Главные вкладки

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе.Тема: «Путешествие в осенний лес».
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Иванова Ирина Владиславовна

    План -  конспект НОД по познавательному развитию в средней группе "Путешестве в осенний лес"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon puteshestvie_v_osenniy_les.doc102.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию

    в средней группе.

    Тема: «Путешествие в осенний лес».

    Воспитатель: Иванова Ирина Владиславовна

    МДОУ № 132

    г. Тверь

    2014 г.

    Образовательная область: познавательное развитие

    Интеграция с другими областями:

    Физическое развитие – использование дыхательной гимнастики «Ежик» для тренировки носового дыхания и дыхательной мускулатуры и физкультминутки «Самолет», имитация движений животных.

    Познавательное развитие  -  Д/игры  «Да или нет», «Кто у кого», «Кто где живет?»

    Социально-коммуникативное развитие – д/игра «Закончи предложение»,  помощь ежикам в укладывании листьев в норку (во время продуктивной деятельности), труд – подготовка рабочего места, уборка красок и кисточек после продуктивной деятельности.

    Художественное творчество – работа с красками. Речевое развитие - чтение художественной литературы :  чтение стихотворения, использование загадок. Художественно – эстетическое развитие: работа с красками,  использование фонограммы песни    С. Насауленко «Осень наступила», фонограммы мелодии в продуктивной деятельности для организации детей.

    Задачи:

    1. Обучающие задачи:

    - систематизировать знания детей о сезонных изменениях в неживой природе, изменения в растительном мире, изменения в животном мире (осень);

    - продолжать учить детей отгадывать загадки, в некоторых случаях объясняя свой ответ;

    - учить образовывать существительные при помощи суффиксов –ата, -ята во множественном числе;

    - закрепить использование слов, имеющих противоположное значение (длинный-короткий, большой –маленький, пушистый-колючий, дикий-домашний, белый-серый);

    - упражнять детей в носовом дыхании, тренировать дыхательную мускулатуру.

    2. Развивающие задачи:

    - развивать познавательную речевую активность по теме «Осень», «Жизнь диких животных осенью».

    - развивать цветовое восприятие в процессе продуктивной деятельности при передаче окраски осенних листьев.

    - развивать мелкую моторику при работе с кистью и красками.

    - способствовать развитию психических процессов: памяти, воображения, мышления.

    3. Воспитательные задачи:

          - воспитывать навыки культурного поведения в процессе игры .

          - воспитывать бережное отношение к природе в процессе беседы о жизни диких животных      осенью, в продуктивной деятельности.

           - воспитывать аккуратность и усидчивость в процессе продуктивной деятельности.

           - воспитывать  активность, самостоятельность.

           - воспитывать умение работать  в коллективе.

    Структура (части и их предполагаемое время)

    Вводная. Игровая мотивация.

    Воспитатель включает запись фонограммы осенней мелодии. Дети собираются на ковре. Ведут наблюдение из окна. Формулирование темы мероприятия.

    2 мин.

    Основная часть. Подготовка к путешествию в осенний лес. Путешествие по осеннему лесу.

    13 мин.

    Заключительная часть

    Поможем ежикам. Продуктивная деятельность (работа с красками). 5 мин.

    Общее время- 20 мин.

    Оборудование: магнитофон, стульчики (пенечки), мольберт.

    Демонстрационный материал: Картинки с изображением диких животных, аудиозапись детской песни С. Насауленко «Осень наступила».

    Раздаточный материал: картинки с изображением ежа, кисти, гуашь желтого, красного цвета.

    Предварительная работа: наблюдение за деревьями, листьями, растениями на цветнике, за птицами, насекомыми.

    П/ игры с осенней тематикой.

    В речевом уголке размещены картинки с изображением диких животных и их детенышей, д/игры «Кто чем питается», «Кто где живет».  

    Чтение художественной литературы: И. Соколов-Микитов «Еж», «Белка», Г. Снегирев «Как птицы и звери готовятся к зиме».

    Содержание мероприятия

    Методы и приемы

    1 часть

    Воспитатель под фонограмму детской песни С. Насауленко «Осень наступила» встречает детей на ковре.

