План работы на летний оздоровительный период 2012 года
календарно-тематическое планирование по теме

Лето- прекрасное время года для повышения двигательной активности и вообще для всестороннего развития  личности детей. Именно природа дает возможность максимально оздоровить организм ребенка, повысить его защитные силы.

Представляю вашему вниманию план летней оздоровительной работы МБДОУ д/с № 56 "Солнышко", который построен на основе принципа календарно-тематического планирования и включает в себя использование игровых и здоровьесберегающих технологий, методов проектно-исследовательской деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_na_leto_2012.doc238.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Утверждено:

на педагогическом совете

от___________2012 г

заведующий МБДОУ

д/с № 56 «Солнышко»

___________________

Шабельникова Т.Н.

ПЛАН РАБОТЫ

НА ЛЕТНЕ - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ  ПЕРИОД

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада общеразвивающего вида №56

«Солнышко»

2012 год

Задачи:

1. Оздоровление детей за счет широкого использования воздуха, солнца, воды. Обогащение питания фруктами, соками и овощами. Сокращение учебной нагрузки.

2. Повышение двигательной активности, за счет создания оптимального двигательного режима.

3. Формирование у детей двигательной активности,  привычки к здоровому образу жизни. Предупреждение детского травматизма через закрепление знаний о безопасности жизнедеятельности.

4. Организация широкого спектра отдыха, обеспечение эмоционально-психологической комфортности воспитанников.

5.  Организация индивидуальной педагогической работы по закреплению знаний и навыков с учетом зоны ближайшего развития детей с обязательной коррекцией имеющихся дефектов.

7. Организация совместной работы педагогов с детьми и их родителями в летний период.

8. Осуществление работы по подготовке к началу учебного года.

 Содержание работы

Сроки

Ответственные

Организационная работа

1

Подготовка материально-технической базы и предметно-развивающей среды ДОУ к летнему оздоровительному периоду.

Май

Заведующий, педагоги

2

Перевод ДОУ на летний режим работы:

  1. Увеличение времени пребывания детей на свежем воздухе;

- увеличение дневного сна до 15.30

Май

Ст. вос-ль Тарарыв И.В., старшая медсестра Абакумова О.Е.

Воспитательно-образовательная работа с детьми

1

Разработка календарно-тематического планирования (тематических недель) на основе интеграции все видов детской деятельности

Май

Педагоги ДОУ

Старший воспитатель Тарарыв И.В.

2

Работа с детьми по предупреждению бытового и дорожного травматизма (беседы, развлечения, игры по ознакомлению с ПДД, экскурсии)

июль

Воспитатели

групп

3

Экскурсии и целевые прогулки с детьми за территорию детского сада

Июнь, июль, август

Воспитатели

групп

4

Экологическое воспитание детей (беседы, прогулки, экскурсии, наблюдения, эксперименты с живой и неживой природой, проектная деятельность, трудовая деятельность в природе)

Июнь, июль, август

Воспитатели

групп

5

Посещение краеведческого музея, детской библиотеки им. А. Леханова, театра кукол, драматического театра.

В течение лета

Педагоги ДОУ

Старший воспитатель Тарарыв И.В.

Оздоровительная работа с детьми

1

Осуществление различных закаливающих мероприятий в течение дня, максимальное пребывание детей на свежем воздухе (воздушные,  солнечные ванны, закаливание водой, босохождение, солевое закаливание корригирующие упражнения для профилактики плоскостопия, нарушений осанки, самомассаж, витаминотерапия)

Июнь, июль, август

Старшая медсестра Абакумова О.Е., воспитатели

групп,

инстр-р по физ-ре Ченцова А.В.

2

Создание условий для повышения двигательной активности детей на свежем воздухе ((утренняя гимнастика, физкультурные занятия, целевые прогулки, туристические походы, спортивные игры, развлечения, гимнастика после сна, соревнования и др.)

Июнь, июль, август

Воспитатели

групп, инстр-р по физ-ре Ченцова А.В.

3

Антропометрия воспитанников на начало и конец лета.

25-30 мая, 29-31 августа

Старшая медсестра Абакумова О.Е.

