Рабочая программа по разделу "Ребёнок открывает мир природы" для детей 3-4 лет
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа) на тему
Обогащение представлений детей о растениях, животных, о человеке и объектах неживой природе. Календарно - тематический план.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 46.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №12 «Белочка»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОУ
детский сад №12 «Белочка»
А.В.Обрывкина
«24 августа» 2010 г.
ПРИНЯТА
Решением Совета педагогов МДОУ
детский сад №12
« Белочка»
протокол № 1 от
24 августа 2010 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по разделу «Ребёнок открывает мир природы»
для группы общеразвивающей
направленности от 3 до 4 лет
Рабочая программа составлена на основе
комплексной образовательной программы «Детство»
под ред. В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой
Автор:
А.В.Слепцова, воспитатель
группы «Рябинка»
2010 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана воспитателем второй квалификационной категории МДОУ детский сад №12 « Белочка» А.В.Слепцовой.
Программа предназначена для работы с детьми группы общеразвивающей направленности 3 - 4 лет.
Рабочая программа составлена на основе комплексной образовательной программы «Детство» под ред. В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой, в соответствии с рекомендациями Г. С. Александровой, Е.А.Мартыновой, И.М.Сучковой.
Для младшего дошкольника характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают всё новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к её пониманию.
Актуальность программы «Ребёнок открывает мир природы» в том, что она формирует у детей познавательные, эстетические и глубоко-нравственные отношения к природе, которые им будут необходимы в дальнейших ступенях жизни, непосредственно соприкасаясь с миром вокруг нас.
Основные задачи программы:
- обогащать представления детей о растениях, животных, о человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении. Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей, а также с освоением простейших форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
- включать малышей в посильную деятельность по уходу за живыми существами (это способствует установлению первых естественных взаимопониманий детей с миром природы);
- воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, переживание, связанные с красотой природы.
Настоящая программа разработана в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком ДОУ:
- количество занятий в месяц - 2 занятия
- общее количество занятий - 18
- длительность занятий - 12 -15 минут;
- время проведения занятий - I половина дня;
- диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь), итоговая (май).
Содержание
Раздел «Представления»
Растения. Названия некоторых деревьев, кустов, травянистых растений ближайшего природного окружения, уголка природы, их отличительные признаки: окраска, размер и форма листьев, цветков стебля. Опознавательные характерные признаки конкретных деревьев (стебель/ствол один, высокий, толстый); отдельных кустов (несколько стеблей/стволов, они тоньше, чем стволы деревьев); конкретных трав.
Общие существенные признаки растений
Растения прикреплены к земле, имеют корень, листья, цветок, плод. Конкретное растение (например, бальзамин) живое: оно растёт, цветёт, протягивает листья к свету, питается, если у него есть корень. Каждому растению, чтобы выжить, нужны все части: корень, стебель, листья.
Потребности растений, состояние растения
Растение живёт, если ему достаточно места, влаги, тепла. Признаки хорошего состояния растений: зелёные сочные листья, упругий стебель, растение растёт. Характерные признаки неудовлетворительного состояния растений: листья желтеют, опадают, вянут, не растут.
Уход за комнатными растениями
За комнатными растениями человек ухаживает для того, чтобы они чувствовали себя хорошо, украшали его дом. Структура конкретного трудового процесса (цель: удовлетворение потребностей растения во влаге; предмет: растение с признаками неудовлетворенных потребностей – с пыльными листьями, сухой твёрдой землёй: средства труда: инструменты, материалы; трудовые операции и их последовательность; результат: растение в хорошем состоянии).
Сезонно состояние растений
Особенности состояния конкретных растений в разные сезоны (осенью созревают плоды, листья желтеют и опадают, растения не растут; зимой деревья, кусты, травянистые растения замирают, не растут). Весной много молодой нежной зелени на деревьях, кустах, первоцветы; летом растения хорошо растут, цветут, плодоносят.
Рост и развитие растений
Растение живое, ему нужны вода, тепло. Растения растут.
Местообитание растений, способ существования
Растения растут в разных местах: в комнате, в лесу, на лугу, в парке. На грядке и на клумбе, в аквариуме. Каждое растение корешками прикреплено к земле, не передвигается. Типичные представители некоторых экосистем: леса – ель, берёза, рябина, , ландыш; луга – клевер, колокольчик, лютик; огорода – морковь, репа, огурец, помидор, редис; клумбы – тюльпан, нарцисс, астра, ромашка; комнаты – фикус, бегония, герань, бальзамин; водоёма (названия растений).
