Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе.Тема: «Путешествие в осенний лес».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
План - конспект НОД по познавательному развитию в средней группе "Путешестве в осенний лес"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_osenniy_les.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию
в средней группе.
Тема: «Путешествие в осенний лес».
Воспитатель: Иванова Ирина Владиславовна
МДОУ № 132
г. Тверь
2014 г.
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция с другими областями:
Физическое развитие – использование дыхательной гимнастики «Ежик» для тренировки носового дыхания и дыхательной мускулатуры и физкультминутки «Самолет», имитация движений животных.
Познавательное развитие - Д/игры «Да или нет», «Кто у кого», «Кто где живет?»
Социально-коммуникативное развитие – д/игра «Закончи предложение», помощь ежикам в укладывании листьев в норку (во время продуктивной деятельности), труд – подготовка рабочего места, уборка красок и кисточек после продуктивной деятельности.
Художественное творчество – работа с красками. Речевое развитие - чтение художественной литературы : чтение стихотворения, использование загадок. Художественно – эстетическое развитие: работа с красками, использование фонограммы песни С. Насауленко «Осень наступила», фонограммы мелодии в продуктивной деятельности для организации детей.
Задачи:
- Обучающие задачи:
- систематизировать знания детей о сезонных изменениях в неживой природе, изменения в растительном мире, изменения в животном мире (осень);
- продолжать учить детей отгадывать загадки, в некоторых случаях объясняя свой ответ;
- учить образовывать существительные при помощи суффиксов –ата, -ята во множественном числе;
- закрепить использование слов, имеющих противоположное значение (длинный-короткий, большой –маленький, пушистый-колючий, дикий-домашний, белый-серый);
- упражнять детей в носовом дыхании, тренировать дыхательную мускулатуру.
2. Развивающие задачи:
- развивать познавательную речевую активность по теме «Осень», «Жизнь диких животных осенью».
- развивать цветовое восприятие в процессе продуктивной деятельности при передаче окраски осенних листьев.
- развивать мелкую моторику при работе с кистью и красками.
- способствовать развитию психических процессов: памяти, воображения, мышления.
3. Воспитательные задачи:
- воспитывать навыки культурного поведения в процессе игры .
- воспитывать бережное отношение к природе в процессе беседы о жизни диких животных осенью, в продуктивной деятельности.
- воспитывать аккуратность и усидчивость в процессе продуктивной деятельности.
- воспитывать активность, самостоятельность.
- воспитывать умение работать в коллективе.
Структура (части и их предполагаемое время)
Вводная. Игровая мотивация.
Воспитатель включает запись фонограммы осенней мелодии. Дети собираются на ковре. Ведут наблюдение из окна. Формулирование темы мероприятия.
2 мин.
Основная часть. Подготовка к путешествию в осенний лес. Путешествие по осеннему лесу.
13 мин.
Заключительная часть
Поможем ежикам. Продуктивная деятельность (работа с красками). 5 мин.
Общее время- 20 мин.
Оборудование: магнитофон, стульчики (пенечки), мольберт.
Демонстрационный материал: Картинки с изображением диких животных, аудиозапись детской песни С. Насауленко «Осень наступила».
Раздаточный материал: картинки с изображением ежа, кисти, гуашь желтого, красного цвета.
Предварительная работа: наблюдение за деревьями, листьями, растениями на цветнике, за птицами, насекомыми.
П/ игры с осенней тематикой.
В речевом уголке размещены картинки с изображением диких животных и их детенышей, д/игры «Кто чем питается», «Кто где живет».
Чтение художественной литературы: И. Соколов-Микитов «Еж», «Белка», Г. Снегирев «Как птицы и звери готовятся к зиме».
