Использование моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании детей
консультация по окружающему миру на тему

Наталья Николаевна Ермакова

Использование моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании детей

В познании дошкольниками окружающего мира, явлений природы большую помощь оказывает моделирующая деятельность и наглядные пособия.

Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений. Пугливость и скрытый образ жизни животных, сезонные явления природы и зависимости внутри природных сообществ рождают трудности для детей. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы.

Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего - либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Главной характеристикой модели является то, что она отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделирующего объекта.

Выделяют три вида моделей: предметная (это игрушки - аналоги на младшем возрасте, например: рыбки, модель водоема - аквариум: на среднем и старшем возрасте - модели экосистемы, например: леса, луга ); предметно - схематическая ( макеты, схемы ) и графическая ( календари природы ).

В своей работе по экологическому воспитанию мы создаем и используем самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.

Работая на группе старшего возраста, мы используем три типа календарей:

-        календарь наблюдений за сезонными явлениями природы;

-        календарь наблюдений за ростом и развитием живых существ;

-        календарь наблюдений за птицами.

В календаре наблюдений за сезонными явлениями природы мы вместе с детьми отражаем состояние природы: на III неделе каждого месяца мы организуем ежедневные наблюдения. В этом календаре отражается время наблюдений, т.е. месяц, неживая природа и живая природа ( дерево, покров земли ). Такое моделирование производят дети с помощью значков и рисунков в соответствии с наблюдением после прогулки под нашим руководством. Заполняется календарь постепенно в течении всей недели.

       Таким образом, у нас получается заполненная страница календаря, т.е. графическая модель состояния природы определенного периода времени года - модель, в которой наблюдается реалистическое изображение природы с символическим обозначением отдельных явлений. Ценность такого моделирования велика:        во-первых, календари заполняются детьми на основе наблюдений в природе, а, во-вторых, аккуратно и правильно заполненные календари превращаются пособие которое мы используем с разной целью, например: в Д/и «Что изменилось?», «Да и нет», где мы расширяем и уточняем представления детей о приспособлении деревьев к зиме, развиваем познавательное отношение к явлениям природы: в Д/и «Почувствуй себя осенним растением» - уточняем представления детей об особенностях строения растений и условиях, необходимых для их благоприятного роста ).

Второй тип графического моделирования - создание календаря наблюдений за ростом и развитием растения или животного. Создание модели развития млекопитающего ( хомячка ) - это интересный для детей процесс, который лучше осуществлять с помощью готовых картинок, т.к. во время роста и развития животные приобретают не только новые внешние черты, но и новые моменты в поведении.

Моделирование роста и развития растений осуществляется с помощью рисунков. Мы выбрали лук и создали для его прорастания разные условия (свет, вода, тепло). Наблюдали 4 недели за ростом, 1раз в неделю фиксировали увиденное. С помощью такой графической модели дети сами сделали вывод, что нужно для жизни, для благоприятного роста растений, создали модель «Строение растений», с помощью которой проводили Д/и «Четвертый лишний», «Что где растет».

В своей работе мы используем и календарь наблюдений за птицами. Он имеет три усложняющиеся модификации:

1)        для младшего и среднего возраста

2)        для старших

3)        подготовительных к школе групп

Во всех группах изменения фиксируются каждый день заново. На младшем возрасте - это карточки с рисунками зимующих птиц. В старшей и подготовительной к школе группах ежедневно ставят символы, обозначающие птиц у дня недели, особенности поведения птиц. Разница лишь в том, что на старшем возрасте в верхней части календаря уже обозначены карточки с рисунками зимующих птиц, а в подготовительной группе - их проставляют ежедневно сами дети, отражают и состав корма.

Главным содержанием такого календаря является состав птиц'. Заполняем календарь 1 раз в 2 недели. Так мы знакомим детей с многообразием зимующих птиц, особенностями их внешнего облика и поведения.

Кроме моделирования процессов природы с детьми мы изготовили следующие модели:

Строение растений: - закрепляем представления о растениях ближайшего окружения: деревья, кустарники, травы, знакомим с комнатными растениями.

Строение животных - расширяем представления о домашних диких животных, особенностях.

-        Схема ухода за растениями

-        Что нужно для жизни?