Дикие и домашние животные
Названия некоторых животных: зверей, птиц, рыб, насекомых, земноводных ближайшего окружения, характерны видовые признаки представителей разных групп животных и каждого конкретного животного: особенности внешнего строения (количество конечностей, цвет, особенности головы и органов чувств), относительный размер животного; конкретное местообитание; животное живое, оно двигается, ест; у животных есть рот, он бывает разный (клюв, пасть с зубами); животное дышит воздухом, видит и слышит (есть глаза, орган слуха); назначение некоторых жизненно важных органов: знать, что животному нужны все органы.
Потребности животных – зверей, птиц, рыб, насекомых. Каждому животному для жизни необходимо место (жилище, убежище), свет и тепло, влага, пища.
Труд взрослого по уходу за домашними животными уголка природы.
Воспитатели ухаживают за животными; уход направлен на удовлетворение потребностей животного (делает так, чтобы ему было хорошо).
Изменение среды обитания животных по сезонам.
Осенью воздух становится холоднее, часты дожди, от дождей бывают лужи, солнце греет мало. Зимой холодно, вода и земля замерзают; снег покрывает землю; сильные ветры; сугробы. Весной и летом воздух становиться тёплым, солнце светит ярко, бывают грозы (гром, молния), дожди; земля и вода тёплые.
Приспособление животных к среде обитания.
Рыбы живут в воде, птицы летают в воздухе и ходят по земле, некоторые плавают в воде; звери живут на земле; некоторые животные – на земле, в воде, в воздухе.
Особенности жизнедеятельности по сезонам (приспособление к условиям).
Знать об особенностях состояния некоторых животных в разные сезоны, изменений внешнего вида и поведения, образа жизни (птицы собираются в стаи, улетают). Появление (рождение) детёнышей у животных, птенцов у птиц весной.
Рост и развитие животных.
Животные живые рождаются от других животных: от кошки – котёнок, от курицы – цыплёнок и т.д. Знать название детёнышей, особенности внешнего вида, яркие проявления поведения. За детёнышем домашнего животного (котёнком, цыплёнком, телёнком) ухаживает человек. Например, котёнка кормят, с ним играют, разговаривают, ласкают – заботятся о нём.
Животные различных мест обитания.
Знать отдельных животных живущих в лесу, на лугу, в пруду, аквариуме.
Человек.
Характерные признаки, отличия по полу и возрасту. Знать членов своей семьи и ближайших родственников. Понимать эмоциональное состояние близких людей и проявлять отзывчивость: помочь, посочувствовать, проявить сострадание.
Знать потребности взрослых и детей в пище, питье, тепле, в жилище и способы их удовлетворения.
Знать особенности жизнедеятельности детей и взрослых по сезонам: изменение в одежде, сезонные игры, подкормка птиц зимой и др.
Знать особенности внешнего вида и поведения детей, взрослых, пожилых людей. Уметь проявить доброжелательность, оказать посильную помощь по побуждению взрослых или по собственной инициативе.
Познавательные и речевые умения.
Различать, узнавать, называть конкретные растения, животных. Уметь принимать цель наблюдения, представленную взрослым в игровой форме. Пользоваться сенсорными эталонами и обследовательскими действиями для выявления особенностей животных и растений. Находить общие признаки и признаки отличия у конкретных растений и животных. Уметь отвечать на вопрос: «Как узнал?».
Установление связей.
Продолжать накапливать опыт установления частых связей при наблюдении за конкретными фактами, явлениями природы: вода замерзает и превращается в лёд на улице в мороз, в холодильнике, на реке, в луже и т.д. ; лёд и снег тают в руке, в помещении, весной на участке; летом жарко – дети легко одеты, могут купаться, играть с песком, водой.
У людей, животных есть глаза. Они помогают видеть всё, что их окружает. Ноги помогают ходить, прыгать, бегать и т.п.
Практические умения.
