Цикл занятий по правам ребенка
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Апсалихова Инна Анатольевна

Занятия по правам ребенка в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsikl_zanyatiy_po_pravam_rebenka.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл занятий в старшей группе по правам ребенка.

Занятие N 1.

Тема: «О правах играя»

Программная задача. Дать детям общее представление об их правах. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления. Учить рассуждать, делать выводы. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Оборудование. Книга «Декларация прав ребенка», ширма с изображением дремучего леса, с домиком Бабы Яги. Аудиозапись мелодии.

Ход занятия. (Под музыкальное сопровождение воспитатель вносит глобус)

Ребята, вы знаете, что это такое? (Ответы детей)

Это уменьшенная копия нашей планеты Земля, на которой мы живем.

Кто населяет нашу планету? Вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же появились главные вопросы: «Что могут люди делать, и что не могут?», «Что они обязаны делать и что не обязаны?», «На что имеют права и на что не имеют?»  Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя. А, заботясь о детях, написали вторую книгу - «Конвенция о правах ребенка». И сегодня мы поговорим о ваших правах.

Вот она эта книга: Эта книга не простая

Развернешь – как хороша

Где написано что можно

Где написано нельзя.

(Появились Баба Яга, ее роль исполняет взрослый).

Баба Яга - (забирает книгу) Малы вы еще права изучать. А я эту книгу почитаю.

(Баба Яга прячется за ширмой с изображением дремучего леса)

Воспитатель. Ну и Баба Яга! Отобрала нашу книгу и была такова. Что же нам теперь делать? Давайте ее догоним и вернем книгу. А поможет нам в этом проказник ветер. (Включается спокойная музыка, и дети выполняют движения)

Проказник ветер прилетел

(Обеими руками провести через стороны вперед)

Пустой листвой зашелестел

(Руки поставить перед собой, пошевелить пальцами обеих рук)

Подул немного посильней

И ветки закачал скорей

(Руки поднять вверх, покачать)

Совсем плутишка разошелся

И по стволам уже прошелся

(Раскачивание туловищем и руками)

Тут закачался целый лес

(Сильное раскачивание туловища и рук)

Не видно стало и небес

(Руки поднять вверх, скрепить)

Скрепят, качаются деревья

И ветру действуют на нервы

(Покружиться вокруг себя)

Тогда шалить он перестал

И лес спокойным снова стал.

(Опустить руки, немного пошевелить пальцами с полным замиранием)

Ну, вот мы приземлились на полянке перед домиком Бабы Яги.

Баба Яга.  Кто такие? Чего появились? Я гостей не жду.

Воспитатель.  Мы пришли забрать книгу, которую ты у нас взяла.

Баба Яга. Ничего я у вас не брала! Вы на эту книгу, не каких прав не имеете. Да и на все права, которые в книге напечатаны, могут рассчитывать только дети и внуки царя Салтана. А еще дети, верящие в Бабу Ягу, Кощея Бессмертного, и одного с Бабой Ягой цвета кожи и одной с ней национальности. Вот так!

Воспитатель. А как вы думаете, ребята, справедливо ли то, о чем говорит Баба Яга? (Ответы детей) Конечно, нет, ведь все вы имеете равные права. И не важно, кто ваши родители, какой у вас цвет кожи, в кого вы верите. Так что Баба Яга ты не права и верни нам книгу.

Баба Яга. Ой! Ой! Умные какие! Ну-ка первый подойди ко мне.

Воспитатель. Баба Яга, почему ты так странно обращаешься к детям? У них есть имена, у каждого свое.

Баба Яга. Имена? А зачем? Зачем давать имена, они все одинаковые, все маленькие обойдутся номерами.

Воспитатель.  Дети, вы согласны с Бабой Ягой?  (Ответы детей)

Ну, что Баба Яга убедили тебя дети? Теперь ты согласна, что каждый ребенок с рождения имеет право на собственное имя?

Баба Яга. Хорошо, признаю теперь за вами это право.

Воспитатель. Тогда давайте представимся Бабе Яге, а эхо нам поможет.

Игра «Эхо»: дети становятся в круг, поочередно произносят свои имена, а остальные хором их повторяют

Воспитатель. Баба Яга теперь верни нам, пожалуйста, книгу, чтобы мы познакомились с другими правами детей.

Баба Яга. Убедили вы меня! Забирайте свою книгу.

Воспитатель. Сейчас мы с вами возвращаемся в детский сад, а поможет нам в этом проказник ветер.

