Проект "Круговорот воды в природе"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Смирнова Инна Михайловна

Вид проекта: долгосрочный. Проблема проекта: изучить круговорот воды в природе.Цель: расширить представления детей о круговороте воды в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_krugovorot_vody_v_prirode.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО - НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ   ОКРУГ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«ДЕТСКИЙ  САД «ТЕРЕМОК» п. Ханымей

629877,  РОССИЯ, ЯНАО, Пуровский район, пос. Ханымей, ул. Нефтяников д.17    (тел/факс)41-4-38, е-mail – teremok-1986@mail.ru            

Проект

«Круговорот воды в природе»

(в старшей группе детского сада)

                                                                                                         Подготовила:                                            

                                                                                            воспитатель

                                                                                               Смирнова И.М.

п. Ханымей, май 2014г

Название проекта:    «Круговорот воды в природе»

Проблема:  изучить круговорот воды в природе.

Цель: расширить представления детей о круговороте воды в природе.

Задачи: исследовать круговорот воды в природе (объяснить этапы круговорота воды в природе; закрепить знания о различных состояниях воды в природе; проводить вместе с детьми простые эксперименты с водой; воспитывать бережное отношение к водоемам, природе в целом; формировать грамотное экологическое поведение в природе.

Основные шаги по реализации проекта:

  • определение проблемы проекта
  • постановка цели проекта
  • разработка плана достижения цели
  • привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  • сбор, накопление материала
  • включение в план проекта занятий, игр, исследовательской деятельности детей и др.
  • домашние задания для самостоятельного выполнении (чтение художественной литературы, изобразительная деятельность; заучивание стихотворений; опыты и эксперименты с участием родителей
  • презентация проекта (показ слайдов на компьютере, музыкальный праздник «Путешествие капельки»)

Описание продукта, полученного в результате проекта:

  • стремление расширить познаваемые горизонты действительности; желание выявить существующие в мире связи и отношения и вникнуть в них; интерес к новым источникам информации; потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру;
  • формирование знаний детей о цикле круговорота воды в природе;
  • систематизация знаний детей о переходе воды из одного физического состояния в другое; получение наслаждения от красоты природы; развитие фантазии и творческих способностей.

Вид проекта:   исследовательский  (долгосрочный)

Состав участников:  дети подготовительной группы; педагоги-специалисты; воспитатель; родители.

Межпредметные связи :

   Название раздела    

программы

       Содержание

          Задачи

«Добро пожаловать в экологию»

(Воронкевич О.А;

занятие №4;стр. 198)

Беседа «Речка, реченька, река»

1.Диалог педагога с детьми (на ковре) на тему «Откуда начинается река, где её начало?»

2.Игра «Назови речку ласково»

3.Дети составляют рассказ о своей речке, в которой купались летом.

                                             

1.Расширять понятия об окружающем мире, учить составлять по памяти описательный рассказ о знакомых реках.

2.Формировать понятия о возникновении реки, ее истоках.

3.Учить сравнивать природные источники воды с предметами ближайшего окружения.

4.Расширять и активизировать словарь детей.                      

(занятие №3;стр.212)

в разделе «Декабрь»

Беседа о снеге

1.Загадки о снеге.

2.Игра «Что мы знаем о снеге»

3.Рассматривание снежинок.

4.Игра-эксперимент «Снег в банке» (в ролях банки и снега дети). Снег в банке находится в разных температурных условиях (улица, группа).

1.Помочь детям установить зависимость состояния снега от температуры воздуха.

2.Развивать у детей творческое воображение.

3.Активизировать речь за счет слов «тает», «замерзает», снежная крупа», «снежные хлопья»

(занятие №3;стр.231)

в разделе «Февраль»

Обобщающая беседа о зиме «Как много интересного бывает зимой»

1.В гостях Незнайка. Дети рассказывают Незнайке всё что знают о зиме.

2.Д/и «Зимние игры»

1.Сформировать обобщенное представление детей о зиме, состоянии неживой природы.

2.Развивать познавательную активность детей: учить устанавливать причинно-следственные связи, умению использовать модели в познавательной деятельности.

