" Ежи в осеннем лесу"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Коновалова Ольга Константиновна

Занятия познавательного характера; обучение детей составлению рассказа с помощью мнемотаблиц по теме "Приметы осени", расширение представлений о лесных жителях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannoe_-_konkurs_-moyo.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение ГБОУ СОШ пос. Ленинский

детский сад  «Журавушка» м. р. Красноармейский Самарской области

 

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности

на тему: «Ежи в осеннем лесу»  для детей старшей группы.

Составила:

Ольга Константиновна    

 Коновалова, воспитатель.

Пос. Ленинский 2014 г.

Цель: побудить детей к созданию коллективной работы – макета «Ежи в осеннем лесу»; используя навыки работы с различными материалами.

Образовательные области:  познавательно-речевое развитие,  художественно-эстетическое развитие.

Задачи: 

 Образовательные:

  • Обучать детей составлять небольшой связный рассказ по мнемотаблице по теме «Приметы осени».
  • Расширять представления детей о ежах, как жителях леса, дать представление о разновидностях ежей и местах их обитания.
  • Продолжать учить сравнивать, анализировать, устанавливать

причинно-следственные связи: ежи впадают в спячку, т.к. им становится холодно нечем питаться

  Развивающие:

  •  Развивать  связную речь, обогащать словарный запас.
  •  Развивать зрительную память, внимание, моторику, творческое  воображение, фантазию.

          Воспитательные:  

  • Воспитывать  любовь к живому миру природы, к  братьям меньшим.
  •  Совершенствовать навыки сотрудничества  (взаимопомощь,  доброжелательное отношение) при выполнении общей работы.  

Предварительная работа:
Чтение стихов про осень, отгадывание загадок о животных, рассматривание картин       с лесными животными, осенними  пейзажами. 

Оборудование:

Макет «Осень»,  игрушка - Ёжик из природного материала,  магнитофон, аудиозаписи «Времена года» П.Чайковского;  песен о ежах, ноутбук,  слайды с изображением разных видов ежей, елочки.

Раздаточный материал: доска для лепки, пластилин, природный материал, осенние листья , мнемотаблицы с изображением примет осени.

Ход занятия:

Воспитатель:  Дети, утром  к нам  в группу приходила гостья и оставила нам подарки. Рассматривание мнемотаблицы каждым ребёнком, небольшой рассказ  что изображено? По каким признакам,  изображённым на  картине, вы догадались о времени года?        (Дети дают ответы, характеризуя состояние осеннего неба, воды, деревьев,  травы, улетающую стаю птиц, тёплую одежду детей.)

. Как вы думаете, кто к нам приходил? (ответы детей - осень)

Воспитатель: Я тоже считаю, это Осень. А вы любите осень? А за что?

( ответы детей: за урожай фруктов и овощей, зерновых и семян, красоту разноцветных деревьев, листопад)  А я люблю осенью гулять по лесу и предлагаю вам  погулять.

(звучит музыка)

Воспитатель:  
В лес осенний, на прогулку, 
Приглашаю вас пойти.   

Интересней приключенья 
Нам, ребята, не найти,
По дорожкам, по тропинкам,


По лесу гулять пойдем. 
И в лесу осеннем 
Мы листочки соберем.  
Воспитатель: Очень красиво осенью в лесу. На земле ковёр из листьев. Какие они красивые. Давайте возьмем листочки и вспомним, как они качались на деревьях, как кружились, как падали на землю.   (Выполняются  действия с листочками под музыку).

Игра «С какого дерева листок?»

(Каждый  ребенок  рассказывает:   какого цвета  лист, и с какого дерева он упал: березовый листок  с березы; с клёна – кленовый…)
Воспитатель: Очень красивые осенние листочки.  Вам нравятся?  (Ответы детей)  Как вы думаете, как мы можем украсить нашу группу осенними листочками?               (ответы детей: поставить в вазу)

Давайте  ещё раз вспомним, какие листочки мы сегодня собрали? 
 
Физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять, 
Будем листья собирать 
Листья березы 
Листья рябины 
Листики тополя, 
Листья осины 
Листики дуба 
Мы соберем, 
В садик осенний 
Букет отнесём. 

Поочередно разгибают пальчики,
качают ладошками из стороны в сторону,
поочередно загибают  пальчики 
  
  
  
 

Воспитатель: Посмотрите, дети, сколько еще подарков оставила осень: шишки, семена и другой природный материал.

(Звучит шуршание)

Воспитатель: Дети, вы слышите какие-то звуки  раздаются под листочками? (обращает внимание на звуки, раздающиеся из - под вороха листьев)

Давайте посмотрим, кто же  это шуршит (подходят к куче листьев и достает  ежика) Кто это? (ответы детей) 

Правильно,  ежик! Да какой он необычный! (рассматривают ежика)

Воспитатель: Ежик, почему ты такой грустный и почему ты один в лесу?

Ежик: Все мои друзья спрятались в норки для зимней спячки, а я зимой не сплю, потому что я необычный еж.