    Воспитатель:

    Ребята, я вам сейчас загадаю загадку - стихотворение:

    Несу я урожаи,

    Поля вновь засеваю,

    Птиц к югу отправляю,

    Деревья раздеваю.

    Но не касаюсь сосен

    И ёлочек. Я .... (Осень)

    Воспитатель: Молодцы! А сейчас какое время года?

    Дети: Осень.

    Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?

    Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

    Воспитатель: Какой сейчас месяц осени?

    Дети: Ноябрь.

    Воспитатель: А какие еще времена года вы знаете?

    Дети: Зима, весна, лето.

    Воспитатель: Ребята, назовите мне признаки осени, что происходит осенью?

    Дети: Листья желтеют и опадают, птицы улетают в тёплые края, солнце греет мало, частые дожди, небо серое, становится холоднее, люди одевают теплую одежду.

    Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в интересную игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать "да" или нет".

    Осенью идут дожди?

    Осенью растут грибы?

    Тучки солнце закрывают?

    Звери норки утепляют?

    Урожай все собирают?

    Птичьи стаи улетают?

    Солнце светит очень жарко?

    Можно детям загорать?

    Ну а что же надо делать:

    Куртки, шапки надевать?

    Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (да).  Тогда я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в осенний лес.

    Чтобы отправиться в лес, нам нужно подумать, а на чем мы можем отправиться? (Дети: самолет, машина, лошадка и т.д.).

    Воспитатель: Как здорово! Мы с вами быстро доберемся до леса на самолете.

    Физкультминутка «Самолет»

    2 часть

    Вот мы и добрались до осеннего леса. Садитесь на пенечки, отдохнем. (дети садятся на стульчики)

    Воспитатель: Ой, ребята, кто-то нас встречает? Узнаете кто, если загадку отгадаете.

    1) Это что за зверь лесной

    Встал, как столбик под сосной,

    И стоит среди травы

    Уши больше головы. (Заяц)

    (Воспитатель достаёт картинку зайчика )

    Воспитатель: Ребята, а что зайчик делает осенью?

    Дети: Зайчик осенью меняет серую шубку на белую.

    Воспитатель: Зачем зайчику белая шубка?

    Дети: Чтобы лиса или волк не заметили зайца на белом снегу.

    Воспитатель: Давайте попрыгаем, как зайчики.     (Прыгают).

    2) Воспитатель: Кого же ещё мы встретим в лесу?

    - Он в берлоге спит зимой

    под большущею сосной,

    а когда придет весна,

    просыпается от сна. (Медведь).

    (В - ль достаёт картинку медведя)

    - А вы знаете, что медведь делает осенью?

    Дети: Все лето и осень медведь готовится к зиме: ест много ягод, ловит рыбу в реке, накапливает жир на зиму. В конце осени он находит себе место под сосной, где лежит много листьев и веток, и ложится спать до весны. Зимой  выпадет снег, а ему в берлоге будет тепло.)

    Воспитатель: Давайте походим, как медведь. (Дети изображают медведя).

    3) Воспитатель: Как выдумаете, ребята, о каком животном пойдет речь сейчас?

    В дупле живет, да орешки грызет. (Белка).

    Показывает картинку белки.

    Воспитатель: Что делает белка осенью?

    Дети: Белочка собирает грибы, орешки, шишки.

    Воспитатель: А белочка меняет шубку? (да)

    Воспитатель: Какого цвета шёрстка становится у белочки? (серая)

    Воспитатель: Почему серая? (потому что деревья серые)

    Воспитатель: Давайте попрыгаем, как белочки.   (прыгают)

    4) Воспитатель: Ой, ребята, а это что за зверёк?

    Сердитый недотрога живёт в глуши лесной

    Иголок очень много, а нитки - ни одной! (Ёжик)

    Воспитатель: Правильно, ребята. Это ёжик. А как вы догадались? - А что же будет ёж делать зимой? (ответ детей)

    Спать. Ёж летом и осенью нагуливает жирок, что бы всю зиму сытым быть

     Воспитатель предлагает детям превратиться в ёжиков.