(Физкультминутка «Проказник ветер»)

Воспитатель. Молодцы ребята! Вы правильно объяснили Бабе Яге, что обращаться друг к другу нужно по имени, вежливо и ласково. И, конечно же, называть человека грубым словом, давать ему кличку – это нарушение его прав на имя, которое записывается в ваш первый в жизни документ, свидетельство о рождении. Дети, даю задание на дом, попросите родителей показать вам ваше свидетельство о рождении.  Закончить занятие мне хочется такими словами:  

Как хорошо, что есть права

Закон нас строго охраняет

И в нем важны нам все права

Они великой силой обладают!

Все права записаны в этой книге, и мы ни раз еще встретимся, и она познакомит нас с ними.

Занятие N 2.

Тема: «Право жить и воспитываться в семье»

Программная задача. Вызвать у детей интерес к занятиям данного цикла (правовое воспитание). Познакомить с правом ребенка жить и воспитываться в семье. Формировать у детей человеческие взаимоотношения на основе любви и заботы близких ему людей.

Оборудование. Книга «Декларация прав ребенка», планшет с изображением дерева, рисунки изображающие условно мать, условно отца, дедушку, бабушку, сына и дочь.

Ход занятия. Сегодня мы вновь встретимся с книгой «Декларация прав ребенка» и познакомимся с новым правом, правом жить в семье. Скажите, пожалуйста, благодаря кому вы появились на свет. (Ответы детей)

Если объединить все ваши ответы, то можно сказать род – это одна большая семья. Каждый род имеет свое начало. Самым уважаемым считается самый старый по возрасту член семьи.  (Ответы детей)

Посмотрите, я вам принесла очень необычное изображение дерева и кружки, изображающие членов семьи. На примере одной семьи рассмотрим, кто в ней живет, и обозначим ее членов этими рисунками.

У твоей мамы есть мама? Кем она является для тебя? Как ее зовут? У твоей мамы есть папа? Кем он является для тебя? Как его зовут? Есть ли у твоей бабушки и у твоего дедушки еще сыновья и дочки, кроме твоей мамы? Как их зовут? У твоего папы есть мама? Кем она является для тебя? Как ее зовут? У твоего папы есть папа? Кем он является для тебя? Как его зовут? У твоей бабушки и твоего дедушки есть еще дети, кроме твоего папы? Как их зовут?

Дети ваших бабушек и дедушек – это ваши родственники, тети и дяди. Если мы представим вашу семью начиная с бабушек и дедушек, в виде дерева, кто будет его корнями? Кто будет ветвями? Кто листочками?

Дети, скажите мне, пожалуйста, может ли ребенок прожить, без любви и заботы взрослых? Почему? Как заботятся о вас? Как родители проявляют свою любовь к вам? (Ответы детей)

«Без семьи нет счастья» - гласит русская пословица и поэтому в книге «Декларация прав ребенка» записано: «Каждый ребенок имеет право жить в семье и право на любовь и заботу со стороны родителей»

Физкультминутка «Мамины помощники»

Решили маме мы помочь

И в таз воды налили (Изобразить пальцами откручивание кранов)

Насыпали вниз порошка (Мелкие движения щепоткой пальцев)

Белье все замочили (Руки поставить перед собой, кисти опущены вниз, изобразить погружения белья в таз)

Стирали долго мы его

О доску даже терли

Не разорвали ничего (Отирание кулаком о кулак, кулаком о ладонь, отрицательное движение указательным пальцем)

А полоскали сколько!

Туда – сюда, туда – сюда (Наклониться, руки опустить, расслабить, поболтать ими из стороны в сторону)

Но только братцы вот беда, (Ладони поставить к щекам, покачать головой)

На пол упала пена (Руки опустить вниз, потрясти легко кистями)

Давай ее мы собирать, (Присесть, имитация сбора обеими руками)

И отжимать в ведерко (Выкручивание тряпки)

Чтобы как мама наша стать,

Трудиться надо сколько!!! (Указательный палец руки поднять вверх)

(Далее воспитатель предлагает нарисовать свою семью)

Воспитатель. То, что вы нарисовали можно изобразить в эмблеме права. Давайте вместе подумаем, как будет выглядеть наша эмблема.  

(В вечернее время дети рисуют эмблему).

Занятие N 3

Тема: «Право на жизнь и здоровье»

Программная задача. Познакомить детей с правом на сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка. Формировать у детей представление об условиях обеспечивающих безопасность их жизни.

Оборудование. Айболит – его роль исполняет взрослый, медицинские инструменты, сумочка, карточки на каждого ребенка с контурным изображением продуктов питания.

