Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе.Тема: «Путешествие в осенний лес».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Иванова Ирина Владиславовна

План -  конспект НОД по познавательному развитию в средней группе "Путешестве в осенний лес"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_osenniy_les.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию

в средней группе.

Тема: «Путешествие в осенний лес».

Воспитатель: Иванова Ирина Владиславовна

МДОУ № 132

г. Тверь

2014 г.

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция с другими областями:

Физическое развитие – использование дыхательной гимнастики «Ежик» для тренировки носового дыхания и дыхательной мускулатуры и физкультминутки «Самолет», имитация движений животных.

Познавательное развитие  -  Д/игры  «Да или нет», «Кто у кого», «Кто где живет?»

Социально-коммуникативное развитие – д/игра «Закончи предложение»,  помощь ежикам в укладывании листьев в норку (во время продуктивной деятельности), труд – подготовка рабочего места, уборка красок и кисточек после продуктивной деятельности.

Художественное творчество – работа с красками. Речевое развитие - чтение художественной литературы :  чтение стихотворения, использование загадок. Художественно – эстетическое развитие: работа с красками,  использование фонограммы песни    С. Насауленко «Осень наступила», фонограммы мелодии в продуктивной деятельности для организации детей.

Задачи:

  1. Обучающие задачи:

- систематизировать знания детей о сезонных изменениях в неживой природе, изменения в растительном мире, изменения в животном мире (осень);

- продолжать учить детей отгадывать загадки, в некоторых случаях объясняя свой ответ;

- учить образовывать существительные при помощи суффиксов –ата, -ята во множественном числе;

- закрепить использование слов, имеющих противоположное значение (длинный-короткий, большой –маленький, пушистый-колючий, дикий-домашний, белый-серый);

- упражнять детей в носовом дыхании, тренировать дыхательную мускулатуру.

2. Развивающие задачи:

- развивать познавательную речевую активность по теме «Осень», «Жизнь диких животных осенью».

- развивать цветовое восприятие в процессе продуктивной деятельности при передаче окраски осенних листьев.

- развивать мелкую моторику при работе с кистью и красками.

- способствовать развитию психических процессов: памяти, воображения, мышления.

3. Воспитательные задачи:

      - воспитывать навыки культурного поведения в процессе игры .

      - воспитывать бережное отношение к природе в процессе беседы о жизни диких животных      осенью, в продуктивной деятельности.

       - воспитывать аккуратность и усидчивость в процессе продуктивной деятельности.

       - воспитывать  активность, самостоятельность.

       - воспитывать умение работать  в коллективе.

Структура (части и их предполагаемое время)

Вводная. Игровая мотивация.

Воспитатель включает запись фонограммы осенней мелодии. Дети собираются на ковре. Ведут наблюдение из окна. Формулирование темы мероприятия.

2 мин.

Основная часть. Подготовка к путешествию в осенний лес. Путешествие по осеннему лесу.

13 мин.

Заключительная часть

Поможем ежикам. Продуктивная деятельность (работа с красками). 5 мин.

Общее время- 20 мин.

Оборудование: магнитофон, стульчики (пенечки), мольберт.

Демонстрационный материал: Картинки с изображением диких животных, аудиозапись детской песни С. Насауленко «Осень наступила».

Раздаточный материал: картинки с изображением ежа, кисти, гуашь желтого, красного цвета.

Предварительная работа: наблюдение за деревьями, листьями, растениями на цветнике, за птицами, насекомыми.

П/ игры с осенней тематикой.

В речевом уголке размещены картинки с изображением диких животных и их детенышей, д/игры «Кто чем питается», «Кто где живет».  

Чтение художественной литературы: И. Соколов-Микитов «Еж», «Белка», Г. Снегирев «Как птицы и звери готовятся к зиме».

Содержание мероприятия

Методы и приемы

1 часть

Воспитатель под фонограмму детской песни С. Насауленко «Осень наступила» встречает детей на ковре.

Воспитатель:

Ребята, я вам сейчас загадаю загадку - стихотворение:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И ёлочек. Я .... (Осень)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас какое время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Какой сейчас месяц осени?

Дети: Ноябрь.

Воспитатель: А какие еще времена года вы знаете?

Дети: Зима, весна, лето.

Воспитатель: Ребята, назовите мне признаки осени, что происходит осенью?

Дети: Листья желтеют и опадают, птицы улетают в тёплые края, солнце греет мало, частые дожди, небо серое, становится холоднее, люди одевают теплую одежду.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в интересную игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать "да" или нет".

