Роль моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании дошкольников
методическая разработка (окружающий мир) по теме

Белокудренко Светлана Сергеевна

 

Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений – большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_modelr.i_naglyad.posob_v_ekolog.vospi_detey.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей» ГБОУ ООШ № 18, г. Новокуйбышевска

Роль моделирования и наглядных пособий

 в экологическом воспитании дошкольников

Воспитатель Белокудренко Светлана Сергеевна

Роль моделирования и наглядных пособий

в экологическом воспитании детей.

Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений – большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность.

Модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Например, глобус – это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью. Географическая карта – это тоже модель Земли, но уже графическая, она отражает планету в плоскости бумаги. Глобус и карта – предметы, которые помогают ориентироваться в громадном пространстве, совершать путешествия по странам и континентам, не выходя из дома.

С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы – графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование  явлений), затем использование в образовательном и воспитательном процессе. Можно выделить три типа календарей, имеющих широкое применение в ДОУ и отражающих те явления природы, которые находятся в поле зрения детей и составляют содержание частых наблюдений.

I.Календари наблюдений за сезонными явлениями природы может быть разным, на усмотрение воспитателя с усложнениями по возрасту детей, иметь следующие параметры: время, неживая природа и живая природа. Заполнение календаря, т.е. моделирующая деятельность, - важный эколого-педагогический процесс, который осуществляется в повседневной жизни детьми под руководством воспитателя.

II. Календари наблюдений за ростом и развитием растений осуществляются с помощью рисунков. Аккуратно и правильно заполненный, ярко раскрашенный календарь становится хорошим демонстрационным пособием, используемым в самых различных вариантах воспитательно-образовательной работы с детьми. Календарь можно рассматривать осенью, зимой, когда эта культура (например, редиска) не растет, весной - когда только готовится ее посев. Календарь вообще детям интересно рассматривать, ведь они сами рисовали, сами трудились, убирали урожай, а потом ели салат из редиса.

III. Календарь наблюдений за птицами. Организация зимней подкормки. Зимняя подкормка птиц – одна из важных природоохранных и экологически значимых мероприятий, правильной организацией которого детский сад может оказать реальную помощь в сохранении их видового разнообразия. Подкормка  птиц несложное, но педагогически целесообразное и высокоэффективное в воспитательном отношении дело, в котором могут участвовать дети всех возрастных групп. Птицы зимой голодают: световой день короткий, еды мало, энергетические затраты восполнить трудно. Особенно нелегко им бывает в сильные морозы: от холода, но, главным образом, от голода.

Главным содержанием календарей всех возрастных групп является состав птиц. Заполнение календаря позволяет детям познакомиться с многообразием зимующих птиц, особенностями их внешнего облика и поведения. Хорошо оформленные, четко прорисованные календари наблюдений за птицами в зимнее время становятся наглядными демонстрационными пособиями, которые могут быть использованы в самых различных вариантах.

Кроме моделирования закономерных процессов природы с детьми можно изготовлять целый ряд моделей, которые воспроизводят отдельные явления или объекты природы и позволяют дошкольникам познать их существенные стороны. Графическое моделирование может быть использовано при составлении карты-схемы помещения группы, участка детского сада, территории ближайшего природного окружения. Составление карты-схемы особенно целесообразно при создании экологической тропы, определении маршрута в природу, по которому дети регулярно совершают прогулки и экскурсии. (Сделать с детьми глобус и «путешествовать» приклеивая материки, обозначать государства, города, моря, изображения животных и т.д.)

Полезна демонстрация картонных моделей, на которых представлено одно из закономерных и широко распространенных явлений животного мира – защитная окраска покровов: маскировочная, отпугивающая, расчленяющая. Воспитатель вместе с детьми может изготовить модель бабочки на коре дерева и с помощью подвижных крыльев демонстрировать, то маскированную окраску нижней их стороны, то яркие и отпугивающие, похожие на глаза, пятна на верхней их стороне.

