Методическая разработка раздела программы "Познавательное развитие" по теме "Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам игры"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ковшова Альбина Владимировна

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. 

Для того чтобы к ребенку пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать ее, сопереживать ей, радоваться ей, учить видеть прекрасное. Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка, заставляют его глубже познавать окружающее, повышают интеллект и культуру.

Как  же пробудить в них желание остановиться, присмотреться, задуматься? Как же научить их прикоснуться к природе всем сердцем: удивиться, узнать, полюбить? Первая и главная задача педагога – сначала заинтересовать дошкольника, а уж потом говорить об объекте, исследовать, раскрывать его сущность и взаимосвязи в окружающем мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 «Белочка» комбинированного вида

М Е Т О Д И Ч Е С К А Я   Р А З Р А Б О Т К А

Р А З Д Е Л А   О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н О Й    П Р О Г Р А М М Ы

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам игры

ВОСПИТАТЕЛЯ

Ковшовой Альбины Владимировны

г. Кулебаки

2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи раздела
  3. Психолого-педагогическая характеристика возраста
  4. Ожидаемые результаты
  5. Обоснование (используемые формы, методы, приемы)
  6. Система знаний
  7. Используемая деятельность
  8. Календарно-тематическое планирование
  9. Список литературы
  10.  Конспект занятия

Пояснительная записка

Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души.

Козлова А.Н.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Надо воспитывать экологическую культуру и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.

В этом возрасте дети делают «первые шаги» в прекрасный мир природы, богатый красками, звуками, запахами, мир, развивающий все потенциальные возможности ребенка. Именно в этом возрасте взрослые должны помочь малышу ощутить себя частью этой природы.                                                        

Размышляя над тем, чего не хватает нашим детям, вроде бы у них есть дом, семья, они окружены родительской любовью, заботой и вниманием, я пришла к выводу, что дошкольники равнодушны к окружающему их миру, у них не воспитано чувство единения, с природой, и они вряд ли смогут без напоминания заметить какой-либо природный объект, нуждающийся в помощи человека и применить свои знания на практике.                                                                                                                                                                                          

Для того чтобы к ребенку пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать ее, сопереживать ей, радоваться ей, учить видеть прекрасное. Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка, заставляют его глубже познавать окружающее, повышают интеллект и культуру.

Как  же пробудить в них желание остановиться, присмотреться, задуматься? Как же научить их прикоснуться к природе всем сердцем: удивиться, узнать, полюбить? Первая и главная задача педагога – сначала заинтересовать дошкольника, а уж потом говорить об объекте, исследовать, раскрывать его сущность и взаимосвязи в окружающем мире.

Решать задачи и отрывать что-то новое можно по-разному. Можно гадать – так в природе или нет? Можно слушать взрослого или сверстника, можно призвать на помощь фантазию и придумать, как это могло бы быть. Эффективнее всего  научить исследовать природу с  помощью игровых приемов. Один из них – прием выявления и разрешения экологических противоречий. Чем такое решение эффективней?  Решить противоречие – значит, найти такое действие, которое будет обеспечивать все необходимые основные и дополнительные требования для решения возникшей задачи. И здесь нам помогает игра. На мой взгляд, именно она позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.

 В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.

Цели и задачи раздела

Цель:  Влияние дидактической игры на эффективность экологического  воспитания  дошкольников,  на  формирование осознанного восприятия окружающей действительности, сопереживания,  сочувствия,  обеспечения детей знаниями, ценностными ориентирами, необходимыми для воспитания экологической культуры.


Задачи

  • Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
  • Формирование знаний о природе посредствам дидактических игр экологического содержания.
  • Развитие сопереживания к бедам природы, желания бороться за её сохранение.

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения методической разработки детьми в соответствии с возрастными особенностями (6-7 лет)

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, нужно  обеспечивать  условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Серьезное внимание уделяется  развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. В этом возрасте у детей нужно  развить внимание и память, формировать элементарный самоконтроль. Этому помогают разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями. Воспитатель должен стараться разнообразить практику общения с каждым ребенком. Вступая в общение и сотрудничество, он проявляет доверие, любовь и уважение к дошкольнику. Игры старших дошкольников отличаются видовым и тематическим разнообразием. Этому способствует накопленный игровой опыт детей. Значительная часть времени отводится для самодеятельных игр по инициативе и выбору детей.

Главные педагогические задачи, которые решаются в этой возрастной группе, направлены на создание и реализацию детских игровых замыслов:

• Обогащать и систематизировать знания детей о природе, явлениях общественной жизни,  предметах окружающего мира.

•  Развивать память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей.

• Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками. Побуждать к самостоятельности, инициативы, творчества в игре, вызывая у детей эмоционально – положительный отклик на игровое действие и материал.

• Воспитывать творческую самостоятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность.

• Воспитывать культуру честного соперничества в играх – соревнованиях.

Ожидаемые результаты.

  • У ребёнка преобладает положительное отношение к природе, он хорошо ориентируется в правилах поведения в природной среде, старается придерживаться их в своей деятельности.
  • Проявляет любознательность, стремление глубже познать широкий круг  объектов, явлений природы не только ближайшего окружения.
  • Проявляет интерес и стремление к самостоятельному использованию способов познания, с удовольствием, по собственной инициативе отражает свои впечатления в предпочитаемой деятельности
  • Заинтересован совместной игрой, эмоциональный фон общения - положительный.                                                                    
  • Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнёров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение к партнёру. Характерно использование просьб, предложений в общение с партнёрами.
  • Ребёнок проявляет интерес к развивающим и познавательным играм.
  • Знает много игр, с удовольствием рассказывает о любимых играх.
  • Проявляет в играх интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность.

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Ведущую роль в экологическом воспитании  детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой - его результатом.

Средства экологического воспитания:  подвижные, творческие, сюжетно-ролевые и дидактические  игры; целевые наблюдения, эвристические беседы, создание  поисковых ситуаций, экспериментирование, исследования с элементами проблемной ситуации;  решение занимательных и творческих заданий. 

Все это стимулирует активность детей, создает положительный эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных задач по экологическому воспитанию детей, но наиболее эффективным средством формирования экологической культуры детей, являются  дидактические игры:

  • на  формирование экологических представлений о мире животных,
  • на  формирование экологических представлений о   растениях, объектах и   явлениях природы,
  • экологически бережного отношения к природе.

Дидактическая игра может быть включена в любой раздел программы и её возможности следует использовать как для развития экологического сознания, эко деятельности, так и для формирования личности ребенка-дошкольника в целом.

Повышению интереса дошкольников к дидактической игре и природным объектам способствует введение элемента соревнования или проблемной ситуации.

Использование  игровых обучающих ситуаций (ИОС)  трех типов:

  • использование игрушек-аналогов, которые изображают различные объекты природы;
  • использование кукол, изображающих персонажей литературных произведений на основе их литературной биографии – главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения, хорошо знакомых детям, чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей к дидактической цели занятия;
  • игровые обучающие ситуации типа путешествий.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ - технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом « Творчество во всём!».

      Для развития у детей творческого мышления и воображения предлагаю  использовать в работе различные приёмы и методы, которые наиболее эффективно можно использовать в экологическом образовании дошкольников в играх:

  • Метод ассоциации
  • Метод аналогии
  • Метод мозгового штурма
  • Метод системный оператор или волшебный экран
  • Метод противоречия
  • Метод постановка проблемного вопроса
  • Приёмы фантазирования (сделай наоборот, увеличить-уменьшить).

Вся  эта работа помогает уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания об объектах и явлениях природы, расширились представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствовала воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.

Система знаний и система деятельности

 Систему знаний и систему деятельности можно проследить через связь с другими образовательными областями:

Для успешного решения задач экологического воспитания, необходима экологизация воспитатель-образовательной работы. Где особое место занимают занятия интегративного типа, предусматривающие сочетание различных видов деятельности, в том числе двигательной, игровой и творческой. Интегрированные формы работы позволяют не допустить перегрузки детей в течение дня, повышают заинтересованность детей, создают условия для развития каждого ребенка.

  • Область «Здоровье» - использование дидактических игр, упражнений для обогащения содержание области, развитие здорового образа жизни; организация активной, самостоятельной, интеллектуальной деятельности;
  • Образовательная область «Коммуникация»   - развитие познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности в процессе общения

            сверстник-взрослый;

  • Образовательная область «Безопасность» - безопасное поведение в природе;
  • Образовательная область «Физическая культура» - использование занятия прогулки по экологической тропе здоровья, знакомства детей с нормами поведения в природной среде; дни здоровья по сезонам, дидактические игры природоведческого характера; упражнение дыхательной гимнастики, подвижные игры;
  • Образовательная область «Познание» - Наблюдения, игры, опыт, уход за растениями и животными;
  • Образовательная область «Художественное творчество» - использование средств художественного творчества;
  • Образовательная область «Чтение художественной литературы» - использование художественной литературы, рассматривание иллюстраций о в книгах о природе, чтение произведений, сказок, энциклопедий по экологическому воспитанию и образованию дошкольников.

