Главные вкладки

    Выступление на педсовете. Консультация для воспитателей "Содержание работы с детьми по развитию познавательных способностей".
    консультация по окружающему миру на тему

    Кривоченко Надежда Николаевна

    Содержание работы с детьми по развитию познавательных способностей по теме" Движение", " Развитие".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete_18.11.14.doc39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Содержание работы с детьми по развитию познавательных способностей по теме «Движение».

    При планировании работы особое внимание нужно обратить на введение в проблемную ситуацию, чтобы сформировать представления о движении, его признаках (удаление от точки отсчета, наблюдателя:  о внутреннем единстве движения и покоя). Развивать диалектическое мыслительное действие объединение. Воспитатель организует дискуссию, стимулирует ребят выдвигать свои версии и обосновывать их; привлекает внимание к противоречиям; побуждает искать все новые доказательства, развивая у детей способность, оперировать противоположностями, применять диалектическое мыслительное действие объединение. Поскольку предлагаемая деятельность непривычна для детей, обсуждать приведенные ниже проблемные вопросы можно в течение двух занятий.

    Тематика занятий с детьми  по теме « Движение»

    1. введение в проблемную ситуацию;
    2. движение и покой;
    3. движение тела человека;
    4. скорость движения;
    5. движение;
    6. движется или нет;
    7. можно ли нарисовать движение?
    8. непрерывность движения;
    9. покой и движение;
    10. с чего начинается движение?
    11. смена движения покоем;
    12. противоположные состояния;

    На занятии « Движение и покой» важно, чтобы дети сами пришли к выводу об отсутствии абсолютного покоя объектов, которые кажутся неподвижными. Применяя диалектическое мыслительное действие объединение, дети в ходе дискуссии приходят к выводу, что крепко стоящий на земле дом одновременно движется и не движется. Когда дети доказывают свои версии, педагог старается как можно дольше удержать в ходе обсуждения две равнозначные противоположности.

    Тему « Движение тела человека» можно преподнести детям в форме эстафеты на улице или в спортивном зале. В ходе игры важно стимулировать у детей поиск новых противоположностей.

    Содержание работы с детьми по познавательному развитию  по теме

    « Развитие».

    Как правило, каждое занятие на данную тему посвящено обсуждению одного-двух проблемных вопросов, отражающих процесс оперирования противоположностями, и требует применения какого-либо диалектического мыслительного действия.

    Например, обсуждение, приводящее к использованию диалектического действия объединение, разворачивается по следующей схеме:

    1. выявление детьми двух противоположностей (в ситуации, объекте, явлении, состоянии);
    2. обоснование противоположностей, доказательство каждой точки зрения
    3. дальнейший поиск аргументов и контраргументов к каждой из противоположностей, включающий провокационные вопросы
    4. обоснование возможности одновременного сосуществования обеих противоположностей.

    В некоторых конспектах приводятся примеры реальных дискуссий, которые не являются обязательным образцом проведения обсуждения: оно может протекать различным образом в каждом случае. Многие детские ответы являются неожиданными для взрослых, но очень плодотворными для развития обсуждения. Адекватная позиция педагога по отношению к своеобразию детского мышления и умению дошкольников высказать свое мнение очень важна.

    Цель педагога в игровой форме ввести понятие противоположностей. Важно, чтобы дети научились находить противоположные по значению слова к прилагательным, существительным, глаголам. Выполнить это задание не так просто; известно, что у дошкольников некоторые признаки « слипаются», кажутся неразрывно связанными. Детское мышление синкретично: значение некоторых признаков кажутся детям одинаковыми. При обсуждении надо внимательно слушать все ответы и разбирать их с детьми. Наиболее вероятны следующие ошибки: слова не противоположные по значению будут оценены как « слова наоборот». В этом случае надо предлагать детям подобрать именно противоположное слово. Во время беседы о выбранном объекте педагог старается, чтобы дети обратили внимание на характерные, запоминающиеся признаки, которые присущи именно ему.

    Тематика занятий с детьми по теме « Развитие»

    1. введение в проблемную ситуацию;
    2. наш двор;
    3. наш двор летом;
    4. наш двор зимой;
    5. наш двор через 100 лет;
    6. наш двор зимой, летом и через 100 лет: тот же самый или другой?
    7. корабль;
    8. кошка, которая гуляла сама по себе;
    9. превращение животного в человека;
    10. превращение человека в животное;
    11. что изменилось?
    12. чем мы похожи и чем отличаемся друг от друга;
    13. актер: тот же самый человек или другой?
    14. я – маленький;
    15. развитие человека;
    16. я – взрослый;
    17. я в будущем;
    18. имя человека;

    Занятия не должны иметь жестких ограничений по времени, как в большую, так и в меньшую сторону – они длятся до тех пор, пока продолжает  появляться новое содержание у детей. Поэтому любое занятие может растягиваться на две-три встречи или быть, наоборот, очень коротким – но такое обычно происходит  в том случае, если педагог забывает, что смысл занятия заключается в «  проживании» детьми противоречивой ситуации, в столкновении противоположных версий и их обосновании, а не в выработке общего правильного ответа. Главное – понимание педагогом сути диалектического мышления. Педагог импровизирует по отношению к содержанию занятия, оставаясь при этом  в рамках общей схемы оперирования противоположностями; он может ввести в пространство общего обсуждения свой вариант решения, и это становится  еще одним равнозначным вариантом, наряду с детскими. Так как для детей эти занятия – просто игры, рисование, прогулки, то педагог не подводит итоги (в виде вывода, связанного с основной задачей) – ни для отдельных занятий, ни для каждого цикла в целом.

    Варианты решений могут быть любыми, так как диалектическое мышление будет проявляться, и развиваться в коллективно-распределенной деятельности детей в процессе проживания противоречивой ситуации, которая может быть дана в виде игры, задания нарисовать рисунок, решения задачи и т.д. На основе каждого варианта ответа придумывается задание, учитывая возраст детей. Например, предлагается дорисовать, «улучшить» картинку, нарисованную товарищем, а потом дать возможность начальному автору согласится или не согласится с доработкой и, если требуется, стереть дорисованное; при этом, разумеется, окажется, что что-то исправленное уже невозможно восстановить. Разумеется, в общении с детьми никогда не называются слова « диалектика», «диалектическое мышление», «диалектическое мыслительное действие опосредствование» и им

     подобные.

    Эффективность занятий определяется не во время их проведения и не  последующей психологической диагностикой диалектического мышления, а путем обнаружения случаев применения детьми  диалектических мыслительных действий в другой деятельности (общении с родителями, играх со сверстниками). Аналогично поиск и фиксация таких ситуаций в жизни самого педагога свидетельствует об успешности проводимых занятий.

    Литература:

    Е.Е.Крашенниников, О.Л.Холодова « Развитие познавательных способностей дошкольников»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педсовете «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми среднего дошкольного возраста»

    Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...

    Тезисы выступления на педсовете "Использование психогимнастик в работе с детьми"

    Тезисы выступления на педсовете "Использование психогимнастик в работе с детьми"...

    Выступление на педсовете на тему:ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребенка. Учитывая, что игра, в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из н...