Сценарий открытого занятия "Про Осень"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Щербакова Наталья Николаевна

Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство», образовательная область «Познавательное развитие»,

средняя группа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад

№ 33 «Радуга»

ПРО ОСЕНЬ

(непосредственно образовательная деятельность)

примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство», образовательная область «Познавательное развитие»,

средняя  группа.

Номинация: «развивающая образовательная ситуация»

Щербакова Н.Н., воспитатель

МАДОУ«Центр развития ребенка

 – детский сад № 33 «Радуга»

Губкин, 2014

ПРО ОСЕНЬ

(непосредственно образовательная деятельность)

Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство», образовательная область «Познавательное развитие»,

средняя группа.

Щербакова Н.Н., воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребенка

 – детский сад № 33«Радуга»

Программное содержание:

  1. формировать элементарные экологические знания, доступные пониманию ребенка;  расширять представления прежде всего как средство становления осознанно-правильного отношения к природе;
  2. развивать речь и познавательный интерес к миру природы;
  3. воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Материал и оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, настольный театр (куклы - зайчик, белочка, медведь), выставка детских рисунков на тему: «Осень в городе», макеты деревьев, фрукты и овощи (муляжи), разносы, грецкие орехи, грибы, сухие листья и трава, мох,  имитация зимних домиков животных, шаблоны -  листочки клёна   для раскрашивания, кисточки, клеёнки, баночки с водой, салфетки по количеству детей.

Ход мероприятия:

Слайдовая заставка «Осенний лес», возле сцены деревья с осенними листьями (макеты) , под деревом корзина с фруктами и овощами; выставка детских рисунков "Осень в городе".

Дети с воспитателем заходят музыкальный зал, рассматривают, как он украшен.

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите, как красиво в нашем зале! Что он вам напоминает?

Дети:

-Мы попали на лесную поляну.

Воспитатель: 

Это не просто лесная поляна, а сказочная и мы сейчас это увидим.

Настольный театр.

Воспитатель:

 -Жил был зайчик. Проснулся он с утра и собрался гулять. Идёт по дорожке, а навстречу ему белочка:

-«Белочка! Пойдём гулять! » - предложил ей зайчик.

-«Ты что зайчик! Некогда мне гулять! Осень ведь наступила! »

Не понял зайчик, идёт он дальше. Навстречу ему ёжик.

-«Ёжик! Пойдём гулять! » - предлагает опять зайчик.

-«Да что ты, зайчик! Разве есть время просто гулять. Сейчас осень, надо к зиме готовиться!

Расстроился зайчик, но дальше пошёл. Навстречу ему медведь.

-«Миша! Пойдём гулять! » - предложил и ему зайчик.

-Заяц! Ты что, некогда мне гулять.  Сейчас осень, а значит надо к зимней спячке готовится!

Совсем расстроился зайчик, все говорят осень да осень! Не знал он, что такое осень, потому что родился весной.

Просит зайчик ребят:

 -Что такое осень? Совсем я не знаю! Помогите, объясните, расскажите, что такое осень! »

Воспитатель:

-Давайте поможем зайчику узнать, что такое осень? Ребята, как нам это сделать? (С помощью чего мы можем рассказать ему об осени?)

 Дети:

(предлагают рассказать стихи, которые они учили к празднику, показать рисунки, поиграть)

1-ый ребенок:

Осень всё позолотила,

Золотое всё кругом,

И берёзы и осины

Золотым горят огнём!

2-ой ребенок:        

По дорожке золотистой

Осень тихо в сад вошла.

Груш и яблок нам душистых

Много-много принесла.

Ходит с краской золотою,

Ходит с тучкой дождевою,

С колосками спелыми,

И с грибами белыми!

-А как же нам ещё помочь Зайчику узнать про осень. Стихотворения мы рассказали. Что же ещё нам поможет рассказать об осени?

Дети: 

-Выставка наших рисунков.

Воспитатель:

-Правильно!  Предлагаю показать ему наши рисунки.  И на всех картинах Зайчик может увидеть и услышать из ваших рассказов, что же происходит с природой в нашем родном городе с наступлением осени.

(Воспитатель с детьми обсуждают рисунки, рассматривают , что на них изображено, какое место в городе, кто).

