Цвета веселые и грустные. Комплексное занятие по изодеятельности в старшей группе.
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

Знакомство детей с эмоциональной характеристикой цвета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nastroenie_cveta_2.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Цвета веселые и грустные.

Комплексное занятие по изодеятельности в старшей группе.

Цель занятия: познакомить с эмоциональной характеристикой цвета, способами художественного выражения своего настроения и впечатлений.

Задачи: 

Определить настроение, как характеризуются “радость” и “грусть”.

Выяснить, сочетания каких цветов при рассматривании вызывают ощущение радости, а какие грусти.

Научить создавать цельность цветового впечатления путем поиска разнообразия оттенков для выражения определенного настроения.

Формировать эмоциональное восприятие к цвету, поиску ассоциативных связей между цветом и настроением.

Развивать творческое воображение и фантазию.

Воспитывать чувство эмпатии (сопереживания), умение слушать друг друга.

Задание: выполнить два живописных упражнения на создание контрастной гаммы цветов, выражающей состояние грусти и радости, используя соответствующие цветовые сочетания. Разместить веселого и грустного персонажей на соответствующий фон, сочинить название работе.

Применяемые методы: метод построения эмоционально-образной драматургии урока, предполагает комплексные формы воздействия музыки, поэзии или сказки, игры, где педагог выступает в роли режиссера, актера, художника, психолога; формы коллективной и индивидуальной работы, беседа с анализом, репродуктивная творческая деятельность.

Техника: акварель, коллаж.

Наглядные пособия:

разнообразный иллюстративный материал:

репродукции работ художников,

книжные иллюстрации и т.п. в соответствующем колорите

работы ребят из фонда;

музыка-настроение и стихи-настроение для создания эмоционального настроя на выбор педагога;

дидактические игры:

«Цветные приветики»,

«Палитра художника».

«Домики настроений»

Материалы и принадлежности: формат бумаги 30 Х 30 см, 2 вырезанных персонажа, примерно 10 Х 10 см (веселый и грустный), гуашь, кисти, клей, палитра, салфетка.

Предварительная подготовка к занятию:

Рассматривая дома и на занятиях репродукции с картин художников или иллюстрации в книгах, а также фотографии, обращать внимание на то, какое настроение они несут, какие выразительные средства – цвет, мимика, поза, композиционное расположение – помогают передать это настроение.
Вспомнить сказки, стихи, рассказы, мультфильмы, где встречаются веселые и грустные персонажи, но не по сюжету развития сказки, а по чертам своего характера и взгляда на мир. Какие герои ближе вам, кого вы хорошо понимаете?

Ход занятия

I этап занятия “Вхождение в настроение”

Дидактическая игра “Цветные приветики”

На подносе расположены карточки разных цветов. Предложить детям выбрать тот цвет, каким сегодня они хотели бы с нами “поздороваться”, цвет, который сейчас выражает его настроение, а в конце занятия можно сказать “до свидания”.

– Замечательно! У многих ребят цвет настроения и звучание голоса совпадают, а вот у некоторых мы заметили разногласие, и, чтобы попытаться объяснить это несоответствие, мы сегодня поговорим о настроении.

Начинаем с беседы “вхождение в настроение”.
Музыкальное сопровождение, звучит спокойная, легкая музыка.

– Почему мы грустим, что заставляет нас грустить, вам когда-нибудь бывает грустно?

Ребята по очереди рассказывают свою грустную историю. Очень важно с пониманием выслушать друг друга.

– Когда вы грустите, как вы думаете, что изменяется в положении вашего тела, головы, выражении лица? Примите позу грустящего человека и опишите ее.
Сейчас грустили мы сами, а бывают ситуации, когда мы грустим вместе с кем-то, переживаем за кого-то и для нас это очень важно, эти герои живут в своих историях. Мы можем узнать о них, если только прочитаем в книгах, сказках, стихотворениях.

– Знаете ли вы грустных героев сказок, грустных по чертам своего характера и взгляду на мир?

Дети называют разных героев – Пьеро, Царевну-Несмеяну, Ослика Иа, Снегурочку  и др.

– Вы помните, какие грустные стихи всегда читал Пьеро из сказки “Буратино”? Может ли кто прочесть нам грустное стихотворение?

 Улетели птицы

В дальнюю дорогу,

Улеглись медведи

По своим берлогам,

У березки на плечах

Пышная обнова,

Ручеек в лесу зачах

В ледяных оковах.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится,

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

(И. Суриков)

– А что еще бывает грустным? (Время года, погода, дождь, туман и т.п.)

– Что еще? Конечно, музыка. Вы заметили, что музыка, которую слышим грустная и  под музыку очень хорошо грустить, и даже если у вас было веселое настроение, то, слушая спокойную, грустную музыку, вы все равно задумаетесь и взгрустнете. Давайте представим себе под эту грустную музыку где еще нам может быть грустно? (Одному вечером дома, в больнице, когда болеешь, и т.п.)

– Вы заметили, что “грусть” у нас какая-то трагичная и несчастная, а ведь она может быть совсем другая – мечтательная, тоскливая, меланхоличная, и это все тоже грусть.

