СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ КАЖДОГО РЕБЕНКА НА ОСНОВЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА.
учебно-методический материал на тему

Евстифеева Елена Сергеевна

     Изменения, происходящие в дошкольном образовании, прослеживаются  во всей работе ДОУ и создании условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого  ребёнка.  Гендерная принадлежностью дошкольника - процесс осознания себя как представителя определённого пола, где учитывается социальная направленность понятия (гендер – это социальный пол), гендерная принадлежность может проявляться по-разному, и индивидуальные проявления не обязательно совпадут со стереотипными (полоролевыми) представлениями окружающих о поведении девочки и мальчика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ КАЖДОГО РЕБЕНКА  НА ОСНОВЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА. 

     С января 2012 года на базе  структурного подразделения «Детский сад «Теремок»» ГБОУ СОШ с.Исаклы (далее – СП)  на основании договора с  государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарским областным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования (далее – СИПКРО)

организована опытно-экспериментальная площадка (деятельность) по проблеме: «Гендерный подход к организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении».

Научным руководителем деятельности данной опытно-экспериментальной площадки является Климина Лариса Владимировна, старший преподаватель кафедры дошкольного образования.

     Изменения, происходящие в дошкольном образовании, прослеживаются  во всей работе ДОУ и создании условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого  ребёнка.  Гендерная принадлежностью дошкольника - процесс осознания себя как представителя определённого пола, где учитывается социальная направленность понятия (гендер – это социальный пол), гендерная принадлежность может проявляться по-разному, и индивидуальные проявления не обязательно совпадут со стереотипными (полоролевыми) представлениями окружающих о поведении девочки и мальчика.

В процессе формирования гендерной принадлежности дошкольника педагогу  детского сада необходимо:

•  знать гендерный состав группы детей по их типам , протестировав детей именно в том возрасте, когда ребенок попал в данную возрастную группу.

•  ориентироваться в каждом возрастном периоде ребенка, учитывая, что по мере взросления на любом этапе гендерный тип может изменяться, принадлежащих к различным гендерным группам;

•  учитывать гендерную типологию  составляющую игр и игрушек при подборе методического материала для детей разного пола;

•  выявлять разницу в усвоении знаний детьми с разной гендерной доминантой;

•  ориентироваться в предпочтениях деятельности детей с различными  гендерными  типами;

• создавать  условия для позитивной трансляции мальчикам и девочкам собственного опыта,  для оптимального выбора форм, методов и средств обучения детей разного пола;

•  знать собственный гендерный тип и понимать специфику собственного стиля общения в соответствии со своей гендерной доминантой, учитывая свою составляющую позицию во взаимоотношениях с детьми разного пола.

     Процесс формирования гендерной принадлежности дошкольника реализуется посредством внедрения в систему дошкольного образования гендерного подхода.

При разрабатывании своего плана работы с детьми необходимо знать существующие  и изученные гендерные типы:

Маскулинный гендерный тип: ориентирован на авторитет силы и независимость поведения, имеет высокие индивидуальные достижения, отдает предпочтение мужскому авторитету, нуждается в мужском общении, нетерпим к возражениям, предпочитает отстаивать свое мнение и занимать позиции лидера, воспроизводит независимо соревновательный стиль поведения. Взаимоотношения со сверстниками носят авторитарный характер.

 Феминный гендерный тип: предпочитает зависимое, подчиненное поведение, отличается осторожностью, не любит проявлять инициативу и самостоятельность, сознательно ограничивает свое «исследовательское пространство» (особенно мальчики), нуждается в постоянной моральной поддержке со стороны других людей, в игровой деятельности избегает контактов с маскулинными детьми; у мальчиков зачастую проявляются трудности в общении.

 Андрогинный гендерный тип: свободен от жесткой половой типизации и традиционных норм, способен реально осмысливать и оценивать ситуации, самостоятельно преодолевать трудности, значительно социально активен и контактен, умеет активно и позитивно взаимодействовать с детьми и со взрослыми любого пола, обладает хорошими организаторскими способностями и личностными качествами конструктивного характера (защита, помощь), настойчив, самостоятелен, имеет высокий уровень достижений.

 Недифференцированный гендерный тип: отвергает и мужской, и женский стиль поведения, не способен ориентироваться в традиционных нормах полоролевого поведения, пассивен, обладает низкими реальными достижениями, сознательно избегает контактов, в коллективе сверстников не пользуется авторитетом.

     В природе не существует «плохих» и «хороших» типов, дети каждого гендерного типа для успешного развития и реализации личностных черт требуют индивидуального личностного подхода, но существует стереотипное отношение педагогов и родителей к ожидаемым и нежелательным гендерным проявлениям в поведении детей.

•  Педагог любит детей тех типов, которых он умеет учить, управлять их поведением и которые близки ему по его гендерной принадлежности.

•  Родители и педагоги спокойнее, с понятием относятся к неудачам детей близкого  им типа.

•  Успешность обучения представителей разных гендерных типов зависит не только от образовательных технологий, но и от целей, задач, принципов содержания образовательной деятельности, методов оценивания и «портрета идеального воспитанника».

•  Хорошие педагоги, родители ведут отсчет от ребенка, «Делай и думай, как ты, а я тебе помогу» .

В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования  указывается общий объем обязательной части программы ДОУ в рамках времени, которое отведено на образовательную деятельность как в процессе организации различных видов детской деятельности, так в ходе режимных моментов и взаимодействие с их семьями.

Выявление  гендерной принадлежности детьми дошкольного возраста происходит в сюжетно-ролевой игре; при этом дети чаще играют в однополых группах, но иногда наблюдается и дифференцированное содержание сюжетно-ролевой игры. В процессе руководства ею педагогу необходимо учитывать гендерные проявления и предпочтения детей различных гендерных групп, а также возрастной период играющих детей. Игра детей 5-ти лет отличается от игры 6-лет по своей форме и содержанию  в каждом гендерном типе.

У мальчиков и девочек среднего и старшего дошкольного возраста в игре при распределении ролей формируется по половому принципу, они не путают половую принадлежность игровых персонажей, выбирая себе в «партнеры» ребенка, с которым сложились дружеские отношения. Дети исполняют роль, не соответствующую полу, если не хватает мальчиков для «мужских» или девочек для «женских» ролей или если девочки или мальчики, играя в одиночку, вынуждены сами играть обе роли.

     Для игры девочкам достаточно ограниченного пространства, мальчики осваивают доступные горизонтальную и вертикальную территории. Игры мальчиков более предметны и рассчитаны на «дальнее» зрение. Игры девочек коммуникативны, вербальны, отражают отношения между людьми. Сюжет ролевых игр отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе: ежедневно девочки осваивают и пополняют опыт «ухаживания» за домом, заботы о «детях». Реализуя потребность нравиться окружающим и быть красивой, девочки часто обыгрывают свадьбы, «выходят замуж», «лечат больных» и т.д. Мальчики сражаются на войне, водят транспорт, строят дома, мосты, машины, отправляются в путешествия. В игре закладываются основы нравственного поведения человека в обществе с его сложившимися стереотипами: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам); доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам). Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования, соответствующие Федеральным государственным образовательным старндартам к структуре Основной общеобразовательной программы «От рождения до школы», придерживаются принципа комплексно-тематического планирования и предлагают изучать с детьми одну тему на протяжении одной недели. Рекомендуемые «темы недели» реализуются во всех направлениях деятельности педагога (непосредственная образовательная деятельность, режимные моменты, взаимодействие с семьей).

Организуя образовательную деятельность в режимных моментах, педагог создает условия для разнообразной и интересной деятельности детей в рамках темы недели. Во время утреннего приема следует создать ребенку хорошее настроение; при затруднении выбора деятельности помочь: предложить игрушку, включить ребенка в игру к играющим детям. Воспитатель обязан проследить, чтобы все дети в процессе режимных моментов нашли себе интересную деятельность и не мешали другим.

Использование в образовательных целях потешек, коротких стихотворений, загадок, игровых, проблемных ситуаций, наблюдения, беседы, игры-развлечения, закрепление и активизация словаря - все это педагог может реализовать на основе гендерного подхода.

     Для феминной группы детей (это в основном девочки) следует подбирать эмоциональный, яркий, красочный материал создающий условия для использования имен прилагательных, а игрушки располагать близко друг от друга, эти дети хорошо поймут и запомнят то, что смогут потрогать руками.

Для маскулинной группы детей (это в основном мальчики) игровой материал должен иметь немного агрессивный, хаосный вид и сложную конструкцию, способствовать развитию пространственных ориентации. Эти дети лучше усвоят материал, если проявят способность выявлять и реализовывать все свойства предмета, подвергнув его различным действиям с ним.

Андрогинная группа справится с игровым атрибутом в виде дидактических игр., настольно-печатных игр, игр которые развивают мелкую моторику рук детей.Такие дети считаются «условно одаренными», их познавательные способности выше средних и позволяют решать умственные  задачи в любой деятельности.