Работа с родителями воспитанников

1

Оформление уголка для родителей в группах (режим дня, рекомендации по организации совместной работы семьи и ДОУ в летний период).

июнь

Воспитатели групп

2

Оформление «Уголка здоровья для родителей»:

  1. организация закаливающих процедур.
  2. профилактика кишечных инфекций;

июнь

 июль

Старшая медсестра Абакумова О.Е.,

воспитатели

групп

3

Консультация для родителей вновь поступивших детей «Адаптация детей к условиям детского сада»

Июль, август

Воспитатели

1 младшей Хозова З.В., Кордубайло М.С.

 Ст.вос-ль Тарарыв И.В.

4

Проведение совместных праздников и развлечений.

В течение лета

Заведующий

Шабельникова Т.Н, педагоги ДОУ

Контроль и руководство  оздоровительной работой

1

Выполнение инструкций по охране жизни и здоровья детей

Июнь, июль, август

Заведующий Шабельникова Т.Н,

старшая медсестра Абакумова О.Е.,

2

Организация питания (витаминизация, контроль калорийности пищи, документация по питанию)

Июнь, июль, август

Старшая медсестра Абакумова О.Е.,

3

Соблюдение режима дня в летний период.

Июнь, июль, август

Старшая медсестра Абакумова О.Е.,, ст.вос-ль Тарарыв И.В.

4

Закаливание.

Июнь, июль, август

Старшая медсестра Абакумова О.Е.,, ст.вос-ль Тарарыв И.В.

5

Работа с родителями

Июнь, июль, август

Ст.вос-ль Тарарыв И.В.

Методическая  работа

1

Разработка плана летней оздоровительной работы. Обсуждение его на педагогическом совете.

Май

Старший

 воспитатель

Тарарыв И.В.

2

Издание приказа по работе ДОУ в летний период.

30-31 мая

Заведующий

Шабельникова Т.Н.

3

Консультации для воспитателей:

«Организация  активного отдыха в летний период»;

«Игровые технологии в экологическом воспитании»;

«Условия и формы организации труда дошкольников в природе»;

«Организация туристических походов».

Май

Июнь

Старший

 воспитатель

Тарарыв И.В.

4

Семинар – практикум «Повышение экологической компетенции педагогов»

(Брейн-ринг для воспитателей)

Июнь

Старший

воспитатель Тарарыв И.В.

5

Подборка методической и художественной литературы о растениях, животных, о сельском хозяйстве, об экспериментально-исследовательской деятельности детей в природе.

Июнь (первая неделя)

Старший

 воспитатель Тарарыв И.В.

6

Индивидуальная  работа с воспитателями (по запросам)

Июнь, июль, август

Старший

воспитатель Тарарыв И.В.

7

Организация смотров-конкурсов на уровне ДОУ и участие в городских конкурсах

Июнь, июль, август

Старший

воспитатель Тарарыв И.В.

Работа с персоналом

1

Инструктаж с сотрудниками ДОУ:

 -   по организации охраны жизни и здоровья детей;

 -    предупреждению детского травматизма;

 - предупреждение отравлений ядовитыми растениями и грибами;

Июнь

Заведующий Шабельникова Т.Н.

 Ст.вос-ль Тарарыв И.В.,

2

Подготовка детского сада к городскому смотру- конкурсу на лучшее благоустройство территории, «Лучший видовой оазис» и началу учебного года.

Май-июль

Заведующий Шабельникова Т.Н., коллектив ДОУ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарно-тематическое планирование работы с детьми

Дата проведения

Название недели

Праздники и развлечения

Ответственные

ИЮНЬ

1.06.

1 неделя

«Счастливое детство мое»

Праздник «День защиты детей»

муз. рук. Курякина Т.В.

4.06.- 9.06.

2 неделя

«Моя Родина-Россия»

Праздник посвященный дню России

муз. рук. Курякина Т.В.

11.06-15.06.

3 неделя

«Неделя здоровья»

Выставка семейных газет «Папа, мама, я – спортивная семья»

Воспитатели групп

Спортивный праздник для детей старших групп «Я – здоровый, сильный, смелый»

Инст-р по физ-ре Ченцова А.В.

Конкурс-эстафета на самокатах среди детей старших групп

Инст-р по физ-ре Ченцова А.В.

18.06.-22.06.

4 неделя

«Неделя спорта»

Соревнования по футболу между старшими группами

Инст-р по физ-ре Ченцова А.В.

Туристический поход в лес (старшие группы)

Инст-р по физ-ре Ченцова А.В., воспитатели старших групп

Организация подвижных игр с элементами спорта с детьми младшего дошкольного возраста, катание на велосипедах и самокатах

Инст-р по физ-ре Ченцова А.В., воспитатели старших групп

25.06. – 29.06.

5 неделя

«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»

Купание детей в аквапарке

Воспитатели групп

Реализация экологического проекта «Тайна воды»

Воспитатели групп

Конкурс построек из песка

Ст. воспитатель Тарарыв И.В. Воспитатели групп

Развлечение «Путешествие в царство Нептуна»

муз. рук. Курякина Т.В.

Воспитатели групп

ИЮЛЬ

2.07. – 6.07.

1 неделя

«Моя дружная семья»

(день любви, семьи и верности)

Реализация проекта «Мое генеалогическое древо»

Воспитатели старших групп

 Рисунки на асфальте

Воспитатели групп

Экскурсия в детскую библиотеку им. А. Леханова

Ст. воспитатель Тарарыв И.В. Воспитатели старших групп

Проведение праздника с детьми и родителями

муз. рук. Курякина Т.В., воспитатели старших групп

9.07. – 13.07.

2 неделя «Правила дорожного движения»

Проведение акции «Осторожно, дети!» (старшие группы)

Ст. воспитатель Тарарыв И.В. Воспитатели старших групп

Экскурсия к светофору (младшие группы)

Воспитатели групп

Выставка рисунков  детей «Безопасность на дороге»

Воспитатели групп

Проведение развлечения для детей с участием сотрудников ГАИ ГИБДД

Ст. воспитатель Тарарыв И.В.,

муз. рук. Курякина Т.В., воспитатели старших групп

16.07. – 20.07.

3 Неделя сказок

Поход в театр кукол (средние группы)

Ст. воспитатель Тарарыв И.В., воспитатели средних групп

 Драматизация сказки  (средние и старшие группы для младших групп)

муз. рук.

Курякина Т.В.,

воспитатели групп

23.07. – 28.07.

4 неделя

«Зеленый дом»

Изучение растений и лекарственных трав  на участках в энциклопедической литературе.

воспитатели групп

Изучение правил сбора лекарственных трав

воспитатели групп

АВГУСТ

30.07. – 5.08.

1 неделя

«Мой любимый город»

Реализация проекта «Край мой родной»

воспитатели групп

Экскурсия в краеведческий музей

Ст. воспитатель Тарарыв И.В., воспитатели групп

Экскурсия в художественный музей

Ст. воспитатель Тарарыв И.В., воспитатели групп

Выставка детских рисунков

воспитатели групп

Участие в городском конкурса, посвященном Дню города

Ст. воспитатель Тарарыв И.В.

06.08. – 10.08.

2 неделя

«В мире животных»

Экологическая викторина

воспитатели групп

Конкурс поделок из природного материала

Ст. воспитатель Тарарыв И.В., воспитатели групп

13.08. – 17.08.

3 неделя

«Разведка прекрасного и удивительного»

Экскурсия в ближайший парк, составление экологического маршрута (какие экологические объекты встречаются на пути)

Ст. воспитатель Тарарыв И.В., воспитатели групп

20.08.-24.08.

4 неделя

«В мире цветов»

Изучение цветов на своей клумбе и на клумбах территории детского сада

воспитатели групп

Уход за цветами (рыхление, полив)

воспитатели групп

Изготовление цветов  в технике оригами и украшение ими группы

воспитатели групп

27.08.-31.08.

5 неделя

«До свидания, лето!»

Выпуск газет воспитателями и детьми «Как мы провели это лето»

воспитатели групп

Развлечение «Вот и лето прошло!»

муз. рук.

Курякина Т.В.,

воспитатели групп

«Игровые технологии в экологическом воспитании»

С выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» и Постановлен6ия «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации»(30.03.1997 № 4/16) экологическое образование постепенно стало важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений.

Для повышения его эффективности используются разнообразные формы и методы работы. Один из методов - экологические игры.

Экологические игры бывают:

  1. ролевые;
  2. дидактические;
  3. имитационные;
  4. соревновательные;
  5. игры-путешествия.

Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например игра «Строительство города».

Цель игры: формировать представление о том, что строительство может осуществляться только пи условии соблюдения экологических норм и правил.

Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, Экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д.

Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д.

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где живет?», « Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое-неживое», «Птицы-рыбы-звери», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т.д.

Каждый педагог выбирает те виды игр, которые ему более всего подходят. Критерии выбора – программа, по которой он работает, возможности дошкольного учреждения, уровень подготовленности воспитанников.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и ее участник.

Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильн6о выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребенок учится играя.

В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.

В своей работе с детьми я использую такие дидактические игры, как:

«Звездный зоопарк» - цель: познакомить с созвездиями, формировать умения составлять созвездия; дать представления о том, что человек связан с окружающим миром, что наблюдение за звездным небом заставило объединить звезды в группы (обведя их контуры можно увидеть силуэты животных, птиц). Детям раздаются наборы для игры (лист бумаги, маленькие звездочки из цветной бумаги для составления созвездий). Дети составляют созвездия с опорой на квадратики бархатной бумаги, угадывают его название. Кто правильно все сделает и правильно назовет созвездие, тот и выиграл.

Целью игры «Рассели животных по Земле» является: познакомить детей с животными, обитающими в разных климатических поясах Земли, дать представление об особенностях приспособления животных к разным климатическим условиям.

Содержание игры:

Выбрать себе какой-то один материк.

Отобрать животных, которые там живут.

Кто быстрее расселит на своем материке животных, которые обитают на нем.

Придумать рассказ о жизни животных на своем материке.

Тот, кто без ошибок расселил животных, сочинил интересный рассказ, получает фишку. Выигрывает набравший больше фишек.

Игра «Исправь ошибку» построена на том, чтобы дети смогли сами разобраться и потом объяснить, как среда обитания животных влияет на их внешний вид, повадки, питание.

Содержание:

Воспитатель располагает картинки или маленькие игрушки животных на карте мира с ошибками. Дети должны найти эти ошибки и исправить их. Выигрывает нашедший и правильно исправивший большее количество ошибок.

Игра «Кто поможет малышу?»

Цель: уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания.

Содержание:

 Ведущий выбирает картинку с одним из животных и помещает его в «чужие условия». Животное отправляется в путешествие – хочет вернуться в свою среду, но на пути встречает много препятствий. Для спасения путешественника дети должны подобрать другое животное, которое в данной ситуации может оказать помощь. Повторно называть одних и тех же животных нельзя. Выигрывает тот, кто нашел большее количество помощников.

Пример: Дети выбрали зайца. Кубик упал в море. Кто поможет бедному зайчику? Помог кит, дельфин, краб. Снова бросаем кубик. Пустыня. Кто поможет? И т.д. Игра может длиться долго, в зависимости от того, каковы познания детей в этой области.

Туристические походы

                Туристический поход - это прохождение группой обучающихся определенного маршрута активным способом передвижения (пешком, на лыжах, на плавсредствах, на велосипедах) с целью познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития.

Туристические походы могут быть местными (по городу) или дальними (за пределами города).

По продолжительности и сложности и сложности походы подразделяются: на походы выходного дня (1-3 дня по городу), степенные (некатегорийные) и категорийные.

Категории сложности маршрутов определяются в соответствии с нормативами единой спортивной квалификации и перечня классифицированных туристических маршрутов, которые учитывают насыщенность маршрутов естественными препятствиями, а также их продолжительность и протяженность. Непосредственное определение категории конкретного маршрута производится маршрутно -квалификационными комиссиями (МКК) в соответствии с нормативами.

В походах выходного дня и некатегорийных походах по городу с согласия руководителя назначается заместитель или помощник руководителя из числа педагогического персонала, имеющий опыт участия в аналогичных походах.

При организации туристических походов с участием 3 и более туристических групп с общим числом участников не менее 30 человек и при условии, если их маршруты и графики движения в основном совпадают, для общего руководства этими группами может быть назначен старший руководитель, координирующий деятельность туристических групп, а для организации медицинского обслуживания - врач.

Старший руководитель контролирует безопасность прохождения маршрута всеми группами. Старший руководитель обладает правом изменить маршрут в сторону облегчения одной или всем группам, снять с маршрута группу или отдельных участников.

Основным маршрутным документом туристической группы обучающихся является маршрутная книжка (маршрутный лист).

На походы выходного дня и некатегарийные (степенные) походы по области маршрутные документы (маршрутный лист) выдает непосредственно администрация учреждения, проводящего поход.

Для проведения любых дальних походов, а также категорийных походов по области необходимо предварительно получить положительное заключение маршрутно-квалификационной комиссии (МКК) учреждения, имеющего полномочия для рассмотрения маршрутов данной категории сложности.

Заключения МКК записываются в маршрутные документы, заверяются подписью председателя и штампом МКК. При необходимости в документы записываются особые указания и рекомендации группе, определяются поисково-спасательной службы (ПСС) для регистрации перед выходом на маршрут.

При наличии в маршрутных документах положительного заключения МКК документы заверяются печатью и подписью руководителя учреждения, проводящего поход и затем вручаются руководителю группы.

Не допускается:

- выход на маршрут групп без маршрутных документов или с документами, оформленными с нарушением настоящей инструкции, без положительного заключения соответствующей МКК (кроме некотегорийных походов по области);

- рассмотрение заявочных материалов маршрутными комиссиями, не имеющими на данный момент полномочий для рассмотрения маршрутов данной категории сложности или вида туризма.

Содержание туристических походов должно отвечать следующим требованиям:

- километраж походов выходного дня определяется руководителем исходя из задач похода, возраста и туристической подготовки участников и педагогической целесообразности.

За время пребывания в детском саду дети достаточной мере освивают, как выполнять задания в спортивном зале, на площадке и комнате для игр. Но природа открывает новые возможности и предъявляет новые требования как к детям, так и ко взрослым.

Для дошкольного возраста не проводятся длительные походы, в большинстве своем это одно - двухдневные выходы на заранее обустроенные и разведенные площадки, базы отдыха. Это обусловлено здравым смыслом и требованиями безопасности.

Примерный перечень жизненно важных умений, которые отрабатываются в природных условиях:

- уметь выбрать место для привала, оборудовать его;

- продемонстрировать, как надо подсушить одежду над костром;

- рассказать, как правильно хранить продукты и инструмент в лагере и на стоянке;

- запомнить и продемонстрировать, какие сигналы оповещения подают в лагере;

- потренироваться в постановке простых палаток;

- при остановке лагеря участвовать в сооружении мусорницы, подставок для хранения посуды, стола для малой группы, скамейки;

- участвовать в вечернем дежурстве по лагерю.

Турист -дошкольник обязан заботиться о своем здоровье, потому что в палаточном лагере или экспедиции больной и слабый турист будет отставать от группы, ему будет все не интересно, потому что движения не доставляют ему радости.

Поход туристов младшей возрастной категории необходимо проводить в легко доступных малышам местах и близко от остановок транспорта, чтобы не утомлять долгим переходом. Обычно соотношение взрослых и детей в таком походе 1:5.

Младшие туристы с большим воодушевлением собираются в поход. Они еще недостаточно подготовлены. Поэтому, им все интересно, везде необычно, куда бы они не направили свой взгляд. Они с радостью будут играть в любые игры, стрелять из самодельных луков, бегать и лазать. Задача лидера направить всю эту стихию энергии в достойное русло. Для этого, как нельзя лучше, подходит большая ролевая игра в «первопроходцев» и «викингов», разведывающих новые места; «следопытов», отыскивающих по следам и приметам «клады» и «тайники», охотящихся на диких животных; «русичей», строящих укрепленный от набега кочевников лагерь; «Робинзонов», выброшенных на берег и т. д.

Внимание детей легко переключается с одного вида деятельности на другой, что очень хорошо: легко отвлечь от ненужного занятия, и удержать их внимание долгое время. Нужно постоянно предлагать им интересные задания и доступные их возрасту испытания, связанные со сценарием и игрой.

Семинар в детском саду (ДОУ)

Повышение экологической компетенции педагогов

(Брейн-ринг для воспитателей)

Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня в рамках семинара-практикума проводится брейн-ринг по теме «Повышение экологической компетенции педагогов». Вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания о природе и продемонстрировать ваши многочисленные таланты. Оценивать выступления команд будет жюри (представляются члены жюри).

Итак, начинаем наш брейн-ринг.

И сразу первое задание. Вам необходимо придумать название ваших команд (на выполнение отводится 1 минута).

Конкурс № 1. «Экологическая разминка»

Каждой команде предлагается по 10 вопросов, на которые нужно быстро ответить.

Вопросы для команды № 1

У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)

Наука о животных. (Зоология)

Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)

Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)

Самец кукушки. (Кукух)

Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

Какую траву любят кошки? (Валериана)

Самая высока трава? (Бамбук)

Вопросы для команды № 2

Кого называют настовичками? (Зайчат, родившихся весной)

Лесной петух. (Глухарь)

Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)

Наука о растениях. (Ботаника)

Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)

Трава от 99 болезней. (Зверобой)

Пингвин птица или животное? (Птица)

Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)

Кто такой орнитолог? (Учёный, изучающий птиц)

Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

Конкурс № 2. Игра «Ассоциация»

Часто люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями, животными или предметами, употребляя выражения «цветёт как роза», «работает как лошадь», «устал как собака» и т. д. Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас воспринимают окружающие?

Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к кому-либо из коллег команды противников, не называя его (педагоги составляют описание-ассоциацию на одного из педагогов).

Внешность, характер, манера поведения этого человека ассоциируются у вас:

- со стихией (огонь, воздух, вода, земля);

- с природным явлением;

- с животным (зверь, птица, насекомое);

- с растением (дерево, кустарник, цветок);

- с минералом.

Конкурс № 3. «Основные принципы экологии»

Американский эколог Барри Коммонер так сформулировал основные принципы экологии:

- всё связано со всем;

- всё куда-нибудь девается;

- всё что-нибудь да стоит;

- природа знает лучше.

Приведите по одному примеру по каждому принципу.

Конкурс № 4. «Загадки - иллюстрации»

Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания. (Воспитателям предлагаются репродукции картин известных художников, писавших пейзажи. Необходимо определить автора и название произведения)

И. И. Шишкин «Рожь»;

И. И. Левитан «Весна. Большая вода»;

А. К. Саврасов «Грачи прилетели»;

И. И. Левитан «Март»;

И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»;

И. И. Шишкин «На севере диком»;

И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж»;

А. И. Куинджи «Берёзовая роща»;

И. И. Шишкин «Корабельная роща»;

И. И. Шишкин «Дубовая роща»;

А. А. Пластов «Первый снег».

Конкурс № 5. «Угадай по пантомиме»

Каждому педагогу предлагается с помощью пластики, мимики, жестов изобразить какое-либо животное или птицу. Отгадывает команда соперников. Жюри оценивает выразительность изображения, схожесть передачи с характерными признаками повадок животных.

Сорока;

Жираф;

Шимпанзе;

Индюк;

Страус;

Бобёр;

Белка;

Сова;

Медведь;

Лиса;

Заяц;

Пингвин

Конкурс № 6. «Экологический кроссворд»

Членам команд предлагается разгадать кроссворд на экологическую тематику. Оценивается правильность и быстрота выполнения.

                                                                         1                                                                                

                                                               2                                                                                          

                                                      3                                                                                                  

                                                                        4                                                                                

                                             5                                                                                                            

         6                                                                                                                                                

7                                                                                                                                                        

                                                               8                                                                                          

                  9                                                                                                                                      

 

При повышении температуры воздуха до 0 градусов и выше снег становится рыхлым и начинает таять. Это явление называют (Оттепель)

Бабочка эта «сухопутная»: летает над лесными полянами и опушками. А имя у неё – «морское». (Адмирал)

У всех насекомых шесть ног. А у этого жителя Планеты – восемь. (Паук)

Полевой цветок очень красивой формы. Из его лепестков получают стойкую голубую или синюю краску. (Василёк)

Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе. (Туман)

Лекарственное растение. В народе его называли «ранник», «чирьева трава». (Подорожник)

Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот побежит ветерок и послышится тихий серебристый перезвон. (Колокольчик)

Хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает хвоинки. (Лиственница)

Ледяные кристаллики, падающие с неба зимой. (Снежинки)

Конкурс № 7. «Музыкальный марафон»

Задание № 1. Прослушать запись и определить природные звуки.

