Главные вкладки

    Конспект комплексного занятия по Экологии и Речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста « Загадки на грядке"
    план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

    Шипкова Юлия Демидовна

    Конспект комплексного занятия по Экологии и Речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zagadki_na_gryadke.docx30.76 КБ

    Предварительный просмотр:

              Государственное дошкольное образовательное

                              учреждение детский сад №42

                                Кировского района г. С.-Пб  

               Конспект комплексного занятия по экологии и  

                                           Речевому развитию  

                    для детей старшего дошкольного возраста

                                           

                                      « Загадки на грядке»

    Провела воспитатель:

    Шипкова Ю. Д.

                                                    С.-Пб, 2014                                   

                                          «Загадки на грядке»

           Комплексное занятие по экологии и развитию речи

         Цели:

    1. Активизировать названия овощей. Закрепить обобщающее понятие «овощи»
    2. Учить детей понимать образный смысл загадок.
    3. Упражнять детей в образовании прилагательных и существительных.
    4. Воспитывать любовь к дарам природы.

    5.  Воспитывать уважение к труду взрослых.

     Задачи:

         Воспитательные:

    1. Воспитывать умение  работать в подгруппе, координируя свои действиями с действиями партнёров; умение договариваться

         Образовательные:

    1. Закрепить в сознании детей обобщающие понятие «овощи», названия различных овощей.
    2. Рассказать детям о пользе овощей для человека: это источник витаминов и жизненной силы, очень вкусный продукт питания.
    3. Ознакомить детей, что из овощей можно приготовить обед и сок.

    Развивающие:

    1. Развивать внимание детей.
    2. Развивать память детей.
    3. Обогащение словарного запаса детей.

          Материалы для занятия:

    1. Картинки с изображение различных овощей
    2. Муляжи овощей
    3. Игрушка - бабушка из театра би-ба-бо
    4. Натуральные овощи

                                               Ход занятия:

                                           Часть I   

                                   Введение в занятие

    Воспитатель:  Сегодня, дорогие ребята, нас ждут интересные встречи

    и увлекательные игры. А начать наше занятие я хочу со стихотворения Ян. Бжехвы. Стихотворение я вам прочту, а вот название для него вы придумаете  сами. Прошу вас помочь мне, вставляя нужные слова, когда я сделаю паузу.

      Во время чтения стихотворения воспитатель вместо называния овощей показывает картинки:

                   В огороде ….. помидор

                   Взгромоздился на забор:

                   Притворяется, негодник,

                   Будто сам он огородник!

                   Возмутилась тетя…. репа!

                   Это глупо и нелепо!

                   Крикнул дядя…. огурец!

                   Безобразник! Сорванец!

                   Огорчился старый… лук!

                  « Не терплю подобных штук!»

                    Покраснел сорванец,

                    Устыдился, наконец, -

                    И скатился чин по чину

                    К огороднику в корзину!

    Воспитатель: Так какое же название вы бы дали этому стихотворению?

    Дети: « Овощи», «Разговор овощей и т.д.

    Воспитатель: Ян Бжехва назвал его « Овощи»

    Вот и наше сегодняшнее занятие тоже будет посвящено овощам.

    Я предлагаю вам устроить настоящий овощной праздник.

     Где же нам найти овощи?

    Дети: на даче, в деревне …..

    Воспитатель: Правильно, можно отправиться за ними на дачу, в деревню. Я предлагаю съездить в деревню. Там живёт одна моя знакомая бабушка Клава. У неё прекрасный участок, где растёт

     много овощей.  Как по - другому назвать этот участок?

    Дети: Огород

    Воспитатель: Правильно у бабушки Клавы прекрасный огород.

    Воспитатель: Предлагает детям построиться паровозиком и отправиться в гости к Бабушке Клаве.

    Дети строятся паровозиком, проезжая круг останавливаются

    у макета  огорода.

                               

                                             Часть II

                                  Загадки бабушки Клавы

    Воспитатель: Вот мы и приехали на дачу к бабушке Клаве, давайте  познакомимся с бабушкой Клавой. Давайте посмотрим, где растут овощи. Кто  их выращивает?

    Дети: на огороде у бабушки Клавы

    Воспитатель: В огороде есть грядки.

    Воспитатель: Какие овощи растут на грядках у бабушки Клавы?

    Дети: помидоры, огурцы, картошка, свёкла, кабачки, баклажаны, морковка, редька, лук, чеснок

    Воспитатель: А какие овощи вы ещё знаете? О них вам помогут вспомнить картинки?

    Дети: тыква, репа, редис, капуста

    Воспитатель показывает детям игрушку «бабушку из театра би-ба-бо и с этого момента разговаривает от лица бабушки Клавы.

    Бабушка Клава: Здравствуйте, ребятки, зачем же вы ко мне пожаловали?

    Дети: За овощами.

    Бабушка Клава: Что ж, тогда отгадайте мои загадки.