            

       ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ЁЖИК»

    Вдох носом: короткий шумный ( «как ёжик» ) с напряжением мышц всей носоглотки

    (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный через полу открытые губы.

    Воспитатель: А каких животных еще можно встретить в лесу? (волк, лиса, кабан, лось, енот)

    Воспитатель: А у наших животных есть детки. Д/ игра «Кто у кого»

    Воспитатель: у зайца         Дети: зайчата

    Воспитатель: у лисы          Дети: лисята

    Воспитатель: у медведя     Дети: медвежата

    Воспитатель: у волка         Дети: волчата

    Воспитатель: у белки         Дети: бельчата

    Д/игра «Кто, где живет»

    Воспитатель: У лисы был день рожденье, к ней пришло много гостей, а потом они заблудились и не могут найти дорогу домой. Ребята, давайте поможем каждому найти свой домик.

    Лиса – дети (в нору)

    Белка – в дупло

    Медведь  - в берлогу

    Волк – в логово

    А зайчик – под кустик.

    А утром сорока всех разбудила и лиса выскочила – из норы

    Белка – из дупла

    Медведь – из берлоги

    Зайчик – из-под куста.

    3 часть

    Понравилось вам наше путешествие по осеннему лесу? Много разных животных встретили  (дети вспоминают, кого встретили)

    Чем заняты животные осенью в лесу? Как они это делают?

    Воспитатель: У всех животных происходит линька. Заяц, белка меняют окраску. Животные делают запасы на зиму.

    Воспитатель: Помогите мне закончить предложение:

    Д/ игра «Закончи предложение»

    Заяц зимой белый, а летом…

    У зайца хвост короткий, а уши…

    Заяц пушистый, а еж…

    Заяц дикий, а кошка..

    Медведь сильный, а заяц…

    Белка живет в дупле, а лиса…

    Воспитатель: Ребята, скоро осень закончится. А у нашего ёжика было много дел, и он не успел утеплить свою норку. Давайте ему поможем, нарисуем для него много листочков. Пройдём на волшебную полянку (дети подходят к столам).

    Садитесь поудобнее, ножки поставьте вместе, спинки подравняйте, возьмите в руки наши волшебные кисточки и нарисуйте для ежиков много листочков. Какого цвета литья осенью? (Красные, оранжевые, жёлтые).

    Работа с краской (звучит музыка).

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Ёжик будет очень рад, увидев, сколько листочков мы ему нарисовали. Теперь - то ему будет в норке тепло всю зиму.

    Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться из леса в нашу группу. Давайте сядем на наш самолет быстро доберемся до дома. 

    Подведение итогов:

    Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? Что происходит осенью? Каких животных мы встретили в лесу? Кому мы помогли? Понравилось вам наше путешествие?

    Использование звукозаписи детской песни С. Насауленко «Осень наступила»

    Беседа с использованием художественного слова.

    Вопросы, активизирующие детей на предстоящую деятельность.

    Использование д/игры на закрепление знаний о признаках осени.

    Имитация движений, физкультминутка.

    Использование загадок и наглядности.

    Уточнение.

    Вопросы на стимулирование познавательной активности детей.

    Имитация движений животных.

    Дыхательная гимнастика,  показ правильного дыхания.

    Дидактическая игра на активизацию словаря детей.

    Дидактическая игра на активизацию словаря и грамматического строя речи детей.

    Беседа с опорой на опыт.

    Дидактическая игра на закрепление использования слов с противоположным значением.

    Рассматривание иллюстраций с изображением ежей.

    Индивидуальный контроль при работе с кистью и краской.

    Использование  фонограммы.

    Физкультминутка.

    Беседа по итогам занятия.

    Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в осенний лес».

    Воспитатель под фонограмму детской песни С. Насауленко «Осень наступила» встречает детей на ковре .

    Воспитатель:

    Ребята, я вам сейчас загадаю загадку - стихотворение:

    Несу я урожаи,

    Поля вновь засеваю,

    Птиц к югу отправляю,

    Деревья раздеваю.

    Но не касаюсь сосен

    И ёлочек. Я .... (Осень)

    Воспитатель: Молодцы! А сейчас какое время года?