Ход занятия. Вот так погода, ну и погода

Ветер сбивает с ног пешехода

Но пешеход с чемоданчиком черным

Ветру на встречу шагает упорно

Что ему холод, что ему ветер,

Если распухло горло у Пети

Что ему слякоть, что ему лужи

Если Андрюше становиться хуже

Зной или стужа. День или ночь

Кто же торопиться детям помочь? (Врач)

Правильно, это стихотворение про врача.

Едва родившись, вы сразу попадаете в добрые руки врача. Каждого новорожденного врач осматривает. И если ребенок слабый и больной его лечат и помогают стать сильным и здоровым.

Дети, скажите, что на свете всего дороже? (Ответы детей)

Что такое здоровье? (Ответы детей)

Здоровье – это одна из главных ценностей жизни.

Но, к сожалению не все дети рождаются здоровыми. Больному ребенку должны быть доступны все радости, все хорошее, что есть у здоровых детей. И государство старается вылечить таких детей, помочь их родителям найти нужного врача. Скажите, какие профессии врачей вы знаете? (Ответы детей)

Входит доктор Айболит.

Айболит – Я в Африку, я в Африку, я в Африку спешу.

Игра «Помоги Айболиту собрать медицинские инструменты в сумку».

Айболит. Спасибо ребята.

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье

Оно для долгого пути

Главнейшее условие.

(Айболит уходит)

Только ли врач должен заботиться о вашем здоровье? (Ответы детей)

Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным, бегать, не уставая, кататься на велосипедах, плавать, играть с ребятами во дворе. Не мучаться головными болями, бесконечными насморками. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье и не вредить своему организму.

Что, значит, беречь свое здоровье? (Ответы детей)

Физкультминутка «Обжора»

Один пузатый здоровяк

(Округлое движение обеими руками вокруг живота)

Съел десяток булок натощак

(Выставить перед собой все пальцы)

Запил он булки молоком,

(Изобразить пальцами воображаемый стакан, а затем выпить из него)

Съел курицу одним куском

(Широко раздвинуть пальцы одной руки, ладонью вверх, поднести воображаемый кусок ко рту)

Затем барашка он поджарил

(Показать указательными пальцами рожки)

И в брюхо бедного направил

(Погладить живот)

Раздулся здоровяк как шар,

(Изобразить в воздухе большой круг)

Обжору тут хватил удар.

(Ударить слегка ладонью по лбу)

Воспитатель. Я, знаю, что среди вас обжор нет. Вы не едите без разбора все подряд, а знаете, какие продукты полезны, а какие вредны нашему здоровью. Вот сейчас мы проверим, поиграем в игру: «Полезно – вредно»

(Детям раздаются карточки с изображением контуров продуктов питания, дети закрашивают только полезные продукты)

Сегодня мы поговорили о нашем здоровье, и узнали, что у нас у всех есть право на сохранение и укрепление этого здоровья. И государство обеспечивает то, чтобы дети чувствовали себя нужными в обществе. Для них

Устраивают корты,  футбольные и хоккейные площадки, секции для занятий

любимым видом спорта. Потому что занятия спортом укрепляют наш организм.(Воспитатель вместе с детьми обговаривает, что должно быть изображено на эмблеме этого права).

Занятие N 4

Тема: «Право на жилище и личную неприкосновенность»

Программная задача. Познакомить детей с правом на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь. Формировать способности к социальной безопасности. Учить детей рассуждать, делать выводы.

Оборудование. Книга «Права ребенка». Разрезные картинки с изображением: муравейника, норки, скворечника, конуры, гнезда, улья, аквариума. Картинки с изображением домиков из сказки «Три поросенка», полумаски: птичек, лягушек, мышат, цыплят – всего по количеству детей.

Ход занятия. Сегодня, вновь, у нас на занятии книга «Декларация прав ребенка». Но вначале, я предлагаю поиграть в игру «Собери картинку».

(Дети за столами собирают разрезные картинки с изображением: муравейника, норки, скворечника, конуры, гнезда, улья, аквариума)

Расскажите, какая картинка у вас получилась? Кто здесь живет? (Ответы детей)

У вас получились разные картинки, а как можно назвать их одним словом?

(Воспитатель обращает внимание на фланелеграф с изображением домиков из сказки «Три поросенка»). Посмотрите, знакомы ли вам эти домики? Из какой они сказки? Как вы догадались? Какой дом самый крепкий, добротный? Из чего были сделаны дома, которые разрушил волк? Как трудились поросята, делая свои дома из соломы и веток? Как об этом можно сказать? (Ответы детей)

Можно сказать, что поросята работали спустя рукава. То есть, совсем не старались. А как трудился Наф – Наф строя свой кирпичный дом?

