Варакуша - символ 2012 года
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гусева Ирина Геннадьевна

Комбинированное занятие для детей старшего возраста по формированию целостной картины мира, посвященное Дню птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_ptits._varakushka_simvol_goda_2012.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий непосредственно образовательной деятельности

 с детьми старшей группы

 Гусева И.Г. МБДОУ №3 «Огонек» пгт Камские Поляны

старший воспитатель,

высшая квалификационная категория

Тема:

День птиц. Варакушка – символ 2012 года

Образовательные области:

познание, социализация, коммуникация, художественное творчество

Вид:

формирование целостной картины мира, развитие продуктивной деятельности.

Тип:

Интегрированное

Программное содержание:

Цель: Ознакомление детей с календарем памятных и знаменательных дат, а именно праздником – Международный День птиц, содействие формированию у детей познавательного интереса, воспитанию бережного отношения к природе через знакомство с птицей 2012 года.

Задачи:

- знакомить детей с международными природоохранными  праздниками (День птиц);

- закрепить знания об особенностях внешнего облика, и поведения перелетных птиц нашего края;

- способствовать развитию внимания, мышления, памяти, творческого восприятия и самостоятельного интереса в познании мира птиц;

- развивать  умение  понимать взаимосвязанность всего живого в окружающем мире, привить детям любовь к природе, показать какую помощь они могут ей оказать;

- расширять активный словарь по теме «птицы»,

- упражнять в составлении предложений и описательных рассказов о птицах;

- способствовать развитию у детей умения передавать в рисунке характерные черты птицы - варакушки.

 - воспитывать детей в игровой форме экологически грамотными людьми;

Методические приемы:

Создание мотивации через игровой сюжет,  беседа, вопросы, пояснения, дополнения, художественное слова, дидактические игры, показ слайдов, слушание аудиозаписи, объяснения, поощрение.

Словарная работа:

международный, символ, варакушка

Оборудование и материалы:

Мультимедиа с подбором слайдов про перелетных птиц нашего края, информация о варакушке, аудиозаписи с голосами птиц, с пением варакушки, заготовки - памятки с контуром птицы – варакушки на одной стороне, с информацией о ее жизни – на другой, цветные карандаши

Предварительная работа:

  1. Работа с родителями

- оформление книжек – передвижек в приемной с информацией о перелетных птицах нашего края, художественное слово (загадки, стихи, поговорки) о птицах для закрепления с детьми дома.

  1. Работа с детьми

- Наблюдения с  детьми за прилетом птиц, рассматривание их в природе, на картинке, просмотр видеофильмов об их повадках и условиях жизни;

- заучивание примет, пословиц и поговорок о весне и птицах;

- дидактические игры, закрепляющие знания об экологических правилах;

-  разучивание игры «Не сорока, не ворона..»

  1. Подготовка педагога

- подготовка информации о перелетных птицах, подбор художественного слова, дидактических игр по теме;

- подготовка мультимедийного оборудования, магнитной доски для раскладки пиктограмм о приметах весны;

- подбор материала о варакушке – символе года 2012;

- подготовка аудиозаписи голосов птиц,  пения варакушки

- оформление карточек с контуром варакушки для раскрашивания и с текстом на обратной стороне о ее образе жизни на каждого ребенка;

- цветные карандаши для раскрашивания

Структура:

Вводная часть – 5 мин:

  1. Предложение детям стать знатоками птиц
  2. Загадка о весне
  3. Стихотворение о весне и весенних приметах;
  4. Описание весенних примет по пиктограммам
  5. Перечисление поговорок и пословиц о птицах разных народов

Основная часть – 15 мин:

  1. Объяснение значения праздника Международного дня птиц
  2. Дидактические игры: «Не сорока, не ворона…», «Прилетели птицы»
  3. Знакомство с символом года - варакушкой
  4. Просмотр слайдов о ее жизни
  5. Стихотворение о варакушке
  6. Хоровод с движениями под слова о повадках варакушки

Заключительная часть – 5-10 мин:

  1. Подведение итогов заседания клуба знатоков
  2. Раскрашивание контура птицы варакушки с образца

Предполагаемый ход непосредственно образовательной деятельности

Дети сидят полукругом

Воспитатель: Ребята,  а хотите быть знатоками птиц?