    Дети: Осень.

    Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?

    Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

    Воспитатель: Какой сейчас месяц осени?

    Дети: Ноябрь.

    Воспитатель: А какие еще времена года вы знаете?

    Дети: Зима, весна, лето.

    Воспитатель: Ребята, назовите мне признаки осени.

    Дети: Листья желтеют и опадают, птицы улетают в тёплые края, солнце греет мало, частые дожди, небо серое, становится холоднее, люди одевают теплую одежду.

    Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в интересную игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать "да" или нет".

    Осенью идут дожди?

    Осенью растут грибы?

    Тучки солнце закрывают?

    Звери норки утепляют?

    Урожай все собирают?

    Птичьи стаи улетают?

    Солнце светит очень жарко?

    Можно детям загорать?

    Ну а что же надо делать:

    Куртки, шапки надевать?

    Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (да).  Тогда я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в осенний лес.

    Чтобы отправиться в лес, нам нужно подумать, а на чем мы можем отправиться?

    Дети: на машине, на самолете, на автобусе, на лошадке.

    Воспитатель: А на чем быстрее всех мы доберемся до осеннего леса?

    Дети: На самолете.

    Воспитатель: Как здорово! Мы с вами быстро доберемся на самолете до леса .

    Физкультминутка «Самолет»

    2 часть

    Вот мы и добрались до осеннего леса. Садитесь на пенечки, отдохнем. (дети садятся на стульчики)

    Воспитатель: Ой, ребята, кто-то нас встречает? Узнаете кто, если отгадаете загадку.

    1) Это что за зверь лесной

    Встал, как столбик под сосной,

    И стоит среди травы

    Уши больше головы. (Заяц)

    (Воспитатель достаёт картинку зайчика )

    Воспитатель: Ребята, а что зайчик делает осенью?

    Дети: Зайчик осенью меняет серую шубку на белую.

    Воспитатель: Зачем зайчику белая шубка?

    Дети: Чтобы лиса или волк не заметили зайца на белом снегу.

    Воспитатель: Давайте попрыгаем, как зайчики.     (Прыгают).

    2) Воспитатель: Кого же ещё мы встретим в лесу?

    - Он в берлоге спит зимой

    под большущею сосной,

    а когда придет весна,

    просыпается от сна. (Медведь).

    (В - ль достаёт картинку медведя)

    - А вы знаете, что медведь делает осенью?

    Дети: Все лето и осень медведь готовится к зиме: ест много ягод, ловит рыбу в реке, накапливает жир на зиму. В конце осени он находит себе место под сосной, где лежит много листьев и веток, и ложится спать до весны. Зимой выпадет снег, а ему в берлоге будет тепло.)

    Воспитатель: Давайте походим, как медведь. (Дети изображают медведя).

    3) Воспитатель: Ребята,  может, мы ещё кого-нибудь встретим.

    Как выдумаете, ребята, о каком животном пойдет речь в следующей загадке?

    В дупле живет, да орешки грызет. (Белка).

    Показывает картинку белки.

    Воспитатель: Что делает белка осенью?

    Дети: Белочка собирает грибы, орешки, шишки.

    Воспитатель: А белочка меняет шубку? (да)

    Воспитатель: Какого цвета шёрстка становится у белочки? (серая)

    Воспитатель: Почему серая? (потому что деревья серые)

    Воспитатель: Давайте попрыгаем, как белочки.   (прыгают)

    4) Воспитатель: Ой, ребята, а это что за зверёк?

    Сердитый недотрога живёт в глуши лесной

    Иголок очень много, а нитки - ни одной! (Ёжик)

    Воспитатель: Правильно, ребята. Это ёжик. А как вы догадались? - А что же будет ёж делать зимой? (ответ детей)

    Спать. Ёж летом и осенью нагуливает жирок, что бы всю зиму сытым быть

     Воспитатель предлагает детям превратиться  в ёжиков.

               ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ЁЖИК»

    Вдох носом: короткий шумный ( «как ёжик» ) с напряжением мышц всей носоглотки

    (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный через полу открытые губы.

