ЭТНОПЕДАГОГИКА
презентация к занятию по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Баба Яга

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezent_baba_yaga.ppt1.42 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«БАБА-ЯГА В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ»

Слайд 2

Цель работы : Изучить образ Бабы Яги в русских народных сказках. Задачи работы : 1. Узнать, кто такая Баба-Яга, как появился ее образ. 2. Описать облик Бабы Яги, выяснить какой у нее характер. 3. Определить род ее занятий. 4. Выяснить в каких отношениях она находится с людьми.

Слайд 3

Методы работы : 1. Чтение русских народных сказок. 2. Изучение энциклопедической литературы. 3. Подбор рисунков учащихся 4А класса, посвященных Бабе Яге. Анализ рисунков. 4. Просмотр рисунков русских художников, иллюстрировавших русские народные сказки для определения внешнего облика Бабы Яги. Практическое применение : Материал данной работы может быть использован на уроках чтения в начальной школе и литературы в 5-6-х классах.

Слайд 4

ЗЛАЯ, СТАРАЯ и мощная колдунья или волшебница; вид у нее страшный. Она не столько в аду живет, сколько на этом свете

Слайд 5

Дом Бабы Яги Дом ее - избушка на курьих ножках, стоит и сама повертывается. Ее почитали как привратницу между миром живых и мертвых, избушка - врата в мертвое царство. Древние наши богатыри всегда находили ее лежащею на лавке; нос ее висит через грядку (шест в избе для вешания вещей, укрепленный в стене).

Слайд 6

Средство передвижения Сия старая колдунья не пешком ходит, но разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть колеснице самокатной), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железною же палицей, или пестом. А чтоб, для известных ей причин, не видно было следов, то заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом.

Слайд 7

Спутники Бабы Яги Как всякое божество, Баба Яга то зла, то добра, но все же, как от всякой непонятной силы , от нее исходит много мудрости. Служат ей лягушки , черные коты , в их числе Кот Баюн , вороны и змеи - все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.

Слайд 8

Облик Подслеповатая старуха с костяной ногой, растрёпанными волосами и большими грудями. Кости местами выходят наружу. Костеногость ягихи исследователи связывают с её звероподобным или змееподобным происхождением, либо из царства мёртвых.В древности она считалась страшной богиней смерти. Ведьма, мать змеев, русский Харон.

Слайд 9

Характер Истерический. Известно три проявления. В благосклонном расположении духа яга даёт герою коня, советы и подарки, через неделю в дурном настроении она уже летит похищать детей, либо- резать ремни из спин героев.

Слайд 10

Поведение Непредсказуемо. На помеле или в ступе она ездит за человечьим мясом, пытается изжарить в печи детей. Ступу везут черти, всё стонет, скот ревёт. Иногда яга быстро бегает, подгоняя саму себя помелом, и плетёт интриги против Кощея и Змея Горыныча.

Слайд 11

Питание Любит жареных детей.

Слайд 12

Способы борьбы Против таких всесильных персонажей известно только одно средство- хитрость. Усадить вместо себя на лопату- и в печь, или заманить на непрочной мост через огненную реку.

Слайд 13

Отношения с людьми В русских сказках баба-яга злая и добрая. То она грозится поместить череп Ивана- царевича на шест около избушки, то вдруг после традиционного приветствия "Фу! Фу! Русской коски слыхом было не слыхать и видом не видать, а нынче русская коска сама на двор пришла!" советует Ивану- царевичу, как "доступать Елену Прекрасну" ("Царевна- лягушка").

Слайд 14

Приведем фрагмент анализа сказки Например, : "Сказка о молодильных яблоках и живой воде". Рассматривая сказку, выделяем основные элементы ее структуры: 1. Исходная ситуация ( "В некотором царстве…жили-были…") 2. Беда 3. Уход героя из дома (младший даже уходит иначе, т.е. его сразу выделяют) 4. Получение волшебного средства 5. Испытание (обряд инициации) Встреча с Бабой-ягой: - Почему герою надо было заходить в эту избушку? - Почему не мог объехать? - Почему просит избушку повернутся? - Почему Баба-яга говорит "русским духом пахнет", когда герой входит? - Почему у Бабы-яги костяная нога? - Почему герой должен был в бане попариться? - И т.д.

Слайд 15

Сказки о Бабе Яге Русские сказки. Волшебные сказки. М.: «Вита». 1993. 1. Поди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что. 2. Гуси-лебеди. 3. Сказка о молодильных яблоках и живой воде. 4. Финист – ясный сокол. 5. Василиса Прекрасная. 6. Две сестры. 7. Два Ивана. 8. Баба Яга. 9. Медное, серебряное и золотое царство. 10. Иван-царевич и Белый Полянин. 11. Ненаглядная красота. 12. Кощей Бессмертный.

Слайд 16

Литература 1. Большой энциклопедический словарь. Мифология – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». 1998. С.83. 2. Даль В.И. Поверья, суеверия и предрассудки русского народа. – М.: ЭКСМО. 2003. С. 11-12. 3. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель. 2006. С. 14, 347. 4. Деревянное зодчество Руси. М.: «Белый город». 2003. С. 15-20. 5. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, предания, обряды и суеверия. – М. 1996. С. 127. 6. Сказочные герои. Детская энциклопедия «Аргументы и факты». Познавательный журнал для девочек и мальчиков. №4, 2000. 7. Русские сказки. Волшебные сказки. М.: «Вита». 1993. 8. Русские народные сказки. – Саратов: Приволжское книжное издательство. 1992. 9. Сказки «Кума-чародейка». – Нижний Новгород: «Русский купец». 1993. 10. Русские народные сказки. Летучий корабль. Минск: ООО «МЕТ». 2000. 11. Русские сказки. Минск: ООО «МЕТ». 1999. 12. Ненаглядная красота. Русские волшебные сказки. - М.: Детская литература. 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Этнопедагогика с позиции гендерного подхода»

                               Департамент Образования г. Братск...

Формирование этнотолерантности в старшем дошкольном возрасте средствами этнопедагогики

В статье раскрывается понятие "этнотолерантность". Актуальность проблемы ее формирования. Даются методические рекомендации по ее формированию....

Особенности подготовки к семейной жизни в этнопедагогике

Веками образование и воспитание основывалось на народных традициях и философских взглядах. И на сегодняшний день в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения становится очевидным роль нац...

Консультация для воспитателей "Этнопедагогика"

Консультация для воспитателей...

«Особенности этнопедагогики детей младшего дошкольного возраста»

Система комплексных занятий по региональному компоененту для работы с детьми младшего дошкольного возраста....