Рабочая программа фольклорного кружка «ОБУГЭ СИТИМЭ» для детей с 3 до 6 лет дошкольного возраста. Тип программы: Образовательная программа дополнительного образования.
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)

Адамова Александра Владимировна

Этнокультурная направленность образования в Республики Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, проживающих в республике, создание условий для становления высокообразованной личности, владеющей этнической и общероссийской культурой.

 

Общество нуждается в нравственной эволюции.

            Чтобы направить усилия в решении этой проблемы в нужное русло, необходимо обратить взоры на народные традиции, использовать их, прежде всего, в воспитании подрастающего поколения.

    По статистике, в тех странах, где сохранены национальные традиции, и дети являются носителями родной культуры, нравственный и интеллектуальный уровень детей и молодежи достаточно высок. 

   Такая закономерность объясняет тем, что традиционная культура располагает положительным опытом воспитания детей, накопленным многими поколениями.

  Одним из мощных традиционных средств воспитания, является при общение к народной культуре. Современные дети мало знакомы с ее жанрами, а самая негативная тенденция в том, что сегодняшнее поколение не является его носителями, а значит, происходит неполная социализация личности ребенка в современных условиях.

    Чтобы восстановить интерес к народному творчеству, в объединении используем приемы народной педагогики, которые приемлемы в современных условиях. Здесь огромную роль играет фольклор, все жанры которого в основном адресованы правому полушарию, отвечающему за образное мышление и эмоции.

Актуальность.

    Перед системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее наших детях.

   Знание традиционного наследия необходимо каждому человеку. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития в будущем.

   Данный кружок поможет осознать и общие человеческие ценности, и самобытность родной культуры. Приобщение детей к исторической народной памяти обеспечит жизнедеятельность человека на современном этапе и в будущем. Для этого требуется и бережное сохранение уже сформировавшихся традиций, их творческое переосмысление в современных условиях и создание новых.   

 

Новизна.

 

Этнокультурная направленность образования призвана решать задачи развития личности обучающихся, формируя у них:

 

  - любовь к своему краю и своему Отечеству, уважение к своему народу и всем народам, проживающим в республике, к их культуре и духовным традициям;

 - осознание и принятие незыблемых ценностей: человеческой жизни, семьи, многонационального российского народа, труда, творчества;

  - уважение к другим людям, достигать взаимопонимания;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_.docx36.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 8 «Родничок»

городского округа «город Якутск»

Рабочая программа фольклорного кружка «ОБУГЭ СИТИМЭ»

для детей с 3 до 6 лет дошкольного возраста.

Тип программы: Образовательная программа дополнительного

образования.

Воспитатель: Адамова Александра Владимировна.

                                       Пояснительная записка

       Этнокультурная направленность образования в Республики Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, проживающих в республике, создание условий для становления высокообразованной личности, владеющей этнической и общероссийской культурой.

Общество нуждается в нравственной эволюции.

        Чтобы направить усилия в решении этой проблемы в нужное русло, необходимо обратить взоры на народные традиции, использовать их, прежде всего, в воспитании подрастающего поколения.

    По статистике, в тех странах, где сохранены национальные традиции, и дети являются носителями родной культуры, нравственный и интеллектуальный уровень детей и молодежи достаточно высок.  

   Такая закономерность объясняет тем, что традиционная культура располагает положительным опытом воспитания детей, накопленным многими поколениями.

  Одним из мощных традиционных средств воспитания, является при общение к народной культуре. Современные дети мало знакомы с ее жанрами, а самая негативная тенденция в том, что сегодняшнее поколение не является его носителями, а значит, происходит неполная социализация личности ребенка в современных условиях.

    Чтобы восстановить интерес к народному творчеству, в объединении используем приемы народной педагогики, которые приемлемы в современных условиях. Здесь огромную роль играет фольклор, все жанры которого в основном адресованы правому полушарию, отвечающему за образное мышление и эмоции.

Актуальность.

    Перед системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее наших детях.

   Знание традиционного наследия необходимо каждому человеку. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития в будущем.

   Данный кружок поможет осознать и общие человеческие ценности, и самобытность родной культуры. Приобщение детей к исторической народной памяти обеспечит жизнедеятельность человека на современном этапе и в будущем. Для этого требуется и бережное сохранение уже сформировавшихся традиций, их творческое переосмысление в современных условиях и создание новых.    

