открытое комплексное занятие "Семейные обычаи на Руси" средняя группа
план-конспект урока (средняя группа)
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Дошкольное образовательное учреждение традиционно оказывает помощь родителям в воспитании детей. Однако в рамках этой деятельности не всегда можно сформировать у дошкольников адекватные представления о семье.На помощь может прийти работа педагога по ознакомлению детей с русской народной культурой, где заложены основные нравственные принципы семейного воспитания, воспитание детей, модели взаимодействия родтелель- ребенок.Представленное занятие является обобщающим по теме "Семейные традиции" и предполагает на выходе появления продукта совместной деятельности дети-воспитатель-родители "Альбома семейных традиций наших семей" с презентацией на совместном мероприятии (форму можно выбрать в соответствии с желаниями и возможностями педагог, с учетом уровня взаимодействия с семьями воспитанников).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Осинский детский сад №2»
Конспект открытого комплексного занятия
средняя группа
тема : «Семейные обычаи на Руси»
разработал:
воспитатель I квалификационной категории
Фарфудинова Ильсияр Гаптелхаевна.
с. Оса, 2011у.г
Программное содержание:
- воспитывать интерес и уважение к истории и культуре русского народа, к предметам национального рукоделия;
- учить понимать родственные связи, свою роль в семье, воспитывать принадлежность к своему роду;
- расширять представления детей о старинных семейных обычаях, связанных с рождением ребенка;
- закреплять умение использовать нетрадиционную технику рисования-роспись гусиным пером;
- создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества: обогащая словарный запас существительными-оберег, колыбель, колыбелька, лапти, лапоточки, ухват, туесок, прялка, прялица, дитятко, дитё;
- уточнить представления детей о разных формах русского фольклора (потешки, колыбельные, прибаютки);
- развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
- сориентировать детей на дальнейшую продуктивную деятельность (продукт-альбом "Семейные традиции"), презентация альбома на совместном мероприятии с родителями.
Материалы и оборудование:
- муляж камня с надписям; реальные предметы быта(лапти, чугунки разных размеров, прялка, ухват, берестяные туески, плетенные корзинки, деревянные черпаки и ковши, деревянные ложки, домотканые полотенца, половики,вышитая скатерть, мужская рубаха, деревянная колыбель, дежа) ; кукла-пупс, муляж русской печи, уголек, зерно, монетки, детская ванночка с водой;
-ребристая доска, толстый канат;
-плоскостные макеты деревьев, фигурки птиц, изображения первоцветов, диких животных;
-заготовки оберегов (соленое тесто), гуашь (6-8 цветов), разведенная с небольшим количеством клея ПВА, гусиные перья (на каждого ребенка 2-3 запасных), фланелевые салфетки(необходимо предварительно смочить водой, отжать), одноразовые влажные салфетки (3-4 на каждого ребенка), клеенка (мини-скатерть на каждого ребенка);
-музыкальный центр.
предварительная работа:
циклы занятий по темам "Убранство русской избы", "Русский костюм", "Оберег" , "Моя семья", "Семейные традиции","Старинные имена", "Мое имя", "Колыбельные песни", чтение русских народных сказок, разучивание малых форм устного фольклора, изготовление заготовок оберегов из соленого теста.
Рекомендации:
при проведении занятия необходимо расставить оборудование("лес", камень, доски. канат, избу, столы для рисования и т.д), таким образом, чтобы по ходу мероприятия дети двигались по кругу. Это поможет избежать лишней суеты воспитателю, а дети не будут мешать друг другу.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть!
Сегодня я приглашаю вас в путешествие по весеннему лесу.
Но для начала приведем себя в порядок.
Проводится логоритмическое упражнение:
1.Буль, буль, буль журчит водица,
Все ребята любят мыться,
Вот так хорошо, вот так хорошо.
(складывают ладони лодочкой)
2. Руки с мылом мы помыли,
Вот так хорошо, вот так хорошо.
("намыливают" руки)
3.Нос и щеки не забыли,
Вот так хорошо, вот так хорошо.