С помощью воспитателя поливать растения, обтирать пыльные листья, кормить аквариумных рыб, птиц и других животных кормом, приготовленным взрослыми. Сажать луковицы и крупные семена. Вместе со взрослыми и старшими детьми убирать участок – очищать его от снега и листьев. Собирать овощи и фрукты в саду и на огороде. Подкармливать птиц зимой.
Проявлять стремление к самостоятельности и радость от положительных результатов труда.
Отношение к природе.
Эмоционально откликаться, переживать радость, удивление, восхищение от общения с растениями, животными и их детёнышами, от пребывания в природной среде; быть доброжелательным в общении с животными, стремиться не принести вреда живому, не нарушить целостности экосистемы. Проявлять сочувствие, сопереживание друг другу, взрослым, больным, повреждённым живым существам.
Проявлять интерес к труду взрослых по уходу за животными, растениями.
Календарно-тематический план
№ занятия | Название занятия | Программное содержание | Совместная деятельность педагога и детей |
СЕНТЯБРЬ | |||
1. | Диагностическое обследование | Выявить начальный уровень сформированности у детей знаний, умений, навыков. | Диагностика промежуточных результатов освоения программы |
2. | Наблюдение за котёнком | Учить детей различать характерные признаки у домашних животных - кота: тело животного покрыто шерстью; уши треугольной формы; усы, характерный хвост, в лапах спрятаны когти; пища – молоко, рыба, мясо; способ питания – грызёт зубами, ласкает языком. Развивать умения, анализировать структуру объекта – узнавать и называть части тела животного (голова, туловище, ноги, хвост), соотносить анализатор и признаки объекта. Вызвать эмоциональный отклик от рассматривания и общения с домашним животным. Воспитывать черты доброжелательности по отношению к домашним животным. | Чтение художественной литературы: С.Маршак «Усатый-полосатый», В.Сутеев «Кто сказал «мяу»», К.Д.Ушинский «Васька». Беседы «Расскажи кукле, кто к нам приходил (беседа о котёнке)». Рассматривание картины «Кошка с котятами». Игровая ситуация «Живая кошка и игрушечный котёнок». Подвижные игры «Воробушки и Кот». Объясните и разучить приметы «Кошка моется – гостей созывает». |
ОКТЯБРЬ | |||
3. | Ознакомление с яблоком и грушей | Актуализировать знания детей о фруктах; расширять представления о фруктах: яблоке, груше; развивать умения различать плоды по названию, особенностям формы, цвета, поверхности, вкуса и запаха. | Беседа «Расскажи кукле, какие у нас на тарелке фрукты», «К нам пришла осень», «Что выросло на нашем огороде?» П/игра «Узнай, что в руке» Д/игра «Найди, что назову», «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек» «Узнай, что съел», «Угадай, что в руке», «найди, о чём расскажу», «Овощи и фрукты». Лото с элементами моделирования. Объяснить и разучить поговорку «Сентябрь пахнет яблоком, а октябрь – капустой» |
4. | Рассматривание комнатного растения - бальзамина | Учить узнавать и называть части растения, используя модели (корень, стебель, лист, цветок); развивать внимание; вызвать эмоциональный отклик от рассматривания растения | Беседа «О комнатных растениях находящихся в группе» Д/игра «Найди, о чём расскажу», «Угадай по описанию», «Какой цветок?», «Где спряталась матрёшка» Труд в природе. Уход за комнатными растениями (рыхление почвы, протирание листьев, полив). Прогулки «К цветнику», «У цветочной клумбы», «Большая лейка». П/игра «Вейся венок» Рассматривание иллюстрации с комнатными растениями. Познакомить детей с комнатными цветами в группе |
НОЯБРЬ | |||
5. | Рассматривание берёзы | Уточнять представление о дереве (растение, основные части: корень, ствол, ветви, листья), используя модели; развивать наблюдательность; воспитывать интерес к наблюдению за деревьями. | Чтение художественной литературы В. Авдиенко «Осень» Труд в природе. Сбор осенних листьев, уборка участка, веранды. Д/игра «Найди листок», «Кто быстрее найдёт берёзу, тополь», «Найди в букете такой же листок» П/игра «Беги к тому, что назову», «Мы – осенние листочки» Поощрять желание детей отражать в рисунках приметы «Золотой осени» Наблюдения за опаданием листьев листья, падая шуршат; рассмотреть опавшие листья |