Содержание мероприятия | Методы и приемы |
1 часть Воспитатель под фонограмму детской песни С. Насауленко «Осень наступила» встречает детей на ковре. Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю загадку - стихотворение: Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю. Но не касаюсь сосен И ёлочек. Я .... (Осень) Воспитатель: Молодцы! А сейчас какое время года? Дети: Осень. Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете? Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь. Воспитатель: Какой сейчас месяц осени? Дети: Ноябрь. Воспитатель: А какие еще времена года вы знаете? Дети: Зима, весна, лето. Воспитатель: Ребята, назовите мне признаки осени, что происходит осенью? Дети: Листья желтеют и опадают, птицы улетают в тёплые края, солнце греет мало, частые дожди, небо серое, становится холоднее, люди одевают теплую одежду. Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в интересную игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать "да" или нет". Осенью идут дожди? Осенью растут грибы? Тучки солнце закрывают? Звери норки утепляют? Урожай все собирают? Птичьи стаи улетают? Солнце светит очень жарко? Можно детям загорать? Ну а что же надо делать: Куртки, шапки надевать? Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (да). Тогда я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в осенний лес. Чтобы отправиться в лес, нам нужно подумать, а на чем мы можем отправиться? (Дети: самолет, машина, лошадка и т.д.). Воспитатель: Как здорово! Мы с вами быстро доберемся до леса на самолете. Физкультминутка «Самолет» 2 часть Вот мы и добрались до осеннего леса. Садитесь на пенечки, отдохнем. (дети садятся на стульчики) Воспитатель: Ой, ребята, кто-то нас встречает? Узнаете кто, если загадку отгадаете. 1) Это что за зверь лесной Встал, как столбик под сосной, И стоит среди травы Уши больше головы. (Заяц) (Воспитатель достаёт картинку зайчика ) Воспитатель: Ребята, а что зайчик делает осенью? Дети: Зайчик осенью меняет серую шубку на белую. Воспитатель: Зачем зайчику белая шубка? Дети: Чтобы лиса или волк не заметили зайца на белом снегу. Воспитатель: Давайте попрыгаем, как зайчики. (Прыгают). 2) Воспитатель: Кого же ещё мы встретим в лесу? - Он в берлоге спит зимой под большущею сосной, а когда придет весна, просыпается от сна. (Медведь). (В - ль достаёт картинку медведя) - А вы знаете, что медведь делает осенью? Дети: Все лето и осень медведь готовится к зиме: ест много ягод, ловит рыбу в реке, накапливает жир на зиму. В конце осени он находит себе место под сосной, где лежит много листьев и веток, и ложится спать до весны. Зимой выпадет снег, а ему в берлоге будет тепло.) Воспитатель: Давайте походим, как медведь. (Дети изображают медведя). 3) Воспитатель: Как выдумаете, ребята, о каком животном пойдет речь сейчас? В дупле живет, да орешки грызет. (Белка). Показывает картинку белки. Воспитатель: Что делает белка осенью? Дети: Белочка собирает грибы, орешки, шишки. Воспитатель: А белочка меняет шубку? (да) Воспитатель: Какого цвета шёрстка становится у белочки? (серая) Воспитатель: Почему серая? (потому что деревья серые) Воспитатель: Давайте попрыгаем, как белочки. (прыгают) 4) Воспитатель: Ой, ребята, а это что за зверёк? Сердитый недотрога живёт в глуши лесной Иголок очень много, а нитки - ни одной! (Ёжик) Воспитатель: Правильно, ребята. Это ёжик. А как вы догадались? - А что же будет ёж делать зимой? (ответ детей) Спать. Ёж летом и осенью нагуливает жирок, что бы всю зиму сытым быть Воспитатель предлагает детям превратиться в ёжиков.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ЁЖИК» Вдох носом: короткий шумный ( «как ёжик» ) с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный через полу открытые губы. Воспитатель: А каких животных еще можно встретить в лесу? (волк, лиса, кабан, лось, енот) Воспитатель: А у наших животных есть детки. Д/ игра «Кто у кого» Воспитатель: у зайца Дети: зайчата Воспитатель: у лисы Дети: лисята Воспитатель: у медведя Дети: медвежата Воспитатель: у волка Дети: волчата Воспитатель: у белки Дети: бельчата Д/игра «Кто, где живет» Воспитатель: У лисы был день рожденье, к ней пришло много гостей, а потом они заблудились и не могут найти дорогу домой. Ребята, давайте поможем каждому найти свой домик. Лиса – дети (в нору) Белка – в дупло Медведь - в берлогу Волк – в логово А зайчик – под кустик. А утром сорока всех разбудила и лиса выскочила – из норы Белка – из дупла Медведь – из берлоги Зайчик – из-под куста. 