открытое комплексное занятие "Семейные обычаи на Руси" средняя группа
план-конспект урока (средняя группа)

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Дошкольное образовательное учреждение  традиционно оказывает помощь родителям в воспитании детей. Однако в рамках этой деятельности не всегда можно сформировать у дошкольников адекватные представления о семье.На помощь может прийти работа педагога по ознакомлению детей с русской народной культурой, где заложены основные нравственные принципы семейного воспитания, воспитание детей, модели взаимодействия родтелель- ребенок.Представленное занятие является обобщающим по теме "Семейные традиции" и предполагает на выходе появления  продукта совместной деятельности дети-воспитатель-родители "Альбома семейных традиций наших семей" с презентацией на совместном мероприятии (форму можно выбрать в соответствии с желаниями и возможностями педагог, с учетом уровня взаимодействия с семьями воспитанников).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon открытое занятие средняя группа44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Осинский детский сад №2»

 

Конспект открытого комплексного занятия

средняя группа

 тема : «Семейные обычаи на Руси»

разработал:

воспитатель  I квалификационной категории

Фарфудинова Ильсияр Гаптелхаевна.  

 с. Оса, 2011у.г

Программное содержание:

  1. воспитывать интерес и уважение к истории и культуре русского народа, к предметам национального рукоделия;
  2. учить понимать родственные связи, свою роль в семье, воспитывать принадлежность к своему роду;
  3. расширять представления детей о старинных семейных обычаях, связанных с рождением ребенка;
  4. закреплять умение использовать нетрадиционную технику рисования-роспись гусиным пером;
  5. создать  благоприятную атмосферу для детского словотворчества: обогащая словарный запас существительными-оберег, колыбель, колыбелька, лапти, лапоточки, ухват, туесок, прялка, прялица, дитятко, дитё;
  6. уточнить представления детей о разных  формах  русского фольклора (потешки, колыбельные, прибаютки);
  7. развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
  8. сориентировать детей на дальнейшую продуктивную  деятельность (продукт-альбом "Семейные традиции"), презентация альбома на совместном мероприятии с родителями.

Материалы и оборудование:

- муляж камня с надписям; реальные предметы быта(лапти, чугунки разных размеров, прялка, ухват, берестяные туески, плетенные корзинки, деревянные черпаки и ковши, деревянные ложки, домотканые полотенца,  половики,вышитая скатерть, мужская рубаха, деревянная колыбель, дежа) ; кукла-пупс, муляж русской печи, уголек, зерно, монетки, детская ванночка с водой;

-ребристая доска, толстый канат;

-плоскостные макеты деревьев, фигурки птиц, изображения первоцветов, диких животных;

-заготовки оберегов (соленое тесто), гуашь (6-8 цветов), разведенная с небольшим количеством клея ПВА, гусиные перья (на каждого ребенка 2-3 запасных),  фланелевые салфетки(необходимо предварительно смочить водой, отжать), одноразовые влажные салфетки (3-4 на каждого ребенка), клеенка (мини-скатерть на каждого ребенка);

-музыкальный центр.

предварительная работа:

циклы занятий по темам "Убранство русской избы", "Русский костюм", "Оберег" , "Моя семья", "Семейные традиции","Старинные имена", "Мое имя", "Колыбельные песни", чтение русских народных сказок, разучивание малых форм устного фольклора,  изготовление заготовок  оберегов из соленого теста.

Рекомендации:

при проведении занятия необходимо расставить оборудование("лес", камень, доски. канат, избу, столы для рисования и т.д), таким образом, чтобы по ходу мероприятия дети двигались по кругу. Это поможет избежать лишней  суеты воспитателю,  а дети не будут мешать друг другу.

Ход  мероприятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть!

                       Сегодня  я приглашаю вас в путешествие по весеннему лесу.

                       Но для начала приведем себя в порядок.

                                Проводится логоритмическое упражнение:

1.Буль, буль, буль журчит водица,

Все ребята любят мыться,

Вот так хорошо, вот так хорошо.

(складывают ладони  лодочкой)

2. Руки с мылом мы помыли,

Вот так хорошо, вот так хорошо.

