ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ...
статья по окружающему миру на тему

Лобарева Алёна Владимировна

ЧЕРЕЗ ПРОЕКТ "РАКУШКИ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл СТАТЬЯ21.94 КБ

Предварительный просмотр:

«ВСЕСТОРОНЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТ «РАКУШКИ»

Лобарева А.В.

МДОУ «Брусничка» п. Тубинский                                              

Сказочна  и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при  встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести по – разному, давая простор  фантазии  и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке. Все эти чувства человек должен пережить в детстве, чтобы потом, с накоплением жизненного опыта и знаний они укреплялись в нас, преобразуясь в понимание красоты леса, поля, цветка, природы в целом, в чувство прекрасного. Дети доверчивы к взрослым. Их души открыты окружающему миру и нам, взрослым. Поэтому очень многое зависит от того, что из коснувшегося детей однажды не покинет их.                              

Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить  с ловкостью рук, то всё можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Проходишь мимо сосны или елки, а земля возле него усыпана шишками. Остановись, не спеши. Всмотрись внимательно. Ведь это не шишки, а маленькие гномики. Приделай им ноги, разукрась лицо, и он улыбнётся тебе, станет твоим спутником на прогулке. А может это ежик или жар-птица? Сколько разнообразных тайн откроет ребёнок, окидывая любопытным взглядом дары природы. Но они могут и не открываться, и даже их можно не обнаружить. Мы, взрослые должны воспитать тонкую и чувственную душу ребёнка, чтобы он увидел  необычное  в обычном, возможное в невозможном. Работа с природным материалом заключает в себе возможности  сближения ребёнка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Поможет ввести маленьких почемучек в домашнюю природную мастерскую, где сохранён необычный запах застывшей природы: тонко пахнут смолой шишки ёлки, перламутром переливаются ракушки. Каждый природный материал, который сейчас лежит в коробочках или на полках, будит воспоминания ребёнка о тёплой морской волне, которая набежала на берег и принесла с собой красивые ракушки, или о летней прохладе леса. Наша задача, чтобы дети не только увидели эту мастерскую, а войдя в неё, больше с ней не расставались. С прогулки дети часто приносят шишки, ветки, камешки, травку, листья. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.

Кроме растительного материала на занятиях можно  использовать ракушки. Ракушки нравятся не только детям, но и взрослым. Вспомните, с каким восторгом вы собирали их на берегу моря. Находкой, приносящей счастье, считается большая раковина, поднятая с морского дна. В наше время уже многие ездили к морю, да и магазины снабжены самой разнообразной морской продукцией. Всё началось с того, что одна из моих воспитанниц принёсла после летнего отдыха, целый пакет разных ракушек. Дети с интересом рассматривали их, расспрашивали, где можно их собрать. По моей просьбе, родители вместе со своей дочерью, принесли фотографии с побережья моря и приготовили небольшой рассказ о том, как собирали ракушки. Я подготовила подборку из энциклопедий «Всё о ракушках». Ведь сама ракушка – это оригинальный домик, который носят моллюски. Эти морские животные встречаются в реках, озёрах, морях. Они обтекаемые по форме, а выпуклая сторона их спины покрыта раковиной. Мидии – удлиненной формы, слегка суженной спереди и расширенной сзади. Внешняя сторона раковины тёмная, внутренняя – перламутровая. Донаксы  – морские двустворчатые моллюски округлой, треугольной формы, тёмного цвета, иногда с полосками. Внутри их раковины перламутровые, в раскрытом виде напоминают крылья бабочки. Морские гребешки – имеют крепкие раковины округлой формы, похожие на веер. По краю раковины образуют выступы. Поверхность ребристая, кремового или белого оттенка. Сердцевидки, или кардиумы  - сердцевидной формы с ребристой поверхностью. Кустарниковые раковины, или живородки, - спирально завитые, бледно коричневого цвета, с полосками, могут разных оттенков. Каури – овальной формы, с яркой глянцевой поверхностью. Внутренняя сторона имеет зубчатые края. От места обитания моллюска, зависит то, как выглядит  ракушка,  какой она формы, какого цвета и размера. В аппликациях такие раковины удачно сочетаются с камушками овальной и круглой формы самых разных размеров и цветов.

