Сезонные прогулки (средняя группа)
материал по окружающему миру (средняя группа) по теме

Чеканова Наталья Георгиевна

Картотека наблюдений в средней группе "Сезонные прогулки"

Сезонные прогулки с математическим содержанием

Конспект занятия по художественно - изобразительному творчеству в средней группе "Облетели с деревьев последние листья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sezonnye_progulki.pptx2.65 МБ
Файл sezonnye_progulki_kartoteka.docx22.72 КБ
Файл konspekt_zanyatiya.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чеканова Наталья Георгиевна Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ д / с №1 СП «Лукоморье» Сезонные прогулки с математическим содержанием

Слайд 2

АННОТАЦИЯ Ознакомление детей дошкольного возраста с природой – одно из направлений в педагогике, именно природа дает ни с чем не сравнимый материал для разнообразия подрастающего человека. Одно из непременных условий – чаще бывать с детьми на природе. Сезонные прогулки - развивают у ребенка чувство природы, формируют умение обращаться с ней. Во время занимательных прогулок дети радостные, много видят вокруг прекрасного .

Слайд 3

Приобщение дошкольников к природе родного края, знакомство с окружающим миром проходит через систему сезонных ежедневных прогулок, где формируются основы экологического воспитания. На сезонных ежедневных прогулках дети наблюдают за природными объектами и явлениями, учатся анализировать сезонные изменения в жизни окружающей природы, занимаются различными видами детской деятельности: игровой, трудовой, познавательной, речевой.

Слайд 4

Задачи-ориентиры Целенаправленно использовать природное окружение в воспитании и обучении дошкольников. Гармонично развивать ребенка с самого раннего детства, учить любить природу, видеть и чувствовать ее красоту. Развивать наблюдательность детей, умение познавать окружающий мир. Формировать обобщенные представления о растительном и животном мире; Развивать умение заботиться о братьях наших меньших; Обогащать словарный запас ребенка по соответствующей природной тематике; Развивать элементарные трудовые навыки в процессе общения с природой.

Слайд 5

Придумала мать дочерям имена: Вот Лето и Осень, Зима и Весна . Приходит Весна – зеленеют леса И птичьи повсюду звенят голоса . А Лето пришло – все под солнцем цветет И спелые ягоды просятся в рот . Нам щедрая Осень приносит плоды, Дают урожаи поля и сады . Зима засыпает снегами поля, Зимой отдыхает и дремлет земля. А . Кузнецова

Слайд 7

Цель: формирование умений наблюдать характерные явления осенней погоды, понимать связь между ними. Задачи-ориентиры: развитие умений наблюдать осенние признаки и явления природы, видеть красоту осенней природы; формирование навыков узнавания деревьев, кустарников по листьям, плодам, се­менам; расширение представлений об овощах и фруктах, развитие интереса к красоте родной природы. Прогулки в осенний период

Слайд 8

Странствия осеннего листочка Сравниваем листочки по форме, величине, цвету. Вместе с детьми сплетем осенний венок. Собираем на прогулке каштаны, желуди, шишки (сортируем, классифицируем, группируем). Тренируем детей в порядковом счете. Наблюдаем за деревьями, цветами, тучками. Сочиняем сказку об осени.

Слайд 9

Цель: формирование умений наблюдать характерные явления зимней погоды, понимать связь между ними; развитие способности любоваться красотой зимнего пейзажа. Задачи-ориентиры : развитие умений наблюдать зимние признаки и явления природы, различать птиц по существенным признакам, классифицировать их на перелетных и зимующих; расширение представлений о связях между живой и неживой природой; воспитание бережного отношения к птицам, желания помогать им выжить в зимнее время; развитие исследовательского интереса к природе. Прогулки в зимний период

Слайд 10

Зимние лабиринты Обращаем внимание детей на внешний вид деревьев и опушек. Упражняемся в умении ориентироваться в пространстве. Изготавливаем кормушки для птиц. Ежедневно подкармливаем птиц. Наблюдаем за продолжительностью светового дня зимой. Наблюдаем за снегопадом, рассматриваем снежинки . Лепим из снега снежки и их рассматриваем по величине, форме . Наблюдаем за разнообразием цветов и их оттенков. Сравниваем деревья . Наблюдаем за следами на снегу . Проводим опыты со снегом.