Почему Наф – Наф строил дом из кирпича, а не из соломы и веток, как его братья?  (Ответы детей).

Правильно, Наф – Наф говорил, что дом для поросенка должен быть крепостью. Об этом и говорит русская пословица «Мой дом – моя крепость». Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)

Сейчас расскажите о своих домах, где вы живете?

Что нужно делать, чтобы дома служили долго – долго и не разрушались?

(Рассказы детей из личного опыта)

Вы, правы, недаром гласит народная мудрость «Дом хозяином крепок».

Игра «Где, чей домик»

Воробей живет под крышей

В теплой норке домик мыши

У лягушки дом в пруду

Домик белочки в саду

Эй, цыпленок, где твой дом?

•        Он у мамы под крылом.

На головах детей полумаски – воробья, лягушки, мышки, цыпленка.

Воспитатель проговаривает слова, дети легко изображают движения своего животного. По сигналу воспитателя занимают свои домики.

Играя второй раз, воспитатель незаметно меняет домики местами.

Хорошо, что у нас с вами есть свой родной дом, где всегда тебя ждут, где уютно, тепло и спокойно. И никто, не вправе нарушить этот покой.

Но знайте, что иногда в дом приходит беда, может случиться пожар, могут напасть бандиты, а никого из взрослых поблизости нет. Вы начали взрослеть, вы должны знать, как надо поступить по взрослому. Не открывать дверь незнакомому человеку, даже если у него ласковый голос или он представляется почтальоном, знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует от их имени.

В «Декларации прав человека» так и записано «Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь».  Подумайте и скажите, что можно нарисовать на эмблеме этого права.  

(В вечернее время дети рисуют эмблему)

Занятие N5

Тема: Мы в стране сказок.

Программная задача: Воспитывать понимания детьми нравственных качеств и поступков героев сказок. Определить отношение к ним. Закрепить знания детей

о Декларации прав  ребенка.

Оборудования: книга «Декларация прав человека, эмблемы по правам, персонажи и декорации к сказкам.

Ход занятия. Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в страну сказок. Но в начале я хочу убедиться, что вы очень хорошо знаете сказки.

Поиграем в игру «Назови сказочного героя».

Гуси-…… Аленький-…

Конек-….. Гадкий-…..

Красная-…..Царевна-…..

Крошечка-…. Мальчик-…..

Цветик-…. Доктор-……

В стране сказок кому-то живется хорошо и счастливо, а кому-то грустно и плохо. Потому что нарушаются их права! Право на жизнь и здоровье. Право на имя и семью. Право на жилье  и личную неприкосновенность. И я предлагаю взять книгу «Декларация прав человека». Как вы думаете, зачем она нам понадобится? Давайте перед путешествием возьмемся за руки, закроем глаза и скажем волшебные слова.

Мы летим под облаками

А земля плывет под нами

Роща, поле, сад и речка

И дома и человечки.

Мы летать устали что-то

Приземлились.…Где мы? Что это?

(Дети открывают глаза и видят перед собой лубяную избушку, из которой слышатся голоса – магнитофонная запись)

Заяц: Помогите! Помогите же кто-нибудь! Со мной беда приключилась. Попросилась ко мне лиса в лубяную избушку, да меня же и выгнала.

Лиса: что я виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнал? Да, выгнала, ну и что? подумаешь какой, другой дом себе найдешь.

Заяц: Но ведь это мой дом, моя собственность (плачет). Не имеешь право, лиса меня выгонять.

Лиса: Я в лесу хозяйка! На все имею права.

Воспитатель: В какую сказку мы попали? О чем они говорят? Права ли лиса?

Какое право зайца она нарушила? Давайте, позовем лису и объясним ей, что

она не права. Кто это может сделать?  (Ребенок стучит в домик, лиса выглядывает в окошко)

Ребенок: Каждый имеет право на неприкосновенность жилища и поэтому ты, лиса, не имеешь права выгонять зайца из собственного дома.

Воспитатель: Давайте лисе подарим эмблему этого права, чтобы она всегда помнила об этом. Вспомните, в каких еще сказках было нарушено право на неприкосновенность жилища. (ответы детей)   ( Игра продолжается. Дети открывают глаза и слышат голос)              Несет меня лиса

За темные леса

За высокие горы…..

