«Осень»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Пугачева Марина Константиновна

Цели и задачи:

 -Обобщить и закрепить знания детей о характерных  признаках осени; уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в живой и неживой природе

 - Закрепить знания детей о разных видах деревьев, разновидностях их листьев и плодов, о лесных грибах

 - Развивать внимание, мышление и активизировать словарный запас детей

 -Воспитывать бережное отношение к природе

Материалы и оборудование:  игрушка Лесовик,  картинки с для ковролина с изображением примет осени; фигурки деревьев для ковролина, осенние листочки для ковролина; картинка с изображением контуров листьев разных деревьев, фломастеры разных цветов, корзинка с натуральными плодами деревьев; игра «Погода и мода» с образцами одежды.

            Ход образовательной деятельности

Воспитатель. Ребята, к нам в гости пришёл Лесовичок. (Подходит к экологической зоне в группе, где на пенёчке сидит Лесовик).

Лесовик. Здравствуйте, ребята! Долго я живу на свете.  Много всего знаю. Отгадайте мою загадку.

                               Листья по двору летают,

                              Под ногами шелестят.

                               Птицы снова к теплым странам,

                              Клином весело летят.

                             Угадайте, что за пора,

                             Снова в гости к нам пришла?

                                                                     (Осень)

Вы правильно отгадали загадку. Как вы догадались, что загадка про осень?

(Дети перечисляют приметы осени, которые упоминаются в загадке.)

Я принёс вам картинку и хотел её показать, но по дороге она упала и рассыпалась на части.  Ребята помогите поставить части картины на своё место.  Проводится игра «Собери картинку».

Дети собирают картинку, состоящую из изображения различных признаков осени: состояние солнца, деревьев, животных и птиц.

Ребёнок читает стихотворение:

                                    Все деревья облетели,

                                     Зеленеют только ели,

                                     Днем и ночью дождик льёт,

                                   Грязь и лужи у ворот.

Воспитатель. Отгадайте загадку:

                               Летит орлица

                             По синему небу.

                              Крылья распластала,

                            Солнышко застлала.

                                                   (Туча)

Воспитатель. Туча набежала, капельки закапали, листики упали с деревьев.

Верните, ребята, листья на деревья, с которых они упали.

Дети подходят к ковролину, на котором изображены деревья: клён, берёза, рябина, дуб, берут листья, разложенные на столе, прикрепляют их к тому дереву, с которого они опали.

Дети, прикрепляя листья на ковролин, комментируют:

                   Лист дуба (какой?) дубовый.

                   Лист клёна (какой?) кленовый.

                   Лист берёзы (какой?) берёзовый.

                  Лист рябины (какой?) рябиновый.

              Пальчиковая гимнастика «Листья»

Раз, два, три, четыре, пять -                Дети загибают пальцы, начиная  с бо-

Будем листья собирать:                льшого, сжимают и разжимают кулаки.

Лист берёзы,

Лист рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба

Мы соберём,                                     Пальцы одной руки «шагают» по другой

Маме осенний букет отнесём.     руке.

Лесовичок.  А сейчас, ребята, я хочу проверить вашу внимательность.

Найдите, какие листья спрятались на картинке.

Дети обводят фломастерами разных цветов контуры листьев различных деревьев.

Воспитатель.  Ребята, осенью на деревьях не только листья меняют окраску. Отгадайте загадки.

                                 Весной зеленела,

                                Летом загорала,

                                  Осенью надела

                                   Красные кораллы?

                                                (Рябина)

                                 У одного отца

                                 Тысяча сыновей.

                                 Он каждому шапочку дал.

                                  А себе не взял.

                                                (Дуб и жёлуди)

Воспитатель. Да, осенью на деревьях появляются плоды. Подберите к каждому дереву свои плоды.

(Воспитатель приносит корзину с натуральными семенами клёна, дуба, берёзы, рябины. Дети подходят деревьям на ковролине и оставляют семена, подходящие к каждому дереву.)

Воспитатель предлагает отгадать ещё загадку.

                                Маленький, удаленький,

                                Сквозь землю прошёл,

                                 Красную шапочку нашёл.

                                                (Гриб)

Лесовичок. Ребята, а в осеннем лесу выросло много грибов.

Воспитатель. Давайте пойдем на полянку, соберём грибочки.

       Речь с движением «Боровик». (А. Прокофьев)

По дорожке шли -                     Дети идут по кругу, останавливаются

Боровик нашли.                          и разводят руками,

Боровик боровой                          приседают,

В мох укрылся                               закрывают

С головой.                                       Голову руками.

Мы его пройти                               Встают и на носочках

Могли                                                разбегаются

Хорошо, что тихо               

Шли.                                                     врассыпную.

Воспитатель. Пришла осень, похолодало. Ребята Решили пойти в парк погулять. Что же надеть? Подберите одежду, подходящую для осенней прогулки. Игра « Погода и мода» для ковролина. (Детям предлагается выбрать среди одежды ту, которую можно надеть осенью в дождливую и холодную погоду.) Дети подбирают одежду, объясняя свой выбор.

Лесовичок хвалит детей и приносит детям осенние угощения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."

Праздник для детей среднего возраста....

«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».

Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени....

Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"

«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...

Осенние сценарии "Что у осени в корзинке?", "Чудеса в осеннем лесу" (для младшей, средней и старшей дошкольной возрастной группы)

Данные осенние сценарии - это увлекательные осенние путешествия, с песнями, танцами, играми, загадками,  и конечно же встреча со сказочными героями......

логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование ...

Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование представлений о периодах осени и их характерных осо­бенност...

«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»

Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...