Формирование навыков пространственного ориентирования у детей дошкольного возраста.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Быкова Ольга Владимировна

В статье представлены ряд методов по формированию пространственного ориентирования у детей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_orientirovka.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков пространственного ориентирования у детей  дошкольного возраста.

Быкова Ольга Владимировна, учитель-дефектолог

      Дошкольный возраст имеет большое значение в жизни человека, в развитии многих его психических свойств, процессов, качеств личности. Велико значение этого возраста в формировании пространственных ориентировок. Важность изучение ориентировки в пространстве определяется недостаточной изученностью закономерностей пространственного мышления у детей.  Данный вопрос очень важен, так как дети-дошкольники испытывают многочисленные трудности при создании пространственных образов и оперировании ими. Познание ребенком пространства и ориентировка в нем – процесс сложный и длительный, а развитие у детей пространственных представлений требует специального обучения.

       Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. С помощью  взрослых он усваивает самые простейшие представления:  слева,  справа,  вверху,  внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления. Важное значение для эффективности формирования пространственных представлений имеет развивающая среда. Она включает в себя комплексное психолого-педагогическое воздействие и интеграцию в различные виды детской деятельности:

  • Специально-организованная  деятельности (динамические упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения с использованием игровых моментов, специальные игры и т. д.).
  • Деятельность  вне занятий  (игра, прогулка, режимные моменты: умывание,  закаливающие процедуры, одевание, зарядка и др.).
  • Другие виды деятельности (конструирование, аппликация, изобразительная деятельность, физкультурные и музыкальные занятия).
  • Совместная  с родителями деятельность.

Особенно важно стимулировать перенос ребенком знаний из специально организованной дидактической среды в жизненную обстановку. Источником познания дошкольника является  опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т.д.), влияющих на восприятие и мышление. Не менее существенна и пространственная ориентировка детей, так как в это понятие входит оценка величины предметов, их форма, взаимоположения и положения относительно субъекта

      Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т.е. по сторонам собственного тела. Он практически соотносит объекты с частями тела: вверху - где голова, внизу - где ноги. Другими словами, дошкольник  осваивает «схему» собственного тела,  которая,  по сути и является для него системой отсчета. В старшем дошкольном возрасте прибавляется словесная система отсчета, ориентация на основе пространственных направлений: вперед-назад, вверху-внизу, слева-справа.

Для уточнений понятий «лево-право» можно использовать стихи с движением, ряд разносторонних  фигур, разрезные картинки.  Складывание целого из частей так же оказывает влияние на развитие пространственного и образного мышления, графомоторных навыков. При этом работа по формированию пространственных ориентировок должна вестись по линии усложнения требований:

- к правильности и точности выполнения заданий, связанных с ориентировкой на собственном теле и в окружающем пространстве по различным заданным параметрам;

- к самостоятельности определения пространственных отношений между объектами и моделирования их взаимоотношений;

- к речевому опосредованию деятельности детей: от использования отдельных пространственных терминов до полного словесного отчета о выполнении заданий, связанных с ориентировкой в пространстве.

       Таким образом, развитие пространственных представлений, являясь составной частью в работе по формированию знаний и навыков в различных видах деятельности, выделяется, как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с детьми дошкольного возраста. Эффективность достигается при условии, что обучение организуется с учетом особенностей детей и направлено на развитие их представлений о пространственных признаках,  отношениях объектов, навыков ориентировки на плоскости, и ведется в неразрывной связи с развитием речи, мышления и деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование занятий по формированию умений и навыков пространственного ориентирования

Вопрос формирования у детей дошкольного возраста навыка ориентировки в пространстве является значимым  для успешной подготовки детей к школьному обучению.Недостаточная сформированность  прос...

Формирование навыков пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения

Данная работа представляет интерес в плане обселдования уровня развития активности и самостоятельности дошкольников в овладении пространством, что обеспечивает всокий уровень мобильности, контактности...

Взаимодействие специалистов в процессе формирования навыков пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в дошкольной образовательной организации

Статья посвящена актуальной проблеме взаимосвязи специалистов дошкольного образовательного учреждения в обучении пространственному ориентированию детей с нарушением зрения.  Даная тема актуальна,...

Роль коррекционно-развивающих музыкальных игр в формировании навыков пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Это объясняется тем, что успешность интеграции человека со зр...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ЗРИТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЧЕРЕЗ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

В работе представлены коррекционно-развивающих игры, направленные на формирование пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения....

Игры на развитие навыков пространственного ориентирования у детей с нарушением зрения

   Организация специальных игр в работе с детьми с нарушением зрения позволит  развить навыки пространственной ориентировки, сформировать предметные представления, сформировать п...

Дидактические игры для формирования навыков пространственного ориентирования у дошкольников

В материале представлен комплекс игр для детей дошкольного возраста по формированию пространственного ориентирования....