Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Зимующие птицы» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Черных Марина Дмитриевна

Занятие способствует развитию познавательно-иследовательской деятельности детей.Дети учатся выделять характерные особенности  зимующих птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chernykh_-_zimuyushchie_ptitsy.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по формированию целостной картины мира «Зимующие птицы» в старшей группе

Цель: способствовать развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Задачи:

Коррекционно-образовательные.

Расширить и систематизировать знания детей о зимующих птицах. Учить выделять характерные особенности птиц.

Коррекционно-развивающие.

Способствовать развитию познавательной активности, активизации и упражнению зрительных функций, развитию памяти, внимания, мышления.

Коррекционно-воспитательные.

Воспитывать доброе отношение к пернатым друзьям. Формировать желание заботиться о птицах, воспитывать любознательность, сочувствие.

Материалы  и оборудование: ММ-презентация, иллюстрации птиц, кормушка, схема рассказа.

Ход занятия.

Раздается сигнал голосовой SMS «Голосовая почта» несколько раз.

Педагог. Ребята, помогите найти, откуда слышится сигнал, может что-то срочное и важное нам хотят сказать?

Ребята ищут, откуда идет сигнал, и находят телефон. Педагог включает и все слышать «Срочно примите электронное послание от Незнайки». 

Как вы думаете, где мы можем посмотреть электронное письмо, кто-нибудь догадался? (ответы детей)

Если дети не догадались, воспитатель обращает внимание на экран и ноутбук.

Педагог. Ребята, располагайтесь поудобнее, а я пока включу ноутбук.

Педагог включает аппаратуру и на экране появляется Незнайка. Незнайка машет рукой, улыбается и спрашивает: «Ой, куда это я попал?» Дети отвечают. Незнайка: «У нас в Солнечном городе всегда лето. Все цветет, зеленеет, бабочки летают, гусениц полным-полно. У нас очень много птиц.

 Никогда мы не видели зимы, и переживаем за птиц, которые у Вас зимуют. Как они проводят зиму? Холодно и голодно им, наверное. Расскажите нам, пожалуйста, как зимуют птицы? Нам очень интересно. Заранее огромное спасибо! До свидания!»

Педагог. Ребята, а как можно рассказать Незнайке и его друзьям о том, как зимуют  птицы? Ведь он находиться очень далеко.

(Дети строят предложения: отправим сообщение по электронной почте, позвоним, напишем письмо, общение по интернету и т.д.) Останавливаемся на варианте – общение через интернет.

Педагог. Давайте вспомним с вами, что мы знаем о птицах.

(Ответы детей)

Педагог.  Какие бывают птицы?

(ответы детей)

Педагог. А теперь, ребята, мы поиграем с вами в игру. Она называется "Перелетные и зимующие птицы”. Если я назову перелетную птицу, вы должны поднять руки вверх. Если я назову зимующую птицу, вы должны присесть. Ворона, снегирь, воробей, дятел, сорока, свиристель, голубь, клест, галка, синица.

Педагог.  А теперь назовите зимующих птиц.

(Ответы детей) Дети называют и выставляют картинки с изображением птиц.

Педагог.  Почему они зимующие?

 (Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края).

Педагог.  Давайте рассмотрим их внимательно  Какие они все разные. Расскажем о каждой птице. Давайте вспомним по какой схеме мы будем рассказывать.(На интерактивной доске рассматривают схему)

На экране появляются изображения птиц, а схема переносится на мольберт если у кого вызовет затруднение при составлении рассказа)

Дети начинают исследования  синицы, снегиря, дятла, воробья, голубя, вороны, сороки. Дети, опираясь на схему, рассказывают о птицах.

  • Это синица. Грудка у неё жёлтая, черная голова и крылья. Зимой она питается ягодами рябины, семенами шишек, почками деревьев. Очень любит сырое мясо.

Пальчиковая игра «Синица»

Эта птичка невеличка

Называется синичка (соединяем большой и указательный палец)

Раз, два, три, четыре, пять

Будет в гости прилетать (имитация полета кистями рук)

-Скажите как кричит синица? (Свистит) –Давайте послушаем.

  • Это снегирь. Снегирь чуть крупнее воробья. У него красная грудка, голубовато-серая спинка, головка и крылья черные. Он прилетает к нам с первым снегом, любит ягоды рябины.

-Скажите как кричит снегирь ? (Щебечет) –Давайте послушаем.

  • Это дятел. Зимой дятлы питаются  семенами хвойных деревьев. Окраска оперения у дятлов разнообразна, но у большинства видов яркая — черная, зеленая или пестрая. Это одна из очень полезных птиц наших лесов: работает круглый год по уничтожению вредителей. Является лесным доктором.

Педагог предлагает детям изобразить дятла. Дети выполняют гимнастику.

Координация речи с движениями (раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони):

Я по дереву стучу,

 Червячка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой,–

Все равно он будет мой.

-Скажите, как кричит дятел? (стучит ) –Давайте послушаем.