(занятие №1;стр.241)

в разделе «Апрель»

Развлечение.

Экологическая сказка «Ручеек»

1.Дети под музыку читают стихи о весне. Приметы весны.

2.Игра-моделирование «Повесь на дерево признаки весны»

3.Исполнение песни о весне.

1.Показать детям взаимосвязь всего живого в природе.

2.Развивать познавательные способности детей.

3.Учить бережному отношению к живой и неживой природе.

«Я и мир» Мосалова Л.Л.

(стр.44)

Занятие «В природе всё взаимосвязано»

1.Рассматривание картинок с видами природы.

2.Дети составляют рассказы по картинкам.

3.Дети рассматривают знаки, запрещающие, что -то делать на природе.

4.Дети показывают фото отдыха всей семьей на природе.

1.Закрепить понятие о бережном отношении к природе.

2.Уточнить и расширить представления о том, что портит окружающую среду.

3.Воспитывать желание посильно восстанавливать окружающую природу.

Познавательное развитие в старшей группе

Волчкова В.Н.; Степанова Н.В.

(занятие №2;стр.158)

Занятие «Невидимка-воздух»

1.Опытно-эксперементальная деятельность.

Переворачивается стакан вверх дном и медленно опускается в банку с водой. Стакан не наполняется водой. Воздух не пускает воду в стакан.

2.Свойства воздуха.

3.Значение воздуха.

1.Познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни всего живого.

 (занятие №3;стр.159)

Занятие «Волшебница вода»

1.Работа с глобусом (рассматривание модели земли и  знакомство с Арктикой и Антарктидой).

2.Игра «Кто больше назовет съедобной жидкости»

3.Загадки о воде.

4.Опыт. Вода в трёх стаканах. Её сравнение.

5.Правила пользования водой.

1.Познакомить с тем, в каком виде вода существует  в природе, с различными явлениями(дождь, роса, снег, иней, лед, пар и т.д.) и состоянием воды в окружающей среде; прививать навыки экологически грамотного поведения в быту; учить понимать необходимость бережного отношения к воде, как природному ресурсу.

Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах.

И.Л.Саво

(стр.39)

1.Опытно-эксперементальная деятельность «Измерение снегомером глубины снега»

2.П/и «Ходят капельки по кругу»

3.Чтение Н.Рыжовой о воде.

4.Чтение Б. Пластова «Сказка о каплях»

5.Экскурсии на водоем.

1.Освоить представления о некоторых факторах среды (свет, вода и ее изменчивость; вода и ее переход в различные состояния).

Занятия по развитию речи.

О.С. Ушакова

(занятие №13;стр.58)

Пересказ рассказа Н.Калининой  «Про снежный колобок»

1.Чтение рассказа.

Обсуждение.

2.Игра в снежки (имитация)

3.Игра «Лето-зима»

1.Вызвать у детей позитивное настроение.

(занятие №14;стр.61)

Составление рассказа по картине «Река замерзла»

1.Составление рассказа на тему «Река замерзла»

2.Объяснение значения слова «замерзла»

1.Повторить и обобщить свойства воды.

2.Воспитывать безопасное поведение на реках, озерах, водоемах.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

Н.В. Нищева

(стр.64)

Пальчиковая гимнастика «Снежинки»

1.Разучивание гимнастики.

2.Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.

Сказки-пересказки.

Т.А.Куликовская

(стр.65)

Игра-эстафета «Полезный зонтик»

1.Разучивание игры.

1.Вызвать у детей позитивное настроение.

Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности.

Т.Г. Казакова

(стр.116)

Занятие «Весенний дождь»

1.Развивать у детей интерес к окружающему, учить передавать явление природы доступными изобразительными средствами, ритмичными линиями рисовать веселый дождик.

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта: посещение библиотеки, поиск информации в методическом кабинете, помощь родителей в поисковой деятельности.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: Создание условий для проведения опытов и экспериментов: приобретение пластмассовых стаканов и ложек; ватмана, бумаги для черчения, картона, фломастеров и пр.

