Самостоятельная работа . тема : «Раскрыть иконографию иконы «Нечаянная радость» и «Достойно есть»».
материал по окружающему миру на тему

Марина Викторовна Зацепина

Самостоятельная работа .  тема : «Раскрыть иконографию иконы «Нечаянная радость» и «Достойно есть»».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_rabota2.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа


тема самостоятельной работы: «Раскрыть иконографию иконы «Нечаянная радость» и «Достойно есть»».

Выполнил: Зацепина Марина Викторовна
воспитатель МДОУ №28.

Воскресенск,2013

Цель самостоятельной работы - раскрыть иконографию икон Богородицы «Нечаянная радость» и «Достоинство есть».

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» — почитаемая чудотворной в Русской православной церкви икона Богородицы
Старинная чудотворная икона Богородицы «Нечаянная Радость» – одна из святынь Москвы находится в храме Пророка Илии Обыденном. 
На иконе изображен стоящий в киоте образ Богородицы. Получается икона в иконе: Матерь Божия держит на левой руке Своего Сына, и Младенец Христос поднял вверх Свои маленькие ручки. Лик Богородицы обращен к грешнику, который, стоя на коленях, простирает к Ней руки с мольбой о помиловании. Под образом надпись, излагающая историю спасения грешника...

Этот образ имеет множество списков, разошедшихся по всей России. Он прославлен чудотворениями, везде почитаем и любим, ведь Нечаянная Радость – это Сама Богородица, безмерно любящая, неотступно пребывающая в молитве перед Своим Божественным Сыном о всем роде человеческом, не оставляющая людей без надежды на прощение самых тяжелых грехов, дарующая нечаянную радость встречи, веры, любви.

Иконография образа возникла под влиянием рассказа о чудесном видении грешника, описанном Димитрием Ростовским в его сочинении «Руно орошенное» (1683 год). История, записанная святителем, рассказывает, что некий человек имел обычай каждый день молиться перед иконой Богородицы, а потом идти на замышленное им злое дело. Но однажды во время молитвы он «видит образ движущимся и живую Богородицу с Сыном своим. Смотрит, открылись язвы Младенца на руках и ногах, и в боку, и течет из них кровь потоками, как на Кресте». В страхе человек спросил Деву Марию о язвах и ранах Богомладенца и получил ответ, что грешники вновь и вновь распинают Иисуса Христа и заставляют её скорбеть от их дел. Грешник настойчиво просил Богородицу помиловать его и помолиться об этом её сыну. Богоматерь согласилась, но дважды Иисус отвергал её моление о прощении грешника.
Поцеловав язвы Богомладенца, грешник пришёл в чувство, и видение исчезло. Димитрий Ростовский пишет, что после этого он исправил свою жизнь. Прощение грехов стало для него «нечаянной радостью» и дало название появившейся на основе этой истории 
иконографии Богоматери.
 Иконография иконы Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»)

История иконы Божией Матери «Достойно есть» связана с появлением известного литургического песнопения Православной Церкви «Достойно есть». Предание, сохранившееся на Святой Горе Афон, повествует, что в Х веке, в  царствование братьев-царей Василия и Константина Порфирородных и в патриаршество Николая Хрисоверга, неподалеку от монастыря Кареи на Афоне в одной из пещер подвизался старец с послушником. Однажды под воскресный день старец ушел в обитель на всенощное бдение, поручив послушнику остаться в келье и совершить в ней вечернюю службу. При наступлении ночи послушник услышал стук в дверь и, отворив, увидел незнакомого инока, которого принял с христианской любовью. Во время совершения всенощной службы в монастыре, послушник и его неведомый гость начали молитвенные песнопения. Когда пришло время величать Пресвятую Богородицу, оба обратились к Ее иконе «Милующей», находившейся в келии, и стали петь древнюю песнь святого Космы Маюмского. От дивного пения инока икона Божией Матери засияла необыкновенным светом, а послушник почувствовал в душе несказанную радость и умиление. Он попросил гостя записать эту песнь, и, поскольку в келии не оказалось нужных для этого принадлежностей, начертание слов нового песнопения произошло также чудесным образом: инок написал свою песнь перстом на каменной плите, которая под его рукой сделалась мягкой, как воск. После этого странник, назвав себя Гавриилом, сразу же стал невидим, а икона еще долгое время излучала чудесный свет. 
Перед образом  Божией Матери «Достойно есть» («Милующей») особо молятся о прощении грехов, в том числе и смертных. 