("намыливают" руки)

   3.Нос и щеки не забыли,

Вот так хорошо, вот так хорошо.

(легкими движениями массируют нос и щеки)

4.Не ленились вымыть уши,    

Вот так хорошо, вот так хорошо.

(массируют уши)

5.После вытерлись посуше    

Вот так хорошо, вот так хорошо.

("вытирают" лицо и руки)

6.Мы помылись как большие,

          Вот мы чистые какие !      

         

Воспитатель: Улыбнемся друг другу, и со всеми поздороваемся1

                         Динамическое упражнение: «Здравствуйте, ладошки!»

Здравствуйте, ладошки!

Хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте, ножки!

Топ, топ, топ!

Здравствуйте, щечки!

Плюх, плюх, плюх!

Пухленькие щечки!

Плюх, плюх, плюх!

Здравствуйте, губки!

Чмок, чмок, чмок!

Здравствуйте, зубки!

(стучат зубами)

Здравствуй, мой носик!

Пи-пи-пи!

Здравствуйте, гости!

Привет!

(машут руками).

Воспитатель: Вот мы и готовы отправиться в путь.

                       Посмотрите, что вы видите в нашем лесу.

Дети: Деревья, птиц, первые цветы, лесных животных.

                                       (Подходят к муляжу камня )

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это за камень?

Дети:  Это камень как в  сказках, по нему можно узнать куда идти дальше.

Воспитатель: Верно, камень не простой, на нем что-то написано. Я вам прочту,        

                        а вы слушайте внимательно.

Налево пойдешь-далеко уйдешь.

Прямо пойдешь-в чужую группу попадешь.

Направо пойдешь-много интересного узнаешь.

-Так куда же мы пойдем?

Дети: Направо.

Воспитатель: А как же нам узнать где правая сторона?

Дети: Можно с помощи руки,

           можно посмотреть на камень, там нарисована стрелка.

Воспитатель: Молодцы, тогда в путь!

(дети идут по ребристой доске,

потом по толстому канату приставным шагом,

руки в стороны, спина пряма)

-Мы шагаем по дорожке (ходьба на месте)

Раз, два! Раз , два!

Дружно хлопаем в ладошки!

Раз, два! Раз, два!

Поднимаем ручки-

К солнышку, к тучке!

Вдоль дорожки теремок,

Он не низок, не высок (сели и встали).

Дети подходят к  игровой зоне, оформленной в виде  русской избы.

Воспитатель :Вот мы и пришли! Куда же нас завела путь-дороженька?  

                        Посмотрите , как много здесь интересных вещей. Где мы?

Дети: В русской избе.

Воспитатель:  А почему вы решили, что это русская изба?

Дети:Потому что здесь есть печка, стоит самовар, чугунок.

Воспитатель: А для чего же нужен чугунок?

Дети: В нем варили еду , парили лечебные травы.

Воспитатель:А печь-то какая горячая, руки туда не сунешь.

                      Поставить или достать чугунок с едой было не просто.

      Кто знает, чем можно было достать из горячей печи чугунок или сковороду?

Дети: С помощью ухвата.

Воспитатель: А что это такое?

Дети: Ухват-это деревянная палка с надетой на ней металлической рогаткой.  

           Вот он за печкой стоит.

Воспитатель:  А для чего нужна была вот эта деревянная бочка?

 (обращает внимание детей на дежу), неужели в ней воду носили из колодца?

Дети: Эта кадка  называется -дежа.

          В ней ставили или заводили тесто на хлеб и пироги.

Воспитатель: Какие же вы молодцы! Все знаете!

Посмотрите в русской избе все делали своими руками. Долгими зимними вечерами мужчины вырезали из дерева миски и ложки. Долбили различные ковши. (демонстрирует предметы кухонной утвари).  Плели из лыка лапти (показывает лапти), из ивовых тонких прутьев -корзины, короба. Из бересты делали вот такие замечательные туеса. А женщины на специальных станках ткали ковры, пряли пряжу (показывает прялку). Посмотрите, с какой любовью сделаны вот эти полотенца, скатерти. (дети рассматривают изделия).