Дети: Да.

Воспитатель: А кто такие знатоки?

Дети: Это люди, которые много знают и хотят  еще больше  знать.

Воспитатель: Сегодняшнее заседание клуба знатоков  мы начнем с загадки, внимательно послушайте и отгадайте, о каком времени года  идет речь

Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса значит,
К нам пришла ...  
весна

- Действительно весна, а вы чувствуете ее присутствие? Как вы можете определить приход весны?

Дети: по различным приметам

Воспитатель:  Да, действительно, приметы – это отличия одного явления от другого, действия или предмета. Вот как весну описал в своем стихотворении  А. Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

А вот как о приметах весны написал татарский поэт Г Тукай, а перевел его стихотворение на русский язык Н Ахмеров.

Приметы весны (Перевод Н.Ахмерова)    

Вот пришел к нам месяц март.

Власть забрал у всей природы.

Подобрели стар и млад

От веселой той погоды.

Легче старым да больным.

Март сказал им: "Лед уходит!"

Всех пьянит весенний дым,

Тьму примет весны находят.

Вот пришел к нам месяц март!...

А, не веришь ты приметам?!

Вот примета: я в ломбард

Снес пальто, желая лета.

Воспитатель: почему автор стихотворения  распрощался с пальто?

Дети: потому что наступила весна, и стало тепло, зимнее пальто больше не понадобится.

Воспитатель: Какие приметы весны вы еще знаете? Свои приметы подтверждайте нашими пиктограммами, они вам помогут ничего не пропустить. (дети выбирают пиктограммы и озвучивают их)

Дети: Солнце стало ярче светить, снег растаял, день стал длиннее, на ветках набухают и распускаются почки, просыпаются животные, которые спали зимой, люди стали одеваться легче, идет дождь,  прилетают птицы.

Воспитатель: вы все правильно перечислили, но сегодня мы поговорим подробнее о перелетных птицах – очень главной приметы весны. Ну-ка напомните мне  приметы и поговорки разных народов  о весне, связанные с прилетом птиц.

Дети: «Увидел грача – весну встречай», «Жаворонок запел - пора выходить на пашню», « Если возвращающиеся в родные края гуси летят низко – будет мало осадков и, наоборот, если гуси летят высоко – жди дождливое лето» «Если различные перелетные птицы прилетают практически одновременно, это сулит дружную и короткую весну», «Увидел скворца - весна у крыльца», «Чайки прилетели — лед пойдет, а журавль тепло принесет»,  «Сколько проталинок, столько жаворонков» - русские приметы и поговорки.

«Если весною перепел закричал раньше дергача, хлеб будет хороший и лошадь сыта, а если дергач раньше перепела - хлеб плохой и лошадь тощая»,- гласит чувашская примета.

«Если грачи сели на гнезда с прилета – будет год урожайный, а если сели на навоз (на дорогу) – год будет голодный», – гласит башкирская примета.

«Журавель прилетел и тепло принес», «Ранний прилет журавлей — ранняя весна», «Стало тепло, так и журка (журавель) прилетел, а он говорит — я принес тепло», «Когда бусоля (аиста) потянет, то и весна потянет», — говорят белорусы.

«Один аист не делает весны» - татарская  поговорка

Воспитатель: Молодцы, ребята, народных примет много, всех мы перечислить не сможем. А знаете, почему мы сегодня говорим о птицах?

Дети: Нет

Воспитатель: Кроме примет, народ еще придумал народный календарь знаменательных и памятных дат, где распределил разным явлениям природы, птицам, животным, знаменитым людям, профессиям дни, когда нужно о них говорить, поздравлять и праздновать этот день, как  вы празднуете дни  рождения. Только это не простые дни, они бывают народные и  международные, их празднуют  народы разных стран.  Вот и сегодня знаете, какой праздник? Сегодня Международный день птиц. «Международный день птиц» — интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1 апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников.  А если сегодня праздник, то нужно веселиться и поздравлять птиц.

«Выходи, народ,
становись в хоровод,
Зиму провожать,
весну закликать!»
«Чок, чок, чок,
прилетай, куличок,
Принеси весну
на своём хвосту».
«Пришёл апрель –
отворяй окно и дверь».

Давайте сначала поиграем в игру " Не сорока, не ворона"

Дети делятся на две команды. Для каждой из команд заготавливаются одинаковое количество картинок с изображением птиц по количеству игроков.

Например - 1 команда ( ласточка, аист, жаворонок, лебедь, утка, соловей)

2 команда - (журавль,  гусь, грач, скворец, клест, зяблик)

Ребенок одной команды подходит к одному из игроков  - соперницы, показывает ему картинку и говорит:

"Не сорока, не ворона, и не чайка, а какая птица? отвечай-ка"

Ответ должен быть полным: " Не сорока, не ворона, а аист"

Для другой команды слова: " Не сорока, не ворона, не синица.. так скажи-ка,  как зовется эта птица?"

Воспитатель: Очень хорошо, вспомнили названия птиц, а какие это были птицы?

Дети: перелетные

Воспитатель: Давайте закончим рассказ о перелетных птицах игрой «Прилетели птицы» 

 (Дети становятся в круг. Воспитатель называет птиц и говорит: «Если вы

услышите что-то другое, то можно топать ногами».

Начинаем.

1. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…Что неправильно?

Муха – это насекомое.

2. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

1. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, стрижи, галки и вороны, ивол-

ги, коровы…

2. Прилетели птицы: голуби, синицы, волки и стрижи…

Заканчивается игра стихотворением:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди, скворцы.

Все вы – молодцы!

Воспитатель: А сейчас, устраивайтесь удобнее, закройте глаза, будем слушать голоса птиц и представлять, о чем они поют?!

(Слушание аудиозаписи голосов птиц)

Высказывания детей о том, что  они услышали из пения птиц.

Воспитатель: Ребята, птиц  в природе много, но ежегодно,  выбирают, одну из них и называют ее символом года. Так вот символом года 2012  назвали маленькую птичку – варакушку. (Показывается картинка или слайд) Варакушка – птица 2012 года и выбор этот неслучаен. Варакушка – птица цветов российского флага. Она является родственником соловья, однако она окрашена довольно ярко: самцы имеют ярко-синюю грудь, окаймленную снизу красновато-рыжей полосой. На груди синего цвета яркое пятно, которое в зависимости от географической расы бывает белым или рыжим.

Поет варакушка очень громко, но ее трели не настолько красивые, как у соловья – ближайшего родственника. Особенностью ее пения является вставка фрагментов песен птиц, гнездящихся по соседству. В мае месяце варакушка способна петь практически круглые сутки! Послушайте, как она поет (запись пения варакушки или фрагмент видео записи) Вьет свое гнездо  варакушка, как правило, на земле и они очень страдают от весенних палов – пожаров травы. Традиционное весеннее выжигание сухой травы приводит к массовой гибели гнезд не только варакушек, но и птиц других видов, устраивающих свои гнезда на земле – чибисов, травников, уток, жаворонков, овсянок. Поэтому нужно беречь природу и никогда не жечь траву, а особенно  весной. Будьте осторожны с птичьими гнездами. Не подходите к ним близко, и, тем более, не берите в руки птенцов. Птицы боятся запаха человека и не возвращаются в гнездо. Птенцы без помощи родителей погибают. Послушайте стихотворение.

Е. Зенкова

Люди, прошу вас, не жгите листву,

Не жгите деревья, мох и траву.

Огонь разгорится, бедой пронесется,

От злого пожара никто не спасется.

Над черной лужайкой шмели не летают,

И бабочки больше вокруг не порхают,

Кузнечик погиб и уже не стрекочет…

Ну, кто же такое увидеть захочет?

Ведь это так страшно,

Когда все пылает,

Когда в своих гнёздах птенцы погибают.

Зайчата, лисички и мишек семья

Не могут спастись от большого огня.

Подумайте люди, зачем рисковать?

Зачем где попало костры разжигать?