(легкими движениями массируют нос и щеки)
4.Не ленились вымыть уши,
Вот так хорошо, вот так хорошо.
(массируют уши)
5.После вытерлись посуше
Вот так хорошо, вот так хорошо.
("вытирают" лицо и руки)
6.Мы помылись как большие,
Вот мы чистые какие !
Воспитатель: Улыбнемся друг другу, и со всеми поздороваемся1
Динамическое упражнение: «Здравствуйте, ладошки!»
Здравствуйте, ладошки!
Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки!
Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щечки!
Плюх, плюх, плюх!
Пухленькие щечки!
Плюх, плюх, плюх!
Здравствуйте, губки!
Чмок, чмок, чмок!
Здравствуйте, зубки!
(стучат зубами)
Здравствуй, мой носик!
Пи-пи-пи!
Здравствуйте, гости!
Привет!
(машут руками).
Воспитатель: Вот мы и готовы отправиться в путь.
Посмотрите, что вы видите в нашем лесу.
Дети: Деревья, птиц, первые цветы, лесных животных.
(Подходят к муляжу камня )
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это за камень?
Дети: Это камень как в сказках, по нему можно узнать куда идти дальше.
Воспитатель: Верно, камень не простой, на нем что-то написано. Я вам прочту,
а вы слушайте внимательно.
Налево пойдешь-далеко уйдешь.
Прямо пойдешь-в чужую группу попадешь.
Направо пойдешь-много интересного узнаешь.
-Так куда же мы пойдем?
Дети: Направо.
Воспитатель: А как же нам узнать где правая сторона?
Дети: Можно с помощи руки,
можно посмотреть на камень, там нарисована стрелка.
Воспитатель: Молодцы, тогда в путь!
(дети идут по ребристой доске,
потом по толстому канату приставным шагом,
руки в стороны, спина пряма)
-Мы шагаем по дорожке (ходьба на месте)
Раз, два! Раз , два!
Дружно хлопаем в ладошки!
Раз, два! Раз, два!
Поднимаем ручки-
К солнышку, к тучке!
Вдоль дорожки теремок,
Он не низок, не высок (сели и встали).
Дети подходят к игровой зоне, оформленной в виде русской избы.
Воспитатель :Вот мы и пришли! Куда же нас завела путь-дороженька?
Посмотрите , как много здесь интересных вещей. Где мы?
Дети: В русской избе.
Воспитатель: А почему вы решили, что это русская изба?
Дети:Потому что здесь есть печка, стоит самовар, чугунок.
Воспитатель: А для чего же нужен чугунок?
Дети: В нем варили еду , парили лечебные травы.
Воспитатель:А печь-то какая горячая, руки туда не сунешь.
Поставить или достать чугунок с едой было не просто.
Кто знает, чем можно было достать из горячей печи чугунок или сковороду?
Дети: С помощью ухвата.
Воспитатель: А что это такое?
Дети: Ухват-это деревянная палка с надетой на ней металлической рогаткой.
Вот он за печкой стоит.
Воспитатель: А для чего нужна была вот эта деревянная бочка?
(обращает внимание детей на дежу), неужели в ней воду носили из колодца?
Дети: Эта кадка называется -дежа.
В ней ставили или заводили тесто на хлеб и пироги.
Воспитатель: Какие же вы молодцы! Все знаете!
Посмотрите в русской избе все делали своими руками. Долгими зимними вечерами мужчины вырезали из дерева миски и ложки. Долбили различные ковши. (демонстрирует предметы кухонной утвари). Плели из лыка лапти (показывает лапти), из ивовых тонких прутьев -корзины, короба. Из бересты делали вот такие замечательные туеса. А женщины на специальных станках ткали ковры, пряли пряжу (показывает прялку). Посмотрите, с какой любовью сделаны вот эти полотенца, скатерти. (дети рассматривают изделия).
(раздается плач ребенка)
Воспитатель: Дети, что это за звук. Кто плачет?
(подходит к колыбели, достает куклу)
Воспитатель: Дети посмотрите, вот кто плачет.
Давайте его покачаем, побаюкаем.
Дети по очереди качают ребенка:
Не плачь, не плачь детка!