Осенью идут дожди?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Звери норки утепляют?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать:

Куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (да).  Тогда я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в осенний лес.

Чтобы отправиться в лес, нам нужно подумать, а на чем мы можем отправиться? (Дети: самолет, машина, лошадка и т.д.).

Воспитатель: Как здорово! Мы с вами быстро доберемся до леса на самолете.

Физкультминутка «Самолет»

2 часть

Вот мы и добрались до осеннего леса. Садитесь на пенечки, отдохнем. (дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Ой, ребята, кто-то нас встречает? Узнаете кто, если загадку отгадаете.

1) Это что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы

Уши больше головы. (Заяц)

(Воспитатель достаёт картинку зайчика )

Воспитатель: Ребята, а что зайчик делает осенью?

Дети: Зайчик осенью меняет серую шубку на белую.

Воспитатель: Зачем зайчику белая шубка?

Дети: Чтобы лиса или волк не заметили зайца на белом снегу.

Воспитатель: Давайте попрыгаем, как зайчики.     (Прыгают).

2) Воспитатель: Кого же ещё мы встретим в лесу?

- Он в берлоге спит зимой

под большущею сосной,

а когда придет весна,

просыпается от сна. (Медведь).

(В - ль достаёт картинку медведя)

- А вы знаете, что медведь делает осенью?

Дети: Все лето и осень медведь готовится к зиме: ест много ягод, ловит рыбу в реке, накапливает жир на зиму. В конце осени он находит себе место под сосной, где лежит много листьев и веток, и ложится спать до весны. Зимой  выпадет снег, а ему в берлоге будет тепло.)

Воспитатель: Давайте походим, как медведь. (Дети изображают медведя).

3) Воспитатель: Как выдумаете, ребята, о каком животном пойдет речь сейчас?

В дупле живет, да орешки грызет. (Белка).

Показывает картинку белки.

Воспитатель: Что делает белка осенью?

Дети: Белочка собирает грибы, орешки, шишки.

Воспитатель: А белочка меняет шубку? (да)

Воспитатель: Какого цвета шёрстка становится у белочки? (серая)

Воспитатель: Почему серая? (потому что деревья серые)

Воспитатель: Давайте попрыгаем, как белочки.   (прыгают)

4) Воспитатель: Ой, ребята, а это что за зверёк?

Сердитый недотрога живёт в глуши лесной

Иголок очень много, а нитки - ни одной! (Ёжик)

Воспитатель: Правильно, ребята. Это ёжик. А как вы догадались? - А что же будет ёж делать зимой? (ответ детей)

Спать. Ёж летом и осенью нагуливает жирок, что бы всю зиму сытым быть

 Воспитатель предлагает детям превратиться в ёжиков.

        

   ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ЁЖИК»

Вдох носом: короткий шумный ( «как ёжик» ) с напряжением мышц всей носоглотки

(ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный через полу открытые губы.

Воспитатель: А каких животных еще можно встретить в лесу? (волк, лиса, кабан, лось, енот)

Воспитатель: А у наших животных есть детки. Д/ игра «Кто у кого»

Воспитатель: у зайца         Дети: зайчата

Воспитатель: у лисы          Дети: лисята

Воспитатель: у медведя     Дети: медвежата

Воспитатель: у волка         Дети: волчата

Воспитатель: у белки         Дети: бельчата

Д/игра «Кто, где живет»

Воспитатель: У лисы был день рожденье, к ней пришло много гостей, а потом они заблудились и не могут найти дорогу домой. Ребята, давайте поможем каждому найти свой домик.

Лиса – дети (в нору)

Белка – в дупло

Медведь  - в берлогу

Волк – в логово

А зайчик – под кустик.

А утром сорока всех разбудила и лиса выскочила – из норы

Белка – из дупла

Медведь – из берлоги

Зайчик – из-под куста.

3 часть

Понравилось вам наше путешествие по осеннему лесу? Много разных животных встретили  (дети вспоминают, кого встретили)

Чем заняты животные осенью в лесу? Как они это делают?

Воспитатель: У всех животных происходит линька. Заяц, белка меняют окраску. Животные делают запасы на зиму.

Воспитатель: Помогите мне закончить предложение:

Д/ игра «Закончи предложение»

Заяц зимой белый, а летом…

У зайца хвост короткий, а уши…

Заяц пушистый, а еж…

Заяц дикий, а кошка..

Медведь сильный, а заяц…

Белка живет в дупле, а лиса…

Воспитатель: Ребята, скоро осень закончится. А у нашего ёжика было много дел, и он не успел утеплить свою норку. Давайте ему поможем, нарисуем для него много листочков. Пройдём на волшебную полянку (дети подходят к столам).

