НОД открытого занятия "Семейные традиции и обычаи на Руси"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кононова Вера Михайловна

интегрированное занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vospitatel_goda.docx44.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого интегрированного занятия
по нравственно-патриотическому воспитанию

Тема: Семейные обычаи на Руси

Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями.

Задачи:

Образовательные задачи.
Дать представление детям о купании, одевании, укачивании ребенка в старину.

Закрепить знания старинных русских имен: Тимофей, Егор, Степан, и др.

Учить изготавливать оберег «куклу-Лихоманку».

Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, чугунок; определениями: старинный, колыбельная.


Развивающие задачи.
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования 
представлений  о старинных семейных обычаях. 
Развивать связную речь, внимание, память, мышление.

Расширять кругозор и словарный запас детей.

Развивать художественно-творческие способности детей.


Воспитательные задачи.
Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу

Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.

Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.

Формы и виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой,  атрибуты русской избы, русские народные костюмы,  кукла, уголек, зернышки, монетки, кувшин с водой, ушат, полотенце, русская рубашка, колыбелька,  хлеб и соль, заготовки для изготовления куклы

Программное обеспечение:   «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой , Комаровой Т. С. Гербовой В. В.

 Реализация Федеральных государственных общеобразовательных стандартов, интеграция образовательных областей: социально-коммуникативной, познавательной, речевой и художественно-эстетической.

Образовательные ресурсы: Виноградов Г. С. «Русский фольклор», Лавреньтева Л. С. Культура русского народа: «Обычаи, обряды, занятия, фольклор», Князева О. Л. Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. »

Ход занятия

 Воспитатель:

-Здравствуйте,  дети! Меня зовут Вера Михайловна. Я- воспитатель из другого детского сада, работаю с такими же детьми,  как вы. Мне сказали, что вы очень добрые, умные   дружные, любите узнавать что-нибудь новое и интересное, и я решила встретиться с вами .

А давайте   подружимся необычным способом.  Подходите ко мне и становитесь в круг.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

 Вместе за руки возьмёмся

 И друг другу улыбнёмся.

-Милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих я  приглашаю попутешествовать

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?

Сегодня мы отправимся с вами в прошлое, во времена наших давних предков, узнаем что-то новое, встретимся с уже знакомыми вам вещами и предметами.

И так в путь. Идут в зону «Русская изба»

Воспитатель:  Вот мы и пришли. Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?

Дети:

- В русской избе.

  Воспитатель: В каждой избе была печь, про неё говорили:

«Печь всему голова»

- Как вы думаете, почему так говорили про печь? (ответы детей)

Воспитатель обобщает ответы детей:

Печь считалась главной в избе, потому что она и кормила всю семью, и обогревала всю избу, летом на печи сушили травы, ягоды, грибы – запасали на зиму, спали на печи дети, старики и хворые, те, кто захворал, приболел.

- Посмотрите сколько здесь всего  интересного, необычного

Воспитатель: показывает чугунок.

- Дети, что это?

Дети:

- Чугунок.

Воспитатель:

- Для чего нужен чугунок?

Дети:

- В нем варили кушать.

Воспитатель: показывает сундук

- Дети, что это?

Дети:

- сундук

Воспитатель:

- Для чего нужен сундук?

Дети:

- В него складывали одежду

. Воспитатель:

-А давайте посмотрим что в нём

(дети открывают сундук и видят там русские народные костюмы, рассматривают их и воспитатель предлагает их примерить, девочки одевают сарафаны и ленты на голову, а мальчики рубашки и кушаки)

Раздается звук плача ребенка.

Воспитатель:

- Дети, что это за звук? Кто плачет?

Достает из колыбельки куклу. 

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. это кукла-малыш. Давайте его покачаем.

Ребенок, доставший куклу, качает (а-а-а-а), плач стихает.

Воспитатель:

- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена: Тимофей, Егор, Степан. Выбирают одно имя - ребеночка называют Егор.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребенок маленький, его все будут называть ласково. Как можно ласково назвать Егора?

Дети: Егорушка.

Воспитатель: А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Дети: Сейчас меня зовут Даша, а когда я вырасту, то меня будут звать Дарьей. Меня зовут Сашенька, а будут называть Александра и т. д.

Воспитатель:

- Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.

Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены предметы, что же это? (Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки) .

Дети: Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель: А вы знаете, зачем нашему Егорушке эти предметы?

Дети: Нет!

Воспитатель: Раньше, на Руси, давным-давно уголёк, зёрнышки и монетки клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.

Ребёнок кладет уголек.

Воспитатель: Когда клали уголек, говорили: «Привыкай к домашнему теплу».

Дети повторяют. Индивидуально спрашиваю 3-4-х человек.

Ребёнок кладёт зёрнышко.

Воспитатель: Когда клали зернышко говорили: «Будь всегда сыт».

Дети: Будь всегда сыт.

Ребёнок кладет денежку.

Воспитатель: Когда клали монетку, говорили: «Будь всегда богат».

Дети: Будь всегда богат.

Воспитатель: А теперь давайте искупаем Егорушку. А что приговаривали, когда купали ребёнка. Давайте вспомним потешку.

Мыли-мыли-мыли-мыли

бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным-черна!

Воспитатель: А теперь давайте вытрем Егорушку. А что же приговаривали, когда вытирали?

Дети вытирают куклу.