  • Это воробей – бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Клюёт овёс, пшено, зимой селится вблизи жилища человека, клюёт всё, что найдёт – всеядная птица.

-Как кричит воробей?  (чирикает) – Послушайте.

  • Это голубь.  Обладает прекрасным зрением – различает цвета радуги. Окраска перьев у голубей различна. Питается растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. Голуби очень привязаны к людям.

-Как кричит голубь? (воркует) –Давайте послушаем

  • Это ворона. Вороны очень умны. Оперение — чёрное с зелёными отблесками. Ест ворона всё. Падаль, мыши, птички и их яйца,  черви и жуки, рыба, овощи, фрукты, сыр, творог – всё ей годится. В природе ворона, безусловно, полезна, но вблизи человеческого жилья становится воровкой.

-Как кричит ворона? (каркает) _Послушайте

  • Это сорока. Сорока всеядная птица. Голова, шея, грудь и спина чёрные, живот и плечи белые. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, пауков и мокриц – сорока ищет на земле. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц.

-Скажите как кричит сорока (стрекочет) – Давайте послушаем.

Педагог.  А теперь я проверю внимательно, вы слушали описания птиц.

Игра «Узнай по описанию»

Шустрый, быстрый, драчливый – воробей;

Веселая, умная, желтогрудая – синица;

Красногрудый, чернокрылый, любит ягоды клевать – снегирь.

Умный, большой, добрый, красноголовый – дятел.

Белобокая, воровитая, всеядная - сорока

Физкультминутка

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, 
(Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, 
(Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. 
(Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, 
(Присели.)
Почесала клювом грудку, 
(Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки – на плетень, 
(Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, 
(Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! 
(Прыжки на месте на двух ногах.)

Педагог. Есть такая пословица: «Сытой птице и мороз не страшен, а голодную - и мороз убьет». Как вы ее понимаете? (Выслушиваем ответы)

Педагог.  Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

Педагог.  А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?

Дети: Надо изготавливать кормушки и подкармливать птиц.

Педагог.  Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, устраивать для них кормушки на балконе, в саду, в парке, в лесу, у нас на участке в детском саду - везде можно устроить для птиц столовую.

Электронная физминутка для глаз 

Ребята, сейчас вы посмотрите на экран. Там будут двигаться птички. Вы должны следить глазами за ними. Когда картинки будут мигать, вам следует моргать глазами.

_-Молодцы. Теперь вы готовы к выполнению заданий.

Дидактическая подвижная игра «На кормушке»

Педагог. Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.

Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.

Педагог. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку», которая стоит на столе.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Педагог. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать, одним словом? (Зимующие)

Педагог. А чем вы кормите птиц? (Ответы детей)

Давайте покормим наших птиц.

Работа за столами с восковыми изображениями корма для птиц.

- На столе у нас листочки на которых спрятан корм, если губку в краску обмакнем и по ним мы проведем он проявится. Нам необходимо взять губку обмакнуть в гуашь и слева на право провести по всему листу. Приступаем.

- Саша, что у тебя получилось? И кого ты этим угостишь? (дети дают полный ответ) и т. д. Молодцы, накормили своих птичек.

-Ребята, как вы думаете, что может произойти, если не подкармливать птиц зимой?

Пальчиковая гимнастика

«Прилетайте птички»

Прилетайте птички

(«зовущие движения пальцев,

Сала дам синичке

(«режущие» движения ладоней одна по другой,

Приготовлю крошки,

(пальцы щепоткой - крошим «хлеб»

Хлебушка немножко,

(тереть подушечки пальцев друг о друга,

Эти крошки - голубям,

Эти крошки – воробьям,

(вытянуть вперед правую руку вверх ладонью, тоже с левой,

Галки да вороны ешьте макароны.

(тереть ладонью о ладонь).

Педагог.  Как вы думаете, удалось нам рассказать Незнайке все о зимующих птицах? Кто и что нам в этом помогло?  Что нового вы узнали?  А как вы думаете, где нам могут пригодиться эти знания? Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познание. Формирование целостной картины мира. Познавательно – исследовательская деятельность. Старшая группа с использованием информационно компьютерных технологий.Тема. «Былинные богатыри – защитники земли русской»

Программное содержание: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Закрепить представление о былине, о былинных ...

Конспект проведения ООД: интегрированное занятие по формированию целостной картины мира и рисованию в старшей группе. Тема: «Моя семья»

На занятии ребята учатся по-новому понимать слово "семья". Рисуночный тест "Моя семья", проведеный в конце занятия, интересен как воспитателям, так и педагогам-психологам ДОУ....

Конспект по формированию целостной картины мира «Домашние птицы» в старшей группе.

Программное содержание: Закреплять и расширять представления детей о домашних птицах, их семьях.Уточнить, где они живут, какую пользу приносят.Развивать мышление, память.Закреплять навыки детей отвеча...

Конспект НОД по формированию целостной картины мира (развитию речи) в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Посуда»

Описание интерактивного занятия по формированию целостной картины мира (развитию речи) в старшей группе по теме "Посуда"...