Новизна.

Этнокультурная направленность образования призвана решать задачи развития личности обучающихся, формируя у них:

  - любовь к своему краю и своему Отечеству, уважение к своему народу и всем народам, проживающим в республике, к их культуре и духовным традициям;

 - осознание и принятие незыблемых ценностей: человеческой жизни, семьи, многонационального российского народа, труда, творчества;

  - уважение к другим людям, достигать взаимопонимания;

Основной целью программы является: пропаганда якутского фольклора для подрастающего поколения.

                Для достижений этой цели выделяются следующие задачи:

  • Изучение якутского фольклора, фольклорных жанров (якутские народные песни, тойук, осуохай, чабыр5ах)
  • Ознакомление детей с национальным музыкальным инструментом – хомусом.
  • Формирование у детей культуры общения и поведения в социуме путем подъема и развития якутского фольклора;
  • Создание условий для развития музыкальных и творческих способностей, ответственности, социальной активности, аккуратности.
  • Формирование устойчивости интереса к якутскому фольклору;
  • Обучение выразительному пению и певческим навыкам;
  • Развитие слуха и голоса у детей;
  • Приобщение к концертной деятельности (конкурсы фестивали).
  • Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.

Для реализации программы используется:

 - Принцип естественности;

 - Принцип востребованности;

 - Принцип преемственности;

 - Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;

 - Принцип наглядности;

 - Принцип коллективного творчества;

               Для достижений этой цели выделяются следующие задачи:

  • Изучение якутского фольклора, фольклорных жанров (якутские народные песни, тойук, осуохай, чабыр5ах)
  • Ознакомление детей с национальным музыкальным инструментом – хомусом.
  • Формирование у детей культуры общения и поведения в социуме путем подъема и развития якутского фольклора;
  • Создание условий для развития музыкальных и творческих способностей, ответственности, социальной активности, аккуратности.
  • Формирование устойчивости интереса к якутскому фольклору;
  • Обучение выразительному пению и певческим навыкам;
  • Развитие слуха и голоса у детей;
  • Приобщение к концертной деятельности (конкурсы фестивали).
  • Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.

Программа адресована детям дошкольного возраста.

Программа занятий рассчитана на 2 часа в неделю. Занятия проводятся 2 раза в неделю. В программу включены общие сведения о якутской народной культуре, отражены история, культура и якутский фольклор, основные жанры якутского фольклора, ознакомление детей с национальным музыкальным инструментом – хомус.

                                Содержание занятий разнообразно.

- разучивание якутских народных и фольклорных песен (тойук, алыс).

- разучивание якутского «Осуохай».

- разучивание якутских игр.

- разучивание национальном музыкальном инструменте – хомус.

- разучивание якутские скороговорки (чабыр5ах, угэ, есхооьоо).

- слушание музыкальных записей.

                                     Этапы реализации программы.

       Настоящая программа рассчитана на три года обучения, имеет три этапа.

                         1 этап – подготовительный (организационный).

         На первом этапе программы детям будет предоставлена возможность пробовать свои силы в разных видах народного творчества (устное, песенное, танцевальное, инструментальное).

Раскрытие способностей ребенка будет проходить через приобщение к фольклору и народному творчеству по принципу от простого к сложному. В ходе 1 этапа дети участвуют в городских конкурсах по народному творчеству. Срок реализации 1 этапа – 1 учебный год.

                                                    2 этап – основной.

     В ходе 2 этапа проводится с детьми индивидуальная работа по отдельным направлениям фольклора, народного творчества, реализуются возможности ребенка в творчестве, и тем самым происходит раскрепощение сознания ребенка и устранение комплексов.   Самое главное на данном этапе не оставить внимание детей, которые не уверены в своих силах, помочь им открыть в себе таланты и способности, богатый мир народного творчества, воображения, фантазии. Толчком к внутренней эстетической активности – может послужить развитие интересов у ребенка, бережное отношение к личности ребенка и его внутреннему духовному миру.

Занятие на 2 этапе организованы так, чтобы дети не были пассивными исполнителями, а отталкиваясь от их интересов и способностей необходимо увязать с практическими задачами занятий ансамбля, помочь ребенку проявить свою индивидуальность.