6. | Как звери в лесу готовятся к зиме | Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей (изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму); развивать интерес к жизни диких животных в природе; воспитывать добрые отношения к животным. | Беседа «О жизни зверей в лесу» (с рассматриванием иллюстраций) Чтение художественной литературы: А.Блок «Зайчик», Е.Чарушин «Волк», «Заяц», «Лиса», «Где ты, белочка живёшь?», «Что за зверь?»; В. Бианки «Холодно в лесу зимой»; И. Соколов – Макитов «Ёж», «Белка», «Беляк»; Э.Шим. «Кто как идёт»; А.Фет «Лист сухой валится»; А. Толстой «Осень. Осыпается наш бедный сад»; Я.Аким «Осинка»; А.Майков «Осень», «Ноябрь». П/игра «У медведя у бору», «Поедем в лес», «Заинька выйди в сад». Д/игра «Назови, чей хвост», «Чей домик» Игровое упражнение. «Угадай чей хвост». Рассматривание картины «Заяц» В центре природы поместить модели трудового процесса, динамические модели «Белка в дупле», «Медведь в берлоге» |
ДЕКАБРЬ | |||
7. | Наблюдение за рыбой - карасём | Развивать умение анализировать структуру объекта – узнавать и называть части тела рыбки (голова, тело, плавники), отличительные её признаки (чешуя); закреплять знания о жизненно-важных условиях существования рыбы (вода, пища); вызвать желание принимать участие в уходе за рыбкой в аквариуме. | Чтение художественной литературы. Н.Калинина «Как Вася ловил рыбу». Труд в природе. Совместно с воспитателем ухаживать за рыбкой в аквариуме: кормить её, насыпая в аквариум сухой корм мерной ложкой; помогать мыть камешки из аквариума. Рассматривание картины. «Аквариумные рыбки». В центре природы поместить модели строения тела рыбки (туловище с плавниками, форма тела, чешуя). Игровые упражнение. «Где спряталась рыбка». П/игра «Караси и щука» Д/игра «Кто, где живёт» Игровая ситуация. «Рыбки живые и игрушечные». Сравнение внешнего образа. В центре книги поместить стихотворение И. Токмаковой «Где спит рыбка». |
8. | Мытьё комнатного растения | Познакомить со структурой трудового процесса; учить, принимать цель с помощью моделей, по трудовым действиям и их последовательности, определять предмет труда, отбирать инструменты, формировать умение, соотносить результат с целью; вызвать желание ухаживать за растениями; воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями. | Труд в природе. Протирать крупные листья комнатных растений. Уход за растениями (рыхление почвы, протирание листьев, полив). Принимать участие в мытье поддонов и кашпо для растений. Рассматривание иллюстрации с комнатными растениями. В центре природы поместить модели трудового процесса (полив), модели строения растений |
ЯНВАРЬ | |||
9. | Рассматривание снегиря | Познакомить с основными признаками внешнего вида птиц, используя модели; закрепить знания об особенностях поведения снегиря (летает, прыгает, клюёт ягоды); воспитывать любознательность и интерес к наблюдению за жизнью птиц; активизировать словарь, употребляя в речи слова и словосочетания «Снегирь», «красногрудый», «клюет ягоды», «рябина». | Чтение художественной литературы А.Барто «Птичка»; В.Жуковский «Птичка» (отрывок); А.Прокофьев «Снегири». Беседы «Если птичка живёт дома», «Холодно ли птицам зимой». Труд в природе. Подкормка птиц на прогулке. Прогулка «В птичьей столовой». Игровое упражнение «Воробушки и кот», «Какая это птица». Объяснить и разучить пословицу «Зимний денёк с воробьиный скок». |
10. | Сравнение комнатных растений – китайской розы и бальзамина | Учить сравнивать растения по их существенным признакам, выделяя признаки сходства и различия; закрепить знания о строении растений (корень, стебель, лист, цветок); развивать любознательность. | Беседа «О комнатных растениях находящихся в группе», «Как живётся нашим комнатным растениям в выходной день» (растения засыхают, скучают). Д/игра «Найди, о чём расскажу», «Угадай по описанию», «Какой цветок?» Труд в природе. Уход за комнатными растениями (рыхление почвы, протирание листьев, полив). Рассматривание иллюстрации с комнатными растениями. В центре природы поместить модели строения растений. |
ФЕВРАЛЬ | |||
11. | Посадка лука | Закрепить знание о жизненно важных условиях произрастания растения (влага, свет, тепло); представление о последовательности трудового процесса: вызвать у детей желание помогать взрослым (посильно трудиться на участке детского сада, дачном участке, на огороде у бабушки). | В центре природы поместить модели последовательности трудового процесса – посадки лука. Труд в природе. Полив лука. Д/игра «Угадай растение по описанию», «Найди все цветущие растения». |