(раздается плач ребенка)

Воспитатель: Дети, что это за звук. Кто плачет?

(подходит к колыбели, достает куклу)

Воспитатель: Дети посмотрите, вот кто плачет.

                       Давайте его покачаем, побаюкаем.

Дети по очереди качают ребенка:

Не плачь, не плачь детка!

Прискачет к тебе белка,

принесет орешки-

для деткиной потешки.

Если будешь плакать,

дадим худой лапоть!

(плач стихает)

Воспитатель: С давних времен, когда ребенок рождается ему придумывают имя.  

                       Давайте и мы назовем нашу детку, но не современным,

                      а старинным. Дети, какие старинные имена вы знаете?

(дети предлагают имена, выбирают одно имя, ребенка называют Егорушкой)

Воспитатель: Пока  наше дитятко маленькое, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастит , то будут называть полным взрослым именем -Егором. Мы растем и наше имя растет. А вы знаете, как вас будут звать , когда вы вырастите?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Вот мы и познакомились с Егорушкой. А вы знаете, что обозначает имя Егор? Это имя обозначает-хозяин земли. Родители, когда называли таким именем, хотели, чтобы, когда Егорушка  вырос, у него было много-много земли.Чтобы он был богатым и счастливым. А кто из вас знает, что обозначают ваши имена?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы. Какие у вас замечательные имена.

Посмотрите,какие здесь для Егорушки приготовлены вещи. Что же это?

(Показывает уголек, зернышки, монетки. Дети называют.)

Воспитатель: Кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи?

Дети: Эти предметы клали в  воду, когда купали ребенка первый раз.

Воспитатель: Да, правильно. Давным давно на Руси, был обычай, когда купали ребенка первый раз, то уголек, зернышки  и монетки клали в таз с водой с особыми словами.

-Давайте и мы с вами тоже положим эти  предметы нашему Егорушке.

(дети  подходят к маленькому столику, на котором стоит  ванночка с водой.)

Воспитатель: А что говорили, когда клали уголек?

              1 ребенок: Привыкай к домашнему теплу (кладет уголек).

Воспитатель: А что говорили, когда  клали зернышки?

2 ребенок: Будь всегда сыт (опускает зернышки).

Воспитатель: А что говорили, когда клали монетку?

                           3 ребенок: Будь всегда богат (кладет монетки).

(воспитатель приглашает детей по одному, чтобы они искупали куклу).

    1 Ребенок: (купает куклу, приговаривая):

Тили-тили-тили-тили

Мы по воду ходили,

воды для Егорки-

Полное ведерко.

2.Ребенок:Мыли-мыли-мыли-мыли

Бело набело отмыли.

Лишь головка одна,

Вся черным черна!

(Дети вытирают куклу)

3 ребенок:Полотенце вышито и бело,

Вытирай-ка малыша умело,

Будет чистеньким малыш,

Вырастет у нас крепыш!

Воспитатель: Вот мы и помыли нашего Егорушку.

                       А что потом необходимо сделать?

Дети: Одеть.

Воспитатель: А во что одевали раньше ребеночка?

Дети: В отцову рубаху?

Воспитатель: А почему одевали в отцову рубаху?

Дети: Чтобы ребенок был похож на отца.

Воспитатель: Да родители хотели, чтобы ребенок вырос таким же сильным, работящим и честным, как его родители. Посмотрите, какая рубашка. Красивая, праздничная, с вышитым воротом. Оденем и мы Егорушку.

Воспитатель: А что приговаривали, когда одевали ребеночка?

Дети: Расти хорош малыш,

 Будь похожим на отца с матерью,

Трудись как они трудятся,

Отдыхай, как им отдыхается.

Воспитатель: Одели мы нашего Егорушку, а что дальше делали его родные?

Дети: Укладывали спать.

Воспитатель: А куда клали спать ребенка?

Дети: В колыбельку.

Воспитатель: А что же такое колыбелька?

Дети: Это кроватка,  куда клали малыша и качали.

Воспитатель: Посмотрите, какая у нашего Егорушки колыбелька.