Прискачет к тебе белка,
принесет орешки-
для деткиной потешки.
Если будешь плакать,
дадим худой лапоть!
(плач стихает)
Воспитатель: С давних времен, когда ребенок рождается ему придумывают имя.
Давайте и мы назовем нашу детку, но не современным,
а старинным. Дети, какие старинные имена вы знаете?
(дети предлагают имена, выбирают одно имя, ребенка называют Егорушкой)
Воспитатель: Пока наше дитятко маленькое, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастит , то будут называть полным взрослым именем -Егором. Мы растем и наше имя растет. А вы знаете, как вас будут звать , когда вы вырастите?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Вот мы и познакомились с Егорушкой. А вы знаете, что обозначает имя Егор? Это имя обозначает-хозяин земли. Родители, когда называли таким именем, хотели, чтобы, когда Егорушка вырос, у него было много-много земли.Чтобы он был богатым и счастливым. А кто из вас знает, что обозначают ваши имена?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. Какие у вас замечательные имена.
Посмотрите,какие здесь для Егорушки приготовлены вещи. Что же это?
(Показывает уголек, зернышки, монетки. Дети называют.)
Воспитатель: Кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи?
Дети: Эти предметы клали в воду, когда купали ребенка первый раз.
Воспитатель: Да, правильно. Давным давно на Руси, был обычай, когда купали ребенка первый раз, то уголек, зернышки и монетки клали в таз с водой с особыми словами.
-Давайте и мы с вами тоже положим эти предметы нашему Егорушке.
(дети подходят к маленькому столику, на котором стоит ванночка с водой.)
Воспитатель: А что говорили, когда клали уголек?
1 ребенок: Привыкай к домашнему теплу (кладет уголек).
Воспитатель: А что говорили, когда клали зернышки?
2 ребенок: Будь всегда сыт (опускает зернышки).
Воспитатель: А что говорили, когда клали монетку?
3 ребенок: Будь всегда богат (кладет монетки).
(воспитатель приглашает детей по одному, чтобы они искупали куклу).
1 Ребенок: (купает куклу, приговаривая):
Тили-тили-тили-тили
Мы по воду ходили,
воды для Егорки-
Полное ведерко.
2.Ребенок:Мыли-мыли-мыли-мыли
Бело набело отмыли.
Лишь головка одна,
Вся черным черна!
(Дети вытирают куклу)
3 ребенок:Полотенце вышито и бело,
Вытирай-ка малыша умело,
Будет чистеньким малыш,
Вырастет у нас крепыш!
Воспитатель: Вот мы и помыли нашего Егорушку.
А что потом необходимо сделать?
Дети: Одеть.
Воспитатель: А во что одевали раньше ребеночка?
Дети: В отцову рубаху?
Воспитатель: А почему одевали в отцову рубаху?
Дети: Чтобы ребенок был похож на отца.
Воспитатель: Да родители хотели, чтобы ребенок вырос таким же сильным, работящим и честным, как его родители. Посмотрите, какая рубашка. Красивая, праздничная, с вышитым воротом. Оденем и мы Егорушку.
Воспитатель: А что приговаривали, когда одевали ребеночка?
Дети: Расти хорош малыш,
Будь похожим на отца с матерью,
Трудись как они трудятся,
Отдыхай, как им отдыхается.
Воспитатель: Одели мы нашего Егорушку, а что дальше делали его родные?
Дети: Укладывали спать.
Воспитатель: А куда клали спать ребенка?
Дети: В колыбельку.
Воспитатель: А что же такое колыбелька?
Дети: Это кроватка, куда клали малыша и качали.
Воспитатель: Посмотрите, какая у нашего Егорушки колыбелька.
Деревянная, резная , да расписная. Ой, а что же тут лежит?
Дети:Хлеб и соль.
Воспитатель: Правильно. Мы знаем, что на Руси с хлебом и солью встречали дорогих долгожданных гостей. Родители клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец то ты у нас родился Егорушка. Долго мы тебя ждали!» Что же делали дальше?
Дети: Пели колыбельную.
Воспитатель: Давайте и мы с вами споем колыбельную для нашей деточки, милого Егорушки.
