проект "Огонь"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Михайлова Татьяна Николаевна

Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте.  Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед  огнем,  навыков  умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загора­ние или сориентироваться в сложной ситуации пожара. Но именно у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффектив­ны. Воспитание у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности – одна из важных задач дошкольного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogon.docx61.3 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД  № 20 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

ГОРОДА НОВОАЛТАЙСКА

ГОРОДСКОЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ В РОДНОМ ГОРОДЕ»

ОГОНЬ

Исследователи:

Акелькин  Егор, 5 лет

Чубенко Илья, 5 лет

Бутакова Настя, 5 лет

Научный руководитель:

Михайлова Татьяна Николаевна,

воспитатель

НОВОАЛТАЙСК    2012

Содержание

1. Введение.

2. Основная часть «Огонь.  Свойства огня».

2.1.Что мы знаем об огне?

2.2. Свойства огня.

2.3. Огонь друг, огонь враг.

3. Исследовательская работа.

3.1 «Какой он огонь?»

3.2 . «Огонь дышит?»

3.3 «Чем потушить огонь?»

4. Заключение.

5. Литература.

6. Приложение.

ВВЕДЕНИЕ

        Актуальность

От педагога. Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте.  Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед  огнем,  навыков  умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара. Но именно у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Воспитание у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности – одна из важных задач дошкольного воспитания.

        От юных исследователей

У нас в группе много интересных книг, и как то мы  Татьяной Николаевной смотрели книгу о первобытных людях. Они готовили пищу на огне в пещере, и мы решили поиграть в первобытных людей. А Татьяна Николаевна сказала, что с огнем нельзя играть, и спросила, знаем ли мы, что такое огонь? Никто не  знал, что такое огонь, знали только что он горячий. И тогда мы решили узнать, что же такое огонь?

        Цель проекта: Узнать, что такое огонь.

        Задачи:

-Узнать,  что такое огонь,  и какой он бывает.

- Выяснить дышит огонь или нет.

- Провести эксперименты как дышит огонь и чем его потушить.  

        Что исследуем (объект исследования): огонь.

        Что в нем такого интересного (предмет исследования): как потушить огонь. 

         Предположение (гипотеза):  Если мы узнаем свойства огня, то будем знать, как его тушить.

        Как мы будем узнавать (методы):

  • Подумать самим, что мы знаем об огне.
  • Спросить у взрослых, какой бывает огонь.
  • Прочитать книги, посмотреть ТВ об огне.  Найти информацию в сети Интернет, как и чем надо тушить огонь.
  • Провести эксперименты «Огонь дышит?», «Что лучше горит».

 Основная часть: «Огонь »Изображение 354

 2. 1. Подумать самому, что я знаю об огне.

Илья. Я знаю, что если что то горит, получается огонь.

Настя. Огонь – это пожар.

Егор. Я знаю, что огонь  очень горячий и можно обжечься.

Вывод: Огонь – что то горячее, может сделать пожар, об него можно обжечься.

  2.2.  Спросить у взрослых, что они знают про огонь?Изображение 355

Егор.

Я спросил у мамы, что такое огонь? И мама ответила, что огонь это светящееся пламя.

Илья

Мы вместе с мамой нашли ответ на этот вопрос в словаре С.И.Ожегова и выяснили, что слово «огонь» - это горящие светящиеся газы высокой температуры.

Настя

Мама сказала, что огонь, это очень опасно и детям баловаться с огнем нельзя.

Вывод: «огонь» - это горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя и очень опасное.

2.3. Прочитать книги об огне. Изображение 356

Илья

Мы с папой прочитали энциклопедию и узнали, что огонь научились добывать очень давно, люди, которые жили в пещерах. Они грелись возле огня, жарили еду на костре и отпугивали хищников.

Егор.

А с Татьяной Николаевной мы узнали, что есть такая профессия – пожарный. Пожарные смелые и сильные и выносливые. Если случится пожар, то нужно позвонить по номеру «01», и пожарная команда поспешит на помощь. Только они могут быстро и правильно потушить пожар! У пожарных есть специальные машины, они везут цистерной с водой, баком со специальной пеной, длинными шлангами – рукавами, складной лестницей. Ещё у пожарной машины есть сирена. Пожарные бесстрашно забегают в горящие дома, спасают людей. Помогает им высокая складная лестница, по которой они проникают внутрь горящего дома через окна и балконы.
Иногда вызывают пожарные вертолеты, они помогают спасать людей из горящих высоких домов.

Вывод: огонь может быть полезным, но обращаться с ним нужно осторожно.

Найти информацию в сети Интернет «Чем и как тушить огонь».

Настя.

Мы с мамой нашли в интернете кино «Огонь опасная игра». Огонь может быть злым и плохим, потому, что от него получается пожар. Чтобы потушить огонь нужно взять огнетушитель.  Если огнетушителя нет дома, то огонь нужно заливать водой или одеялом.