Иконография
Первоначальная чудотворная икона, о которой повествуется в предании, не являлась в собственном смысле слова образом Божией Матери «Достойно есть», иконография которого сложилась уже в позднейшие времена. Она была обыкновенным поясным изображением Божией Матери с Младенцем на правой руке, представленным, скорее всего, в типе «Умиления». 
На поздних иконах «Достойно есть» в память о чудотворном образе, перед которым молились послушник и инок-ангел, сохраняется эта двухфигурная основа иконы, состоящая из  изображений Божией Матери и сидящего на Ее правой руке, прильнувшего к Ней Младенца Иисуса. Остальные элементы иконы представляют собой уже плод духовного осмысления произошедшего события. На уровне голов Богородицы и Христа с обеих сторон представлены два ангела с простертыми руками, а в самом верху иконы изображается Бог Отец в окружении Небесных Сил Бесплотных. Ангельские образы в иконе «Достойно есть» напоминают о небошественности самого песнопения. Сами изображения Богородицы и Младенца приобретают новые черты, которыми подчеркивается царское достоинство Христа и Его Пречистой Матери. На главах обоих в иконе пишутся короны, а взгляды Богоматери и Иисуса направлены в одну сторону - в направлении развернутого свитка, который Младенец держит в своей деснице. Этот свиток содержит слова известного пророческого изречения о Христе, говорящего о Нем как о Царе мира: «Дух Господень на Мне, сего ради помаза Мя». 
Известны и другие иконографические типы, изображающие песнь «Достойно есть». Это, прежде всего, пространный иконографический сюжет на тему данного песнопения с изображением молитвенного обращения к Богородице ангелов и чинов святых, который широко распространился в древнерусской храмовой стенописи XVII века. По своей иконографии он сближается с фресковым изображением «О Тебе радуется», помещавшимся обычно в те времена в алтаре храма. Божия Матерь представляется в полный рост, держащей на  руках Предвечного Младенца. Ее фигура окружена двойной или тройной мандолой, символизирующей ангельский мир. Над Ней в облаках или так же, в мандоле, изображается Бог Отец или благословляющий Иисус Христос. По сторонам от Божией Матери представляются ангелы и святые разных чинов в иерархическом порядке. Вокруг центрального образа Богородицы обычно пишется сам текст молитвы «Достойно есть». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа Тема: «Театральные фестивали и конкурсы как мировые культурные явления».

СодержаниеВведение……………………………………………………………….……...…3-41. Фестивали театра…………………………………………………………….....42. Лучший всероссийский театральный фестиваль «Золотая Маска».…..….5-63. Международный хореографичес...

Самостоятельная работа Тема: «Высшая нервная деятельность в раннем и дошкольном периодах развития (от рождения до 7 лет)».

СодержаниеВведение…………………………………………………………..…………...………31. Период первого года…………………………………………………………..…..3-42. Развитие речи…………………………………………………………………..…..4-53. Период второй и третий год……………………………………………...

Самостоятельная работа. тема : «Общая характеристика понятия иконопись. Представители русской иконографии».

Самостоятельная работа.  тема : «Общая характеристика понятия иконопись. Представители русской иконографии»....

Самостоятельная работа. тема: «Раскрыть смысл и значение православной иконы»

Самостоятельная работа.   тема: «Раскрыть смысл и значение православной иконы»...

Самостоятельная работа . тема: «Содержание психолого-педагогической деятельности по образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в условиях реализации в ФГОС дошкольного образования».

Самостоятельная работа . тема: «Содержание психолого-педагогической деятельности по образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в условиях реализации в ФГОС дошкольного образования»....

Самостоятельная работа № 8 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ деятельности старшего воспитателя».

Формы методической работы: все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консуль...