Конспект НОД в подготовительной группе "Волшебный мир дерева"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Журбина Елена Николаевна

Китайская пословица гласит: "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx586.29 КБ

Предварительный просмотр:

             

                               

                                         Конспект

         непосредственно образовательной деятельности

             в подготовительной группе детского сада

                             «Волшебный мир дерева»

                                                                     Журбина Елена Николаевна

                                                  воспитатель МКДОУ «Краснянский детский сад»

Цель:  

Расширить представления детей о дереве, его качествах и свойствах.

Задачи:

  Образовательная: Познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий. Учить делать выводы и умозаключения о свойствах дерева.

Развивающая: Способствовать овладению средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта по известному алгоритму. Стимулировать желание детей для самостоятельного проведения исследования. 

Воспитывающая: воспитывать экологическое сознание через сочинение экологической сказки с моделированием.

Предварительная работа: а) наблюдение на прогулке за деревьями;

 б) в совместной деятельности: отгадывание загадок, ребусов о деревьях и

 предметах из дерева,  рассматривание энциклопедии.

Используемое оборудование:

-  пилка, гвоздь, деревянная доска, небольшие срезы на каждого;

- краски и кисточки;

- емкость с водой, лупа;

- конверт с письмом;

- спички для воспитателя.

Методы и приемы: опыты, решение исследовательских и логических задач, вопросы и напоминания, сочинение сказки с моделированием.

Технология: исследовательская деятельность

Ожидаемые результаты:

  • Обогащение детей знаниями о свойствах и качествах древесины поможет им выделять у предметов такие признаки, как функция (способ использования) и назначение (способность удовлетворять потребности). Дети приобретут опыт:
  • в исследовательской деятельности;
  • в выдвижении гипотез и выборе методов доказательства их;
  • в активном и доброжелательном взаимодействии с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности;
  • в выстраивании игрового действия, сопровождаемого речью.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить:

Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

- Ребята, а где растут деревья? (участок, улица, лес, поле и т.д.)

Хорошо, а как узнать название деревьев?

Начинается разминка!

Отвечайте  чётко, ясно,

Чтобы было всем понятно.

Какое это дерево?   Презентация «Лиственные деревья»

- Как можно назвать эти деревья? А почему мы их так называем?

 

 Презентация «Плодовые деревья»

- Какие это деревья? (плодовые, от слова «Плод»).  Или их еще называют фруктовые. 

-  Ребята, для чего нужны деревья, чем они полезны?

(Они помогают очистить воздух, пополняют землю кислородом, украшают природу, сохраняют тень в жаркий день. Не позволяют образовываться пустыням, потому, что корнями держат в земле влагу).

- А чем дерево может нам помочь? Какие предметы изготавливают из дерева?

(Из дерева изготавливают мебель, игрушки, посуду, музыкальные инструменты, двери, оконные рамы, строят дома).

-  Как называется профессия людей, которым для работы необходим материал-дерево? (Плотник).

- Ребята, сегодня я получила  письмо от Мальвины, давайте его прочтем.

Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться.  Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться. Что делать? Ребята, помогите найти решение.  Мальвина.

Дети высказывают предположения. Если кто-либо не высказывает версию о том, что Буратино думает, как ему перебраться через реку (ведь плавать он не умеет), то воспитатель подводит детей к формулировке проблемы.

-  «Как переплыть реку, если не умеешь плавать?».

Дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают гипотезы и все вместе анализируют их.

Гипотезы: построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь его перевезти, но рядом никого нет; может, он не утонет, он же деревянный.

Последнюю гипотезу воспитатель предлагает проверить.

-  А как нам проверить тонет ли предмет из дерева?

 Дети: Провести опыт, эксперимент.

-  Опыт – это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы изучить его.

- А что необходимо для опыта?

Дети берут деревянные предметы, наливают в тазики воду и проводят эксперимент.

-  Что вы наблюдаете? Что можно сказать о деревянном предмете, который находится в воде? Он тонет в воде?

 (Проделав опыт, дети делают вывод: дерево в воде не тонет, значит, и Буратино не утонет, доплывёт, потому что он деревянный).

-  Что же мы посоветуем Буратино?

Дети: Прыгнуть  в речку и быстро ее переплыть. В школу Буратино успеет вовремя.

-  А что же делать с одеждой  Буратино? (Если дети не догадаются, то можно предложить свой вариант: сложить  одежду и Азбуку на лист кувшинки)

-  Мои исследователи, о каком же свойстве дерева мы узнали? (Дерево не тонет в воде).

- Давайте мы с вами оставим в воде свои срезы дерева и в конце нашего занятия мы посмотрим, изменилось что-то или нет.

- Ребята, а давайте представим себя деревьями.

Проводится физкультминутка

Физкультминутка:

  Выросли деревья в поле.
 Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
 Каждое старается,
 К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

  Вот подул веселый ветер,

  Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
 Даже толстые стволы

  Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
 Вправо-влево, взад-вперед –
 Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
 Он их вертит, он их крутит.
 Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
 Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. (Дети садятся на коврик)

-  А сейчас я хочу вновь вас пригласить в нашу лабораторию. Возьмите в руки брусок, закройте один глаз и попробуйте рассмотреть сквозь него, что вы заметили? Какой вывод сделаем?  (Дерево непрозрачное и каждое имеет свой рисунок)

А теперь скажите, какая поверхность у деревянного бруска?

Дети: шероховатая или гладкая.

- Проведите гвоздиком по поверхности дерева. Что осталось на дереве? (отпечаток, отметка).

- А как можно узнать возраст дерева? (По кольцам на срезе).  Правильно,  возраст дерева можно узнать по количеству колец на пеньке. Два соседних кольца: темное и светлое, соответствует одному году роста.

-  Дети, у вас на столе лежат спилы дерева. Возьмите лупу и давайте посчитаем, сколько лет было дереву?

- Как узнать  поддается ли  дерево обработке: его можно пилить или рубить?

  Давайте с вами проверим.  

Но сначала вспомните о безопасном использовании остро-режущих инструментов.  Дети: Держать инструмент нужно за ручку. Размахивать инструментом нельзя.  Этот опыт проведут нам мальчики: Даня и Сережа, а девочки посмотрят. Возьмите пилку, левой рукой придерживайте  деревянный брусок, а правой попробуйте пилить. Сережа, ты какие движения пилой будешь делать: вперед-назад или вправо-влево? (Вперед-назад.) А ты, Даня? Верно, молодцы.  Работайте. (Дети пилят) Кто уже знает ответ на этот вопрос: можно ли пилить дерево? Маша! (Дерево можно пилить.) Проблемный вопрос: если дерево можно пилить, можно ли его рубить топором? (Да). Верно. В деревнях печь топят дровами, которые рубят чем? Топором!

 Сделаем вывод: какими еще свойствами обладает материал «дерево»? Вывод: «Дерево можно пилить и рубить»

 А из чего сделаны спички? (Из дерева). Следующий опыт проведу я, а вы сделайте вывод: каким еще свойством обладает дерево. (Воспитатель поджигает спичку и  показывает, как быстро сгорает дерево.)

Кто назовет еще одно свойство  дерева?  (Вывод: «Дерево горит»)

Показать знак:

- Ребята, а кто знает, что означает этот знак?

 («Нельзя играть со спичками»)

-  У вас на столе лежат краски и кисти и деревянные бруски. Как вы считаете можно ли покрасить предметы из дерева?  (можно)

-  Давайте попробуем покрасить брусок. Цвет краски выберите сами.

-  Скажите, ребята, хорошо окрашивается? (Да)

-  А теперь давайте посмотрим, что у нас случилось с брусочком, который остался лежать в  воде? (намок, стал сырой, впитывает воду)

Какой вывод мы сделаем?  Поглощает влагу и от этого меняется в размере.

-  Какие свойства дерева мы узнали, проделав эксперименты?

Ответы детей: Дерево не тонет в воде, но впитывает ее, увеличиваясь в размере. Не прозрачное и хорошо окрашивается. Дерево можно распилить, оно имеет рисунки на спилах, хорошо горит, на нем остаются следы от острых предметов.

- Встаньте в круг и мы  поиграем в игру: «Наоборот». Я бросаю мяч и называю одно свойство, а вы отвечаете противоположное: гладкий - шероховатый, тонет - плавает, тяжелый - легкий, твердый - мягкий, прочный - хрупкий, тухнет - горит.