Не лучше ли будет природу хранить,

И Землю родную жалеть и любить!

Про Варакушку тоже сочинили очень много стихов, загадок и закличек, вот послушайте

Изящная красавица                                                                
Поет нам у реки
И песни пересмешницы
Уж очень хороши.
Сестрица соловьиная
Поет: «чак-чак-ваа-рак»
За пенье бормотушечку.
Назвали варакушечкой.
И красива варакушка оперением,
И красива варакушка своим пением.
И сверкает опереньем,
И приятная на вид,
А чудесным звонким пеньем
Соловья аж удивит.
Вьет гнездо варакушка
Из травы и мха,
Будет дом для птенчиков
Лучше чем всегда.
На кусточке варакушка
Звонко песню поет.
Ярко-синее пятнышко
На груди у нее.
Словно синий платочек.
Птичка носит с собой
Словно неба кусочек
Голубой, голубой. (Воробьев А.В.)

Воспитатель: Давайте исполним  для варакушки хоровод. В хороводе будем использовать оригинальную походку варакушки. Варакушка семенит прыжочками, театрально быстро прыгает, на носочках. Похожа на балерину. Как девушка на высоких каблуках. Давайте попробуем это показать.
А как наша варакушка

У реки ходила.

Чак-чак, ваа-рак,

У реки ходила.

А как наша варакушка

Во реке купалась.

Чак-чак, ваа-рак.

Во реке купалась.

А как наша варакушка

Детушек кормила.

Чак-чак, ваа-рак.

Детушек кормила.

 А как наша варакушка

Деток защищала.

Чак-чак, ваа-рак.

Деток защищала

У ручья – варакушка,                                Движение рукой - волна
Голубое горлышко,                                  Ладонью поглаживаем своё горло
Белобровушка.                                  Указательными пальцами проводим по      

                                                              линии бровей, начиная от переносицы
Средь корней ивушки                         Нагибаемся, показываем корни
Свила своё гнездышко.                       Поднятыми ладонями показываем, как      

                                                                перевиваются травинки. Соединёнными ладошками показываем гнездо

Воспитатель: Ну вот, заседание нашего клуба подходит к концу, какие знания вы получили на сегодняшнем заседании

Ответы детей

Воспитатель: знатоки всегда делятся своими знаниями с другими людьми, вот и я вам предлагаю поделиться с родителями тем, что вы узнали о символе года 2012 – варакушке. У вас есть контуры этой птички, вы должны ее раскрасить так, как в природе и  рассказать о ее  жизни. А помогут вам слайды, которые мы рассматривали на заседании клуба  знатоков.

Дети раскрашивают силуэты птиц и выставляют на мольберт, любуются ими.

Воспитатель хвалит детей и читает стихотворение  К.Авиловой

У варакушки на грудке

Перья цвета незабудки

С яркой звёздочкой-глазком,

С чёрно-рыжим пояском!!

Вот она в начале мая

В небо синее взлетает!

Льётся песня через край…

Осторожно, не пугай!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно- тематическое планирование (1 младшая группа) на Лето 2012 года составленное на основе материалов сайта социальной сети работников образования и собственных наработок

Календарно- тематическое планирование (1 младшая группа)на Лето 2012 года составленное на основе материалов сайта социальной сети работников образования и собственных наработокВ таблице 1 приведе...

План работы на летний оздоровительный период 2012 года

Лето- прекрасное время года для повышения двигательной активности и вообще для всестороннего развития  личности детей. Именно природа дает возможность максимально оздоровить организм ребенка, пов...

Выступление на педагогическом совете "Организация дежурства в детском саду" 17 октября 2012 года.

В данном материале предсставлена методика организации дежурства в старшем дошкольном возрасте. К материалу прилагается презентация....

Методика организации дежурства в старшем дошкольном возрасте. 17 октября 2012 года.

Данный материал представлен для выступления на педагогическом совете по теме "Организация дежурства в детском саду"...

Презентация на тему "Методика дежурства в старшем дошкольном возрасте" 17 октября 2012 года

Презентация к выступлени об организации дежурства в старшем дошкольном возрасте....