Конспект ООД по окружающему миру на тему "Предметы казачьего быта".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Предметы казачьего быта"24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение № 8

Конспект организованной образовательной       деятельности по ознакомлению с окружающим

в средней группе

тема: «Предметы казачьего быта»

Выполнила воспитатель:

Оковитая А.В.

                                                           

                                                   г.Усть-Лабинск

Цели:

  1. Воспитывать чувство патриотизма и любви к малой Родине.
  2. Обобщать и систематизировать знания о культуре и быте казаков.
  3. Познакомить с предметами быта Кубанских казаков.
  4. Познакомить с музейными экспонатами.
  5. Развивать внимание, память.
  6. Развивать и обогащать словарный запас.

Словарная работа: курень, прялка,  глэчик, икона, рушник, чугунок, ухват.

Предварительная работа: оформление мини-музея «Предметы казачьего быта», составление альбома «Жизнь и быт кубанских казаков», изучение с детьми физической карты Краснодарского края, рассматривание фотографий из жизни кубанских казаков, разучивание стихов о Кубани.

Оборудование: мультимидийное оборудование, мини-музей «Предметы казачьего быта».

Методические приемы: показ, объяснение, рассматривание музейных экспонатов, беседа.

                                                  Ход урока.

Воспитатель: Ребята, в какой стране мы с вами живем?

Дети: В России.

В.:  А как называется наш родной город?

Д.: Усть-Лабинск.

В.: Посмотрите на карту Краснодарского края и найдите наш город.

Дети находят на карте город Усть-Лабинск.

В.: Как называется наша река?

Д.: Кубань.

В.: А как еще называют наш Краснодарский край?

Д.:  Наш край называют Кубанью в честь реки.

Воспитатель читает стихотворение «Кубань» В.Нестеренко.

Степные просторы,

Высокие горы,

Два ласковых моря-

Все это Кубань.

Родная станица,

Открытые лица,

Густая пшеница-

Все это Кубань.

И хутор, и город

Имеют свой норов,

Особенный говор-

Все это Кубань.

Не смотрят здесь хмуро,

Не ходят понуро.

Своею культурой

Гордится Кубань.

Народ-православный,

А путь его- славный.

Здесь мыслят о главном

И любят Кубань.

Быт улочек старых,

И новь Краснодара,

И щедрость базаров-

Все это Кубань.

А песня, что плачет!

А дух наш казачий!

Как много ты значишь

Для всех нас, Кубань!

В.: Ребята, а какие вы знаете стихи о кубанском крае?

Дети читают стихотворения о Кубани.

1. Взмыло солнце над полями,

    Свет клубится над рекой,

     А вокруг, куда ни глянешь,-

     Край Кубанский мой родной.

2. Могучие горы, степные просторы,

    Приморского берега грань.

     Леса и поляны, сады и лиманы,

    Все это - родная Кубань.

3.  Могучие песни летят в поднебесье

     Открытая высь голубая.

     И нет красивее края в России,

     Чем наша Кубань.

В.: Молодцы, красивые стихотворения вы прочитали о нашем крае! А как назывались люди, которые селились по берегам Кубани?

Д.: Казаки.

В.: Мы с вами уже знаем немного о жизни казаков. Самые первые казаки пришли жить на Кубань с Дона в 1720 году. Им понравился наш край своей красотой и богатством. Чем они занимались?

Д.: Казаки строили дома, засевали землю, охотились, ловили рыбу. Они были настоящими воинами, защищавшие свои земли и семьи. Казачки занимались домашними делами, детьми.

В.:  Трудное время было у казаков, все доставалось им только своим непосильным трудом. Жили казаки в саманных хатах или куренях. Курень—жилище казаков. Строили его из местных природных материалов - соломы камыша, глины. Курень отапливался печкой, которая стояла по -  середине комнаты. На ней спали и готовили еду. Рано утром казачка-мать вставала, пока все еще спали, приносила воды из колодца, растапливала печь и варила в чугунке кашу. А чтобы горячий чугунок не обжог ей руки, она пользовалась ухватом.

            А вы знаете, какие кушанья готовились в казачьей семье?

Д.: Каши, уха, холодец, пекли калачи.

В.: Посуда была не такая красивая, как сейчас, ели из простых глиняных мисок, горшков , чугунков деревянными ложками. За столом  всегда вся семья собиралась вместе. Отец сидел во главе стола, резал или ломал на куски хлеб, раздавал жене, затем детям по старшинству.

       Дети очень любили и почитали своих родителей, с раннего детства помогали и на поле и по хозяйству в доме, пасли скотину.

       Молоко казачки хранили в глиняной посуде, которая называлась глэчик. Молоко в нем долго не прокисало. Чай пили из самовара.

       Центральным святым местом в кубанском жилище был «красный угол» (или «красивый угол»), располагались одна или несколько икон.

         Еще в комнате стояла кровать, а рядом люлька для малыша, лавочки, на которых сидели и сундук.

           Как вы думаете, что хранили в сундуке?

Д.:  В сундуке хранили одежду.

В.: Совершенно верно, нарядную одежду, а также фартучки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса.

         Очень было развито творчество. Женщины вечерами пряли пряжу из овечьей шерсти на деревянной прялке, которая была в каждом доме, из готовой пряжи вязали теплые вещи. Казачки сами вышивали и вязали крючком. Очень они любили украшать свою одежду вышивкой и кружевами. Кружевами были украшены скатерти, а вышивкой были украшены занавески на окнах, подушечки, рушники.

Рушники (полотенца)-традиционное украшение казацкой хаты. Разные рушники имели разное значение. Крючковые (их вешали на гвоздь, вбитый в стену), утирач—им вытирали лицо, зеркальные — украшали зеркала, церковные - украшали иконы.

    За работой женщины пели. А на гуляньях любили распевать частушки. А давайте и мы споем кубанские частушки?

Дети поют частушки.

  1. Говорят, частушки вроде в наши дни уже не в моде?

Разве дело только в моде, если любят их в народе!

  1. Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки

Запевайте поскорей, чтобы было веселей!

  1. Мы с веселой песней дружим, по - кубански говорим.

Хорошо живем не тужим, со сметаной хлеб едим.

  1. Старину мы уважаем, старину мы бережем.

О Краснодарском нашем крае песни звонкие поем.

  1. Ты играй, играй, гармошка, гармошечка  кубанская.

Я девчонка боевая с края Краснодарского.

  1. Мы вам пели и плясали, каблучками топали.

А теперь мы вас попросим, чтобы вы похлопали.

В.: Ребята, мы с вами сегодня узнали много интересного о жизни казаков и предметах казачьего быта.

А давайте пройдем в наш мини-музей и сами посмотрим на эти предметы и попытаемся рассказать о них все, что знаем? Если вы готовы, то сейчас мы с вами станем настоящими казаками и казачками.

Мальчики одевают картузы, а девочки-кички.

В.: Ребята, расскажите, что вы видите? Какие предметы казачьего быта вам уже знакомы?

Д.:- Чугунок—в нем готовили еду. Ухват - им чугунок ставили в печь.

      - Глэчик—в нем хранили молоко.

     - Чай пили из самовара.

     - Прялка - пряли пряжу из овечьей шерсти и шили из нее теплые вещи.

     - Иконы висели в «красном углу».

    - Рушник-полотенце-казачки сами вышивали узоры на на нем.

В.: Молодцы, хорошо знаете предметы казачьего быта! А теперь давайте отдохнем и поиграем в народную кубанскую игру «Петушок».

                                    Игра «Петушок».

Дети сидят, выбирают считалкой водящего:

-На поляне, как галчата,

Зашумели казачата.

Нам сегодня не робыть,

Нам играть, тебе водить.

Дети становятся полукругом, водящий становится спиной, воспитатель произносит слова:

-Утром, кто бесов гоняет,

Песни звонкие спивает,

Спать мешает казаку

И кричит….(«кукареку» кто-нибудь из детей).

Водящий по голосу должен отгадать, кто из детей произнес слово.

Дети садятся на свои места.

В.: Кубань… так называют наш край по имени реки, несущей бурные воды свои. Край широких степей, высоких гор, богатых лесов и садов, любимый уголок земли - наша малая Родина. Кубань - чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться. Здесь, на Кубани,  живут замечательные люди:   хлеборобы, садоводы, животноводы, врачи, художники, поэты. Все они стремятся сделать нашу Родину лучше, богаче, красивее. Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях—   какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремесла. И мы с вами, ребята, еще очень много нового и интересного узнаем о жизни, культуре, быте казаков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по окружающему миру на тему « Наши помощники в быту. (утюг)» с помощью Системного оператора.

Цель:  - Обобщить и систематизировать знания детей об электропиборах.Задачи; - Познакомить детей с историей утюга, вызвать интерес к предметам прошлого;- Побудить к пониманию назначения и функции...

План-конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему «Предметы, облегчающие труд человека в быту»

Цель занятия в ДОУ. научить детей системному рассмотрению бытовых приборов в квартире и в детском садуЗадачи. Образовательная:• учить детей системному рассмотрению бытовых приборов в квартире и в...

Конспект занятия познание окружающего мира Тема: «Быть здоровым хорошо

Образовательная деятельность во второй младшей группеКонспект занятия познание окружающего мираТема: «Быть здоровым хорошо»....

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе "Хорошо здоровым быть!"

Воспитывать у дошкольников бережное отношение к своему здоровью. Формировать представлениен детей дошкольного возраста о здоровье как однойи из главных ценостей человеческой жизни. Развивать умение вы...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе "Хорошо здоровым быть!"

Закрепить основные понятия: «распорядок дня», «личная гигиена», «витамины», «полезные продукты», «здоровый образ жизни»;Воспитывать у детей ...