                    Кругла, рассыпчата, белая,

                              На стол она с полей пришла,

                              Ты посоли её немножко

                              Ведь, правда, вкусная?..... ( картошка)

               Воспитатель: А как вы догадались, что загадка о картошке?

               Дети: рассыпчатая, белая….

               Воспитатель: О каком  ещё овоще говорят, что он рассыпчатый?

               Дети: только о картошке.

              Воспитатель:  Конечно, только о картошке.

                                                     ***

                                 Летом в огороде свежие, зелёные

                                 А зимой в бочке – жёлтые, солёные

                                 Отгадайте, молодцы, как зовут нас? (Огурцы)

                                                 ***

                             Микробов он сбивает с ног

                              Ну а зовут его……(Чеснок)

                                                 ***

                              Сто одёжек и все без застёжек (Капуста)

                                                 ***

                              Нужнее всех из овощей

                    Для винегретов и борщей

                    Из урожая нового

                    Красавица бордовая (Свёкла)

    Воспитатель: А как вы поняли, что загадка о свёкле?

    Дети: Потому что только свёкла красная. Винегрет и борщ красного цвета из-за свеклы.

    Воспитатель: Вы знаете ещё какой-нибудь овощ, который тоже был бы красного цвета?

    Дети: Нет.

                                  ***

                    Все узнают молодца,

                    Что растёт на грядке:

                    Он побольше огурца,

                    Толстый он и гладкий,

                    Тоже держится за плеть,

                     Приходите посмотреть! (Кабачок)

                             

                                  ***

                     Я вырос на грядке,

                    Характер мой гадкий:

                    Куда не приду,

                    Всех до слёз доведу (Лук)

    Воспитатель: По каким признакам мы узнаём в этой загадке лук?

    Дети: Когда мама готовит и режет лук. У неё от лука появляются слёзы.

                                        ***

                      Привязан кустик к колышку,

                      На кустике – шары

                      Бока подставив солнышку,

                      Краснеют от жары (Помидор)

    Бабушка Клава: Молодцы, ребятки.

    Воспитатель: Усаживайтесь на стульчике.

    Ребята, а пока бабушка Клава готовит угощение для вас, вы мне расскажите,  как овощи попадают на прилавки магазинов.

                                                    Часть III

                    Как овощи попадают на прилавки магазинов

               Воспитатель: А теперь давайте поговорим вот о чём. В городе живёт очень много людей, и дачи есть не у всех. Где же берут овощи те люди, которые не выращивают их сами?

              Дети: в магазине

             Воспитатель: правильно, в магазине. А откуда попадают они в магазин?

              Дети: овощи выращивают на больших полях, где землю вскапывают трактора.

              Воспитатель: Всё верно и семена сажают в землю тоже машины. Машинами же и пропалывают поля, с помощью специальных машин собирают урожай. Работают на таких овощных полях ….. овощеводы.

                                 

                                  Физминутка               

                           Дети стоят полукругом

    Однажды хозяйка с базара пришла  - Ходьба на месте

    Однажды хозяйка домой принесла – Ходьба на месте

               Капусту                                      Дети берутся за голову

               Картошку                                       кладут руки на плечи

    Морковку                                         кладут руки на пояс

    Горох                                         опускают руки на колени                          

    Петрушку и Свёклу                 приседают и хлопают

                Ох                                        в ладоши

    Вот овощи спор завели           Попеременные удары

    на столе                                        кулачками в ладони      

    Кто лучше, вкусней

    и нежней на земле    

    Хозяйка тем временем           имитируют движение

              Ножик взяла                               режут

    И ножичком этим

     крошить начала      

     

                Капусту                                  Дети берутся за голову

     Картошку                                 кладут руки на плечи

     Морковку                                 кладут руки на пояс

    Горох                                         опускают руки на колени                          

    Петрушку и Свёклу                  приседают и хлопают

             Ох,                                          в ладоши

    Закрытую крышку                    вокруг себя и руки на крест

    В душном котле

    Кипели, кипели

    В крутом кипятке

    Капусту                                       Дети берутся за голову

    Картошку                                    кладут руки на плечи

    Морковку                                    кладут руки на пояс

    Горох                                           опускают руки на колени                          

     Петрушку и Свёклу                   приседают и хлопают

              Ох,                                            в ладоши

                                   

    И суп овощной                          кушаем суп

    оказался неплох

                                              Часть IV

                             Обед из овощей

                       

    Воспитатель: Усаживайтесь на стульчике.

    Ребята, а пока бабушка Клава готовит угощение для вас, вы мне расскажите, что вы знаете о приготовление обеда.

    Воспитатель: Скажите, а какой суп можно приготовить из гороха?

    Дети: гороховый суп.

    Воспитатель: А какой суп можно из картофеля?

    Дети: картофельный суп.

    Воспитатель: А какой суп можно из свеклы?

    Дети: свекольный суп.

    Воспитатель: А какой суп можно из лука?

    Дети: луковый суп.

