Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию
рабочая программа по окружающему миру на тему
Данная программа включает в себя цикл занятий по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста и составлена на основе программы "Социокультурные истоки" И. А. Кузьмина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 36.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Одно из направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достаёт в настоящее время в нашем современном обществе.
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. Детская душа целостна, в ней нет раздвоения, искусственности, фальши, неискренности. Отношение детей к людям, к природе простодушно, непосредственно и сердечно.
Цель программы:
Формирование базовой системы духовно-нравственных ценностей с детьми в дошкольном образовании.
Задачи:
- Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- Содействовать воспитанию у детей нравственных качеств, стремления проявлять их в своем поведении;
- Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.
- Создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.
Концептуальная основа программы.
Сердцевину программы составляют ценности культуры. Для маленького ребенка более понятными являются близкие, родные, традиционные ценности, поэтому в программу заложено широкое знакомство детей с изустной литературой. Дошедший до нас фольклор нашего народа является хранителем отечественного языка, что само по себе уже представляет большую ценность. Мудрые пословицы и умные загадки, хороводные игры, песенки и потешки, былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка помогают дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.
Структура занятий.
Программа предназначена для детей младшего дошкольного возраста.
Занятия проводятся с подгруппой воспитанников ( от 5 до 12 детей), 2 раза в месяц.
Продолжительность занятий 15 минут.
Работа с родителями.
Работа с родителями является важным, ключевым элементом в реализации данной программы. Осознавая тот факт, что решающую роль в духовно-нравственном развитии ребенка играет его семья, необходимо формировать единую систему ценностей как в семье, так и в ДОО.
С этой целью при реализации программы предусмотрена программа социального партнерства с семьями воспитанников.
Ожидаемые результаты:
- Развитие способности чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе отношение.
- Формирование коммуникативных умений (умение слышать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному).
- Первоначальное восприятие ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека.
- Развитие способности следовать нравственным нормам и правилам, способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к близким людям.
- Развитие навыков познавательного и личностного общения.
Тематический план занятий на 2013 – 2014 учебный год.
Месяц | Тема занятия | Цель |
Сентябрь | «Любимое имя» Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Имя». Развитие чувства самооценки ребёнка. | |
«Тайна моего имени» «Мой внутренний мир» |
| |
Октябрь | «Моя семья» Дать детям понятие об отчем доме, семье. | |
«С кем я живу» «Мамочка моя» |
| |
Ноябрь | «Доброе слово» Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Слово» Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям. | |
«Давайте жить дружно» «Машенька в гостях у детей» |
| |
Декабрь | «Мир вокруг нас» Развивать интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней. | |
«Мои младшие друзья» «Лесные жители» |
| |
Январь | «Ласковая песня» Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Песня». Развитие умения слушать друг друга | |
«Колыбельная песня» «Мамина песня» |
| |
Февраль | «Любимый образ» Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Образ». Формирование способности понимать чувства других людей. Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям. | |
«При солнышке тепло – при матушке добро» «Песенка для мамы» |
| |
Март | «Образ света» Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ». Развитие умения выражать свои добрые чувства. Развитие эмоциональной сферы ребёнка. | |
«Солнышко» «Свет солнца» |
| |
Апрель | «Добрый мир» Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ» Развитие мотивации на общение со взрослыми. | |
Е. Королева «Наш дом» Э. Михаленко «Самый лучший в мире дом» |
| |
Май | «О доброте и послушании» Развитие у детей мотивации к послушанию взрослых. Развитие адекватной самооценки. | |
«Капризка в гостях у ребят» «Буду послушным» | Помочь детям осознать, что обиды и капризы неприемлемы в отношениях между детьми и взрослыми. Побудить детей быть послушными в общении со взрослыми. |
Тематический план занятий на 2014 – 2015 учебный год.
Месяц | Тема занятия | Цель |
Сентябрь | «Дружная семья» Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Семья» Воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семье. | |
«Моя семья" «Домашнее тепло» |
| |
Октябрь | «Добрые слова» Воспитание разумного и доброжелательного отношения к друг другу. | |
«Волшебные слова» «Добрые слова не лень повторять мне трижды в день» |
| |
Ноябрь | «Дорога добра» Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Родные просторы». Определение понятия добра в процессе общения. Воспитывать культуры общения, дружеских взаимоотношений, заботы о близких. | |
«Что такое хорошо и что такое плохо». «Доброта – солнца теплота» |
| |
Декабрь | «Сказочный лес» Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Родные просторы». Формирование у детей доброго, заботливого отношения к природе. | |
«Путешествие в зимний лес» |
| |
«Приключения в сказочном лесу» |
| |
Январь | «Добрая забота» Первоначальное освоение социокультурной категории «Труд земной». Воспитание у детей доброго отношения к животным. | |
«Птицы зимой» «Мы в ответе за тех, кого приручили» |
| |
Февраль | «Труд земной» Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд земной». Воспитание у детей уважения к труду. | |
«Терпение и труд – всё перетрут» «Добрые дела» |
| |
Март | «Любимая сказка» Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Труд души». Воспитание у детей интереса и любви к сказке». | |
«По дорогам сказок» «Сочиняем сказку» |
| |
Апрель | «Светлый праздник» Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд души». Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых. Формирование у детей представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. | |
Экскурсия в мини-музей д/с «Русская изба» «Светлый праздник Пасхи» |
| |
Май | «Благодарное слово» Дальнейшее освоение социокультурной категории «Труд души. Развитие у детей способности проявлять добрые чувства к близким. | |
«Ласковые слова, что весенний день». «В стране Благодарно-сти» |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей среднего дошкольного возраста кружок «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»
Программа кружка по основам безопасности жизнедеятельности воспитанников дошкольного образовательного учреждения представляет собой краткое тематическое изложение содержания кружка, включающего сведен...
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста БОС - Здоровье «Побосик»
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возрастаБОС -Здоровье - «Побосик»В 2013 г. составила и реализую программу дополнительного образования для детей старшего...
Программа дополнительного образования «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»
Программа дополнительного образования«Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей младшего дошкольного возраста «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ» на 2022-2023 учебный год
Данная программа показывает на практике систему работы воспитателя по обучению дошкольников основам правил безопасного поведения.Темы занятий предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых ...
Рабочая программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому воспитанию «Мир сказок» на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому воспитанию «Мир сказок» и аннотация к программе...
Рабочая программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста «Будем говорить правильно» на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста «Будем говорить правильно» и аннотация к программе...
Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста «ГОВОРУШКИ»
Содержание Программы:Пояснительная запискаСодержание программыПланируемые результаты освоения программыПерспективное планированиеМетодика проведения индивидуальной оценки речевого развития детей младш...