    Воспитатель: А каких животных еще можно встретить в лесу? (волк, лиса, кабан, лось, енот и т.д.)

    Воспитатель: А у наших животных есть детки. Д/ игра «Кто у кого»

    Воспитатель: у зайца         Дети: зайчата

    Воспитатель: у лисы          Дети: лисята

    Воспитатель: у медведя     Дети: медвежата

    Воспитатель: у волка         Дети: волчата

    Воспитатель: у белки         Дети: бельчата

    Д/игра «Кто, где живет»

    Воспитатель: У лисы был день рожденье, к ней пришло много гостей, а потом они заблудились и не могут найти дорогу домой. Ребята, давайте поможем каждому найти свой домик.

     Лиса – дети (в нору)

    Белка – в дупло

    Медведь  - в берлогу

    Волк – в логово

    А зайчик – под кустик.

    А утром сорока всех разбудила и лиса выскочила – из норы

    Белка – из дупла

    Медведь – из берлоги

    Зайчик – из-под куста.

    3 часть

    Понравилось вам наше путешествие по осеннему лесу? Много разных животных встретили (дети вспоминают, кого встретили)

    Чем заняты животные осенью в лесу? Как они это делают?

    Воспитатель: У всех животных происходит линька. Заяц, белка меняют окраску. Животные делают запасы на зиму.

    Воспитатель: Помогите мне закончить предложение:

    Д/ игра «Закончи предложение»

    Заяц зимой белый, а летом…

    У зайца хвост короткий, а уши…

    Заяц пушистый, а еж…

    Заяц дикий, а кошка..

    Медведь сильный, а заяц…

    Белка живет в дупле, а лиса…

    Воспитатель: Ребята, скоро осень закончится. А у нашего ёжика было много дел, и он не успел утеплить свою норку. Давайте ему поможем, нарисуем для него много листочков. Давайте пройдём на волшебную полянку (дети подходят к столам).

    Садитесь поудобнее, ножки поставьте вместе, спинки подравняйте, возьмите в руки наши волшебные кисточки и нарисуйте для ежиков много листочков. Какого цвета литья осенью? (Красные, оранжевые, жёлтые).

    Работа с краской (звучит музыка).

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Ёжик будет очень рад, увидев, сколько листочков мы ему нарисовали. Теперь - то ему будет в норке тепло всю зиму.

    Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться из леса в нашу группу. Давайте сядем на самолет.

     Подведение итогов:

    Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? Что происходит осенью? Каких животных мы встретили в лесу? Кому мы помогли? Понравилось вам наше путешествие?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организованно- образовательной деятельности по познавательному развитию(старшая группа). Тема: «Наши помощники - органы чувств»

    Конспект организованно- образовательной деятельностипо познавательному развитию. Подготовила и провела воспитатель старшей группы "Вербочка" Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности "Формирование элементарных математических представлений" в средней группе. Тема "Волшебное путешествие"

    Конспект непосредственной образовательной деятельности "Формирование элементарных математических представлений" в средней группе...

    План - конспект непосредственно - образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе Тема: «Зимнее путешествие» (с использованием ЭОР)

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», Задачи: 1. Обобщить и закрепить знания детей о жизни диких животных зи...

    Конспект итоговой образовательной деятельности по математике в средней группе Тема: «Задачки хитрой Лисицы»

    Конспект итоговой образовательной деятельности по математике всредней группе...

    Конспект организованной образовательной деятельности по лепке дошкольников средней группы Тема: «Кораблик».

    Вызвать интерес к лепке по мотивам литературного произведения. Обеспечить условия для свободного выбора детьми содержания и приемов  техники лепки....

    Конспект организованной образовательной деятельности по математике в средней «Б» группе «Путешествие в осенний лес»

    Цель: Показать детям - что осень прекрасное время года. Закрепить знания о некоторых характерных особенностях времени года осень путём применения игровой формы обучения....

    Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе Тема: «Волшебное дерево»

    Тема: «Волшебное дерево»Цель: Закрепление пройденного материалаЗадачи:Образовательные:-Закрепить представление детей о геометрических фигурах; умение распознавать на ощупь геометрические фигуры: круг,...