В познавательную деятельность детей целесообразно включить такие предметные модели, с которыми они смогут совершать практические действия. Детям можно показать, что длина ног влияет на скорость передвижения: чем ноги длиннее, тем животное быстрее перемещается в пространстве.

Таким образом, модели и моделирование позволяют демонстрировать существенные экологические  связи в природе, поэтому процесс моделирования и использование готовых моделей является методом экологического воспитания.

В дошкольном возрасте преобладает образное мышление, поэтому формирование разнообразных реалистических представлений о природе проходит особенно успешно, если воспитатель постоянно использует различные формы наглядности. Демонстрационные учебные картины, маленькие раздаточные картинки, слайды, диафильмы, репродукции и видеофильмы позволяют рассказ воспитателя, его объяснения, чтение познавательной литературы сделать образным, показать ребенку то, что стоит за словом и не доступно пока его наблюдению.

Каждое ДОУ имеют различный иллюстративный материал, правдиво и разнообразно отражающий природу: наглядные пособия, фотографии, вырезки из календарей и журналов, репродукции произведений известных художников. Весь этот материал может быть использован в педагогическом процессе самым различным образом – для рассматривания, рассказывания, беседы, для формирования у детей новых и уточнения старых представлений, для оформления  выставок, игр-путешествий, досугов.

Особую ценность представляют цветные учебно-наглядные пособия, на которых изображены разные экосистемы: лес, луг, степь, тундра, пустыня, пруд, море, или картины, на которых представлена природоохранная или сельскохозяйственная деятельность людей. Наиболее значимы картины с изображением леса и лесных животных в разное время года.

Экологическое воспитание дошкольников на примере лесной экосистемы имеет очень большое значение, оно базируется на ряде существенных аспектов:

- Все лесные животные имеют ярко выраженные внешние морфофункциональные приспособительные особенности, доступные познанию дошкольникам (маскировочная окраска покровов, приспособленность к быстрому передвижению по земле и по деревьям, приспособленность к нахождению и поеданию пищи, к защите от врагов, выращиванию потомства).

- Жизнь леса подчинена сезонным закономерностям неживой природы: деревья, кустарники имеют сезонный облик, так же как и покров лесной почвы; образ жизни животных также носит сезонно-приспособительный характер.

- Лес – это сообщество растений и животных, все они связаны между собой цепочками питания. Одни животные поедают растения, хищники поедают этих животных.

Картина в силу своей статичности позволяет длительно ее рассматривать, многократно обсуждать, сосредотачивать внимание детей на разных явлениях из жизни леса, она является универсальной наглядностью, она важнее, чем видео – или слайд-фильм. Рассматривание картин экологического содержания может предшествовать экскурсии в парк и завершать ее. Картины важны не только для познавательного, но для эстетического развития детей.

Яркие впечатления оставляют у детей познавательные видеофильмы: о лесе, пустыне, обитателях арктических и тропических зон. Есть фильмы, в которых запечатлена таинственная жизнь муравейника, пчелиной семьи, подводных обитателей морей и океанов, - все они могут быть показаны детям.

Таким образом, наличие разнообразных наглядных пособий в ДОУ, содержательно отражающих объекты образы природы, является важным условием полноценного экологического воспитания детей.

Использованная литература:

С.Н. Николаева «Методика экологического

воспитания дошкольников»

Москва 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании детей

Использование моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании детей...

Использование электронных наглядных пособий в экологическом образовании дошкольников с ограниченными зрительными возможностями.

Традиционные методы по экологическому образованию являются затруднительными для детей с нарушением зрения, поэтому особую актуальность приобретают методы с использованием информационных технологий, ко...

Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию дошкольников посредством игровой деятельности.

           Актуальным в дошкольном образовании является  система непрерывного  и всеобщего экологического воспитания, одна из составляющих нравственного ...

Роль озеленения и ландшафтного дизайна для экологического воспитания дошкольников в детском саду

Детский сад – место, где ребенок развивается, учится и играет. Выбирая дошкольное учреждение для своего ребенка, родители обращают внимание не только на обстановку в группе, но и на дизайн участ...