Воспитатель: В какой мы сказке, ребята? Кто попал в беду? Кто вспомнит, по порядку как все это случилось? Почему лиса выкрала петуха? Что она нарушила? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте откроем книгу «Декларация прав человека» и объясним эмблему права, которая подходит героям этой  сказки.  ( Дети находят нужную страничку с эмблемой)

Воспитатель: Каждый имеет право на жизнь и личную неприкосновенность. Вот оказывается, какое право нарушила лиса- плутовка. Кто помог в беде Петуху? Нарисуйте его. (Дети рисуют кота)

Воспитатель: А сейчас вновь возьмемся за руки и, закрыв глаза, скажем волшебные слова.

Мы летим под облаками

И земля плывет под нами

Роща, поле, сад и речка

И дома и человечки.

Мы летать устали что-то

Приземлились…..Где мы? Что это?  

(Дети видят зайчиху, которая плачет)

Зайчиха: Помогите, помогите, Ай, ай, ай.

Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай

Воспитатель: В какой сказке с зайчиком случилась эта беда? Кто виноват в этой беде? Почему? Кто вылечил зайчика? Кто знает номер телефона, по которому можно срочно вызвать врача? ( Воспитатель предлагает вызвать Доктора Айболита, позвонив ему по телефону)

Доктор Айболит: Всем известно, что на свете

Без врачей прожить нельзя

Педиатры, терапевты

Няни сестры, фармацевты

Это все твои друзья

Воспитатель: Ребята, какое право помогают осуществлять медицинские работники. ( Ответы детей)

Доктор Айболит: Дети, бережете ли вы свое здоровье?  ( Рассказы детей)

Доктор Айболит: Мне понравились все ваши ответы. Вы бережно относитесь к своему здоровью, что нельзя сказать о зайке. В сказке все закончилось благополучно, но в жизни все не так уж просто, все болезни можно вылечить. Даже в обычной шалости можно получить серьезные травмы.

Прощаясь с вами, я хочу напомнить вам.

Мальчики и девочки. Все у нас равны

Но мальчики помнить, главное должны

Девочки слабея. Нельзя их обижать!

Можно только девочек: смело защищать!

Воспитатель: Ну, вот настало время возвращаться в детский сад.

(дети, взявшись за руки, говорят волшебные слов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий "Чем занять ребенка дома". Занятие № 9 "Музыкальные игры на развитие музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста"

Уважаемые родители! На данном занятии я предлагаю вам интересные музыкальные игры на развитие музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста, позволяющие ускорить развитие музыкального слуха...

Цикл занятий "Чем занять ребенка дома". Занятие № 11 "Музыкальные картинки для детей".

Уважаемые родители! На данном занятии я предлагаю вам увлекательные игры с музыкальными картинками.  Они мотивирует детей к проявлению творческой фантазии, развитию мелкой и крупной моторики рук....

Цикл занятий "Чем занять ребенка дома". Занятие № 10 "Музыкальные игры на развитие музыкального слуха у детей младшего и среднего дошкольного возраста"

Уважаемые родители! На этом занятии я предлагаю вам музыкальные игры на развитие музыкального слуха у детей младшего и среднего дошкольного возраста.Чтобы развить музыкальный слух у ребенка, вовсе не ...

Цикл занятий "Чем занять ребенка дома". Занятие № 12 "Потанцуем вместе".

Уважаемые родители!. Сегодня я приглашаю вас и ваших малышей поиграть и потанцевать вместе под веселую музыку. Музыкально - ритмические танцы и игры необходимы малышам не только для развлечения, но и ...

Цикл занятий "Чем занять ребенка дома". Занятие № 13 "Театрализованные игры для старших дошкольников"".

Уважаемые родители!  На данном занятии вы познакомитесь с театрализованными играми для детей старшего дошкольного возраста.  Главная задача театрализованных игр - раскрыть талант ребенка и п...

Цикл занятий "Чем занять ребенка дома". Занятие № 14 "Гусеничка" - музыкально - дидактическая игра

Уважаемые родители! Предлагаю вам и вашим детям увлекательную ритмическую игру «Гусеничка» на развитие чувста ритма.  Нужно правильно прохлопать ритм, ориентируясь на чёрные кружочки....

Цикл занятий "Чем занять ребенка дома". Занятие № 21 "Музыкальные игры с ребенком дома".

Уважаемые родители! В этом занятии я предлагаю вам интересные музыкальные игры, в которые вы можете играть вместе с детьми дома. Игра-оптимальное средство, которое позволяет всесторонне влиять на разв...