3 часть Понравилось вам наше путешествие по осеннему лесу? Много разных животных встретили (дети вспоминают, кого встретили) Чем заняты животные осенью в лесу? Как они это делают? Воспитатель: У всех животных происходит линька. Заяц, белка меняют окраску. Животные делают запасы на зиму. Воспитатель: Помогите мне закончить предложение: Д/ игра «Закончи предложение» Заяц зимой белый, а летом… У зайца хвост короткий, а уши… Заяц пушистый, а еж… Заяц дикий, а кошка.. Медведь сильный, а заяц… Белка живет в дупле, а лиса… Воспитатель: Ребята, скоро осень закончится. А у нашего ёжика было много дел, и он не успел утеплить свою норку. Давайте ему поможем, нарисуем для него много листочков. Пройдём на волшебную полянку (дети подходят к столам). Садитесь поудобнее, ножки поставьте вместе, спинки подравняйте, возьмите в руки наши волшебные кисточки и нарисуйте для ежиков много листочков. Какого цвета литья осенью? (Красные, оранжевые, жёлтые). Работа с краской (звучит музыка). Воспитатель: Молодцы, ребята! Ёжик будет очень рад, увидев, сколько листочков мы ему нарисовали. Теперь - то ему будет в норке тепло всю зиму. Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться из леса в нашу группу. Давайте сядем на наш самолет быстро доберемся до дома. Подведение итогов: Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? Что происходит осенью? Каких животных мы встретили в лесу? Кому мы помогли? Понравилось вам наше путешествие? | Использование звукозаписи детской песни С. Насауленко «Осень наступила» Беседа с использованием художественного слова. Вопросы, активизирующие детей на предстоящую деятельность. Использование д/игры на закрепление знаний о признаках осени. Имитация движений, физкультминутка. Использование загадок и наглядности. Уточнение. Вопросы на стимулирование познавательной активности детей. Имитация движений животных. Дыхательная гимнастика, показ правильного дыхания. Дидактическая игра на активизацию словаря детей. Дидактическая игра на активизацию словаря и грамматического строя речи детей. Беседа с опорой на опыт. Дидактическая игра на закрепление использования слов с противоположным значением. Рассматривание иллюстраций с изображением ежей. Индивидуальный контроль при работе с кистью и краской. Использование фонограммы. Физкультминутка. Беседа по итогам занятия. |
Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в осенний лес».
Воспитатель под фонограмму детской песни С. Насауленко «Осень наступила» встречает детей на ковре .
Воспитатель:
Ребята, я вам сейчас загадаю загадку - стихотворение:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я .... (Осень)
Воспитатель: Молодцы! А сейчас какое время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Какой сейчас месяц осени?
Дети: Ноябрь.
Воспитатель: А какие еще времена года вы знаете?
Дети: Зима, весна, лето.
Воспитатель: Ребята, назовите мне признаки осени.
Дети: Листья желтеют и опадают, птицы улетают в тёплые края, солнце греет мало, частые дожди, небо серое, становится холоднее, люди одевают теплую одежду.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в интересную игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать "да" или нет".
Осенью идут дожди?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Звери норки утепляют?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать:
Куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (да). Тогда я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в осенний лес.
Чтобы отправиться в лес, нам нужно подумать, а на чем мы можем отправиться?
Дети: на машине, на самолете, на автобусе, на лошадке.
Воспитатель: А на чем быстрее всех мы доберемся до осеннего леса?
Дети: На самолете.
Воспитатель: Как здорово! Мы с вами быстро доберемся на самолете до леса .
Физкультминутка «Самолет»
2 часть
Вот мы и добрались до осеннего леса. Садитесь на пенечки, отдохнем. (дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Ой, ребята, кто-то нас встречает? Узнаете кто, если отгадаете загадку.
1) Это что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной,
И стоит среди травы
Уши больше головы. (Заяц)
(Воспитатель достаёт картинку зайчика )
Воспитатель: Ребята, а что зайчик делает осенью?
Дети: Зайчик осенью меняет серую шубку на белую.
Воспитатель: Зачем зайчику белая шубка?
Дети: Чтобы лиса или волк не заметили зайца на белом снегу.
Воспитатель: Давайте попрыгаем, как зайчики. (Прыгают).
2) Воспитатель: Кого же ещё мы встретим в лесу?
- Он в берлоге спит зимой
под большущею сосной,
а когда придет весна,
просыпается от сна. (Медведь).
(В - ль достаёт картинку медведя)
- А вы знаете, что медведь делает осенью?
Дети: Все лето и осень медведь готовится к зиме: ест много ягод, ловит рыбу в реке, накапливает жир на зиму. В конце осени он находит себе место под сосной, где лежит много листьев и веток, и ложится спать до весны. Зимой выпадет снег, а ему в берлоге будет тепло.)
Воспитатель: Давайте походим, как медведь. (Дети изображают медведя).
3) Воспитатель: Ребята, может, мы ещё кого-нибудь встретим.
Как выдумаете, ребята, о каком животном пойдет речь в следующей загадке?
В дупле живет, да орешки грызет. (Белка).
Показывает картинку белки.
Воспитатель: Что делает белка осенью?
Дети: Белочка собирает грибы, орешки, шишки.
Воспитатель: А белочка меняет шубку? (да)
Воспитатель: Какого цвета шёрстка становится у белочки? (серая)
Воспитатель: Почему серая? (потому что деревья серые)
Воспитатель: Давайте попрыгаем, как белочки. (прыгают)
4) Воспитатель: Ой, ребята, а это что за зверёк?