Слайд 11

Прогулки в весенний период Цель: формирование умений наблюдать характерные явления весенней погоды, понимать связь между ними; развитие способности любоваться красотой весенней природы. Задачи-ориентиры: развитие умений наблюдать весенние признаки и явления природы; формирование способности выделять особенности весеннего состояния растений; расширение представлений о птицах, их образе жизни весной; развитие интереса к жизни насекомых весной; воспитание радостного, эмоционального, заботливого отношения к пробуждающейся природе.

Слайд 12

За весенними ручейками Исследование длины и ширины ручейков. Сравнивание разных ручейков. Измерение длины ручейков шагами. Измерение глубины ручейков с помощью палочки. Наблюдения за лужами. Рассказы обо всем увиденном. Пускание корабликов. Наблюдение за сосульками. Наблюдение за проталинами. Наблюдения за ветром и облаками. Игры с природным материалом (веточками, камешками).

Слайд 13

Цель: формирование умений наблюдать характерные явления летней погоды, понимать связь между ними; развитие способности любоваться красотой летней природы. Задачи-ориентиры: развитие умений наблюдать летние признаки и явления природы, выделять простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов; формирование представлений о жизнедеятельности растений и животных, способности выражать эмоционально-бережное отношение; развитие наблюдательности и любознательности в процессе ознакомления с неживой природой. Прогулки в летний период

Слайд 14

Лето, тучи, солнце, песок, камешки и наблюдательные малыши Наблюдения за дождем, ветром, облаками, солнцем, растениями, насекомыми, птицами, Игры с песком, водой, ветром, природным материалом. Прогулка сочетается с играми и движениями математического содержания. Рисование на асфальте. Составление летней сказки математического содержания, например, «Приключения желтого Треугольника». Обо всем с ребенком следует говорить, побуждать к ответам, действиям – покажи, найди и т.п.

Слайд 15

«…человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека.» Ян Амос Коменский



Предварительный просмотр:

«СЕЗОННЫЕ ПРОГУЛКИ»

Картотека наблюдений

 для детей 4-5 лет

 

 

Составитель:

Чеканова Н.Г.

воспитатель МБДОУ д/с №1 СП «Лукоморье»

Озёрск 2014

Наблюдение за дождем

Цель

 Расширять и углублять знания о явлениях природы; формировать умение видеть красоту в любом времени года.

Наблюдение за дождем из окон группы. Почему так потемнело в группе? На улице стало пасмурно, неуютно, солнце спряталось за тучи, поднялся ветер. Птицы спрятались в укрытия. Послушайте, как капли стучат по подоконнику и стекают со стекол. Какие изменения в погоде вы отметили?

Скучная картина! Тучи без конца.

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

Стихотворение

Дождик

Посмотрите, посмотрите,

Протянулись с неба нити.

Эта тоненькая нить

Землю с небом хочет сшить.

Дождик, дождик, поспеши,

Нашу землю освежи!

Загадки

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле.

С мамой мы пошли гулять,

стал он землю поливать.

Поливал, да поливал,

Всех под зонтики загнал.

(Дождь.)                                                         (Дождь.)

Наблюдения за листопадом

Цель

Показать детям, что природа прекрасна во все времена года; объяснить, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле.

Воспитатель обращает внимание на опавшие листья, предлагает самим проверить, как шуршат опавшие листья. Воспитатель рассказывает о том, что, сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от мороза. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу от растаявшего снега. Опавшие листья на земле - это не мусор, они очень нужны почве и растениям.                                                  

Стихотворение

«Листопад» В. Мировича.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят,

Желтый клен, желтый бук

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом,

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень – не весна!