       

 Планируемое время на реализацию проекта по этапам:

Этап

Содержание

деятельности

Сроки

          педагог

             дети

 Поисковый

1.Формулирует проблему «Изучение круговорота воды в природе»

1.Вхождение в проблему

Февраль

2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию «Путешествие капельки» (сказка)

2.Вживание в игровую ситуацию.

Февраль

3.Формулирует задачи

3.Принимают задачи

Февраль

Практический

1.Помогает спланировать деятельность

Март

2.Организовывает деятельность (занятия, игры, опыты и эксперименты)

2.Объединяются в рабочие группы

Март

Контрольно-аналитический

1.Направляет и контролирует осуществление проекта

1.Формируют приобретенные знания, умения и навыки

Апрель

Презентационный

1.Подготовка к презентации

1.Продукт деятельности готовят к презентации

Май-июнь

                    Формы

       Название формы  

работы

             Сроки

            Занятия

«Путешествие капельки воды»

Февраль

«Удивительные превращения капельки воды»

                 Март

«Как люди речку обидели»

Апрель

«Круговорот воды в природе»

Май

«Вода в жизни растений»

Июнь

        Наблюдения

Наблюдения за снежинками

Февраль

Наблюдения за испарением воды (дома)

Март

Наблюдение за превращением воды в лед (дома)

Март

Наблюдение за паром

Апрель

Наблюдение за кипением чайника (дома)

Май, июнь

Экспериментирование

Опыт№1.Таяние снежинки на руке.

Февраль

Опыт№2. Испарение воды в теплом и прохладном месте (дома)

Март

Опыт№3. Превращение воды в пар

Апрель

Опыт№4.Превращение снежинки в воду

Май

Опыт№5.Превращение льда в воду (дома)

Июнь

         Экскурсии

1.На участке д/с

Февраль, март, апрель

2.В парк

Май, июнь

3.На детских

площадках поселка

Май, июнь

Работа с родителями

Привлечение родителей к работе по проекту (ознакомить с опытно-экспериментальной деятельностью по теме «Круговорот воды в природе»). Беседы.

Февраль, март, апрель, май, июнь

Групповое обсуждение

Беседы по экологическим сказкам, рассказам. Выводы в ходе опытов и экспериментов.

Февраль, март, апрель, май, июнь

   

Февраль

1.Занятие «Путешествие капельки воды» (сказка сопровождающаяся иллюстрациями).

Цель: объяснить этапы круговорота воды в природе, закрепить понятие об облаках, тучах, значении солнышка во всех состояниях воды.

2.Наблюдение за снежинками.

Цель: учить детей наблюдать за таким явлением природы, как снежинки; рассматривать узоры снежинок и сравнивать их; объяснить детям, что лучше снежинки рассматривать на тёмном фоне (на рукавичке, рукаве пальто и т.д.); развивать внимательность, познавательность, любознательность; сделать вывод: все ли снежинки одинаковые?

3.Экспериментирование: Опыт№1. «Таяние снежинки на руке и превращение её в воду».

Цель: поймать снежинку на рукавичку и подышать на неё; понаблюдать, что происходит со снежинкой и во что она превратилась; сделать вывод: почему это произошло? (от тепла снежинка превращается в капельку воды)

4. Экскурсии на участке детского сада.

5. Работа с родителями:  привлечение родителей к работе по проекту (ознакомление с опытно-экспериментальной деятельностью по теме «Круговорот воды в природе»). Беседы по проектной деятельности.

6. Групповое обсуждение:  беседы по экологическим сказкам, рассказам; выводы в ходе опытов и экспериментов.

7.ИЗО-деятельность «Дорисуй снежинки».

Цель: продолжать учить детей симметрично дорисовывать элементы рисунка; развивать воображение и внимание; закрепить знания детей о том, что узоры снежинок разные.

Март

1.Занятие  «Удивительные превращения капельки воды».

Цель: закрепить знания о различных состояниях воды в природе; проводить вместе с детьми простые эксперименты с водой.

2.Наблюдение  за испарением воды (дома).

Цель:  учить детей наблюдать за процессом испарения воды; дать знания о том, что вода испаряется со всех водоёмов, даже совсем маленьких; сделать вывод: «Что такое испарение?» 