Воспитатель:

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель:

- Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?

Дети:

- Одевали.

Воспитатель:

- А во что одевали ребеночка?

Дети(дети высказывают свои версии)

Воспитатель:

- В отцову рубашку.

- А почему ребеночка одевали в отцову рубашку? Как вы думаете?

Дети(ответы детей)

Воспитатель:

- родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?

Дети:

-  красивая, праздничная.

Воспитатель:

- Давайте и мы оденем Егорушку.

Дети одевают куклу.

Воспитатель: приговаривает

- Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.

Воспитатель:

- Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?

Дети:

- Укладывали спать.

Воспитатель:

- А куда клали спать ребеночка?

Дети:

- В колыбельку.

Воспитатель:

- А что же такое колыбелька?

Дети:

- Это кроватка, куда клали малыша и качали. В старину колыбель подвешивали к потолку избы, и ребёночка можно было качать в любую сторону.

Дети кладут ребёнка в колыбельку.

Воспитатель:

- Да, есть у нас такая колыбелька.  Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки(показывает детям).

Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать.

Воспитатель:

- Что же это?

Дети:

- Хлеб и соль.

Воспитатель:

- Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»(дети повторяют слова 2-3 раза)

Дети кладут в колыбельку.

Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?

Дети:

- Пели колыбельную.

Воспитатель:

- А что такое колыбельная?

Дети:

- Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель:

- Дети, а давайте я спою колыбельную для Егорушки, а вы послушайте.

Баю-бай,баю-бай

Ты, собачка, не лай

Белобока не скули

Ты Егорку не буди.

Баю-баю-баю-бай

Спи, Егорка, засыпай!

Воспитатель:

- Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?

Дети:

- Да.

Воспитатель:

- А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси.

- На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Каравай».

 И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель:

- Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?

Дети:

- Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.

Воспитатель:

- Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит(повторяем с детьми). Дети, а вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед?  А давайте сделаем куклу-Лихоманку.(показываю готовую куклу.

Лихоманка - это кукла, которую изготавливали со словами заговора от болезней, простуды. В русской избе этих кукол ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихоманка, влетев ночью в дом через трубу увидев такую куклу, узнает себя и вселится в неё вместо человека. И человек не будет болеть,

  • Сейчас я покажу вам, как нужно мастерить Лихоманку.
  1. Нужно взять белый лоскут ткани и сделать из него валик. Вот так (показать). Закрепить этот валик с помощью резинки. Кукла готова. Теперь её нужно одеть.
  2. Возьмите цветной прямоугольный лоскут ткани - это юбка. Намотать этот лоскут на куклу и закрепить ниткой.
  3. Возьмите треугольный лоскут ткани - это платок. Надеваем его на голову куклы, концы расправляем и крест-накрест укладываем на лицевой стороне куклы и закрепляем ниткой. Лихоманка готова.
  4. Раньше, когда люди мастерили для своих деток подобные игрушки, считалось, если у куклы прорисовать лицо, то в нее может заселиться зло и тогда такая кукла будет не оберегом для ребенка, а совсем наоборот.
  5. Обратите внимание на порядок выполнения данной работы.

Самостоятельная работа детей по изготовлению куклы Лихоманки. (Использование русской народной мелодии во время труда детей).

Воспитатель:

- А теперь, давайте подарим Егорушке наш подарок и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

Дети:

- Никогда не болей, будь здоров.

- Расти сильным, крепким да удалым.

- Слушай отца-батюшку да родную матушку.

- Будь добр, и пусть встречаются добрые люди.

- Пусть живет-поживает, да добра наживает.

(ставят своих куколок на припечек)

Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие . Вам было интересно?

- Что нового и интересного вы узнали ? О чём вы дома расскажете родителям?

- С кем познакомились? (с младенцем Егоркой)

- Какую куклу - оберег мы делали? (куклу - лихоманку)

- Что обозначает слово оберег? (оберегает)

- Что вам понравилось на занятии?

- Что было сложным?

- Ну а вам, ребятки, спасибо за работу вашу, за старание,

 за пожелания и за слова добрые в   подарок на память о нашем путешествии я хочу подарить вам оберег куклу-Лихоманку, чтобы она вас оберегала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое комплексное занятие "Семейные обычаи на Руси" средняя группа

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Дошкольное образовательное учреждение  традиционн...

Конспект открытого НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе Тема: "Семейные обычаи на Руси"

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пером), выполняя элементы:...

Конспект НОД в подготовительной группе о традициях и обычаях на Руси от Рождества до Крещения.

В нашем детском саду стало традицией проведение таких обрядовых праздников как Колядки, Масленица, Пасха, День Ивана Купалы. Предлагаю вашему вниманию конспект НОД , который мы провели в нашей группе....

Конспект открытого комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси»

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен....

Традиции и обычаи древней Руси.

Объектом изучения в этом проекте являются традиционные семейные устои, праздники....

Совместное мероприятие с родителями "Традиции и обычаи на Руси"

Цель: Приобщение детей к истокам русского народного творчества, к традициям русского народа, к народной культуре.Задачи:Обучающие:1. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского на...

Календарно-тематическое планирование "Народные традиции и обычаи на Руси"

Актуализация воспитательного потенциала в системе дошкольного образования - одно из приоритетовКонцепции развития дошкольного образованияв Красноярском крае  на 2022-2025. При составлении календа...