Календарно-тематическое планирование

темы

Дата

Темы занятий

Количество

занятий

1

2

3

4

5

сентябрь

Беседа о лете

Экологическая игра «Где что зреет»

Беседа «Планета Земля в опасности»

Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа»

Тризовская игра «Хорошо-плохо»

1

1

1

1

1

1

2

3

4

октябрь

Беседа «Планета Земля в опасности»

Беседа «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»

Экологическая игра «Узнай целебную траву»

Экологическая игра «Кто где живет?»

1

1

1

1

1

2

3

4

ноябрь

Экскурсия в парк «Как растения готовятся к зиме»

Дидактическая игра «Узнай, какой зверь»

 Влагоустойчивые и засухоустойчивые комнатные растения

Беседа об осени (обобщающая)

1

1

1

1

1

2

3

4

5

декабрь

Беседа о лесе

Дуб и сосна

Волк и лиса - лесные хищники

Беседа «Кто главный в лесу?»

Игра «Как вести себя в лесу»

1

1

1

1

1

1

2

3

4

январь

      Беседа «Я - человек»

      Сравнение диких и домашних животных

       Тризовская игра «Что было бы, если бы... (кошка лаяла)?»

       Беседа «Что мы знаем о птицах?»
   

1

1

1

1

1

2

3

     

      4

февраль

     Рассказ об экологических пирамидах

      Игра «Живая пирамида»

      Беседа «Как белка, заяц, лось проводят зиму в лесу»

      Обобщающая беседа «Как узнать зиму?»

1

1

1

1

1

2

3

4

март

     Беседа «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»

 Свойства воды. Опыты

Беседа «Кто живет в воде»

Беседа «Что растет в воде»

1

1

1

1

1

2

3

4

апрель 

     Весенний уход за комнатными растениями

Беседа о дождевых червях

Красная книга - сигнал опасности

Экологическая игра «Растения и животные Красной книги»

1

1

1

1

1

2

3

4

5

май

 

Знакомство со свойствами воздуха

Дидактическая игра «Твердые, жидкие, газообразные человечки»

Солнце - большая звезда

Игра «Догони свою тень»

Беседа о весне (обобщающая)


1

1

1

1

1

      Всего:

39

Список литературы

Андриенко Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников//Дошкольная педагогика.–2007.– № 1

Баранникова Э.Э. Игры-сказки в экологическом образовании/ Э.Э. Баранникова, И.Л. Румянцева, Н.И. Апполонова//Современный детский сад.–2008.

Богданец Т.П. Как развивать экологическое мышление дошкольников в игре//Современный детский сад.–2008.–№ 7.

Константинова Т.В. Экологическое воспитание в детском саду//Начальная школа плюс до и после.–2005.

Константинова Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ//Начальная школа плюс до и после.–2006.–№ 1

Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание , 2004 №7

Кудасова В.И. Экологические игры в воспитании детей экологической культуры:  

[ Электронный ресурс]. 2013. nsportal /detskii-sadradost@.ru

Листопад А.П. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика.–2006

Маркова Т.А. Как научить детей любить природу //Дошкольная педагогика.–2004.–№ 4

Романова К.А. Формирование нравственного отношения к природе у детей дошкольного возраста//Детство.–2003.

Рыжова Н. Экологические сказки: Для работы с детьми предшкольного возраста//Дошкольное образование.–2008.

Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир. – М.: Просвещение, 2010.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экологическая деятельность детей  среднего и старшего дошкольного возраста СПб: Детство-пресс,2007

Чебан  М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду.–2008.

Экологические игры Натальи Рыжовой//Дошкольное образование.–2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ТЕМА: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам игры (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»)

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Включает в себя: цели и задачи разработки, принцип интеграции образовательных областей, использование технологии ТРИЗ и...

Методическая разработка на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Методическая разработка на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»....

Методическая разработка на тему: « Развитие любознательности, познавательной активности у детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий Кьюизенера, Дьенеша, Воскобовича, Венгера».

Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности не пассивно созерцающей действительность,а активно преобразующейее, обозначены в ряде исследований и нормативных документах.В конвен...

Методическая разработка на тему "Развитие музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях семьи"

Данный материал дает возможность воспитателю проконсультировать родителей о роли и значимости развития музыкально-творческих способностей детей, дать практические советы родителям, каким образом разви...

Методическая разработка в серии дидактических игр по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

данное пособие предназначено в помощь педагогам для организации образовательной деятельности с дошкольниками по экологическому воспитанию....

Методическая разработка в серии дидактических игр по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Данное пособие предназначено в помощь педагогам для организации образовательной деятельности с дошкольниками по экологическому воспитанию....

Методическая разработка на тему «Развитие музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях семьи

Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывч...