Главные вкладки

    «Этнопедагогика с позиции гендерного подхода»
    презентация к занятию (старшая группа) по теме

    Мазур Татьяна Сергеевна

     

     

                                     Департамент Образования г. Братск

                Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

                                    «Центр Развития Ребенка – Д./С №9»

                                                       «Солнечный город»

     

     

     

     

                   «Этнопедагогика с позиции гендерного подхода»                              

     

     

     

     

                                                                                                      Подготовил:

                                                                                                        Мазур Т.С.

                                                                                                        II кв. категория

     

     

     

     

     

                                            Братск 2012 г.

     

     

     

     

    2 слайд:               «Этнопедагогика с позиции гендерного подхода»                              

     

     

    3 слайд:     Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».                

                                                                                                        В.А.Сухомлинский

     

    Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня.

    Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем из них, которые интегральные, многофункциональные по своему характеру, способствуют самореализации, самовыражению личности, интересны детям, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.

    Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности.

    4 слайд:

    Когда – то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец.

    5 слайд:

    Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

    6 слайд:

    Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, умение отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.

    Но при этом нельзя допускать проявления мужественности в девочках и женственности в мальчиках.

    Как сделать так, чтобы из крошечной девочки выросла прекрасная Женщина, которая не только достигнет успеха в бизнесе, науке или искусстве, но станет нежной матерью, заботливой женой, рачительной хозяйкой? Как из мальчика вырастить Мужчину, способного защитить свой семейный очаг? Возможно, ли воспитать девочек и мальчиков так, чтобы они еще в детстве поняли и приняли свои роли?

    7 слайд:

    Работая по проблеме гендерного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ перед педагогами ставится следующую цель: способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.

    8 слайд:

    Изучение литературы и собственный опыт показали, что неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных особенностей может оказать народный фольклор.

    Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Все накопленное передавалось устно от человека к человеку, становилось достоянием многих. Фольклорные произведения поражают своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказок, песен, потешек, дразнилках, поговорках, скороговорках, играх  оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение.
    9 слайд:  

    С самого рождения в русской семье  учитывались гендерные особенности ребенка.
    Известно, что даже при рождении пуповину девочкам и мальчикам отрезали по- разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение её качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.
    Интерес представляет и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с «программированием» будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и женится, то его жена воплотит в себе все то, что дорого его ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца.
     10 слайд:

    Даже в колыбельных песнях присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам: «Гуркота, гуркота, а Митеньке дремота», «Моя доченька  уснёт», «Спи, доченька маленька», «А баиньки, баиньки дочку маненьку», «Спи Ванюшка, спи родной», «Сынко , голубочек». 
    При этом очевидно, что в данных традициях был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.
    Интуитивно приписывая ребенку те или иные качества, о девочке мы говорим –красивая, нежная, хрупкая, о мальчике – сильный , крепкий.  Это хорошо отражается в фольклорных произведениях - величаниях мальчиков и девочек.
     


    11 слайд:

    Величание для мальчика:
    Мой сыночек, мой дружочек,
    Мой сиреневый цветочек,
    Молодец да удалец,
    В волосах твоих венец.
    Храбрый , смелый богатырь,
    Ты добро приносишь в мир.
    12 слайд:

     

    Величание для девочки:
    Моя девочка – прелестница,
    Мастерица и кудесница!
    Зорькой алой умывалась
    И с рассветом просыпалась.
    Маме с солнцем улыбнулась-
    Лучики лица коснулись.


     Одной из задач гендерного воспитания детей является овладение детьми первоначальными представлениями о собственной половой принадлежности, аргументируя ее по ряду признаков (одежда, прическа).
    13 слайд:

    В решении этой задачи  может помочь народный фольклор, где   большое внимание уделялось внешним особенностям мальчиков и девочек: одежде, прическе.

    14 слайд:
    Например:
     


    Дочка, маму слушайся!  
    Как у доченьки моей
    Ворох золотых кудрей!
    Как у ласточки моей
    Речи плавные как ручей!
    А в очах – озера синь,
    А стан будто у осин!
    Она прытка словно лань,
    А душа – цветущий май!
    Радость –доченька моя.
     

     

    «Еду-еду к бабе ,к деду     
    На лошадке в красной шапке.
    По ровной дорожке,
    В старом лапоточке ,..»



    15 слайд:

          В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т. п.

     

     

     

    16 слайд:

     Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды.

    17 слайд:

    Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышивании, шитье, ткачестве.

    18 слайд:

    Мальчиков привлекали в качестве помощников во время жатвы, сенокоса, боронования, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты и рыбалки.
     

    19 слайд:

    Например:                           
    Для мальчиков:

     

     « … Будем рано разбужать, на работку посылать,
    На работу на таку, да на веселую страду,
    Будем сено косить, да будем в кучки носить»
    Будешь большой,

    Будешь рыбку ловить,
    Тетерьку ловить,                                                 
    Будешь лес рубить,                                            
    Тятьку, мамку кормить»

                                     
     

    Для девочек:

    Аленка- малёнка

    Шустра, быстра:                                                           

    Грибов насобирала,                                                     

    Носок довязала,                                                            

    Сарафан дошила,                                                          

    Воды наносила.                                                      

    Везде поспела                                                     

    В охотку ей дело.                                                      


    От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность.
    Пошла Маня на базар,

    Принесла домой товар:

    Родной матушке- платок,

    Братьям-соколам-

    По козлиным сапогам  ,

    Сестрицам -лебедицам-

    До по новым рукавицам.

    Баю баюшки бай бай .                                                              

    Глазки, Маша, закрывай.                                                  

    Я тебя качаю,                                                                          

    Тебя величаю.                                                                            

    Будь счастлива, будь умна,                                                  

    При народе будь скромна.                                                     

    Спи дочка, до вечера,                                                        

    20 слайд:

      Еще одним важным полоролевым  средством  воспитания является народная игра. Она – уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.

    21 слайд:
      Игра – это школа воспитания, но и еще ведущий вид деятельности. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. А народная игра – является неотъемлемой частью национального богатства интернационального, художественного и физического воспитания , в том числе способствует гендерному воспитанию детей в той его части, где рассматриваются вопросы  быта ,  обычаями и трудом  мужчин и женщин.
     22 слайд:

    Многие народные детские игры имитируют серьезные занятия взрослых: охота, рыболовство, собирательство, ведение домашнего хозяйства. Такие игры как: «У медведя во бору», «Кузнецы», «Арина»
    По содержанию все народные игры были доступны и девочкам, и мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей обоего пола.
    23 слайд:

    Подвижные игры, выполняя различные функции (развивающую,

    познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре.

    24 слайд:

    Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

    25 слайд:

    Основным условием успешного внедрения народных игры в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

    26 слайд:

    Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

    27 слайд:

    «В народных играх нет и тени педагогической навязчивости, и вместе с тем все они вполне педагогичны»

                                                                                                                            А. П. Усова

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prezentaciya_mazur.pptx2.7 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Мазур Татьяна Сергеевна, воспитатель, 2 квалификационная категория Департамент Образования г. Братск Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Центр Развития Ребенка – Д./С №9» «Солнечный город»

    Слайд 2

    тема: «Этнопедагогика с позиции гендерного подхода»

    Слайд 3

    « Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина ». В.А.Сухомлинский

    Слайд 7

    Цель: Способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.

    Слайд 8

    Фолькло́р ( англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка(песни , инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

    Слайд 9

    « Гуркота , гуркота , а Митеньке дремота » « Спи Ванюшка, спи родной » « Сынко , голубочек». «Моя доченька уснёт » «Спи, доченька маленька » «А баиньки , баиньки дочку маненьку »

    Слайд 10

    Величание для мальчика: Мой сыночек, мой дружочек, Мой сиреневый цветочек, Молодец да удалец, В волосах твоих венец. Храбрый , смелый богатырь, Ты добро приносишь в мир.

    Слайд 11

    Величание для девочки: Моя девочка – прелестница, Мастерица и кудесница! Зорькой алой умывалась И с рассветом просыпалась . Маме с солнцем улыбнулась- Лучики лица коснулись .

    Слайд 12

    Пестушки для девочек: Дочка, маму слушайся! Как у доченьки моей Ворох золотых кудрей! Как у ласточки моей Речи плавные как ручей! А в очах – озера синь, А стан будто у осин! Она прытка словно лань, А душа – цветущий май! Радость –доченька моя.

    Слайд 13

    Пестушки для мальчиков: Еду-еду к бабе ,к деду На лошадке в красной шапке. По ровной дорожке, В старом лопаточке… Токи-токи- тошки , Кую , кую ножки. Ножки у Антошки Едут по дорожке, Дорожка кривая, Ни конца, ни края…

    Слайд 16

    « … Будем рано разбужать , на работку посылать, На работу на таку , да на веселую страду, Будем сено косить, да будем в кучки носить.» Будешь большой, Будешь рыбку ловить , Тетерку ловить, Будешь лес рубить, Тятьку , мамку кормить»

    Слайд 17

    Аленка – маленка . Шустра, быстра: Грибов насобирала, Н осок довязала, Сарафан дошила, Воды наносила. Везде поспела, В охотку ей дело…

    Слайд 18

    Игра – ведущий вид деятельности ребёнка «Игра – неповторимый, суверенный мир Детства, живущий по своим вечным законам, хранящий бесценные реликвии прошлого» С.А. Шмаков.

    Слайд 19

    Значение русских народных игр Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка.

    Слайд 20

    Актуальность: Народные игры- исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Игры издавна служили средством самопознания, где проявлялись лучшие качества: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других .

    Слайд 21

    В этих играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Шутки и юмор характерны для этих игр. Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей.

    Слайд 22

    Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, справедливости настойчивости в преодолении трудностей .

    Слайд 23

    Воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

    Слайд 24

    Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно через игру . Именно поэтому народные игры актуальны и интересны и в настоящее время. Преимущество - это включенность в процесс «здесь и сейчас». А ещё в игре хорошо развивается фантазия ребёнка, и он легче приучается к правилам. Играть нужно обязательно!

    Слайд 25

    «В народных играх нет и тени педагогической навязчивости, и вместе с тем все они вполне педагогичны» Александра Платоновна Усова

    Слайд 26

    Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано, Чтоб вечно любить это скудное поле, Чтоб вечно вам милым казалось оно. Храните свое вековое наследство, Любите свой хлеб трудовой- И пусть обаянье поэзии детства, Проводит вас в недра землицы родной! Н.А Некрасов

    Слайд 27

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с позиции гендерного воспитания (опыт работы, 1 мл.группа)

    Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть доста...

    Инновационный потенциал традиционных форм работы с позицией компетентного подхода.

    «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний...

    Взаимодействие ДОО и семьи с позиции компетентностного подхода

    В данной работе рассмотрены некоторые формы работы с родителями с позиции компетентностного подхода в рамках реализации компетентносто-ориентированного образования в ДОУ....

    Консультация для воспитателей «Детский сад-семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода»

    Все многообразие форм работы условно разделим на две большие подгруппы:1) Работа с семьей внутри детского сада2) Работа с семьей за пределами детского сада.Всем хорошо известна первая группа, но мало ...