Садитесь поудобнее, ножки поставьте вместе, спинки подравняйте, возьмите в руки наши волшебные кисточки и нарисуйте для ежиков много листочков. Какого цвета литья осенью? (Красные, оранжевые, жёлтые).

Работа с краской (звучит музыка).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ёжик будет очень рад, увидев, сколько листочков мы ему нарисовали. Теперь - то ему будет в норке тепло всю зиму.

Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться из леса в нашу группу. Давайте сядем на наш самолет быстро доберемся до дома. 

Подведение итогов:

Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? Что происходит осенью? Каких животных мы встретили в лесу? Кому мы помогли? Понравилось вам наше путешествие?

Использование звукозаписи детской песни С. Насауленко «Осень наступила»

Беседа с использованием художественного слова.

Вопросы, активизирующие детей на предстоящую деятельность.

Использование д/игры на закрепление знаний о признаках осени.

Имитация движений, физкультминутка.

Использование загадок и наглядности.

Уточнение.

Вопросы на стимулирование познавательной активности детей.

Имитация движений животных.

Дыхательная гимнастика,  показ правильного дыхания.

Дидактическая игра на активизацию словаря детей.

Дидактическая игра на активизацию словаря и грамматического строя речи детей.

Беседа с опорой на опыт.

Дидактическая игра на закрепление использования слов с противоположным значением.

Рассматривание иллюстраций с изображением ежей.

Индивидуальный контроль при работе с кистью и краской.

Использование  фонограммы.

Физкультминутка.

Беседа по итогам занятия.

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в осенний лес».

Воспитатель под фонограмму детской песни С. Насауленко «Осень наступила» встречает детей на ковре .

Воспитатель:

Ребята, я вам сейчас загадаю загадку - стихотворение:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И ёлочек. Я .... (Осень)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас какое время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Какой сейчас месяц осени?

Дети: Ноябрь.

Воспитатель: А какие еще времена года вы знаете?

Дети: Зима, весна, лето.

Воспитатель: Ребята, назовите мне признаки осени.

Дети: Листья желтеют и опадают, птицы улетают в тёплые края, солнце греет мало, частые дожди, небо серое, становится холоднее, люди одевают теплую одежду.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в интересную игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать "да" или нет".

Осенью идут дожди?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Звери норки утепляют?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать:

Куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (да).  Тогда я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в осенний лес.

Чтобы отправиться в лес, нам нужно подумать, а на чем мы можем отправиться?

Дети: на машине, на самолете, на автобусе, на лошадке.

Воспитатель: А на чем быстрее всех мы доберемся до осеннего леса?

Дети: На самолете.

Воспитатель: Как здорово! Мы с вами быстро доберемся на самолете до леса .

Физкультминутка «Самолет»

2 часть

Вот мы и добрались до осеннего леса. Садитесь на пенечки, отдохнем. (дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Ой, ребята, кто-то нас встречает? Узнаете кто, если отгадаете загадку.

1) Это что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы

Уши больше головы. (Заяц)

(Воспитатель достаёт картинку зайчика )

Воспитатель: Ребята, а что зайчик делает осенью?

Дети: Зайчик осенью меняет серую шубку на белую.

Воспитатель: Зачем зайчику белая шубка?

Дети: Чтобы лиса или волк не заметили зайца на белом снегу.

Воспитатель: Давайте попрыгаем, как зайчики.     (Прыгают).

2) Воспитатель: Кого же ещё мы встретим в лесу?

- Он в берлоге спит зимой

под большущею сосной,

а когда придет весна,

просыпается от сна. (Медведь).

(В - ль достаёт картинку медведя)

- А вы знаете, что медведь делает осенью?

Дети: Все лето и осень медведь готовится к зиме: ест много ягод, ловит рыбу в реке, накапливает жир на зиму. В конце осени он находит себе место под сосной, где лежит много листьев и веток, и ложится спать до весны. Зимой выпадет снег, а ему в берлоге будет тепло.)

Воспитатель: Давайте походим, как медведь. (Дети изображают медведя).

3) Воспитатель: Ребята,  может, мы ещё кого-нибудь встретим.

Как выдумаете, ребята, о каком животном пойдет речь в следующей загадке?

В дупле живет, да орешки грызет. (Белка).

Показывает картинку белки.

Воспитатель: Что делает белка осенью?

Дети: Белочка собирает грибы, орешки, шишки.