Воспитатель:

-Как же надо одеваться осенью?

Дети: Нужно одевать сапожки, пальто, куртки, штаны, шапочки.

Воспитатель:

-Правильно, а почему?

Дети: Потому что с приходом осени на улице стало холодно.

Воспитатель:

 -Конечно, потому что осенью становится холоднее.

Воспитатель:

 -А как изменилась листва на деревьях?

Дети: На деревьях листва изменила цвет и стала желтая, оранжевая, красная.

Зайчик: Ой, как мне нравится оранжевый цвет, он мой любимый. Оказывается только осенью его больше всего в природе!

Воспитатель:

-  Предлагаю пройти в нашу изостудию и раскрасить листики. Сейчас мы покажем зайчику как можно при помощи других красок получить оранжевый цвет. Как вы думаете, ребята, какие краски нам нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Сейчас мы попробуем.

(На столах заготовлены шаблоны кленовых листиков. При смешивании двух красок желтой и красной, дети получают оранжевый цвет и раскрашивают листочки.)

Воспитатель:

- Какие красивые листочки у нас получились, а какого они цвета?

Дети: Листочки получились оранжевые!

Воспитатель:

-Это цвет осени. А что ещё может быть такого цвета?

Дети называют предметы.

Воспитатель: 

Пусть листочки высыхают, они нам еще понадобятся!

А какого цвета небо осенью?

Ответы детей: серое, много туч на небе ходит.

Воспитатель: 

-Кто нарисовал такую хмурую осень?

(Автор рисунка находит свой, где идёт дождик, и рассказывает о погоде)

Осень – грустная пора

Вот и дождь идёт с утра,

По стеклу дождинки

Сбегают как слезинки

Воспитатель: 

- Осень приносит с собой холодные дожди. А если на улице идёт дождь, то погода, какая?

Дети:

 -Если на улице идёт дождь, то погода дождливая.

Воспитатель: 

-После дождя на улице как?

Дети: 

-После дождя на улице сыро.

Воспитатель: 

-Значит погода какая?

Дети: 

-После дождя на улице сырая погода.

Воспитатель: 

-А какое настроение у нас, когда идёт дождь?

Дети: 

- Настроение грустное, тоскливое.

Мимичекие упражнения:

Воспитатель:

 -Покажите, какое лицо у нас, когда мы грустим? (брови нахмурены, уголки губ опущены вниз).

-А если выглянет солнышко, какое у нас настроение?

Дети: 

-Тогда настроение весёлое, радостное (любуются солнышком, ротик улыбается).

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите внимательней, а вот рисунок (Антона) О чём он  может рассказать зайчику? О каких приметах осени?

Дети: 

-Часто дует холодный ветер.

Воспитатель: 

- Что ветер умеет делать?

Дети: 

-Ветер воет, свистит, шумит, гудит.

Воспитатель: 

-Если на улице ветер, то погода, какая?

Дети: 

-Если на улице ветер, то погода ветреная.

Воспитатель:

-А как может дуть ветер?  

Дети: Ветер может дуть сильно, слабо, резко.

Дыхательная гимнастика

Воспитатель:

- Давайте подуем как сильный ветер, а теперь как слабый, а теперь ветер будет резко меняться (то сильный, то слабый).

Физкультминутка

Ветер северный подул: «с-с-с-с».

И все листья с клёна сдул (дети берут для игры свои листочки, которые раскрашивали)

Полетели, закружились,

И на землю опустились.

(Дети вместе с листочками имитируют движения и кладут их на столы)

Дождик стал по ним стучать

«кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (постучать пальцем по листочку на столе) 

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил (постучать кулаками)

Снег потом припорошил (плавные движения руками вперёд-назад) 

Одеялом их накрыл (ладони прижать к столу). 

Ветер снова вдруг подул

И листочки с веток сдул. (Бегают, помахивая листьями)

Все листочки полетели ( Подбрасывают вверх)

И на землю тихо сели.

Воспитатель:

Так  деревья готовятся к зиме.

-Ребята, но ведь осень приходит к нам не только с ветрами и дождями, она приготовила нам и подарки! Давайте расскажем Зайчику о них. Кто догадался о чём идёт речь?

Дети:

-Подарки осени - это овощи и фрукты.