Сердитый недотрога живёт в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки - ни одной! (Ёжик)
Воспитатель: Правильно, ребята. Это ёжик. А как вы догадались? - А что же будет ёж делать зимой? (ответ детей)
Спать. Ёж летом и осенью нагуливает жирок, что бы всю зиму сытым быть
Воспитатель предлагает детям превратиться в ёжиков.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ЁЖИК»
Вдох носом: короткий шумный ( «как ёжик» ) с напряжением мышц всей носоглотки
(ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный через полу открытые губы.
Воспитатель: А каких животных еще можно встретить в лесу? (волк, лиса, кабан, лось, енот и т.д.)
Воспитатель: А у наших животных есть детки. Д/ игра «Кто у кого»
Воспитатель: у зайца Дети: зайчата
Воспитатель: у лисы Дети: лисята
Воспитатель: у медведя Дети: медвежата
Воспитатель: у волка Дети: волчата
Воспитатель: у белки Дети: бельчата
Д/игра «Кто, где живет»
Воспитатель: У лисы был день рожденье, к ней пришло много гостей, а потом они заблудились и не могут найти дорогу домой. Ребята, давайте поможем каждому найти свой домик.
Лиса – дети (в нору)
Белка – в дупло
Медведь - в берлогу
Волк – в логово
А зайчик – под кустик.
А утром сорока всех разбудила и лиса выскочила – из норы
Белка – из дупла
Медведь – из берлоги
Зайчик – из-под куста.
3 часть
Понравилось вам наше путешествие по осеннему лесу? Много разных животных встретили (дети вспоминают, кого встретили)
Чем заняты животные осенью в лесу? Как они это делают?
Воспитатель: У всех животных происходит линька. Заяц, белка меняют окраску. Животные делают запасы на зиму.
Воспитатель: Помогите мне закончить предложение:
Д/ игра «Закончи предложение»
Заяц зимой белый, а летом…
У зайца хвост короткий, а уши…
Заяц пушистый, а еж…
Заяц дикий, а кошка..
Медведь сильный, а заяц…
Белка живет в дупле, а лиса…
Воспитатель: Ребята, скоро осень закончится. А у нашего ёжика было много дел, и он не успел утеплить свою норку. Давайте ему поможем, нарисуем для него много листочков. Давайте пройдём на волшебную полянку (дети подходят к столам).
Садитесь поудобнее, ножки поставьте вместе, спинки подравняйте, возьмите в руки наши волшебные кисточки и нарисуйте для ежиков много листочков. Какого цвета литья осенью? (Красные, оранжевые, жёлтые).
Работа с краской (звучит музыка).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ёжик будет очень рад, увидев, сколько листочков мы ему нарисовали. Теперь - то ему будет в норке тепло всю зиму.
Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться из леса в нашу группу. Давайте сядем на самолет.
Подведение итогов:
Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? Что происходит осенью? Каких животных мы встретили в лесу? Кому мы помогли? Понравилось вам наше путешествие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованно- образовательной деятельности по познавательному развитию(старшая группа). Тема: «Наши помощники - органы чувств»
Конспект организованно- образовательной деятельностипо познавательному развитию. Подготовила и провела воспитатель старшей группы "Вербочка" Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна...
План - конспект непосредственно - образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе Тема: «Зимнее путешествие» (с использованием ЭОР)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», Задачи: 1. Обобщить и закрепить знания детей о жизни диких животных зи...
Конспект итоговой образовательной деятельности по математике в средней группе Тема: «Задачки хитрой Лисицы»
Конспект итоговой образовательной деятельности по математике всредней группе...
Конспект организованной образовательной деятельности по лепке дошкольников средней группы Тема: «Кораблик».
Вызвать интерес к лепке по мотивам литературного произведения. Обеспечить условия для свободного выбора детьми содержания и приемов техники лепки....
Конспект организованной образовательной деятельности по математике в средней «Б» группе «Путешествие в осенний лес»
Цель: Показать детям - что осень прекрасное время года. Закрепить знания о некоторых характерных особенностях времени года осень путём применения игровой формы обучения....
Открытая образовательная деятельность по ФЭМП в средней группе Тема: «Веселое путешествие»
Конспект по познавательному развитию в средней группе ФЭМП...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по экологии в средней группе тема: «Осень»
Цель:- закрепить знания детей об осенних изменениях в природе;- развивать умения сравнивать различные периоды осени;- продолжать развивать связную речь;- закреплять умение работать совместно....