Воспитатель: А белочка меняет шубку? (да)

Воспитатель: Какого цвета шёрстка становится у белочки? (серая)

Воспитатель: Почему серая? (потому что деревья серые)

Воспитатель: Давайте попрыгаем, как белочки.   (прыгают)

4) Воспитатель: Ой, ребята, а это что за зверёк?

Сердитый недотрога живёт в глуши лесной

Иголок очень много, а нитки - ни одной! (Ёжик)

Воспитатель: Правильно, ребята. Это ёжик. А как вы догадались? - А что же будет ёж делать зимой? (ответ детей)

Спать. Ёж летом и осенью нагуливает жирок, что бы всю зиму сытым быть

 Воспитатель предлагает детям превратиться  в ёжиков.

           ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ЁЖИК»

Вдох носом: короткий шумный ( «как ёжик» ) с напряжением мышц всей носоглотки

(ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный через полу открытые губы.

Воспитатель: А каких животных еще можно встретить в лесу? (волк, лиса, кабан, лось, енот и т.д.)

Воспитатель: А у наших животных есть детки. Д/ игра «Кто у кого»

Воспитатель: у зайца         Дети: зайчата

Воспитатель: у лисы          Дети: лисята

Воспитатель: у медведя     Дети: медвежата

Воспитатель: у волка         Дети: волчата

Воспитатель: у белки         Дети: бельчата

Д/игра «Кто, где живет»

Воспитатель: У лисы был день рожденье, к ней пришло много гостей, а потом они заблудились и не могут найти дорогу домой. Ребята, давайте поможем каждому найти свой домик.

 Лиса – дети (в нору)

Белка – в дупло

Медведь  - в берлогу

Волк – в логово

А зайчик – под кустик.

А утром сорока всех разбудила и лиса выскочила – из норы

Белка – из дупла

Медведь – из берлоги

Зайчик – из-под куста.

3 часть

Понравилось вам наше путешествие по осеннему лесу? Много разных животных встретили (дети вспоминают, кого встретили)

Чем заняты животные осенью в лесу? Как они это делают?

Воспитатель: У всех животных происходит линька. Заяц, белка меняют окраску. Животные делают запасы на зиму.

Воспитатель: Помогите мне закончить предложение:

Д/ игра «Закончи предложение»

Заяц зимой белый, а летом…

У зайца хвост короткий, а уши…

Заяц пушистый, а еж…

Заяц дикий, а кошка..

Медведь сильный, а заяц…

Белка живет в дупле, а лиса…

Воспитатель: Ребята, скоро осень закончится. А у нашего ёжика было много дел, и он не успел утеплить свою норку. Давайте ему поможем, нарисуем для него много листочков. Давайте пройдём на волшебную полянку (дети подходят к столам).

Садитесь поудобнее, ножки поставьте вместе, спинки подравняйте, возьмите в руки наши волшебные кисточки и нарисуйте для ежиков много листочков. Какого цвета литья осенью? (Красные, оранжевые, жёлтые).

Работа с краской (звучит музыка).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ёжик будет очень рад, увидев, сколько листочков мы ему нарисовали. Теперь - то ему будет в норке тепло всю зиму.

Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться из леса в нашу группу. Давайте сядем на самолет.

 Подведение итогов:

Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? Что происходит осенью? Каких животных мы встретили в лесу? Кому мы помогли? Понравилось вам наше путешествие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованно- образовательной деятельности по познавательному развитию(старшая группа). Тема: «Наши помощники - органы чувств»

Конспект организованно- образовательной деятельностипо познавательному развитию. Подготовила и провела воспитатель старшей группы "Вербочка" Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна...

План - конспект непосредственно - образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе Тема: «Зимнее путешествие» (с использованием ЭОР)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», Задачи: 1. Обобщить и закрепить знания детей о жизни диких животных зи...

Конспект итоговой образовательной деятельности по математике в средней группе Тема: «Задачки хитрой Лисицы»

Конспект итоговой образовательной деятельности по математике всредней группе...

Конспект организованной образовательной деятельности по лепке дошкольников средней группы Тема: «Кораблик».

Вызвать интерес к лепке по мотивам литературного произведения. Обеспечить условия для свободного выбора детьми содержания и приемов  техники лепки....

Конспект организованной образовательной деятельности по математике в средней «Б» группе «Путешествие в осенний лес»

Цель: Показать детям - что осень прекрасное время года. Закрепить знания о некоторых характерных особенностях времени года осень путём применения игровой формы обучения....

Конспект организованной образовательной деятельности ФЭМП во второй младше группе Тема: «Занимательное путешествие»

Конспект занятия, направленного на формирование умения обследовать предмет по заданным признакам (форма, цвет, величина)....