Воспитатель: Что же делать? Как помочь ежику? (ответы детей)

Воспитатель:  Да, мы можем ежику смастерить друзей.  Ребята, вы знаете, что на нашей планете живут разные ежи? (ответы детей). Хотите узнать о них? (ответы детей).  Я предлагаю посмотреть  небольшой познавательный фильм о ежах.

Просмотр познавательного фильма о ежах  (разных климатических зон)        

Обсуждение, вопросы воспитателя к детям:

- Где живут эти ежи?

-Почему их всех называют ежами?  По какому признаку?  (колючки)

Воспитатель: Ребята,  что мы  решили сделать,  что бы,  нашему ежику не было грустно?

Дети: Найти ему друзей!

Воспитатель:  Наш ежик необычный. Из чего он сделан?  (ответы детей).  Из чего мы сделаем ему друзей? (ответы детей).

Продуктивная деятельность:

Дети садятся за столы, самостоятельно  изготавливают ежей из  пластилина,  и природного материала под музыку.

Воспитатель: (берет в руки ежа, обращается к нему) Ежик оставайся с нами, посмотри, сколько у тебя появилось друзей.

Дети, где в группе мы можем поселить наших ежей? (ответы детей).

Воспитатель: Посмотрите, наша гостья Осень, чтобы мы не забывали о  ней,  оставила нам еще один подарок - макет «Осень». Это кусочек осеннего леса. Как вы думаете, смогут ли наши ежи здесь жить? Давайте мы их туда поселим (дети ставят ежей в макет).

Воспитатель:  Как весело стало  ежику. Как выдумаете, почему? Что мы для этого сделали? (ответы детей) 

А у вас сейчас  какое настроение? (ответы детей) Почему? (ответы детей).

Воспитатель:  Пока наши ежи знакомятся,  я предлагаю поиграть.

Игра «Жил в лесу колючий ежик»

Жил в лесу колючий ежик, 
Был клубочком и без ножек,

 

(Обнимают себя за плечи)

Не умел он хлопать - Хлоп-хлоп-хлоп,

(Хлопают в ладоши).

Не умел он топать - Топ-топ-топ.

(Выполняют «топотушки»).

Не умел он прыгать - Прыг-прыг-прыг

(Прыгают на двух ногах).

Только носом двигать - Шмыг-шмыг-шмыг

 

А ребятки в лес пришли, 
Ежика в лесу нашли,

 

Научили хлопать - Хлоп-хлоп-хлоп,

(Хлопают в ладоши).

Научили топать - Топ-топ-топ.

(Выполняют «топотушки»).

Научили прыгать - Прыг-прыг-прыг,

(Прыгают на двух ногах).

Научили бегать…

Бегают на месте

Воспитатель:   Давайте  еще раз посмотрим  на ежей, как им живется в нашем уголке осеннего леса (дети рассматривают поделки, обсуждают). Что нового  сегодня вы узнали? Кому мы сегодня помогли?  Что вы хотели бы пожелать всем лесным обитателям?

Список литературы:

Т.А.Третьякова, С. Б. Суровцева, О.В. Кирьянова «Комплексные занятия с детьми 6 – 7 лет». – Волгоград: Издательство «Учитель», 2008

Вакуленко Ю. А. «Комплексные занимательные занятия в средней  и старшей группах» - Волгоград: Издательство «Учитель», 2007

Т.И. Гризик «Познаю мир»- Москва: «Просвещение» 2001

О.В. Павлова «Изобразительная деятельность и художественный труд. Старшая группа» - Волгоград:  Издательство «Учитель», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенние сценарии "Что у осени в корзинке?", "Чудеса в осеннем лесу" (для младшей, средней и старшей дошкольной возрастной группы)

Данные осенние сценарии - это увлекательные осенние путешествия, с песнями, танцами, играми, загадками,  и конечно же встреча со сказочными героями......

Сценарий осеннего праздника для детей средней группы "Приключения Жирафа в осеннем лесу"

Предлагаю коллегам  сценарий утренника "Приключения Жирафа в осеннем лесу".для средней группы.Сказку про жирафа Желтика я сочинила сама.Получилось вроде неплохо....

Сценарий осеннего праздника средний возраст "В осеннем лесу"

Осенний праздник для детей от 3-х до 4-хлет«В осеннем лесу»( Дети под музыку входят в группу и встают полукругом.)Ведущий: По лесным тропинкам...

Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы детского сада "Сказка осеннего леса"

"Сказка осеннего леса"  сценарий в котором ребята закрепляют пройденный материал о признакох осени, о фруктах ,овощах, диких животных. Ребята не только в игравой форме показывают свои знания ,но ...

Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы детского сада "Сказка осеннего леса"

"Сказка осеннего леса"  сценарий в котором ребята закрепляют пройденный материал о признакох осени, о фруктах ,овощах, диких животных. Ребята не только в игравой форме показывают свои знания ,но ...

Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы детского сада "Сказка осеннего леса"

"Сказка осеннего леса"осенний праздник на материале которого ребята закрепляют пройденный материал о признаках осени о повадках дикий жевотных в осенний период, о фруктах и овощах.Участие в театрализа...