Воспитатель:

- На нашей поляне фрукты и овощи перемешались в одной корзине. Чего больше ребята, фруктов или овощей? А как нам это проверить?

Дети:

 -Их нужно посчитать.

Воспитатель:

- Правильно, можно посчитать. А ещё можно найти пары. Каждому овощу найдём фрукт, и тогда ответим на вопрос.

(Дети выбирают по одному предмету из корзины и объединяются в пары, делают вывод о том, что овощей больше, так как одному ребёнку, выбравшему морковь не хватило пары).

-Молодцы, овощей больше! Вот мы и выяснили. Давайте теперь овощи и фрукты посчитаем и разложим на разные разносы.

-Ребята, так когда же люди делают запасы овощей и фруктов?

Дети:

-Осенью, когда всё созревает и можно делать запасы на зиму, потому что зимой их не будет, а человеку нужно кушать витамины, чтобы не болеть. Витамины - полезные вещества, содержатся в овощах и фруктах, которые нам дарит осень и др.

Воспитатель:

- Но не только деревья и люди готовятся к зиме! Ребята, как вы думаете, почему белочка, ежик и медведь не стали с зайчиком играть?

Дети: 

- Они тоже к зиме готовятся.

Воспитатель: 

-А что именно они делают мы сейчас зайчику покажем и расскажем.

В игровом центре  игрушки зверей (белка, ежик, медведь)

Дети делятся на три группы:

1гр. Подходят к белочке и из уголка природы приносят все, что запасает она на зиму: грибы, ягоды, семена растений, сухую траву, лесные орехи, желуди и т.д. Называют всё, что выбрали.

Воспитатель:

-Ребята, как вы думаете, почему белочке нужно так много запасов?

Дети:

- Потому что она зимой не спит.

 2 гр. ежик (грибы, яблоки, сухие листья, мох, готовит глубокую норку и закрывает ее на зиму - демонстрируют).

3 гр. медведь (все для изготовления берлоги: сено, мох. Медведь выстилает свою берлогу в расщелине  упавшего сухого дерева - демонстрируют).

Зайка: 

- Спасибо вам, ребята. Я понял, что такое осень и почему лесным зверям некогда со мной играть!

Рефлексия:

Воспитатель:

- Поиграй с нами , Зайчик, ещё лучше запомнишь всё, что тебе сегодня про осень рассказали. Я буду вас спрашивать, а вы отвечать да или нет.

Хоровые ответы детей.

Осенью цветут цветы? (Да)

Осенью растут грибы? (Да)

Тучки солнце закрывают? (Да)

Колючий ветер прилетает? (Да)

Туманы осенью плывут? (Да)

А букашки прилетают? (Нет)

Звери норки закрывают? (Да)

Урожай все собирают? (Да)

Птичьи стаи улетают? (Да)

Часто-часто льют дожди? (Да)

Достаем ли сапоги? (Да)

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать? (Нет)

Ну а что же надо делать,

Куртки, шапки надевать? (Да)

Воспитатель:

 - Молодцы. А давайте мы Зайку возьмём с собой на прогулку и покажем наш участок осенью. Дети соглашаются продолжить общение с героем на прогулке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого занятия по хореографии для родителей «Прогулка по осеннему лесу»

На этом открытом занятии, родители могут посмотреть чем занимаются их дети на занятиях по хореографии, что уже умеют делать. Занятие проходит в игровой форме....

сценарий открытой прогулки в осенний период с детьми старшей группы с ТНР

данный материал предназначен для методической копилки по обмену опытом воспитателей ДОУ...

сценарий открытия детского сада осенью

Данный сценарий был написан для открытия детского сада осенью. Участники используют карту для поиска ключа, который откроет двери нового дошкольного учреждения....

Сценарий открытого мероприятия для родителей и детей средней группы "Осенняя ярмарка"

Приобщение дошкольников к народному творчеству через народные праздники....

Сценарий открытого мероприятия «Осенняя история» младшая группа

МКДОУ Бобровский детский сад №4 ОВ                    ...

Сценарий открытого занятия в старшей логопедической группе по теме "Подарки осени"

Занятие поможет в увлекательной форме обобщить знания детей по темам Фрукты. Овощи, Лесные ягоды. Грибы...