Использование электронных наглядных пособий в экологическом образовании дошкольников с ограниченными зрительными возможностями.
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Блинова Светлана Васильевна

Традиционные методы по экологическому образованию являются затруднительными для детей с нарушением зрения, поэтому особую актуальность приобретают методы с использованием информационных технологий, которые оказывают эффективное воздействие на развитие их познавательных процессов и личностных особенностей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ  ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ЗРИТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда соприкасаются с предметами  и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созданной человеком. Всё привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития.

В дошкольном возрасте закладываются основы экологического мировоззрения, становится возможным воспитание ответственного отношения к окружающей среде.  В работе по экологическому образованию детей дошкольного возраста важным является  формирование у ребенка целостного взгляда на природу и место человека в ней. Дети дошкольного возраста получают первые представления о взаимосвязях между объектами в природе.  Приобщение дошкольника к экологической культуре  способствует гуманистической направленности отношения ребёнка к миру, основными  направлениями которого служат: доброжелательность, эмоциональная отзывчивость, интерес к природным объектам, желание и умение заботиться о них.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут создать объективную картину об окружающем мире только с помощью взрослого. Процесс знакомства ребёнка с окружающим миром природы основан на их детальном изучении и выявлении связи между ними, а патология органа зрения искажает восприятие объекта, затрудняет создание целостного образа, изменяет его качественную характеристику. Образ становится фрагментарным.  Из-за нарушения зрения дети с глазной патологией плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет, величину и пространственное расположение. В связи с этим важно в период дошкольного возраста научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные существенные признаки и свойства.

        Поскольку традиционные методы по экологическому образованию являются затруднительными для детей с нарушением зрения, особую актуальность приобретают методы с использованием информационных технологий, которые оказывают эффективное воздействие на развитие их познавательных процессов и личностных особенностей.

Использование в работе с детьми экологических игр на основе информационно - коммуникационных технологий способствует повышению качества, доступности и эффективности образования.                                                                                

Образовательная деятельность в учреждении имеют свою специфику, она должна быть эмоционально окрашенной, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых материалов и видеозаписей. К подбору  электронной наглядности подходим с позиции комфортности зрительного восприятия детьми, возможности получить адекватные представления об изображаемых объектах и явлениях:

-чёткое выделение общего контура изображения;

-усиление цветового контраста изображения;

-выделение контуром главного в изображении;

- уменьшение количества второстепенных деталей;

- единой системы в создании слайдов.

Нами созданы электронные наглядные пособия, в которых присутствует активная экологически правильная развивающая в соответствии с поставленными коррекционными задачами игровая деятельность. Электронные наглядные пособия включаем в содержание образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое.

В своей деятельности применяем различные электронные пособия:

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных структурированной информацией в алгоритмическом порядке.  Мультимедийные презентации демонстрируют какие-то явления или предметы и воссоздают необходимые слуховые ассоциации, что способствует развитию сохранных анализаторов у детей.

Мультимедийные игры  развивают представления о домашних и диких животных, птицах (места обитания, пища, детёныши); о растительном мире: деревья, кустарники, цветы, ягоды, грибы (название, строение, места произрастания); о сезонных изменениях в природе (весна, лето, осень, зима). Игры вовлекают в природоохранную деятельность посредством бережного отношения к растениям и животным. Игры с использованием загадок помогают развивать воображение, мышление ребенка. Мультимедийные игры позволяют ребенку тренировать в игровой форме все свойства внимания, что позволит в дальнейшем быть ему более усидчивым, сосредоточенным, что немаловажно для обучения в школе.

Виртуальные экскурсии - озвученные мультимедийные путешествия, сопровождающие специально подобранной музыкой, позволяют познакомить детей с такими  местами, куда невозможно или очень трудно организовать живую экскурсию: «Сибирь», «Растительный мир Сибири», «В мире животных». Виртуальные экскурсии обогащают знание детей об окружающем мире и способствуют развитию творческого мышления, формируют положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми на вечерах развлечениях и экологических праздниках. Перед демонстрацией видеоматериалов детям даём предварительные разъяснения по содержанию того, что им будет показано, и в  процессе демонстрации комментируем содержание предъявляемых материалов.

Экологические викторины  позволяют ребёнку систематизировать знания, развивают память и внимание, сообразительность, находчивость, умение рассуждать. Экологические викторины прививают интерес к окружающей природе, повышают у детей заинтересованность в самостоятельном решении проблемы. Развивается познавательная способность, определяющая готовность ребенка к усвоению и использованию знаний (готовность к обучению в школе).

         Использование электронных наглядных пособий в экологическом образовании  отразилось на успехах детей. Электронные пособия позволяют развивать у детей самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний. У них отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам. У них повысился познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них. Дети научились самостоятельно наблюдать,  бережно относиться к окружающему миру, проявляют любознательность, обращают внимание на красоту окружающей природы.

Электронные наглядные пособия, отличаются яркостью и эмоциональной привлекательностью для дошкольников с ограниченными зрительными возможностями, а значит, способны удовлетворить их особые образовательные потребности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ограниченными зрительными возможностями (амблиопия и косоглазие) по развитию зрительного восприятия сюжетного изображения "Рыбаки"

Данное занятие было показано в ноябре 2007 г. слушателям Всероссийского обучающего семинара "Актуальные проблемы организации обучения детей с нарушением зрения в образовательных учреждениях разного ти...

"ОБУЧЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНЫХ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ"

Использование в работе над песней и танцем книжек-картинок....

Роль моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании дошкольников

Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений – большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность....

Использование моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании детей

Использование моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании детей...

«Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в обследовании и коррекции зрительного восприятия»

Обследование и коррекция зрительного восприятия с помощью электронных образовательных ресурсов...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ЗРИТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЧЕРЕЗ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

В работе представлены коррекционно-развивающих игры, направленные на формирование пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения....