НОД по познавательно-речевому развитию "Зимующие птицы" для детей средней группы
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Серебровская Ольга Ивановна

НОД по познавательно-речевому развитию "Зимующие птицы" для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_zimuyushchie_ptitsy_prr_sr_gr.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение

Детский сад №24 Красногвардейского района

г. Санкт – Петербурга

Непосредственно образовательная деятельность

 по познавательно-речевому развитию

«Зимующие птицы»

Средняя группа

Автор – составитель

Воспитатель

Серебровская Ольга Ивановна

Санкт –Петербург

2015


Цель: прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.

Задачи:

Образовательная область «Познание»: уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах; формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

Образовательная  область «Коммуникация»: вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания; совершенствовать диалогическую речь; продолжать учить отвечать полным предложением; продолжать учить отгадывать загадки.

Образовательная область «Социализация»: воспитывать доброжелательное отношение к птицам; вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Используемые технологии:

-технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

-информационно-коммуникативные технологии;

-игровые технологии;

-здоровьесберегающие  технологии;

Предварительная работа: наблюдение за птицами на участке, рассматривание альбомов с фотографиями птиц, установка кормушки на участке, обеспечение кормом прилетающих к кормушке птиц, наблюдеие «Какие звуки издают птицы»; наблюдение «Сравнение следов под кормушками и под тополем».

Оборудование: картинки, фотографии зимующих птиц; запись пения птиц; кормушка; корм для птиц.


Ход работы.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о зимующих птицах. Но для начала прошу вас ответить на вопрос:

Какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели?

Итак, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.

А вот и первое стихотворение. Его написал

Анатолий Тараскин. Называется оно «Письма».

На снегу, как на страничке,

Пишут голуби, синички,

Пишет стая снегирей,

Пишет серый воробей

Письма Пете и Андрюшке,

Чтобы сделали кормушки.

Так кто же написал письмо?

А чем они писали? На чём?

Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы?

А теперь давайте отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут нашего первого гостя?

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

— Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый...

(Воробей)

(на доску прикрепляется картинка с изображением воробья)

Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.

Какой звук издаёт воробей?

Чик-чирик, чик-чирик!

Воробей скачет по дорожке,

Собирает хлебные крошки.

По ночам кочует,

Зёрнышки ворует!

Ребята, скажите, а какая птица умеет ворковать?

Картинка с изображением голубя крепится на доске.

Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).

Как голубь воркует? (Гру-гру)

А вот и следующая наша гостья:

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой…

( Сорока)

Картинка с изображением сороки крепится на доску.

Послушайте, как трещит сорока. (звучит аудиозапись)

Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

Прилетела к нам

Особа всем известная,

Она – крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

Красавица-ворона.

Картинка с изображением вороны прикрепляется к доске.

Послушайте, как ворона каркает. (звучит аудиозапись)

Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

А про какую птицу говорят так?

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!

(Дятел)

Картинка с изображением дятла помещается на доску.

Послушайте, как стучит дятел. (звучит аудиозапись)

Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.

Дятел – врач лесного царства,

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клёны, ели,

Чтоб росли и не болели.

Угадайте, что это за птица?

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ...

(Снегири)

Картинка с изображением снегиря пмещается на доске.

Послушайте, как снегирь поёт (звучит аудиозапись).

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замёрз он на снегу.

Что это за птица?

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

На доске помещается картинка с изображением синицы.

Послушайте, как синичка поёт. (звучит аудиозапись)

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Пусть снег вокруг искрится

И зимний ветер злится –

Поёт не уставая

Синица расписная.

Отгадайте, о ком идёт речь?

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

(Клёст)

Картинка с изображением клёста помещается на доску..

О ком речь?

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло.

(Сова)

Какую пользу приносят совы?

Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти — … .

(Свиристель)

Ребята! Вот и подходит к концу наша птичья выставка. Каких птиц мы сегодня увидели? (Воспитатель по одной указывает на картинки с изображениями птиц)

Когда приходят зимние холода, эти птицы никуда не улетают, а остаются в своей прежней среде обитания. Как их можно назвать одним словом? Почему?

Физкультминутка

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

Крылья расправим,

Клювик почистим

И вместе вернёмся назад.

Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало? »

А теперь я предлагаю вам еще немного поиграть. Я оставлю на доске шесть птичек. А вы всех их запомните. Потом по моей команде вы закроете глаза, а когда откроете — одна птичка уже улетит. Что это будет за птичка — вы и должны будете мне назвать? Ну что, попробуем?

Ребята. Птицы приносят человеку  пользу. Какую?

 Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. А как мы можем помочь птицам зимой?

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.

Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

Дидактическая подвижная игра «На кормушке»

Сейчас мы с вами еще немножко поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.

А теперь представьте, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку) .

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке? Давайте всех их назовем.

А как их назвать одним словом?

Вот и подошла к концу наша прогулка на птичью выставку. Что вам понравилось сегодня делать больше всего? Что нового и интересного вы сегодня узнали? Как мы можем заботиться о птицах?

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети слушают аудиозапись

Дети слушают аудиозапись

Ответы детей

Дети слушают аудиозапись

Ответы детей

Дети слушают аудиозапись

Ответы детей

Дети слушают аудиозапись

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети называют птиц на картинках

Ответы детей

Машут руками

Присаживаются на корточки

Складывают руки за спиной

Изображают расправляемые крылья

Изображают чистку клювика

Встают

Играют в игру на внимание

Ответы детей

Ответы детей

Дети подходят, выбираю картинку с понравившейся птицей, садятся на места.

Когда дети слышат название своей птицы - «летят к кормушке».

Ответы детей

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная НОД (познавательно - речевое развитие дошкольников) для детей средней группы «Путешествие» с учетом ФГОС

Конспект открытого занятия по математике с детьми в средней группе по теме: "Путешествие" На уроке рассматривается использование в речи специальных терминов, характеризующих противоположные ...

Конспект НОД (познавательно - речевое развитие дошкольников) для детей средней группы «Путешествие» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект НОД (познавательно - речевое  развитие дошкольников)для детей средней группы «Путешествие»Воспитатель  Быченко  Наталья ВикторовнаМАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...

Интегрированная НОД (познавательно - речевое развитие дошкольников) для детей средней группы «Путешествие» с учетом ФГОС

Интегрированная НОД (познавательно - речевое развитие дошкольников) для детей средней группы «Путешествие» с учетом ФГОСГБДОУ Д/с № 28 Красногвардейского района Г. Санкт-Петербурга. Воспит...

Интегрированная НОД (познавательно - речевое развитие дошкольников) для детей средней группы «Путешествие» с учетом ФГОС

Интегрированная НОД (познавательно - речевое  развитие дошкольников)для детей средней группы «Путешествие» с учетом ФГОС   (декабрь 2015г.)...

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность (познавательно - речевое развитие дошкольников) для детей средней группы «Путешествие по островам » с учетом ФГОС

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность (познавательно - речевое  развитие дошкольников)для детей средней группы «Путешествие по островам » с учетом ФГОС...

Интегрированная НОД (познавательно - речевое развитие дошкольников) для детей средней группы «Волшебные острова» с учетом ФГОС

Интегрированная НОД (познавательно - речевое развитие дошкольников)для детей средней группы «Волшебные острова» с учетом ФГОСВоспитатель Анисимова Наталья ВладимировнаМБДОУ ...