12. | Сравнение снегиря с вороной | Учить сравнивать двух птиц, находить у них признаки и сходства (крылья, клюв, ноги), различия (величина тела, цвет перьев); закрепить знания о птице – вороне, используя модели; воспитывать познавательный интерес к наблюдениям за птицами | Чтение художественной литературы А.Барто «Птичка», «Кто как кричит»; Е. Чарушин «Яшка». Беседа «О птицах» (сравнить внешний вид воробья и синицы - на прогулке и по иллюстрациям в группе). Труд в природе. Продолжать подкармливать птиц на прогулке. В центре природы поместить модель птиц. В центре книги поместить книги А,Барто «Птичка», С.Я.Маршака «Весенняя песенка». Игровые упражнения «Вороны», «Птичка», «Через ручеёк», «Загадайте, я отгадаю». П/игры «Птички, раз! Птички, два!», «Птички и автомобиль» |
МАРТ | |||
13. | Рассматривание и сравнение рыбок | Формировать общее представления о золотой рыбке, о разнообразии аквариумных рыб; развивать умение сравнивать разные виды рыб, находить характерные признаки отличия (окраска, величина); закреплять умение пользоваться моделями при сравнении | Чтение художественной литературы Н. Байрамов «Рыбка», Лейла Берх «Рыбка»; И.Токмакова «где спит рыбка»; Л. Якимцев «Чего хотеться рыбке» Труд в природе. Подкормка рыб в аквариуме. В центре природы поместить модели существенных признаков строение рыбы. Рассматривание картины. «Аквариумные рыбки». Игровые упражнение. «Где спряталась рыбка». Игровая ситуация. «Рыбки живые и игрушечные». Сравнение внешнего образа. |
14. | Чистая вода нужна всем | Формировать представление о значении воды для всех живущих на земле, закреплять гигиенические навыки | Беседа «О пользе воды» Чтение художественной литературы потешки о воде, А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр» В центре природы поместить модели ухода за комнатными растениями Опыт. Свойства воды |
АПРЕЛЬ | |||
15. | Путешествие в весенний лес | Формировать представления о весенних изменениях в природе, учить видеть взаимосвязи изменений в природе с изменениями в жизни растений и животных; активизировать мыслительную деятельность посредствам решения логических задач; развивать память, внимание; активизировать словарь. Воспитывать гуманные чувства к природе. | Прослушивание аудиозаписи музыки П.И, Чайковского из цикла «Времена года»: «Апрель» Чтение художественной литературы З. Александрова «На солнышке согрелась ель», И. Токмакова «Осинка», «Ели», «Дуб»(стихи); Л. Толстой «Пришла весна», Л.Яхнин «Апрель». В центре природы поместить модели строения дерева и кустарника. П/игры «Птички, раз! Птички, два!», « Весёлый воробей», «Солнечные зайчики» Д/игры «Найди дерево», «Что изменилось» Объяснить и разучить пословицу «Апрель с водой, а май с весной» |
16. | Рассматривание цветущего дерева | Закрепить представления о дереве (У дерева есть ствол, ветви, листья, весной на деревьях появляются листья, на многих видны цветы); воспитывать бережное отношение к природе. | Прогулка «К цветущим деревьям» Д/игра «Найди листок», «Собери цветочек из частей» П/игра «Беги к тому, что назову». Чтение художественной литературы И. Токмакова «Яблонька», «Черёмуха». |
МАЙ | |||
17. | Сравнение одуванчика и тюльпана | Учить различать и называть первоцветы (мать – и – мачеха, одуванчик, тюльпан); сравнивать, находить признаки сходства и различия у одуванчика и тюльпана, пользуясь моделями; закреплять умения правильно называть основные части растения, совершенствовать навыки обследовательских действий, вызвать эмоциональный отклик на красоту растений, воспитывать бережное отношение к ним. | Д/игры «Какой цветок убрали?» «От какого растения листья?». Чтение художественной литературы. С. Капутикян «Май», З. Александрова «Одуванчик», К.Д. Ушинский «Пчёлка на разведках» Труд в природе. Полив посеянных цветов, наблюдение за прополкой и рыхлением. Полив клумб с цветами и уход за ними. Прогулка «К цветнику», «Дождик песенку поёт». |
18. | Диагностика по разделу «Ребёнок открывает мир природы» | Выявить итоговый уровень сформированности у детей знаний, умений, навыков | ( см. приложение) |
Требования к уровню подготовки воспитанников
К концу года дети должны знать:
- Знать об особенностях состояния некоторых животных в разные сезоны, изменений внешнего вида и поведения, образа жизни (птицы собираются в стаи, улетают). Появление (рождение) детёнышей у животных, птенцов у птиц весной.