Для детей недифференцированной группы нужны потешки, стихи, проблемные игровые ситуации, в которых показывается образец стереотипного мужского или женского поведения.

 Наши педагоги начали разрабатывать серию сюжетно-ролевых игр для мальчиков и девочек, начиная со среднего и до старшего дошкольного возраста учитывая с кем лучше проводить эти игры с мальчиками или девочками. Сюжет игры строится таким образом, что главные роли отдаются либо девочкам привлекая мальчиков о второстепенные роли, либо мальчикам привлекая остальных детей во второстепенные роли, ема сюжетно-ролевых игр соответствует теме недели, в которую проводится игра. Игы разрабатывают не только воспитатели, но и инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, а также учителя-логопеды. Игры специалистов носят не совсем характер сюжетно-ролевых игр, но несут в себе понятия того, что должны запомнить , чему научиться и что обыграть.

Так как наш детский сад является экспериментальной площадкой по теме «Гендерный подход к организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении», для эксперимента в 2012г. была взята вторая младшая группа, т.е. те дети, которые должны были перейти в среднюю группу, нам необходимо было изучить этих детей, так как наш эксперимент должен был начаться с детьми среднего дошкольного возраста, на этом этапе(вторая мл.гр.) дети еще только определяются со своим гендерным типом, поэтому нам было важно наблюдать за детьми именно этого возраста.

 В самом начале работы нашей экспериментальной площадки стояла цель дать понятие всем педагогам и узким специалистам, что же такое гендер и все что связано с ним.

Для этого были выделены ключевые понятия гендера такие как: гендерный подход, гендерная принадлежность, гендер, полоролевой подход, социализация дошкольника, предметно-развивающая среда ДОУ, компоненты предметно-развивающей среды в ДОУ, принципы построения предметно-развивающей среды в ДОУ, предметно-развивающая среда в ДОУ на основе гендерного подхода, коммуникативный вид деятельности, игровой вид деятельности ребенка, продуктивный вид деятельности ребенка, игра. Каждый педагог сначала самостоятельно изучил эти понятия, а затем на семинаре мы подвели итог этой работы. Эта индивидуальная работа каждого педагога была проведена для того, чтобы каждый воспитатель и узкий специалист вник и разобрался в понятии гендер.

Работа с педагогами не была заключена только в понимании и изучении этих терминов, параллельно с этим проводились педагогические советы, семинары, семинары-практикумы для более тонкого изучения спектра понятия гендер. За тот промежуток времени, который прошел с момента начала работы экспериментальной площадки проведено два педагогических совета:

педагогический совет №1 на тему: «Гендерный подход в условиях ДОУ», целью этого педсовета являлось: уточнение знаний педагогов по гендерному подходу в условиях ДОУ.

Педагогический совет №2: «Принцип построения предметно-развивающей среды ДОУ на основе гендерного похода ». Цель: Знакомство педагогов с условиями построения предметно-развивающей среды в ДОУ с позиции гендерного подхода в воспитании.

Проведены семинары и семинары-практикумы на тему: «Планета Гендер» целью этой работы являлось: Обогащение педагогического опыта методами и приемами гендерного подхода к воспитанию дошкольников.

На первом этапе работы нашей экспериментальной площадки педагоги ДОУ были проанкетированы по нескольким направлениям, для того, чтобы было понятно каким образом строить работу экспериментальной площадки в дальнейшем.

Проведены такие анкеты как:

« Изучение профессиональной готовности воспитателя к экспериментальной работе»( в начале эксперимента)

«Развитие мотивации профессионального самосовершенствования сотрудников»

В какой степени вы согласны с приведенными ниже суждениями(пословицы)

Выявления знаний о гендерном воспитании детей.

« Ваш творческий потенциал»

« Выявление уровня владения педагогами проектным методом»

«Перечень профессионально важных качеств».

Изучив итоги анкетирования, научный руководитель нашей площадки Климина Л.В. составила план работы с педагогами:

В течении года ею были проведены вебинары на тему:

-гендерный подход в педагогике,

-принципы построения предметно-развивающей среды в ДОУ,

-Пространственно-предметный компонент предметно-развивающей среды (продолжение)

-Социальный компонент предметно-развивающей среды ДОУ

Параллельно с этим также были протестированы дети второй младшей группы на определение любимого цвета каждого ребенка, эти знания были нам необходимы для построения организации предметно-развивающей среды на следующий учебный год.

Таким образом, был подведен итог работы нашей экспериментальной площадки за первый год своего существования.