    Воспитатель: А какой суп можно из помидоров, или томатов?

    Дети: томатный суп.

    Воспитатель: А какой суп можно из овощей?

    Дети: овощной суп.

    Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что из овощей готовят ещё и соки.

    Вот, например, из моркови, какой сок получится?

    Дети: морковный

    Воспитатель: А из капусты?

    Дети: капустный

    Воспитатель: А из огурца?

    Дети: огуречный

              Воспитатель: А из помидоров?

              Дети: томатный

              Воспитатель: А из тыквы?

              Дети: тыквенный

              Воспитатель: Молодцы, ребята.

                                                   Часть V

                                     Чем полезны овощи

              А вот и наша бабушка приготовила угощение для вас – винегрет.

              Угощает детей.

               Дети: кушают винегрет

              Воспитатель: Скажите, какие овощи положены в винегрет?

               Дети: картошка, морковка, лук, горошек, свёкла, огурец

              Воспитатель: А сейчас побеседуем о том, для чего нашему организму   необходимы овощи? Как вы думаете?  А Бабушка Клава послушает вас.

              Дети: В овощах много витаминов, которые необходимы, чтобы быть здоровыми и хорошо расти.  Овощи просто очень вкусные.

              Бабушка Клава: Какие вы молодцы ребятки.

              Воспитатель: А какие овощи помогают нам бороться с простудой и гриппом?

               Дети: лук, чеснок.

              Воспитатель: молодцы.

              Воспитатель: Овощи нам нужны, чтобы у нас не болели желудок и живот, потому что они помогают слаженно работать нашему организму, помогают переваривать пищу. Овощи нужно есть, чтоб зубы были здоровыми.  Овощи нужно есть, чтоб была хорошая фигура.

             

               Воспитатель: Теперь нам осталось поблагодарить бабушку Клаву и           попрощаться с ней.      

               Дети: До свидания

               Бабушка Клава: До свидания.

                                                    Часть VI

                                          Выход и занятия

               Воспитатель: Ребятки отправляемся обратно в детский сад.

               Дети строятся паровозиком, проезжая круг и усаживаются на стульчики.

               Воспитатель: Вот мы и приехали!

               Воспитатель: Ребятки, скажите мне, пожалуйста, где мы сегодня с вами путешествовали?

               Дети: Мы были в гостях на даче у Бабушки Клавы.

               Воспитатель: Что есть на даче у бабушки Клавы?

               Дети: огород

               Воспитатель: А кто ухаживает за огородом?

               Дети: Бабушка Клава

               Воспитатель:  А что растёт на даче, в огороде  Бабушки Клавы?

               Дети: морковь, помидоры, огурцы, картофель, лук, чеснок……

               Воспитатель:  А как мы можем назвать одним словом: капусту, лук, перец, баклажан…..?

                Дети: овощи.

               Воспитатель: Правильно, молодцы. Все лето она ухаживала за овощами, поливала их, пропалывала, рыхлила. Поэтому у бабушки Клавы был богатый урожай овощей.

               Воспитатель: А какое блюдо из овощей вы сегодня пробовали?

               Дети: винегрет

               Воспитатель: А какие блюда  и напитки можно приготовить из овощей?

               Дети: суп, сок.

               Воспитатель:  Нужно ли людям есть овощи или мы можем обойтись без них?

               Дети: да, нужны, чтобы быть здоровыми и  хорошо расти. А лук, чеснок нам помогают бороться с простудой.                                                                      

               Воспитатель: Всё верно.

               Воспитатель: Много людей  есть, у которых нет дачи. Где же берут овощи те люди, которые не выращивают сами?

               Дети: в магазине

               Воспитатель: Правильно, в магазине.

               Воспитатель: Молодцы ребятки вы сегодня хорошо потрудились.

               Наше занятие окончено. Можете пойти поиграть.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект комплексного занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Замок Снежной королевы"

    Конспект комплексного занятия  по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста...

    Презентация к занятию по экологии "Мир насекомых ."для детей старшего дошкольного возраста.

    Материалы презентации могут быть использованы воспитателем в совместной деятельности с детьми для формирования экологических представлений по теме"Насекомые". Презентация расчитана на детей старшего д...

    Конспект занятия по экологии «Волшебница вода» для детей старшего дошкольного возраста

    Рассматривание схемы – плаката «Как человек использует воду».Беседы: о воде в природе, вода и её превращения, история одной капельки, почему нужно беречь воду.Тематические экскурсии в природу и др....

    Комплексно-тематическое планирование по Теме : «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»

    Комплексно-тематическое планирование поТеме : «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»...

    конспект занятия по художественно - эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста

    " Использование инновационных методов изобразительной деятельности в развитии в развитии творческих способностей старших дошкольников."...

    Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Глупые ссорятся, а умные договариваются»

    Цель: Содействие развитию у детей умения  предотвращать  ссоры и находить пути решения  конфликтных  ситуаций в процессе обсуждения проблемной ситуации.Задачи:1....