Главные вкладки

    ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ЗРИТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЧЕРЕЗ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
    статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    Блинова Светлана Васильевна

    В работе представлены коррекционно-развивающих игры, направленные на формирование пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ЗРИТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЧЕРЕЗ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

                Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Это объясняется тем, что успешность интеграции человека со зрительной патологией во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в пространстве своего дома, на улицах города, в общественных местах.

            В исследованиях тифлопедагогов М. Денисовой, З. Семеновой, Л. Плаксиной, В. Денискиной, Е. Подколзиной выявлены особенности ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения:

    - затруднения в овладении пространственными представлениями, практической микро и макроориентировке, словесном обозначении пространственных отношений;

    - сложности формирования представлений о форме, величине, пространственном местоположении;

    - ограниченные возможности дистантного (на расстоянии) восприятия;

    - разрушение стереоскопического зрения вследствие  нарушения бинокулярного видения;

    - ограничение обзорных возможностей, ведущее к медленному зрительному анализу, малой двигательной активности;

    - недостаточная продуктивность узнавания реальных объектов (из трех видов изображений – цветной, контурной, силуэтной – лучше всего дети узнают цветной, т. к. он дает дополнительную информацию).

    Обучение детей ориентировке в пространстве осуществляется по специально разработанным методикам. Они включают в себя несколько этапов:

    - на первом этапе необходимо создать у детей четкие представления о своем теле и его симметричности, о пространственном расположении его частей; обучить их практической ориентировке «на себе»;

    - на втором этапе - дать детям представления о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве, то есть «от себя», детям прививаются навыки полисенсорного восприятия предметов, умение анализировать информацию, полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов, объединять ее в единый образ и применять в практической ориентировке;

    - третий этап - решается задача обучения детей ориентировке между предметами, расположенными в окружающем пространстве, умению определять своё местоположение среди предметов и пространственное расположение одного предмета по отношению к другому;

    - четвертый этап - обучение детей моделированию предметно-пространственных отношений;

    - пятый этап - обучение ориентировке в пространстве с помощью схем и планов пространства.

            Наиболее успешно усвоение детьми ориентировки в окружающем пространстве осуществляется в коррекционно-развивающих играх. В них дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы.

            При обучении ориентировке на собственном теле используем следующие приемы: зрительно-осязательное обследование ребенком своего тела: рассматривание ребенком себя в зеркале; зрительно-осязательное обследование ребенком куклы; выделение и называние частей ее тела; словесное обозначение их расположения. Используем коррекционно-развивающие игры: «Покажи, где у тебя (голова, ноги и т.д.)», «Оденем куклу на прогулку», «Кукла делает зарядку».

    Особое внимание уделяем умению детей различать правую и левую стороны «на себе», т. к. ориентировка именно в этих направлениях является необходимой основой освоения не только своего тела, но и пространства вокруг себя. В обучении используем реальные чувственные ощущения детей. Например, левая сторона тела связывается с расположением сердца. Дети прикладывают к груди руку, находят сердце, слушают, как оно бьется. Используем систему меток: аппликационные изображения, кружки, бантики и т. д. Их прикрепляем на одежду и объясняем ребенку, что эта сторона его тела – левая.

            Для обучения ориентировке в окружающем пространстве с точкой отсчета «от себя», формируем у детей навыки использования зрения в ориентировке, развиваем умения выделять различные ориентиры (световые, цветовые, звуковые, осязательные). Большое внимание уделяется усвоению понятий «близко – далеко», «ближе – дальше». Дети упражняются в зрительной оценке расстояний в ходе игр и упражнений: «Какая игрушка дальше, какая ближе?», «Где стоит игрушка?», «Кто из детей стоит близко, а кто далеко?» и т. д. Эти упражнения достаточно сложны для детей с нарушением зрения, поэтому зрительное восприятие пространства необходимо дополнить двигательными ощущениями. Например, педагог предлагает ребенку пройти до игрушки и сосчитать, сколько шагов он сделал. Затем пройти до другой игрушки, так же считая шаги, и сравнить, до какой игрушки он сделал больше шагов.

    Когда дети прочно усвоят направления пространства с точкой отсчёта «от себя», учим их ориентироваться «от предметов» и «между предметами», используя игры: «Расскажи, как стоят игрушки», «Где сидит кукла?», «Поставь игрушку на верхнюю, нижнюю полку».

     Следующим важным этапом является формирование у детей умений создавать простейшие модели пространственных отношений между игрушками, предметами и их заместителями. Детям предлагается игровое задание, где они учатся обследовать пространство, которое им предстоит моделировать. Например, коррекционно-развивающая игра «Кукла переезжает на новую квартиру». Дети расставляют мебель и словесно описывают её расположение. Условия каждой такой игры меняются. Например, по-другому расставляется мебель, увеличивается её количество, вносятся новые атрибуты.         

    Обучение детей ориентировке в пространстве с использованием схем и планов является, пожалуй, самым сложным этапом работы. Проводим его последовательно по следующим направлениям: обучение ориентировке в пространстве по картинке-плану; знакомство с условными (схематичными) изображениями предметов; формирование умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой; обучение самостоятельному составлению простейших схем замкнутого пространства.

    Например: 1. По предложенной схеме расставить на столе игрушки и рассказать, как они расположены.

    2. По схеме с изображением геометрических фигур расставить на столе предметы, соответствующие по форме геометрическим фигурам.

    3. Нарисовать, как размещены предметы в шкафу, рассказать об их местоположении.

    4. Нарисовать, как размещены предметы на полу в комнате, и рассказать об их местоположении.

            Таким образом,  использование коррекционно-развивающих игр расширяет представления детей об окружающем пространстве и формирует прочные навыки практического ориентирования.

    Список использованной литературы

    1. Дружинина Л.А. Занятия по ориентировки в пространстве для дошкольников с нарушением зрения. - Челябинск: АЛИМ. Изд-во Марины Волковой, 2008.
    2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. / Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду. / Под редакцией Л.И.Плаксиной. - М.: Просвещение, 1997.
    3. Подколзина Е.Н. Обучение дошкольников с косоглазием и амблиопией применению схем в процессе зрительно-пространственной ориентировки // Дефектология.- 1994.-№ 3.
    4. Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ: Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений по курсу «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения». / Сост. Л.А.Дружинина, Л.Б.Осипова. Челябинск: Издательство «Букватор», 2006.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО–НРАВСТВЕННЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ" (Выступление в рамках научно-практической конференции)

    18.02.2012г. в Конференц-зале храмового комплекса во имя Воскресения Христова по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Гагарина, д.17 прошла городская научно-практическая конференция «Просвещение и нравс...

    «Формирование социального воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями в условиях ДДИ».

    В статье раскрывается понятие "социализация", трудности умственно - отсталых детей при взаимодействии с социальной средой, а также  формирование методов и приемов для усвоения адекватного предста...

    Формирование наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями развития.

    Наглядно-образное мышление в дошкольном детстве является основным и к старшему дошкольному возрасту становится более обобщенным. Дети могут понимать сложные схематические изображения, представлять на ...

    Взаимодействие специалистов в процессе формирования навыков пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в дошкольной образовательной организации

    Статья посвящена актуальной проблеме взаимосвязи специалистов дошкольного образовательного учреждения в обучении пространственному ориентированию детей с нарушением зрения.  Даная тема актуальна,...

    Роль коррекционно-развивающих музыкальных игр в формировании навыков пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

    Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Это объясняется тем, что успешность интеграции человека со зр...

    Формирование навыков пространственного ориентирования у детей дошкольного возраста.

    В статье представлены ряд методов по формированию пространственного ориентирования у детей...