Наблюдение за превращением воды в лёд. (В домашних условиях)

Цель: ознакомить родителей с проведением данного опыта; уточнить у детей, где в домашних условиях можно встретить лёд; учить детей наблюдать за процессом превращения воды в лёд;

 сделать вывод: «Во что превратилась вода на холоде?»

3.Экспериментирование Опыт №2. «Испарение воды в теплом и прохладном месте». (В домашних условиях)

Цель: учить детей с помощью обычной тряпочки экспериментировать с водой в разных условиях (в теплом и прохладном месте); объяснить детям, что в тряпочке находятся капельки воды, которые испаряются или превращаются в пар.

4. Экскурсии на участке детского сада.

5. Работа с родителями  привлечение родителей к работе по проекту (ознакомление с опытно-экспериментальной деятельностью по теме «Круговорот воды в природе»). Беседы по проектной деятельности.

6. Групповое обсуждение  беседы по проведенным опытам и экспериментам; выводы в ходе опытов и экспериментов.  

7.Художественное слово: разучивание стихотворения «Туман».

Апрель

1.Занятие  «Как люди речку обидели».

Цель: показать, к чему приводят необдуманные действия человека; воспитывать бережное отношение к водоёмам, природе в целом; формировать грамотное экологическое поведение в природе.

2.Наблюдение за паром.

Цель:  учить детей наблюдать за кипящим чайником или кастрюлей совместно со своими родителями; воспитывать осторожность и аккуратность.  

3.Экспериментирование: Опыт№2.Превращение воды в пар.

Цель:  ознакомить родителей с экспериментом; предупредить детей о том, что в кипящем чайнике (кастрюле)  пар очень горячий и опасный; сделать вывод: «Как вода превращается в пар?»

4. Экскурсии на участке детского сада.

5. Работа с родителями:  беседы по проектной деятельности; подведение итогов, по результатам проведённых совместно с детьми опытов.

6. Групповое обсуждение:  беседы с детьми на тему «К чему приводят необдуманные поступки людей по отношению к природе»; привести в пример свои случаи из жизни связанные с природой.

7.Игровая деятельность: «Выбери слово обозначающее воду». «Выбери лишнее слово».

Май

1.Занятие  «Круговорот воды в природе».

Цель: познакомить детей с понятием «Круговорот воды в природе» с помощью рассказа «Замкнутый круг»; учить детей приводить свои примеры о круговороте воды; воспитывать любовь к природе; развивать любознательность и фантазию.

2.Наблюдение за разным состоянием воды.

Цель: закрепить с детьми знания о том, что вода имеет разное состояние (парообразное, жидкое, твердое); воспитывать бережное отношение к воде.

3.Экспериментирование: «Превращение воды в разное состояние».

Цель: дать детям знания в процессе экспериментирования, что вода может быть в жидком, твердом и газообразном состоянии. (Примеры опытов приведены выше).

4. Экскурсии в парк.

5. Работа с родителями по подготовке к презентации по проекту.

6. Групповое обсуждение:  беседы по проведённым опытам и наблюдениям.

7. Художественное слово: заучивание детьми стихотворений к презентации «Праздник воды».

Июнь

1.Занятие  «Почему надо беречь воду?».

Цель:  познакомить детей с процессом очистки и обеззараживания воды до её употребления; ознакомить с различными факторами загрязнения воды (строительство ткацких фабрик, поселение людей у воды и т.д.); воспитывать бережное отношение к воде.

2.Наблюдение за разным состоянием воды.

Цель: закрепить с детьми знания о том, что вода имеет разное состояние (парообразное, жидкое, твердое); воспитывать бережное отношение к воде.

3.Экспериментирование: «Превращение воды в разное состояние».

Цель: дать детям знания в процессе экспериментирования, что вода может быть в жидком, твердом и газообразном состоянии. (Примеры опытов приведены выше).

4. Экскурсии в парк

5. Работа с родителями подготовка к презентации «Праздник воды» 

6. Групповое обсуждение: беседы по теме бережного отношения к воде; по проведённым опытам и наблюдениям.

7. Презентация: «Праздник воды»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...

«ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ...