Конспект интегрированного занятия по рисованию в подготовительной к школе группе на тему «Живой натюрморт» (с использованием авторского дидактического мультимедийного пособия «Загадки натюрмортов»)
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Климина Ирина Леонидовна

Конспект интегрированного занятия по рисованию, где дети на основе интересных и разнообразных игровых заданий учатся внимательнее рассматрива картины и сами придумывают вариант натюрморта по мотивам картины К.Петрова-Водкина "Утренний натюрморт".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_konspekt_klimina_i.l.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 290» г.о. Самара

Конспект

интегрированного занятия по рисованию в подготовительной к школе группе  на тему «Живой натюрморт» (с использованием авторского дидактического мультимедийного пособия «Загадки натюрмортов»)

Подготовила и разработала:

Климина Ирина Леонидовна

г. Самара 2018

Тема: «Живой натюрморт» (по мотивам картины К.Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»)

Цель: расширение представлений детей о натюрморте как об одном из жанров изобразительного искусства.

Задачи: 

-  развивать творческую самостоятельность, воображение, зрительное внимание, логическое мышление, умение «читать» картину;

- формировать у детей умение рисовать натюрморт по личному замыслу, активно используя выразительные средства акварели и масляной пастели;

- способствовать воспитанию информационной культуры, художественного вкуса, чувства цвета и композиции, умения видеть красоту в привычных предметах.

Материалы и оборудование: мультимедийное дидактическое пособие «Загадки натюрмортов» (в формате ppt); фрагменты музыкальных произведений Йозефа Гайдена   «Симфония 63»; репродукция картины К.Петрова-Водкина «Утренний натюрморт», муляжи фруктов и овощей для создания натюрмортов; листы  акварельной бумаги формата А4, кисти № 5,  акварель, масляная пастель, салфетки, банки с водой.

Предварительная работа с детьми: составление натюрмортов из различных предметов; рисование картин на тему «Красивые цветы», «Фрукты в вазе».

Ход занятия:

  • Вводная беседа с детьми.

Педагог читает отрывок из стихотворения Александра Кушнера «Песня о картинах»:

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу
Знай, что это…

Дети: «натюрморт».

Педагог: Верно. Многие художники любят этот жанр. Как вы думаете, что они хотят показать нам,  зрителям, в своих натюрмортах? (Ответы детей.)

Педагог: Представляете, если бы мы с вами вдруг оказались в совершенно пустой комнате? Что бы мы при этом почувствовали? (Высказывания детей.) Нас окружает много самых разных предметов, мы живём в мире вещей. И художники через натюрморты выражают своё отношение к ним, предлагая и нам посмотреть внимательнее на то, что вокруг нас. А могут ли предметы рассказать о своём хозяине? (Ответы детей.) Сегодня я предлагаю вам  поближе познакомиться с натюрмортами и даже попробовать разгадать загадки некоторых из них. Итак, начинаем!

Работа с мультимедийным пособием «Загадки натюрмортов», где представлены различные игровые задания по картинам известных художников: «К какой картине подходит эта схема?», «От какого натюрморта эта часть?», «Предметы умеют говорить».

Педагог. Вот сколько интересного могут рассказать обычные предметы в картинах! И помогли нам в этом талантливые художники.

  • Динамическая пауза «Рисуем в воздухе предметы» .

Педагог предлагает детям немного поиграть, превратившись в художников, которые умеют рисовать в воздухе. Взрослый называет предмет, а дети его «рисуют» симметричными движениями обеих рук. Например: мяч, елка, сердечко, дом…

Педагог приглашает детей пройти за столы, где показывает им репродукцию картины К.Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» и  предлагает ответить на вопрос: кто кроме нас ещё рассматривает предметы на столе. Ответ: собака (слева на картине) и кот (отражение в чайнике).

 Педагог: Сегодня я предлагаю вам  попробовать самостоятельно нарисовать натюрморт, и он будет по мотивам этой интересной картины, а назовём мы его «Живой натюрморт».  Раз он «живой», значит, там кроме предметов может быть ещё кто? (Любые живые объекты – кошка, собака.) Посмотрите на листы, которые у вас на столах (показывает такой же на доске: лист разделён на две части диагональной линией). Это схематическое изображение нашей будущей композиции: нижняя часть – стол с различными предметами, а в верхней части будет изображение какого-либо домашнего животного (показ нескольких вариантов эскизов). Итак, ваша задача – придумать «живой натюрморт», а как это у вас получится – мы скоро увидим. Сначала надо нарисовать животное, а затем уже сам натюрморт. Причем рисовать мы будем мелками, а вот объединим всё в единую композицию акварелью. Как это лучше сделать, я покажу позже.

  • Самостоятельная работа детей за столами (под музыкальное сопровождение Й.Гайдена).
  • Индивидуальная работа педагога с детьми: помощь в выборе общей композиции рисунка (Кот или собака будет разглядывать твой натюрморт? Какой цвет ты возьмёшь для животного? Из каких предметов будет состоять твой натюрморт? Что самое главное в твоём натюрморте?); обращение к схемам-подсказкам по построению различных натюрмортов; муляжам фруктов и овощей для уточнения их цвета и формы; совет в подборе цветовых сочетаний, технике работы акварелью. Когда большая часть детей основную часть рисунка закончит, показать, как с помощью акварели обе его части (верхняя – голова животного; нижняя - предметы на столе) объединить акварелью. Обратить внимание на красивое сочетание цвета (контраст фона над животным и цвета стола).

В конце занятия устроить выставку детских картин – выставляем натюрморты на мольберты. Рассмотреть все работы; полюбоваться ими; отметить их красоту и индивидуальность; у каждого получился свой особенный натюрморт. Дать возможность высказаться каждому ребёнку.

PS. Детские картины впоследствии можно использовать в тематической выставке для родителей воспитанников на тему «По следам одной известной картины…»

Список использованных источников:

В основе конспекта – авторская разработка.

А.Кушнер «Песня о картинах»