(Все вместе поют).
Баю, баюшки, баю.
Я тебе покой дарю.
Ветер в окно к нам свистит
Снег на улице кружит,
В небе звездочка горит.
Баю, баю, баю, бай,
Тихо, детка засыпай.
Воспитатель: Ребята, сегодня у Егорушки первый день рождения. А пока в свой первый день рождения ребенок спал, его родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ребеночку в подарок?
(Дети высказывают предположения).
Воспитатель: Да, кто то рубашечку сошьет, кто то носочки свяжет, а кто и игрушку смастерит.
Давайте и мы с вами смастерим подарок.Но подарок не простой, а настоящий оберег. Кто знает, что такое оберег?
Дети: Это такой предмет , который оберегает и защищает человека от всяких бед.
(Воспитатель приглашает детей за столы)
Воспитатель: Садитесь по удобнее, посмотрите , мы уже сделали заготовки из соленого теста.А так как мы находимся в старинной русской избе, то и расписывать наш оберег будем по старинному обычаю. А чем на Руси рисовали?
Дети: Угольками, гусиными перышками, краски делали из сока растений.
Воспитатель:Вот и мы сегодня распишем наш оберег гусиным перышком, с добрыми пожеланиями и хорошим настроением.
(Самостоятельная работа детей, можно предложить детям спеть знакомую народную песенку, или включить аудиозапись ).
Подведение итогов, рефлексия:
Воспитатель:Посмотрите-ка ребята, какие красивые получились у нас подарки.
(Дети рассматривают поделки, отмечают, что все они разные, отличаются друг от друга узорами, цветом красок. Воспитатель хвалит детей за проявленную фантазию и творчество. Предлагает составить альбом семейных традиций и рассказать об этом родителям на родительском собрании. )
-Давайте подарим Егорушке наши подарки и пусть каждый из вас пожелает ему что-нибудь хорошее:
Дети:
-никогда не болей, будь здоров;
-расти сильным и крепким;
-слушай отца-батюшку, да родную матушку;
-будь добр и пусть встречаются на пути добрые люди;
-расти- поживай, да добра наживай.
Воспитатель: Ну а вам, гости дорогие, за пожелания и за слова ваши добрые, тоже подарок- настоящий именинный пирог!
(на пироге аккуратно зажигается одна именинная свеча, дети аккуратно ее задувают).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие во второй младшей группе: "Ложечка точеная - ручка золоченая", углубление в тему «Посуда» во второй младшей группе
Открытое занятие «Ложечка точеная - ручка золоченая», углубление в тему «Посуда» во второй младшей группе № 10 детского сада №115.Цель и задачи:1. Обучение детей украшать...

открытое занятие для родителейКонспект открытого занятия во второй младшей группе. Сенсорика, Логоритмика, Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну Вообразилию»
Цель: развитие актерских способностей детей.Задачи:- побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, интонации, движений);- развивать память, во...

Открытое занятие для детей старшей группы на день открытых дверей «Вулкан».
Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме инициативность и самостоятельность в познавательно- исследовательской деятельности....
Конспект открытого комплексного занятия в старшей группе «Семейные обычаи на Руси» в рамках проекта «Естественнонаучное лето-2019» (неделя археологии, день быта русского народа)
Конспект открытого комплексного занятияв старшей группе«Семейные обычаи на Руси»в рамках проекта «Моё естественнонаучное лето-2019»(неделя археологии, день быта русского народа...
Открытое занятие «Путешествие в весенний лес» в рамках Дня открытых дверей во второй младшей группе.
Сценарий открытого занятия по экологии во второй млашей группе....

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим "Русские традиции и обычаи" в младшей группе детского сада.
Хочу поделиться с конспектом ООД по ознакомлению с окружающим "Русские традиции и обычаи"...
Конспект открытого занятия во второй младшей группе по ХЭР аппликация «Ромашка».Конспект открытого занятия во второй младшей группе по ХЭР аппликация «Ромашка».
Конспект открытого занятия во второй младшей группе по ХЭР аппликация «Ромашка»....