На втором этапе большое значение уделяется индивидуальной работе, главной задачей которой является зарождение у каждого члена ансамбля стимула творческого роста, который в свою очередь, выполняет воспитательную функцию, формирующую чувство ответственности за успехи каждого, из которых складываются достижения и успехи всего коллектива. В ходе 2 этапа дети участвуют в городских, республиканских конкурсах, фестивалях.

                                               3 этап – углубленный.

На данном этапе происходит дальнейшее расширение и обогащение знаний детей, развитие их техники игры на хомусе, народных инструментах, песенно – танцевальных и артистических способностей, исполнения осуохайа.  

Через народное творчество происходит раскрытие способностей ребенка, привитие уважения к национальной культуре, духовное раскрепощение, устранение комплексов. Развитие чувства коллективизма и сплочение в единый творческий коллектив. В ходе 3 этапа дети участвуют в городских, республиканских конкурсах фестивалях. Срок реализации 3 этапа – 1 учебный год.

    Ожидаемый результат (Участники ансамбля должны освоить).

  • Основные жанры народного творчества и фольклора народов Якутии.
  • Обычаи, обряды и историю народа Саха;
  • Основное содержание наиболее значимых эпических произведений устного творчества народа Саха.

                                                  Тематический план

Занятий фольклорного кружка

На 2017 – 2018 учебный год.

п/п

Тема занятий

Количество часов в году

Теория

Практика

 Всего

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

Что такое якутский фольклор.

     2

1

1

3.

Устное творчество народа саха.

2

-

2

4.

Народное песенное творчество народа саха.

2

1

3

5.

Традиционный хороводный танец – осуохай.

2

1

3

6.

Традиционная танцевальная культура народа саха.

2

3

5

7.

Национальные музыкальные инструменты Якутии.

2

2

4

8.

Обрядовая культура народов Якутии.

1

-

1

Итого

14

8

20

Календарно – тематическое планирование работы фольклорного кружка.

 №

Тема занятий

   Часы

  Дата проведения

1.

Знакомство с якутским фольклором.

2.

Знакомство: Устное творчество народа саха. Чабыргах, угэ (скороговорки) обучение технике. Подготовка концертных номеров.  Подготовка к городским, республиканским конкурсам, фестивалям.

3.

Народное песенное творчество народа саха. Стиль народного песнопения – «дьиэртии», техника обучения. Стиль народного песнопения – «кылысах», техника обучения. Народные песни. Техника обучения. Подготовка концертных номеров. Подготовка к городским, республиканским конкурсам фестивалям.

4.

 Традиционный хороводный танец – осуохай. Драматургическое построение танца осуохай. Поэтика танца

осуохай. Подготовка запевал осуохай.

5.

Традиционная танцевальная культура народов саха. Ритуальный танец «Битии», «Алгыс», «Узор», техника обучения. Игровые танцы. Техника обучения.

6.

Национальные музыкальные инструменты Якутии.  Посещение международного музея хомуса.  Творчество ведущих исполнителей.  Упражнения для кисти. Упражнения для пальцев. Упражнения для дыхания. Упражнения для языка, губ, глотки. Обучение основным ударам.  Техника игры на хомусе. Техника извлечения различных звуков. Воспроизведение простых народных мотивов на хомусе.  Первые навыки импровизации. Подготовка сольных и ансамблевых номеров на хомусе.  

7.

Обрядовая культура народов Якутии. Верования народа саха. Посещение храма народа саха – дома «Арчы». Обряды народа саха. Алгыс  - благословение . обрядовый праздник ысыах. Подготовка номеров, композиций к ысыаху.

Тематический план занятий фольклорного кружка

На 2019 – 2020 учебный год.

Тема занятий

Количество часов

Теория

Практика

Всего

 1.

Вводное занятие.

1

-

1

2.

Якутский хомус.

3

-

3

3.

Техника игры на хомусе.

2

2

4

4.

Приемы и игры на хомусе.

2

2

4

5.

Приглашение известных хомусистов импровизаторов.

1

-

1

6.

Импровизация на хомусе.

2

2

4

7.

Работа над дыхание во время игры на хомусе.

