень красиво сочетается ? (Она очень красиво сочетается с желтым, зеленым, малиновым и белым цветом яблок. Делает их еще более яркими, звучными и создает радостное праздничное настроение. Вызывает восхищение от красоты плодов, выращенных человеком.)

- А как бы вы назвали эту картину?

- Вам приходилось видеть и пробовать такие яблоки?

- А помните стихи А.С. Пушкина о яблочке?

   

                                     Соку спелого полно,

                                     Так свежо и так душисто,

                                     Так румяно-золотисто,

                                     Будто мёдом налилось,

                                     Видны семечки насквозь.

- Давайте сделаем разминку.

Физминутка

Вот так яблоко, оно соку сладкого полно                                        Ходьба на месте

Руку протяните, яблоко сорвите     Поочередно поднимают левую (правую) руку вверх

Стал ветер веточку качать                                               Качание руками над головой

И трудно яблоко достать

Подпрыгну, руку протяну       прыжки на двух ногах одновременно поднимая то левую,

И быстро яблоко сорву,                                                                                         то правую руку

Вот так яблоко оно,

Соку сладкого полно.                                                                         Ходьба на месте

- Кто хочет быть самым спелым белым яблочком и сочинить историю о себе, используя уже знакомую нам схему?

- Начало может быть таким: “Посмотрите, какое Я красивое, Я - яблоко. Круглое, блестящее, тяжёлое. Я самое светлое, белое, немного розовато-желтоватое. Я сочное, спелое, сладкое. Меня так и хочется погладить, ощутить мою прохладу и свежесть . Понюхайте - какой душистый и нежный аромат исходит от меня. Запах солнца, меда, чистого летнего ветерка. А еще во мне есть тайна. Послушай меня, тихонько потряси и услышь легкий шум. Его издают зернышки внутри меня. Если посадишь эти зернышки – вырастет яблонька, которая потом даст плоды, такие же сладкие и вкусные яблоки.”

Тюбик:  Очень интересная история! Молодцы ребята! Вы многие знаете о натюрморте, а смогли бы сами его составить?

Воспитатель: Правильно, Тюбик, прежде, чем нарисовать предметы художник составляет и выстраивает композицию, но сначала он внимательно рассматривает предметы, узнает их тайну, затем расставляет их по-разному, ищет наиболее интересное для них место- так, чтобы предметы украшали друг друга, “дружили”, а иногда и “спорили” между собой, кто важней. Потом выбирает цветовой фон так, чтобы предметы на нем красиво смотрелись.

- Где располагают предметы художники? (На столе)

- Как вы думаете, почему именно на столе? (Удобно рисовать, так как на столе их хорошо видно. Они красиво лежат)

- Составлять натюрморт надо так, чтобы крупные предметы не закрывали мелкие, самый яркий – в центре, лишние предметы оставьте на подносе.

Воспитатель: Очень удачные, нарядные натюрморты у вас получились. Придумайте названия для них.

Игра «Оживи натюрморт».

- А сейчас настало время “оживить” ваши работы, выполненные на прошлых занятиях.

- Как вы думаете можно ли их называть натюрмортами?

- Почему? Вы же не рисовали их красками.

- Как называется техника в котором созданы ваши работы?(Техника- “пластилинография ”- рисование пластилином)

- Эти работы сделаны вашими руками. Такая техника называется- декоративное панно.

Декоративное- значит предназначенное для украшения, панно- картина для украшения.

- Чтобы оживить ваши работы, сделать их выразительными мы будем использовать стеку. Что можно делать стекой? (Разрезать и отрезать пластилин, намечать глаза, рот, шерстку животного, подписывать картину с фоном из пластилина, рисовать на пластилиновой основе, рисовать на листочках прожилки, подчеркивать форму предмета и его  поверхность.)

- Правильно, а сейчас сделаем разминку для глаз и рук.

Спал цветок                                                                       Закрыть глаза, расслабиться

И вдруг проснулся                                                              Быстро поморгать глазами 

Больше спать не захотел                                         Руки через стороны поднять вверх 

Встрепенулся, потянулся                     Скрестить кисти, подняться на носки, помахать  

Взвился вверх и полетел                                            кистями, как крыльями бабочки

Наполнение глаз энергией.

Дети растирают ладони одна о другую с сопротивлением, затем “прячут глаза в домики” из ладошек и смотрят в темноту.

Пальчиковая гимнастика со стекой.

1. Дети берут стеку большим, указательным и средним пальцами и начинают чертить в воздухе круги правой и левой руками поочередно и двумя руками одновременно.

На столе лежит арбуз

Замечательный на вкус

Рядом с ним лежит другой

Мы его возьмем с собой.

2.Дети берут стеку большим, безымянным мизинцем. Указательный и средний пальцы подняты вверх, как “ушки зайчика”.

3.Дети берут стеку всеми пальцами.

                        Звучит тихая спокойная музыка  

Работа со стекой.

Дети стекой рисуют прожилки на листьях, лепестках.

Зигзаги - на арбузах;

Точки - на лимоне;

Горизонтальные черточки  -  на моркови;

Вертикальные черточки – на ножках грибов;

Овалы - на винограде;

Дугообразные линии - на яблоках, сливах, абрикосах.

- Воспитатель: Ребята, какие красивые и замечательные работы у вас получились. Просто чудо! От того, что пластилин имеет объем, ваши фрукты и овощи, грибы и цветы смотрятся как настоящие. Давайте полюбуемся вашими натюрмортами.

Тюбик:  А я предлагаю организовать выставку, чтобы дети из других групп, ваши папы и мамы смогли тоже полюбоваться ими.

Воспитатель: Большое спасибо за красивые работы! Вы все молодцы! Наше занятие я хочу закончить такими стихами.

Дожив до нынешней поры,

Остался длинный нож не сломан,

И вьется впереди лимона

Шершавый вензель кожуры.

И не облуплена стена,

И неизменны ткани складки,

И все содержится в порядке,

И розовеет ветчина.

Никем не выпито бордо

И на салфетку не пролито.

Но нет кистей и нет палитры,

И нет художника давно.

И кто ответит, почему,

Как в прошлый день,

Так будет завтра

Кого-то ждать накрытый завтрак –

И  не притронуться к нему.

                        А.Векслер

Тюбик вручает детям сувениры и фрукты.

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ в старшей группе Тема: «Зимний лес»

 Программное содержание:1. Закрепить знания о жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт. В ходе знакомства детей с произведениями живописи учить понимать, как художник передаёт свой замысел путем ис...

Конспект комплексного занятия по изодеятельности и ручному труду в подготовительной группе "Осень вновь пришла"

Тема:«Осень вновь пришла»Цель: познакомить детей с одним из видов мозаики – «мозаика из карандашных стружек»Задачи:закреплять представления о приметах осени;продолжать учить детей совмещать разные спо...

Конспект комплексного занятия по изодеятельности "Русские горки"

В занятии использованы следующие приемы: объяснения, рисование нетрадиционными способами, игра "Карусели", хоровод....

Цвета веселые и грустные. Комплексное занятие по изодеятельности в старшей группе.

Знакомство детей с эмоциональной характеристикой цвета....

План-конспект игрового занятия по изодеятельности для старшей группы "Цвет и настроение"

Программное содержаниеИспользуемые материаллы краткий ход занятияприложения в виде описания и фотографии игр используемых на занятии...