Методическая разработка на тему «Развитие музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях семьи
методическая разработка

Шаталова Галина Александровна

Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Гармоничность музыкального воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека не только в детском саду, но и в семье.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему

«Развитие музыкально-творческих способностей

у детей дошкольного возраста в условиях семьи

Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Гармоничность музыкального воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека не только в детском саду, но и в семье.

Дети, участвуя в развлечениях, праздниках да и на музыкальных занятиях скованы, боятся выразить свои эмоции, стесняются выразительного исполнения. Период дошкольного детства является наиболее чувствительным к восприятию искусства, в силу чего развитие музыкально-творческих способностей наиболее эффективно происходит в процессе занятия музыкой, требующей развития музыкально-сенсорных способностей детей, эмоциональной отзывчивости, музыкальной восприимчивости, умения чувствовать и осмысливать содержание разных по жанрам музыкальных произведений. Развиваем творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний в знакомых танцевальных композициях, импровизация попевок в небольших песенках, музицирование на детских музыкальных инструментах, вовлечение в семейные праздники, знакомство с семейными традициями, песнями, сказками. В это же время происходят серьезные изменения в личностном развитии воспитанника, они требуют от родителей особого внимания, особенно когда дети не могут, да и боятся, оценивать себя и свою деятельность. Незначительная неудовлетворенность собой огорчает ребенка и при дальнейших выступлениях он теряется, а иногда может совсем отказаться. Есть замечательное стихотворение поэтессы Л. Фадеевой «Первое выступление», в котором она точно передала эмоциональное состояние ребенка:

Стою на сцене. Зал затих.

И я молчу, не вспомнить стих!

Стою и думаю о том,

Сейчас реветь или потом.

В музыкальной деятельности дети испытывают большую потребность в реализации своих творческих способностей: пропеть свое имя; сочинить несложную песенку на заданный текст, передать музыкальный образ в движении под музыку. Певческие импровизации детей не выразительны, в основном копируют друг друга. В движениях под музыку не уверенны и стеснительны, но лишь отдельным детям удается «войти в образ». Дети проявляют мало фантазии, создаваемые ими игровые и танцевальные образы маловыразительны. Появилась большая необходимость подвести, подтолкнуть детей к импровизации. Главное, чтобы ребенок не почувствовал, что его обучают, а был занят интересной для него деятельностью, был увлечен игрой, сказкой. Поэтому родители должны сами войти в образ ребенка, быть с ним, поддерживать. Для формирования творческих способностей детей можно применить следующие направления:

«Мы рисуем музыку» (передают свои впечатления, настроение в рисунках);

«Мы сами можем творить музыку» (песенное творчество);

«Мы танцуем музыку» (игровое и танцевальное творчество).

Игра – самый доступный вид деятельности для детей дошкольного возраста, в которой могут иметь место хороводы, сюжетно- ролевые песни, подвижные игры. Это наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляемая в образных движениях.

Сюжетно- ролевые игры раскрывают у детей фантазию, дети представляют разную мимику, придумывают разные жесты. Из сюжетно- ролевых игр вытекает театрализованная игра. Она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу, заставляет его сочувствовать персонажам, переживать разыгрываемые события. Именно театрализованные игры являются играми-представлениями, в них, как в настоящем театральном искусстве, с помощью интонации, мимики, жестов, позы и походки создаются конкретные образы.

Чтобы дети не копировали действия или движения взрослых, можно  предложить детям этюды на контрастные жесты«Огромный арбуз» - «Воздушный шар»«Тяжелая сумка» - «Мыльный пузырь на ладошке». Такие игры с воображаемыми предметами развивают у детей не только мимику и выразительные жесты, но и память, воображение, фантазию, творчество.

Родителям несложно проводить со своими детьми «Театр песни» - инсценирование песен с несколькими персонажами, а поэтические образы озвучивать детскими музыкальными инструментами.

Проводить с детьми «Занятия – фантазии» - обыгрывать с детьми не сказочные сценки, а придумываем с детьми другие ситуации, например, «Муха- цокотуха»: Муха- цокотуха нашла денежку:

1. -Что это? Денежка? Интересно, кто мог её обронить (заяц, медведь, лиса) Эту денежку я никому не отдам! Она моя! Потому что я её нашла. Что же мне купить?

2. – Ой, смотрите, я нашла денежку, какое счастье! Я пойду на базар…что же мне купить (мечтательно? Нет, лучше самовар!

3. – Ах, кто- то потерял денежку! Наверное, расстроился. Надо отыскать хозяина! Эта дорога ведет не базар, побегу, может отыщу того, кто её потерял.

Такие занятия помогают развивать речь детей, побуждают к творческому мышлению, воображению и фантазии.

Очень интересны детям «Театрализованные викторины». На детских домашних праздниках пройдет весело и интересно. В них принимают участие две команды. Дети сами придумывают название команд, готовят себе эмблемы. Чем интересны викторины: присутствие жюри, а также зрители. Чем лучше сыграют, зрители быстрее отгадают, тем больше баллов получит команда.

. Примерные задания:

- инсценировать отрывок из сказки или стихотворения;

- назвать сказку по персонажам (царь, 3 сына, болото, лягушка)

- определенную фразу произнести с разной интонацией (весело, грустно, сердито и т. д.)

Такие викторины побуждают детей к активному общению, участию в театрализованных играх, развивается интонационная выразительность речи, а самое главное - совместное участие с родителями.

Таким образом, мы пришли к выводу, что театрализованная деятельность детей и родителей позволяет научиться ребенку восхищаться, удивляться, сопереживать - это путь через игру, фантазирование, сочинительство, а также сближает детей и родителей, позволяет доверять, раскрепощает ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в игровой деятельности»

Опыт работы по  теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников в игровой деятельности». В  ходе педагогической деятельности изучила много научной литературы и сделала для себя вывод: что сам...

Методическая разработка на тему "Развитие музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях семьи"

Данный материал дает возможность воспитателю проконсультировать родителей о роли и значимости развития музыкально-творческих способностей детей, дать практические советы родителям, каким образом разви...

Методическая разработка на тему «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Чтобы ребенок стал творческой личностью, в детстве необходимо развивать его способность видеть, чувствовать и осознавать выразительность образов, замечать неповторимость, оригинальность окружающего ми...

Методическая разработка по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в игровой деятельности»

Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников в игровой деятельности». В ходе педагогической деятельности изучила много научной литературы и сделала для себя вывод: что самой актуаль...

Методическая разработка на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

По мнению И.М. Соловьёва одним из самых эффективных форм развития мелкой моторики являются занятия по изобразительной деятельности, где обращает внимание на недооценку коррекционно-развивающего значен...