Задание № 2. Прослушать музыкальный отрывок, назвать автора и произведение (по выбору музыкального руководителя).

Конкурс № 8. «А знаете ли вы?»(домашнее задание, вопросы задают команды).

Конкурс № 9 «Народные приметы»

Как много было дедовских примет!

Иных из них давно уж нет в помине.

Другие сквозь десятки зим и лет

Дошли до нас и вот – живут поныне.

(Роман Ругин)

Продолжите народную примету, связанную с погодными явлениями.

- Кошка свернулась клубочком – к похолоданию

- Ворона кричит зимой – к метели

- Лягушки квакают – к дождю

- Воробьи в пыли купаются – к дождю

- Около луны звезда народилась – к потеплению

- Собаки катаются – к пурге

Презентация групповых экологических проектов.

Подведение итогов конкурса совместного творчества детей и родителей «Берегите природу!».

Подведение итогов.

        Условия и формы организации труда дошкольников в природе

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и соответствует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети  знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установление этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов  природы для выполнения трудового действия.  Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листа и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояния объектов природы.

Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и  зависимостей способствует формированию отношения детей к природе, труд становится осмысленным и целенаправленным.

В процессе труда в природе у детей формируются знания:

о растениях - свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания;

о животных - внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения. Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ними в уголке природы.

Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважению к людям труда.

В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развивают интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и документы, намечать последовательность операции, распределять их по времени и между участками труда, оценивать результаты и т.д.

Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.

В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, с это- основа для воспитания в дальнейшем желании трудиться, устойчивого интереса к труду.

Педагогические требования к организации труда в природе. Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают  определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда: ухода за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями, выращивание растений в уголке природы, труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.

В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. Так, например, при пересадке цветущих растений осенью из грунта  в старшей группе воспитатель закрепляет умение различать и правильно называть их (астра, георгина и т.д.). Он знакомит детей с корнем как частью растения, объясняет связь между похолоданием и состоянием растения, формирует навыки пересадки растения (выкапывать с земляным комом; копать подальше от стебля, чтобы не повредить корни; подбирать горшки в соответствии с корневой системой). При посадке цветочных семян в подготовительной к школе группе следует их рассмотреть,  выделить цвет, величину, форму и т.д. соотнести изображение цветущего растения, припомнить процесс выращивания этого растения до образования семян, а за тем начать посадку. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности.

Важным педагогическим требованиям является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способности их достижения.

Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки  ухода за растениями животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.

Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

Гигиенические требования к организации труда в природе. Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: В младшей группе в пределах 5 – 7 минут, в средней – от 10 до 15 минут, с небольшим отдыхом в  зависимости от характера труда,  в старшем дошкольном возрасте 20 - 25 минут, с перерывом на отдых или сменой характера труда.

Необходимо обеспечить правильную паузу в труде детей. Так, при переносе воды лейки или ведра нужно носить в обеих руках; при работе граблями, лопатой тело надо держать выпрямленным. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим (например, рыхление почвы с подноской воды). Орудие труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовал росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий.

Формы организации труда в природе. Труд детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений, коллективного труда и дежурства.

Методика руководства трудовой деятельностью детей в                        природе. Определив, с учетом возрастных особенностей, основные средства воспитания положительного отношения к труду, к  которым относится игровая мотивация, используемая с целью освоения последовательности выполнения трудового действия, интерес к достижению результата, в данном параграфе мы рассмотрим наиболее эффективные методы и приемы реализации средств воспитания.