-        Модели, с помощью которых мы формируем понятия, например: «рыбы», «насекомые», «птицы»

1)        рассматриваем

2)        отмечаем общие признаки

3)        выделяем их символическими обозначениями.

С помощью таких моделей мы формируем представления детей об отличительных особенностях внешнего вида, об особенностях жизнедеятельности. Дав детям карточку с изображением какого-либо объекта ( животного, насекомого или птицы) , дети по этой модели самостоятельно составят краткий рассказ, дадут описание этому объекту.

Так мы играем в Д/и «Опиши - я отгадаю», в Д/и «Найди, что опишу » - роль воспитателя и ребенка меняются.

Д/и «Да и нет» - расширяем и уточняем представления детей о приспособленности живых организмов к среде обитания.

Для установления причинно - следственной связей между природными явлениями и жизнедеятельностью животных мы используем на занятиях и вне их для закрепления знаний.

При экологическом воспитании используем мы и карты ( г. Саров, нижегородская Область ), где отмечаем с детьми, куда они с родителями ездили, ходили на прогулку, что видели ( парк, лес, реки, озера ). Так мы формируем представления о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Чтобы процесс формирования представлений о природе проходил, мы используем не только моделирование, но и разные формы наглядности, с помощью которой мы:

закрепляем и уточняем представления детей, полученные непосредственно в природе;

формируем знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент, в данной местности наблюдать невозможно;

позволяем дать детям представление о длительно протекающих в природе явлениях;

- обобщаем и систематизируем знания детей;

формируем эстетическое восприятие природы, обогащаем впечатления, стимулируем познавательный интерес.

    Демонстрирующий материал (картины), раздаточные картинки, слайды, репродукции художественных картин, фото и видеоматериал позволяют информацию воспитателя сделать более интересной и образной. Весь материал

мы используем для рассматривания, рассказывания. Беседы, для оформления выставок, досугов.

Особую ценность имеют цветные большие наглядные пособия, на которых изображены разные экосистемы (лес, луг, озеро, тундра), а так же картины, на которых представлена природоохранительная и сельскохозяйственная деятельность людей. В этом ряду наиболее значимыми являются картинки с изображением леса и лесных животных в разные времена года. В своей работе мы со средней группы начали рассматривать такие картины. А для того, чтобы процесс формирования реалистических представлений о природе был эффективнее, мы в процесс рассматривания употребляем термины ( например: заяц - беляк, бурый - медведь) и делаем пояснения достоверного содержания. А родители нам в этом помогают: приобрели энциклопедию на группу, где мы вместе с детьми можем рассмотреть грибы, растения, рыб, небесные тела, животных; сделали коллекцию простых листьев, помогли в оформлении фотоальбома «Мои зеленые друзья».

Маленькие карточки - раздаточный материал - мы используем:

1)        в Д/и (например: «Четвертый лишний», «Разложи карточки по группам», «Детки на ветке», «Что где растет?», «какая работа осенняя?»);

2)        в упражнениях и создании проблемных ситуаций (например: «Какие наши деревья?», «Что будет, если ....?», «Узнай дерево по описанию», «Что полезно для дерева».

В нашем детском саду много произведений искусств о природе, выполненных в разной технике, много репродукций художественных картин. Мы планируем организовать мини выставку, чтобы учить детей видеть красоту природы, красоту предмета, созданного человеком на основе впечатлений от природы, чтобы учить детей беречь природу.

Таким образом, наличие разнообразных наглядных пособий и моделей позволяет нам показать детям экологические связи в природе, объекты и образы природы, является важным условием полноценного экологического воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование народных и дидактических игр в экологическом воспитании детей

Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми. При ознакомлении де...

Роль моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании дошкольников

Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений – большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность....

Использование дидактических игр и пособий в сенсорном воспитании детей раннего возраста

Опыт работы воспитателя по сенсорному развитию, с детьми ясельного возраста....

Использование дидактических игр и пособий в сенсорном воспитании детей раннего возраста

Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов (умывания, одевания и др.), а также на прогулках, в играх.Но наиболее активной формой обучающег...

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору и конструктированию моделей). Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об осо...

Консультация для педагогов "Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"

Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию дошкольников - это ознакомление детей с природой через дейсАктуальным в дошкольном образовании является система непрерывного и всеобщего эко...

Моделирование как деятельностный метод в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Метод моделирования в экологическом воспитании имеет не только развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, но и является о...