Далее во время летнего периода нами была проделана работа по организации предметно-развивающей среды в помещении группы, которое будут посещать дети экспериментальной площадки в следующем учебном году. В этой группе был произведен косметический ремонт, стены помещения были окрашены в те цвета, которые выбрали дети из предлагаемого им множества цветовой гаммы. Таким образом получилось что группа оказалась выкрашена в четыре основные цвета:

- светло-зеленый (спокойная зона)

- розовый ( зона игр девочек)

- голубой (двигательная зона )

- желтый ( учебная зона).

Соответственно цветам стен была расставлена мебель, разложены игрушки по игровым центрам.

В течение лета научным руководителем был разработан план нашей дальнейшей работы по теме эксперимента. Этот план был озвучен ею в начале учебного года, а потом  утвержден на августовском педагогическом совете, нашего Структурного Подразделения.

Структура плана:

-Выявление гендерного типа каждого ребенка экспериментальной группы.

-Сравнительный анализ с другим детским садом детей такого же возраста.

Проведение семинаров, педагогических советов, круглых столов по данной теме в течение года.

-Создание творческих групп педагогов с целью непрерывного сотрудничества в рамках опытно – экспериментальной деятельности

-Разработка примерных планов – конспектов непосредственно образовательной деятельности на основе гендерного подхода

-Содержание образовательной деятельности в режимных моментах на основе гендерного подхода

-Создание ПРС на основе гендерного подхода

-Создание условий для формирование гендерной принадлежности в самостоятельной детской деятельности- Приобретение игр и игрушек для реализации принципов  гендерного  подхода в самостоятельной деятельности дете

-Подбор, систематизация детской литературы, направленной на формирование гендерной принадлежности детей

-Родительские собрания, повышающие уровень гендерной компетентности родителей воспитанников

-Создание стенда психолога «Дочки-сыночки» для формирования гендерной компетентности родителей

Диагностика познавательного развития и уровней тревожности детей

-Диагностика доминантных гендерных типов детей дошкольного возраста

-Диагностика применения гендерного подхода в образовательном процессе дошкольного учреждения.

Работая по плану мы продиагностировали детей выявили гендерные типы детей. В средней группе определились дети феминного типа - 11 человек, дети маскулинного типа -13 человек  и дети недифиренцированного типа – 3 человека, Для сравнения мы брали структурное подразделение «Березка» с.Большое Микушкино, где по результатам анкетирования выявлено: дети феминного типа - 6 человек, дети маскулинного типа -19 человек  и дети недифиренцированного типа – 2 человека.

Выяснив гендерный тип каждого ребенка мы начали писать план воспитательно-образовательной работы в соответствии с гендерной типологией каждого ребенка, а также учитывать гендерный тип детей при составлении плана-конспекта на неделю. Вот таким образом воспитатели экспериментальной группы пишут ежедневный план и план-конспект, один на всю неделю.

В каждой группе нашего Структурного Подразделения создан уголок для родителей по гендерному воспитанию дошкольников, в которых информация меняется один раз в две недели, в экспериментальной группе информация в уголке меняется еженедельно. Мы выкладываем туда, консультации для родителей, памятки, буклеты, по воспитанию мальчиков и девочек в соответствии с их гендерной типологией.

С родителями экспериментальной группы было проведено два родительских собрания одно в начале учебного года, для ознакомления их с работой данной группы, и второе было проведено в декабре, на нем рассказывалось о правильном подходе в воспитании их ребенка в соответствии с гендерным типом.

Также мы учитываем гендерную типологию детей при проведении праздников, развлечений, прописываем это в задачах, целях.

Инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель учитывают гендерный подход при работе со всеми возрастными группами.

На данном этапе работа наших педагогов заключается в правильном составлении и написании ежедневных планов и планов- конспектов с учетом гендерной типологии каждого ребенка. В заключении хотелось бы сказать, что работа с детьми по гендерному развитию очень увлекательна, дает определенные результаты, нашей работой остались довольны и дети, и их родители. Трудности при работе заключались в том, что состав детей периодически изменялся, часть детей переходила в коррекционные группы, а новых детей приходилось тестировать и диагностировать заново. В связи с этим работа немного приостанавливалась до тех пор пока с новыми детьми не был достигнут нужный результат. Далее работа продолжалась по намеченной схеме. Мы советуем всем коллегам при работе в общеобразовательных группах изучать гендерную типологию детей прежде чем намечеть план воспитательно-образовательной работы.  Это очень помогает найти индивидуальный подход к каждому ребенку, помочь ему справиться с трудностями встречающимися на его пути, подкорректировать и направить в нужное русло каждый из существующих гендерных типов.