Загадка

Целый день играют в прятки

С ветром рыжие заплатки.

(Листопад.)

Дидактическая игра «Найди листок, как на дереве».

Цель: учить детей классифицировать растения по определенному признаку.

Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья».  Дети начинают поиски. Затем члены каждой   команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев.

Наблюдение за снегопадом

Цель

Продолжать знакомить с явлениями природы; формировать познавательный интерес, умение наблюдать за окружающим миром.

Воспитатель предлагает понаблюдать за тем, как меняется все вокруг, когда идет снег. Полюбуйтесь красотой этого явления! Снег падает - это явление называется снегопадом (хлопьями падает снег, медленно опускаются снежинки на землю, крыши, забор и т. д.), посмотрите, какие большие сугробы намело.

Опыт.

- Как падает снег? Если ветра нет, снежинки падают на землю не спеша, если есть ветер, то по падению снежинок можно определить его направление.

Воспитатель обращает внимание на красу падающего снега в свете фонарей.

Стихотворения.

Зима

Уж ты, зимушка-зима,

Зима вьюжная была,

Все крутила, все мела -

Примораживала,

Калинушку с малинушкой заламывала,

Всю травку повызнобила,

С шелковой травы цветы повысушила.

Загадки.

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,

Коль поймаешь на ладонь.

На крышу избушки

Легли белые подушки.

Только солнце припечет,

Пух водою потечет.

Снег                                                                Снег

Опыт «Первые заморозки».

Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха.

Ход опыта: В две банки налить одинаковое количество воды. Одна банка в холодный день выносится на улицу, другая остается в группе. Вместе с детьми измерить температуру воздуха на улице, в группе. Наблюдается, что произошло с водой: в одной банке вода замерзла, в той, что была в группе, вода осталась прежней.

Вывод: на холоде вода замерзает, превращаясь в лед; жидкость превращается в твердое вещество.

Наблюдение за сосульками

Цель

Обобщать и углублять представления о весне по существенным признакам (неживая природа).

- Посмотрите, как под крышами висит красивая бахрома сосулек, которые днем падают, разбиваются на прозрачные ледяные осколки. Почему днем они тают? Почему сосульки тают не со всех сторон крыши? Расскажите детям о мерах безопасности весной.

Стихотворение.

Отшумели все метели, и морозы не трещат,

С крыш закапали капели, и сосульки в ряд висят.

В. Алферов

 Загадка.

Кто там с крыши надо мною нависает в холода?

У кого это с весною с носа капает вода? (Сосулька.)

Опыт «Снег и лед - вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры».

Цель:  развивать  наблюдательность,  умение  сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Внести сосульку в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять.

Используемая литература

  1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  2. Русаков А.С. (сост.) Прогулки с детьми и изучение всего на свете. Советы воспитателям и родителям дошкольников: Сборник. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.
  3. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  4. Шишкина В.А. Прогулки в природу: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений/В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003.



Предварительный просмотр:

«Облетели с деревьев последние листья»

 Конспект занятия для детей 4-5 лет по художественно-изобразительному творчеству

(рисование)

Составитель:

Чеканова Н.Г

воспитатель МБДОУ д/с №1 СП «Лукоморье»

Озёрск 2014

Облетели с деревьев последние листья»

Программное содержание:

Уточнить с детьми знания о разных периодах осени. Учить замечать различия в подборе красок при изображении тех или иных периодов осени.

Учить передавать в рисунке хмурый день последнего периода осени через цвет листа бумаги, выбирать для рисования цвета, соответствующие теме.

Упражнять в рисовании концом кисти тонких веток деревьев; использовать горизонтальные и вертикальные мазки при рисовании листьев и грибов.

Учить отражать собственные впечатления и представления об осени. Учить находить прекрасное в природе в любое время года.