- Знать название детёнышей, особенности внешнего вида, яркие проявления поведения. За детёнышем домашнего животного (котёнком, цыплёнком, телёнком) ухаживает человек.
- Знать отдельных животных живущих в лесу, на лугу, в пруду, аквариуме.
- Знать членов своей семьи и ближайших родственников. Понимать эмоциональное состояние близких людей и проявлять отзывчивость: помочь, посочувствовать, проявить сострадание.
- Знать потребности взрослых и детей в пище, питье, тепле, в жилище и способы их удовлетворения.
- Знать особенности жизнедеятельности детей и взрослых по сезонам: изменение в одежде, сезонные игры, подкормка птиц зимой и др.
- Знать особенности внешнего вида и поведения детей, взрослых, пожилых людей.
Должны использовать:
- Приобретенные знания и умения в практической деятельности, повседневной жизни.
Должны уметь:
- Уметь принимать цель наблюдения, представленную взрослым в игровой форме. Пользоваться сенсорными эталонами и обследовательскими действиями для выявления особенностей животных и растений. Находить общие признаки и признаки отличия у конкретных растений и животных. Уметь отвечать на вопрос: «Как узнал?».
- Уметь различать и называть конкретные виды деревьев, травянистых растений, животных разных групп
- Уметь определять основное строение, особенности органов, замечать и понимать признаки живого, движения, питания, состояние по сезонам.
- Участвовать в уходе за растениями и животными, включая в деятельность взрослых.
Иформационные ресурсы:
- В.И.Логинова, Т.И.Бабаева. Комплексная программа «Детство»
- Рыжова Н.А. «Наш дом – природа» – М.: «КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА», 2005.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»; 2001.
- Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду: Методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2008.
- Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателей дет. сада.- М.: Просвещение, 1981.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»; 2001.
- Шорыгина Т.А.Домашние животные. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003
- . Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: экология для малышей/ Т.А. Шорыгина. – М.: Книголюб, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа фольклорного кружка «ОБУГЭ СИТИМЭ» для детей с 3 до 6 лет дошкольного возраста. Тип программы: Образовательная программа дополнительного образования.
Этнокультурная направленность образования в Республики Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, прож...
Рабочая программа по воспитательно-образовательной деятельности для детей 1-3 лет (Смешанная раннего возраста) составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования от «Рождения до школы» под. редакции Вераксы Н.Е., Гербово
Рабочая программа разработанная для детей от1 до 3 лет в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет (по программе "От рождения до школы" под редакций Н.Е.Вераксы)
Рабочая программа в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет (по программе "От рождения до школы" под редакций Н.Е.Вераксы)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по воспитательно- образовательной деятельности для детей смешанной группы раннего возраста (от 1 до 2лет) и (от 2 до 3 лет ) составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования от «Рождения до школы» по
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо воспитательно- образовательной деятельностидля детей смешанной группы раннего возраста (от 1 до 2лет) и (от 2 до 3 лет )составлена на основе примерной общеобразовательной про...
Рабочая программа воспитания группы№4 общеразвивающей направленности детей 6 - го года жизни разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учётом основной образовательной программы дошкольного образов
Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ДО). В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела – целе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СТАРШАЯ ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ДЕТСКИЙ САД №189 «СОЛНЫШКО»
Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к ми...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СТАРШАЯ ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ДЕТСКИЙ САД №189 «СОЛНЫШКО»
Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к ми...