Ниже показаны специальные исследования в данном направлении (Н. Н. Поддъяков, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова и д. р.) «средства воспитания – это наиболее значимые для той или иной деятельности педагогические приемы, методы,  используемые в процессе воспитания.

Раскрывая сущность, методов и приемов воспитания положительного отношения к труду детей дошкольного возраста 4-5 лет следует, обратиться к направлениям гуманистической педагогики. Это оправданно тем, что трудовая деятельность предполагающая  адекватное отношение к себе, познание собственных возможностей в процессе самообслуживания, но и установление трудовых взаимоотношений в процессе деятельности.

А именно  способность детей ставить себя на место другого человека, литературного героя, игровой персонажа, видеть вещи с его позиции, учитывать  не только свою, но и чужую точку зрения. Все это весьма важно для воспитания доброты, отзывчивости, терпимости – тех личностных качеств гуманистической направленности, без которых невозможен демократический путь развития современного общества. Формирование положительной « Я - концепции» дошкольника связывается с воспитанием самостоятельности, как интегративного личностного качества, определяющего успешность взросления личности ребенка.

Развитие моральных представлений о труде тесно связано с развитием у детей, умения оценивать работу другого и свою собственную. Правильная оценка свидетельствует о наличии у ребенка моральных представлений, связанных с трудом.

Формирование представлений у детей о моральных качествах взрослых в связи с трудом можно рассматривать как средство воспитания у них положительного отношения к труду и на основе их нравственных качеств.

Одно из главных знаний – знание о взаимопомощи. Оно связано с рядом понятий, характеризующих нравственность человека, таких, как товарищество, дружба, доброта, уважение и сострадание. Умение прийти на помощь другому, отзывчивость, чувство коллективизма связаны с уровнем развития самосознания личности. Простейшие формы взаимопомощи у дошкольников выражаются в сочувствии сверстнику, заботе друг о друге, в четкости, в проявлении желания помочь чем-либо товарищу.

Представление о добросовестном отношении к труду у детей дошкольного возраста сводится к следующему: при выполнении трудовых заданий надо уметь отказаться от своих желаний, делать не только то, что хочется в данный момент, а то, что надо (необходимо) для других, для сверстников группы (имеется в виду воспитание у детей способности к самоограничению); надо честно относиться к труду, справедливо оценивать свои поступки, свое отношение к труду.

Воспитание добросовестного отношения к труду тесно связано с воспитанием у детей чувства долга, совести, что может выражаться в эмоциональной реакции, переживании ребенком оценки его поступков со стороны взрослых. В зависимости от оценки, положительной или отрицательной, у ребенка возникают чувства радости, гордости или, наоборот, не ловкости, стыда.    

В зависимости от отношения дошкольника к труду можно судить о становлении его нравственных качеств, т. е. отношении ребенка к человеку-труженику (уважение к нему, желание помочь и т. п.), к своему труду (добросовестное отношение к результатам труда и т. п.), что является показателем становления и развития его нравственных качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы на летний оздоровительный период 2012 учебный год

Лето предоставляет огромные возможности для развития, оздоровления и закаливания детей. Это удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и п...

ПЛАН РАБОТЫ на летне-оздоровительный период 2014 года МДОУ Звениговский детский сад «Буратино».

Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма....

ПЛАН РАБОТЫ на летне-оздоровительный период 2014 года МДОУ Звениговский детский сад «Буратино».

Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма....

План работы на летний оздоровительный период 2015 года

Комплексно - тематическое планирование на летний периодЦель:обеспечить «проживание» ребенком содержания образовательного процесса во всех видах детской деятельности;способствовать всестороннему развит...

План работы на летний оздоровительный период 2015 года «Наше веселое лето».

Основные направления работы с детьми летом в МДОУ № 1 «Аленушка».Грамотная организация летней оздоровительной работы в ДОУ, охватывающая всех участников образовательного процесса, предоставляет широки...

Перспективный план работы на летний оздоровительный период 2019 года с воспитанниками младшей группы в соответствии с ФГОС

Перспективный план работы   на летний оздоровительный период 2019 года  с воспитанниками младшей группы в соответствии с ФГОС...

План работы в летний оздоровительный период 2023 года

План работыв летний оздоровительный период 2023 года...