-  А теперь давайте поговорим о радостном настроении. (Звучит веселая музыка).Что нас радует больше всего ? Как выглядит человек, у которого радостное настроение?        Беседа строится по аналогии с беседой о «грустном настроении».

Давайте рассмотрим репродукции с картин художников и поразмышляем, как художники отражали настроение в своих картинах, какими выразительными средствами и в первую очередь цветом.

Но не только музыка и картины могут передавать  настроение, но и поэтические строчки  могут грустить и радоваться

Улетели птицы

В дальнюю дорогу,

Улеглись медведи

По своим берлогам,

У березки на плечах

Пышная обнова,

Ручеек в лесу зачах

В ледяных оковах.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится,

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

(И. Суриков)

Какое это стихотворение? Немного грустное.

А кто знает веселое стихотворение?

Мы узнали что музыка, поэзия, живопись могут передавать настроение.

.

Дидактическая игра “Палитра художника”

Игра используется для подбора колорита. Те цвета, которые называют дети, составить на палитре. Выложить кружочки разных цветов на верхнюю половину палитры. Проследить, достаточно ли разнообразно её содержание.

Сейчас мы отправимся к двум домикам и составим их живописное изображение.

Дидактическая игра «Домики для настроений»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Замечательно у нас получилось.


Наше практическое занятие включает в себя выполнение двух упражнений Путем подбора цветовых сочетаний, созвучных настроению, выполнить первое упражнение “Грустный листочек бумаги”, создание цветовой гаммы из спокойных, приглушенных тонов.
Наносить цвет на лист, используя выразительные композиционные приемы – ритм цветового пятна и линий.

 Выполняем второе упражнение “Листочек радости”, создание цветовой гаммы из радостных, ярких тонов. Цветовые ассоциации – созвучные настроению.


Показать рисунки ребят из фонда.

 
Далее дети приступают к самостоятельной творческой деятельности. Смешивают цвета на палитре, создают фактуру. Педагог словесно корректирует и помогает затрудняющимся ребятам. Может в это время завершить и свой рисунок. Наглядный пример работы самого педагога стимулирует творческую активность детей.

 

II этап занятия “Расположение персонажа”

– Давайте рассмотрим те картинки сказочных героев, которые я приготовила к занятию, они тоже несут в себе определенное настроение, и поиграем в игру “Я превращаюсь…”.

– Что же делают ваши персонажи? Примите позу персонажа, попытайтесь описать возникающие ощущения, рассказать, что он испытывает, как себя чувствует, где может находиться и т.д.

Важно выслушать каждого ребенка.

– Сейчас наш персонаж отправится в путешествие по выполненному вами фону. Рассмотрите его внимательно, наша фактура не однородна, где-то есть темные и светлые пятна, сочетание линий разного изгиба, все они могут что-то обозначать. Расположим персонаж на листочке, но не просто так, а сочиним целую историю; если, например, персонаж находится в лесу, то вот это темное пятно вполне может стать “норкой”, вот туда мы его и поместим. А вокруг будет недружелюбный лес, и наш лисенок залез в норку и грустит, что не успел добраться домой до вечера.

Дети приступают к самостоятельной работе. Внимательно рассматривают рисунки и размещают персонажи каждый в соответствии с колоритом. Аккуратно подклеивают. Педагогу необходимо поддерживать идеи ребенка, предлагать ему искать варианты, пробовать, экспериментировать.

– Сейчас еще один важный момент – нам необходимо дать название вашей работе. Вы помните, какую важную роль играют в картинах названия. Они во многом помогают понять, что хотел передать нам художник, или заставляют задуматься.
Наше название не должно быть скучным, оповещая только о том, что это, например, “грустный мальчик” или “веселый чебурашка”, нам важно описать не только настроение, но и действие персонажа в этом пространстве фона. Например: “А, может, здесь я найду свою маму?”, “Как же грустно плавать одному!” и т.п.

Устраиваем выставку по окончании занятия в галерее “Грустного настроения” и “Веселого настроения”. Рассматриваем работы. Делимся впечатлениями.

– Понравилось ли вам наше путешествие? Что понравилось больше всего?

– Теперь, рассматривая картины, старайтесь видеть настроение в целом, как персонажа, так и фона, это поможет вам в создании выразительных рисунков настоящих картин.

Составила:                                                                Воспитатель по изодеятельности:                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                Иванова И.В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по изодеятельности в старшей группе "Тайны моря"

Интегрированное занятие по изодеятельности в старшей группе....

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ в старшей группе Тема: «Зимний лес»

 Программное содержание:1. Закрепить знания о жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт. В ходе знакомства детей с произведениями живописи учить понимать, как художник передаёт свой замысел путем ис...

Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе на тему: «Бабочки-красавицы».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №29 «...

Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе на тему: «Жар-птица».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №29 «Солныш...

Конспект занятия по ИЗОдеятельности в старшей группе

"Нарядим ёлку"(ручной труд с применением шаблонов)...

Конспект комплексного занятия по изодеятельности в старшей группе "Ах,натюрморт,натюрморт!"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6189808","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"319","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6189812","at...

План-конспект игрового занятия по изодеятельности для старшей группы "Цвет и настроение"

Программное содержаниеИспользуемые материаллы краткий ход занятияприложения в виде описания и фотографии игр используемых на занятии...