Илья. Летом мы были на экскурсии, на площади. Там проходили учения на пожарных машинах. Пожарники были одеты в шлемах, пожарной одежде. Из пожарного шланга полилась пена, которая затушила огонь. Было очень интересно. Я тоже хочу быть пожарным спасателем.

Вывод: огонь можно потушить огнетушителем, если его нет,  то водой или вызвать пожарных по номеру «01».

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Эксперимент  № 1 « Какой бывает огонь?»

Цель: узнать, какой бывает огонь.

Нам понадобились: свеча, спички, металлический поднос.

Наши действия:

Татьяна Николаевна зажгла свечу и поставила ее на металлический поднос. Загорелся огонек, он был яркий,  красивый.  Мы поднесли руку к свече, от огня шло тепло. Чем выше поднимали руку, тем прохладнее становилось. Внизу огонь был голубой, в середине серый, а вверху желтый. Огонек дрожал и вытягивался вверх.

Татьяна Николаевна дала нам домашнее задание, узнать какой бывает огонь от газовой плиты и в печи.

Илья:

У нас дома газовая плита и огонь в ней голубой.

Все ребята живут в квартирах, поэтому мы стали спрашивать у взрослых, какой огонь в печку и нам сказали, что он там красный. (Приложение № 1).

Вывод: Огонь бывает разный:  огонь от газовой плиты – голубого цвета.  Огонь от свечи – снизу голубой, в середине серый, вверху желтый. Огонь от костра, в печке - яркий, красный. Огонь горячий и красивый.

Эксперимент № 2.1 «Огонь дышит» (Приложение  № 2)

Цель:  узнать свойства огня.

Нам понадобились: 2 свечи, спички, стеклянная банка, металлический поднос.

Наши действия: зажгли две свечи. Первую свечу оставили открытой, а вторую накрыли стеклянной банкой.

Вывод:  после того, как закрыли вторую свечу банкой – огонь потух. Воздух под банкой сгорел, значит, огонь дышит.

Эксперимент № 2.2 «Огонь дышит» (Приложение № 3)

Наши действия: зажгли две свечи. Первую свечу оставили открытой, а вторую  периодически, то  накрывали банкой, то приподнимали банку.  После того, как мы накрывали свечу банкой,  огонь мерцал и тускнел, когда же мы вновь приоткрывали банку, огонь загорался ярким пламенем.

Вывод: Воздух помогает огню гореть (дышать). Значит, что бы потушить огонь, надо не дать ему дышать.

3.2   Эксперимент № 3 «Тушение огня» (Приложение  № 4)

Цель: выяснить,  чем можно потушить огонь дома.

Нам понадобились: Вода, песок, земля, 3 плоские свечки,  спички, металлическая емкость.

Наши действия:  Мы с Татьяной Николаевной  поставили на поднос свечи и поочередно их зажигали, и  тушили пламя водой, песком, землей.

Татьяна Николаевна еще сказала, что огонь можно затушить одеялом, плотной тканью, курткой, если огонь не большой и нет рядом ни воды, ни огнетушителя, ни песка

Вывод: мы выяснили, что огонь тухнет, если полить его водой, засыпать землей или песком, а также накрыть плотной тканью.

Заключение

        Мы выяснили, что огонь - горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя. Огонь может приносить пользу и вред. Познакомились со свойствами огня и выяснили, что огонь может дышать, для горения ему нужен воздух. Потушить огонь можно водой, песком, землей или плотной тканью, если рядом нет огнетушителя и пожарных. Узнали много интересного про профессию пожарного. С нашей воспитательницей Татьяной Николаевной прочитали правила, как вести себя во время пожара. Выпустили маленькие книжечки с правилами безопасности при пожаре и раздали своим друзьям, мамам, папам и детям другой группы.

        Наше предположение полностью подтвердилось:  мы знаем, что огонь горит, если рядом есть воздух, а если воздух заканчивается, то огонь гаснет. Теперь мы знаем, чем можно потушить огонь.

        А еще: мы хотим узнать, как люди научились добывать огонь?

Литература

1. Петухова Е.Н. Неделя пожарной безопасности в ДОУ. // Дошкольная педагогика. - 2009 - №1 

2. .Пикулева Н. Пожарная безопасность.// Дошкольное воспитание. – 2007 - №4

3. Широкова С.Г. Занятия – опыты.// Управление ДОУ.- 2009 - №2

4. Шорыгина Т.А. Основы безопасности для детей 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

5.Шорыгина Т.А.  Правила пожарной безопасности  для детей 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

6. Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду. - М., 1988.

7. Шарова О.Г. Основы пожаробезопасного поведения. - СПб.,1997.

8. Шаталин А.А. Правила пожарные без запинки знайте, правила пожарные строго соблюдайте!!! // После уроков - 2002.

9. Шаталин А.А. «Огонь - наш друг, огонь - наш враг».// После уроков - 2003.

10. http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=sima 

11. mages.yandex.ru/yandsearch? text

12. http://www.kristallikov.net/GrafR.jpg 

13. http://www.kristallikov.net/page24.html 

14. festival.1september.ruarticles/581195/

15. probudites.ru ›raznoe49.html