-  Вы исследовали свойства дерева глазами и руками. А теперь пусть ваши носики поработают. Поиграем в игру «Отличи по запаху дерево от  пластмассы» Закройте глаза. Молодцы, ребята. Хорошее у вас обоняние. Запах дерева знаете.

- А теперь скажите, зачем людям знать  свойства материала? (Люди знают разные свойства материалов и поэтому делают разные предметы, которые им нужны).

- Ребята, с  деревьями тоже случаются разные истории. Давайте сочиним экологическую сказку про березку. Согласны? Почему экологическую? Потому, что наша сказка должна учить беречь природу. И наша сказка должна быть с хорошим концом.

- Мы с вами играли, проводили опыты, а теперь давайте оценим вашу  активность, правильность ответов, вашу правильную речь:

- кто отлично работал – покажет руку «5»

- кто хорошо работал, но делал некоторые ошибки  - покажет кружок «Хорошо!»

- кто только слушал, но не отвечал – покажет знак «Руки накрест»- «Нет»

И так, подумайте. Начали!

       Интересно вам знать всё о деревьях? (Да)

Кто хочет дома, вместе с родителями,  сочинить сказку или стихотворение о каком–либо дереве? Кто хочет слепить разные деревья? Кто хочет сделать макет деревьев из картона или бисера? Кто хочет найти историю любого дерева, собрать информацию и вместе с родителями выступить в саду перед ребятами? А может кто-то вместе с родителями сделают видеофильм о деревьях нашего края? Много желающих. Тогда я предлагаю провести праздник: «Какие они, деревья?» Согласны? Готовьтесь.  А сегодня спасибо всем за участие.


Алгоритм сочинения экологической сказки с добрым концом

Возле речки росла березка Муз «Журчание ручья»

На березке птицы свили гнездо.

Муз «Птички»

Пришли дети. Они веселились под березкой.

Муз « Дети веселятся»

Мальчик Саша лежал в тени березы. Его кусали комары.

Муз «Комар»

  

Он сломал ветку березы Муз «Сломал ветку» и стал обмахиваться от комаров. Березка заболела, листья завяли.  

 

Муз. «Березка заболела, засыхает»

Птички улетели. Им неуютно стало на сухой ветке.

Муз. «Птицы улетают»

Медведь пришел зарычал на мальчика: «Зачем погубил березку?»

Муз «Медведь»

Волк завыл на мальчика: «Зачем погубил березку»

Муз «Волк»

Дети его стыдили: «Зачем погубил березку?»

Сами дети озвучивают слова

Стыдно стало мальчику. Он перевязал березке ранку.

Саша поклонился березке и  попросил прощения. Какие слова сказал березке?

Дети озвучивают слова прощения

А потом дождик полил березку.

Муз «Дождь»

Солнце засияло и пригрело березку.

Муз. «Солнце греет»

Березка выздоровела.

Снова зашелестела своей зеленой листвой. Муз «Листва шумит»

Вновь прилетели птички и запели свои песни

Муз «Птички»

Ребята  снова весело играли в тени березки

Муз «Дети веселятся»

Всем было радостно! Сказка закончилась хорошо.

Берегите природу!

Аплодисменты.

Спасибо за добрую сказку!

 Муз «Аплодисменты»

Как можно назвать нашу экологическую сказку с добрым концом («Не обижайте березку!», «Берегите березку!», « Берегите природу»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в подготовительной группе по рисованию "Деревья смотрят в озеро"

В данном конспекте представлен материал по ознакомлению детей дошкольного возраста с техникой рисования двойных (зеркально - симметричных изображений) - монотипией....

Конспект занятия в подготовительной группе по Художественному творчеству (нетрадиционная техника рисования: кляксография) Тема: «Осеннее дерево»

Цель:  Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники                рисования «кляксография» Задачи:...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе « ЧУДО- ДЕРЕВО»

Разработанные конспекты для подготовительной к школе группы  основываются на сказках, что очень привлекает детей, развивает их творчество и фантазию....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ  ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ  ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»...

Конспект занятия в подготовительной группе «Хвойные деревья Марийского края»

Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к Родине, своему краю....

конспект по развитию речи по теме «Деревья, деревья, деревья»

Программное содержание:Закрепить   знаний о деревьях, познакомить  с отличительными признаками (хвойные, лиственные). Развивать  умение узнавать их по характерным признакам и назыв...