Деревянная, резная , да расписная. Ой, а что же тут лежит?

Дети:Хлеб и соль.

Воспитатель: Правильно. Мы знаем, что на Руси с хлебом и солью встречали дорогих долгожданных гостей. Родители клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец то ты у нас родился Егорушка. Долго мы тебя ждали!» Что же делали дальше?

Дети: Пели колыбельную.

Воспитатель: Давайте и мы с вами споем колыбельную для нашей деточки, милого Егорушки.

(Все вместе поют).

Баю, баюшки, баю.

Я тебе покой дарю.

Ветер  в окно к нам свистит

Снег на улице кружит,

В небе звездочка горит.

Баю, баю, баю, бай,

Тихо, детка засыпай.

Воспитатель: Ребята, сегодня у Егорушки первый день рождения. А пока в свой первый день  рождения  ребенок спал, его родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ребеночку в подарок?

(Дети высказывают предположения).

Воспитатель: Да, кто то рубашечку сошьет, кто то носочки свяжет, а кто и игрушку смастерит.

Давайте и мы с вами  смастерим  подарок.Но подарок не простой, а настоящий оберег. Кто знает, что такое оберег?

Дети: Это такой предмет , который оберегает и защищает человека от всяких бед.

(Воспитатель приглашает детей за столы)

Воспитатель: Садитесь по удобнее, посмотрите , мы уже сделали заготовки из соленого теста.А так как мы находимся в старинной русской избе, то и расписывать наш оберег будем по старинному обычаю. А чем на Руси рисовали?

Дети: Угольками, гусиными перышками, краски делали из сока растений.

Воспитатель:Вот и мы сегодня распишем наш оберег гусиным перышком, с добрыми пожеланиями и хорошим настроением.

 (Самостоятельная работа детей, можно предложить детям спеть знакомую народную песенку, или включить аудиозапись ).

Подведение итогов, рефлексия:

Воспитатель:Посмотрите-ка ребята, какие красивые получились у нас  подарки.

(Дети рассматривают поделки, отмечают, что  все они разные, отличаются друг от друга узорами, цветом красок. Воспитатель хвалит детей за проявленную фантазию и творчество. Предлагает составить альбом семейных традиций и рассказать об этом родителям на родительском собрании. )  

-Давайте подарим Егорушке наши подарки и пусть каждый  из вас пожелает ему что-нибудь хорошее:

Дети:

-никогда не болей, будь здоров;

-расти сильным и крепким;

-слушай отца-батюшку, да родную матушку;

-будь добр и пусть встречаются на пути добрые люди;

-расти- поживай, да добра наживай.

Воспитатель: Ну а вам, гости дорогие, за пожелания и за слова ваши добрые, тоже подарок- настоящий именинный пирог!

(на пироге аккуратно зажигается одна именинная свеча, дети аккуратно ее задувают).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие во второй младшей группе: "Ложечка точеная - ручка золоченая", углубление в тему «Посуда» во второй младшей группе

Открытое занятие «Ложечка точеная - ручка золоченая»,  углубление в тему «Посуда» во второй младшей группе № 10 детского сада №115.Цель и задачи:1.     Обучение детей украшать...

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие - по сказкам». Воспитатель старшей группы: Азарнова Татьяна Борисовна

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие - по сказкам».Воспитатель старшей группы: Азарнова Татьяна Борисовна...

открытое занятие для родителейКонспект открытого занятия во второй младшей группе. Сенсорика, Логоритмика, Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну Вообразилию»

Цель: развитие актерских способностей детей.Задачи:- побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, интонации, движений);- развивать память, во...

Открытое занятие для детей старшей группы на день открытых дверей «Вулкан».

Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме инициативность и самостоятельность в познавательно- исследовательской деятельности....

Конспект открытого комплексного занятия в старшей группе «Семейные обычаи на Руси» в рамках проекта «Естественнонаучное лето-2019» (неделя археологии, день быта русского народа)

Конспект открытого комплексного занятияв старшей группе«Семейные обычаи на Руси»в рамках проекта «Моё естественнонаучное лето-2019»(неделя археологии, день быта русского народа...