Консультация для воспитателей.
консультация по окружающему миру на тему

Илюшина Татьяна Владимировна


Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_tselostnoy_kartiny_mira.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

«Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста».

Формирование личности с определенным культурным уровнем начинается с самого раннего детства. Причем каждому возрасту соответствуют свой набор знаний и методы их получения.

В науке понятие «картина мира» определяется как «система представлений о свойствах и закономерностях реальной действительности, построенная в результате обобщения (синтеза) научных понятий и принципов».

Современная картина мира включает в себя представления о развитии бытия, о взаимосвязи и взаимодействии субъективной реальности. Она показывает, что в результате усложнения структуры и уровней организации материи из неживой природы возникает живая, а из этой последней — человек с его социальными проблемами.

На передний план в формировании картины мира выдвигается задача его познания, а современная картина мира очерчивает постоянно расширяющееся поле познания и деятельности человека, рассматривая мир в единстве и целостности.

Каждая картина мира состоит из четырех сюжетов: 1 — «человек и космос», 2 — «человек и природа», 3 — «человек и человек», 4 — «человек и нечто (непознанное)». Формирование целостной картины мира является необходимой предпосылкой становления личности и означает, что человек способен полно и глубоко понимать окружающий мир, отводя себе в нем вполне определенное место.

Детям необходимо представить все четыре сюжета в каждой возрастной группе и соответствующее возрасту поле познания. Картина мира должна восприниматься простой и очевидной, добро и зло — конкретными и осязаемыми, отношение к миру должно строится на позитивных позициях.

С самого раннего возраста детям надо дать почувствовать существующую преемственность поколений, а себя наследниками традиций предков. Передача опыта от старших к младшим в семье и в детском саду является обязательным условием гармоничной жизни каждого и общности людей в целом. Именно взаимоотношения людей позволят ребенку осознать такие понятия как дом, семья, народ, Родина, Отечество и что особенно важно в наше время, что мы все — земляне. Семья и дом – это особая духовно-психологическая общность, где главное – атмосфера любви, самопожертвования ради близких людей, взаимопонимания. Многообразный мир живой и неживой природы: растений и животных, Земли и небесных светил, красок и звуков может быть представлен с помощью поэтических живописных и музыкальных произведений, позволяющих увидеть красоту и гармонию в обычных явлениях.

Одним из важнейших условий достижения результата в формировании личности является непрерывность образования и реализация преемственности в отборе и распределении содержания.  Работа воспитателя в сфере познания, т. е. формирования целостной картины мира и расширения кругозора ребенка должна учитывать его возрастные особенности.

Естественно, самая удобная форма при ознакомлении ребенка с окружающим миром, обеспечивающая наибольшую доступность предлагаемых знаний, – это связь проводимых занятий с сезонами и погодой на текущий момент. Характерные черты и особенности каждого месяца и смены времен года необходимо рассматривать со тех сторон, которые ребенок может понаблюдать, ощутить, исследовать.

Игры и занятия для малышей 3-4 лет должны представлять многообразный мир явлений и фактов. Ребенок постигает их непосредственно через наблюдение и ощущение.

Расширение и обогащение чувственного опыта ребенка 5-6 летнего возраста позволит сформировать целостное представление о мире. Пространство его познания может включать все, что связано с природой (лес, луг, река, лужа, озеро) и все, что связано с созидательной деятельностью человека (сад, огород, комнатные растения аквариум, пруд), а также несложные исследования, позволяющие более конкретно познакомиться с устройством окружающего мира (переход воды в лед и обратно, рост растений и их некоторые органы, первичные понятия «живое», «неживое», условия для жизни). Это уровень эмпирического, чувственно-эмоционального познания мира, к пониманию ограниченности которого ребенок скоро приходит самостоятельно.

Следующий возрастной этап (6-7 лет) является периодом включения в исследовательское познание, которое сопровождается замечательным чувством поиска истины и предполагает расширение и обогащение чувственного опыта ребенка представлениями о мире, человеке, самом себе. овладение ребенком научными методами познания (анализ, синтез, сравнение, наблюдение, понимание, интерпретация). Параллельно идет восхождение ребенка к миру культурных, человеческих ценностей, освоение общечеловеческих понятий: совесть, любовь, трудолюбие, свобода воли, долг, ответственность, ценность человеческой жизни, духовность. В воспитательный процесс вплетаются люди (персонажи), их мысли, переживания, поступки, традиции, и ребенок ставится перед необходимостью общения, чтобы в них разобраться. Такими текстами являются фольклорные произведения (пословицы, поговорки, народные прибаутки, песни), а также высокохудожественные произведения поэзии и прозы.

Сформированная целостная картина мира поможет ребенку легче адаптироваться в том мире, в котором ему предстоит жить.

Познавательные возможности ребёнка дошкольного возраста  и методика их сопровождения в образовательном процессе

Познавательные возможности

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Способы познания

Сенсорное познание

Речь как источник познания

Интеллектуальные задачи(синтез, сравнение, группировка, обобщение

Источник познания

Наблюдение, манипуляция с предметами, игра, взрослый человек

Взрослый человек, познавательный вопрос, познавательная задача

Познавательная инициатива самого ребёнка

Отношение к познанию

Эмоционально-чувственный образ мира

Положительное отношение к полученной информации

Положительное активное отношение к познанию

Периоды познания

Накопление информации через любопытство

Упорядочение информации как результат любознательности и познавательного интереса

Самостоятельное получение информации ребёнком

Средства

Предметы окружающего мира

Книга, рассказ взрослого, произведения искусства

Книга, рассказ взрослого, средства массовой информации, компьютер.

Метод

Наблюдение, рассматривание, сюжетно-ролевая игра

Чтение-рассматривание книг, беседа, игры с правилами, рассказ взрослого

Эксперимент, исследование, проектирование, коллекционирование

Формы

Совместная деятельность со взрослым

Совместная деятельность со сверстниками и взрослыми

Самостоятельная деятельность ребёнка и совместная деятельность со сверстниками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...