Наглядные пособия и их роль в экологическом воспитании детей
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

пилюгина ольга евгеньевна

Деманстрационные учебные картинки и маленькие раздаточные картинки, слайды, диафильмы, репродукции и видеофильмы позволяют рассказ воспитателя, его объяснения, чтение позновательной литературы сделать образными, показать ребенку то, что стоит за словом и недоступно пока его наблюдению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наглядные пособия и их роль в экологическом воспитании детей

В дошкольном возрасте преобладает образное мышление, поэтому формирование разнообразных реалистических  представлений о природе проходит особенно успешно, если воспитатель постоянно использует различные формы наглядности. Демонстрационные учебные картины и маленькие раздаточные картинки, слайды, репродукции и видеофильмы позволяют рассказ воспитателя, его объяснения, чтение познавательной литературы сделать образными, показать ребенку то, что стоит за словом и недоступно пока его наблюдению.

Каждое дошкольное учреждение и отдельные воспитатели имеют различный иллюстративный материал, правдиво и разнообразно отражающий природу: наглядные пособия, фотографии, вырезки из календарей и журналов, репродукции произведений известных художников. Весь этот материал может быть использован в педагогическом процессе самым различным образом -  для рассматривания, рассказывания, беседы, для формирования у детей новых представлений и уточнения имеющихся, для оформления выставок, игр-путешествий, досугов. Выше уже отмечалась роль картинок для календарей: карточки, на которых изображены новорожденные хомячки, полностью восполняют пробел наблюдений; карточки с изображением атмосферных явлений служат средством фиксации наблюдений за погодой.

Особую ценность имеют цветные, большого размера учебно-наглядные пособия, на которых изображены разные экосистемы ( лес, луг, степь, пустыня, тундра, полярный край, пруд или озеро, море), а также картины, на которых представлена природоохранная или сельскохозяйственная деятельность людей. В этом ряду наиболее значимыми являются картины с изображением леса и лесных животных в разные времена года.

В России лес разного состава занимает большие пространства; он широко представлен в народных и авторских сказках, в литературных произведениях, в живописи. Тема леса традиционно является важной в ознакомлении детей с природой. Экологическое воспитание  дошкольников на примере лесной экосистеме имеет очень большое значение, оно базируется на ряде существенных аспектов:

-Все лесные животные имеют ярко выраженные внешние приспособительные особенности, доступные познанию детям дошкольного возраста ( маскировочная  окраска покровов, например, у зайца-беляка, белки, ежа, ящерицы, лягушки; приспособленность к быстрому передвижению по земле и по деревьям; приспособленность к нахождению и поеданию пищи, к защите от врагов, выращиванию потомства).

-Жизнь леса подчинена сезонным закономерностям неживой природы: деревья, кустарники имеют сезонный облик, так же как и покров лесной почвы (грибы, ягоды, травы, опавшие хвоя и листья); образ жизни животных также носит сезонно- приспособительный характер (например, зимняя спячка бурого медведя, ежа; выведение потомства разными животными в весенне-летний период; линька, запасание кормов и пр.)

-Лес – это сообщество растений и животных, все они связаны между собой цепочками питания ( растительноядные животные поедают разные части растений, хищники нападают на растительноядных животных)

Все эти моменты, если они представлены на картине учебного пособия, дают возможность формировать у детей первоначальные представления о лесе как экосистеме, причем картина в силу своей статичности позволяет длительно ее рассматривать, многократно обсуждать, сосредоточивать внимание ребят на разных явлениях из жизни леса, т. е. в определенном отношении, для детей дошкольного возраста, картина является универсальной наглядностью, она важнее, чем видео- или слайд-фильм. Рассматривание картин экологического содержания может предшествовать экскурсии в лес и завершать ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании детей

Использование моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании детей...

Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании детей

В формировании у детей положительного отношения к миру природу используются  различные игры....

Доклад "Наглядные пособия в помощь педагогу в экологическом воспитании детей"

Доклад "Наглядные пособия в помощь педагогу в экологическом воспитании детей"...

Дидактическое пособие "Студия журналистов" как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается использование технологии интервьюирования в экологическом воспитании старших дошкольников...

Консультация для воспитателей на тему: «Наглядные пособия и их роль в экологическом воспитании детей»

Консультация для воспитателей на тему: «Наглядные пособия и их роль в экологическом воспитании детей»...