Материал:

Иллюстрации с изображением летних и осенних пейзажей; набор цветных геометрических фигур; картинки с изображением грибов; плоскостные изображения грибов; фигурки белочки, зайчика, зонтик; краски-гуашь (красная, темно-красная, желтая, темно-желтая (охра). Коричневая, черная, мягкие кисти; большой лист тонированной бумаги; аудиокассета «Времена года» П.И. Чайковский.

Ход занятия:

Дети стоят полукругом. В центре на мольбертах иллюстрации с изображением летних и осенних пейзажей.

Воспитатель: Посмотрите на иллюстрации. Одни из них про осень, другие про лето. Кто мне поможет отобрать картинки про осень?

Дети снимают с мольберта картинки про осень и раскладывают их на столе.

Воспитатель: Все ли картинки про осень отобрали? А оставшиеся картинки про лето? Как вы догадались?

Дети: На летних картинках художник нарисовал деревья и кусты с зелеными листьями, голубое небо и другие ответы детей.

Воспитатель: А сейчас я поставлю осенние картинки от начала осени до ее завершения.

Все эти картинки про осень. Почему они такие разные?

Как начиналась осень (пожелтели, покраснели листья, на яблонях вися плоды, цвели осенние цветы -  астры).

Дети показывают соответствующую картинку.

Воспитатель: Затем начался листопад, чаще стал идти дождь. (соответствующий показ картинки).

Воспитатель: Затем становилось все холоднее и холоднее. Небо стало хмурым. Серым. Листья на земле стали  мокрыми, коричневыми.

Дети выбирают картинку.

Воспитатель: Какими красками нарисовал художник эту картину? (Ответы детей).

Дидактическая игра «Художники» (подбери цвета к картине).

Воспитатель: Эту картину художник нарисовал разными красками. Вы можете узнать какими, если внимательно посмотрите. Затем возьмите с подноса такого же цвета геометрическую фигуру и вставьте в кармашек.

Воспитатель: Что художник изобразил этой краской? (Ответы детей).

В заключении воспитатель говорит: «Как много красок нужно художникам, чтобы изобразить начало, середину,  конец осени».

Дети повторяют хором названия всех цветов и оттенков геометрических фигур, вставленных в наборное полотно.

- Звучит музыка, и вбегают белочка и зайчик.

Персонажи загадывают загадку:

Все деревья облетели,

Зеленеют только ели.

Стали голыми леса.

Днем и ночью дождик льет.

Грязь и лужи у ворот.

                           Поздняя осень

Яркую, солнечную осень дети уже рисовали. А сегодня, ребята, изобразите хмурый, осенний день. Когда небо серое, ветер срывает последние листья, много мокрой травы.

Дети начинают работу.

В процессе занятия звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года».

От лица игровых персонажей побуждать детей рисовать тем или иным приемом. Советует, как изобразить ствол, ветки, листву, как отобразить в рисунке порыв ветра.

В конце занятия дети проговаривают стихотворение «Падают, падают листья…»

Дети дарят картину белочке и зайке.

Звери играют с детьми в игру: «Собери грибы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр по сезонам в средней группе

Подвижные игры для проведения осенью.«Кто скорее соберет?»Цель: учить группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова, выдержку и дисциплинированность.Ход: дети делятся на две брига...

Перспективный план по ознакомлению с зимним сезоном детей средней группы

В методической разработке содержится материал, который будет полезен воспитателям в работе по экологическому восптанию и обучению....

Картотека подвижных игр по сезонам в средней группе

Ход: дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрук...

Картотека подвижных игр по сезонам в средней группе детского сада

Картотека подвижных игр по сезонам в средней группе детского сада...

Картотека подвижных игр по сезонам в средней группе детского сада

Рекомендуемые подвижные игры по сезону: осень, зима,весна,лето удобны для педагогов в работе с детьми ....

Картотека подвижных игр по сезонам в средней группе .

Предлагаю Вам картотеку подвижных игр  в средней группе по сезонам .Очень простые и интересные в проведение  ....

картотека прогулки по сезону для средней группы

картотека прогулки по сезону для средней группы...