3

3

6

14

9

21

Календарно тематическое планирование кружка на 2017 – 2018 учебный год.

 Тема занятия

Часы

 Дата проведения

1.

Вводное занятие. Знакомство с якутским музыкальным инструментом хомус.

Упражнения для рук и кисти.

2.

Правильное звукоизменение. Различные характеры дыхания перед началом игры на хомусе  в зависимости  перед характером  исполняемого  произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе игры на хомусе.

3.

Работа над звуком. Развитие согласованности звука и дыхания, которые определяют качество произнесение звуков, (освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Работа над правильной осанкой и положения кисти руки.

4.

Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование различных звуков устойчивое интонирование.

5.

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

6.

Работа над дыхание. Смена дыхания в процессе игры на хомусе, различные приемы дыхания (короткое и активное в быстром темпе, более спокойное, но так же активное в медленном темпе)

7.

Работа над звуковедением.  Подражание звуков природы, животных, капели. Работа над ровным звучанием.

8.

Работа над особенностями произношения при игре на хомусе, быстрое и четкое «выговаривание» различных звуков.

9.

Формирование чувства ансамбля. Постепенное расширение задач: интонирование произведений, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных.  Навыки игры на хомусе  в ансамбле  с другими якутскими  музыкальными инструментами.

10.

Формирование сценической культуры.  Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать игры с ритмическими движениями.  Работа над выразительным исполнением и созданием сценического образа.

Список литературы.

1. Неустроева М.Д., Елисеева М.И. «Ураанхай саха огото» - Якутск , 1998;

2. Серошевский  В.Л «Якуты» - Москва, 1993;

3. Ксенофонтов Г.В. «Северные якуты» - Якутск, 1976;

3. Петров Н.Е. «Мы, якуты можем развивать говорящую музыку» - Якутск 1995;

4. федорова А.С «Развитие кылысаха» - Якутск, 1991;

5. Петров Н.Е. «Мы,  якуты можем развивать  говорящую музыку» - Якутск, 1995;

6. Петров С.И. «Олонходойдутункэрэкуоласа» - Якутск, 1996;

7. Лукина  А.Г. «Танцы Якутии» - Якутск, 1989;

8.Уткин К.Д. «Чыычаахтааххомус» - Якутск, 1990;

9. Варган «Хомус» и его музыка – Якутск  , 1990;

10. Алексеев И. «Искусство игры на якутскомхомусе» - Якутск 1996;

11. Уткин Г.Д «Якутский ысыах»  -  Якутск  1994;

12. Федоров А.С. «Эйгэ»  (сборник сценариев по обрядам)  - Якутск  2002;

13. Герасимова М «Саппайуопсан» - Якутск, 2002;

14. Аммосова Е.Е – народные истоки творчества – Якутск  1994;

15. Шамшурина. Ю,И., Егоров П.И, «Край наш  родной  -  Якутия » - Москва 1997;

16. Литературно – художественное издание «Кулаковский и хомус»  - Якутск  2004,

17. Жиркова Р.Р. «Методическое пособие для разучивания игры на хомусе» - Якутск 1991;

18. Болот Боотур «Загадки и стихи» - Якутск, 2002;

 19. Илларионов В.В. «Якутские скороговорки» - Якутск, 1992;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение рабочей программы. Комплекс русских народных игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Русские народные игры – это игры, которыми развлекался русский народ в старину. Для большинства русских игр характерны простота, общедоступность, широкая распространённость среди других народов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей 3 - 4 лет Составлена с учетом ФГОС ДО на основе Основной образовательной программы дошкольного образования БОУ города Омска "СОШ № 24" на 2018-2019 учебный год

Программа составлена на основе основной       образовательной программы дошкольного образования БОУ г. Омска "СОШ № 24".Рабочая программа составл...

Памятка «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста» (на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)

Памятка «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста» (на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)...

Рабочая программа 2 младшая группа /возраст детей от 3 до 4 лет/ разработана на основе образовательной программы дошкольного образования «Развитие» под редакцией Л.А. Венгер, О.М Дьяченко, А.И Булычевой

Пояснительная запискаНастоящая рабочая программа разработана на основе:Образовательной программы дошкольного образования «Развитие» под редакцией Л.А.Венгер, О.М Дьяченко, А.И Булыче...