Так возникла идея разработать краткосрочный проект с участием педагогов, детей, родителей «Сокровища моря». Перед собой я поставила цель – научить детей делать аппликации из ракушек и выделила следующие задачи:

  1. Расширять систему элементарных экологических знаний о моллюсках и их роли в жизни человека.    
  2.  Формировать представления об уникальных обитателях подводного  мира.    
  3. Развивать эстетические чувства, способствовать отражению этих чувств, в художественно – творческой деятельности.

Реализацию проекта разделила на три этапа.  На первом подготовительном этапе изучила проблему исходя из интересов и запросов детей, поставила цель проекта. Подобрала нужный материал в энциклопедиях и литературе. Составила план проекта.  На втором основном этапе разработала для родителей рекомендацию «Как создать коллекцию» и советы «Как использовать ракушки». С детьми просмотрели видеофильм профессора Р. Виноградова «Подводный мир – ракушки», прочитали  «Легенды о ракушках» народов Бурятии, «Улитка и роза» Г. Х. Андерсена. Рассмотрели иллюстрации в книге Р. Бурковского «О чём поют ракушки». Оформили выставки: «Виды ракушек», «Изделия и сувениры из  ракушек». Была проведена практическая и исследовательская деятельность: рассмотрели  ракушки через лупу, играли в археологов «Древние находки (отпечатки на глине)». Рисовали «Таинственные домики», «Морское дно». На заключительном этапе началась подготовка к защите проекта – выставка в ДОУ -  «Морские фантазии». Обсудили и приготовили эскизы будущих картин, из обычных картонных коробок приготовили рамки, обтянули их голубым и зелёным материалом. Из зелёных, голубых пластиковых бутылок вырезали водоросли и пузырьки. Выбрали ракушки, плоские камешки, бусинки. Разложили заготовки и приклеили на клей ПВА. Акварельными красками дорисовали элементы: глаза у черепахи и чешую у рыбок. Так были созданы картины: «Одинокий странник», «Морская черепашка по имени Наташка», «Рыбки плавали, ныряли», «Морское дно», «Чудесная полянка». Сколько же у детей было фантазии, творчества, эмоций при составлении этих картин. А как улыбка сияла на лицах у них. На открытие выставки пригласили: сотрудников ДОУ, воспитанников и родителей других групп. Экскурсию проводили сами дети. Они рассказали о видах ракушек, о том, как создавались картины, какие были трудности при выполнении работ, а также небольшие истории по каждой картине. Вот одна из них: на дне моря жила одинокая рыбка. Дальше своего дворика она никогда не плавала. Однажды, мимо проплывала морская черепашка по имени Наташка. Она была очень весёлая и разговорчивая. Рыбке она рассказала о дальних морских глубинах и их чудесах. Черепашка уплыла, а рыбка заскучала. Долго думала она об этих глубинах и решила отправиться в путешествие и посмотреть на разные чудеса».  

Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумайтесь над тем, чем является их встреча с природой в этой мастерской – забавой, заполнением свободного времени или интересным делом. Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладения навыками придёт и ловкость в руках.

Литература:

1. Э. К. Гульянц, И. Я. Базик «Что можно сделать из природного материала» -М., 2003.                                                                                                                                                    

2. Н. В. Дубровская «Аппликация из камней и ракушек»- М., 2009.

3. Обитатели прудов и аквариумов: исследуем подводный мир – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие игровой деятельности дошкольников. Влияние игры на всестороннее развитие детей."

Консультация для педагогов "Развитие игровой деятельности дошкольников. Влияние игры на всестороннее развитие детей."...

Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...

ПРОЕКТ «Технология «Сторителлинг» – как средство развития речи и всестороннего развития детей»

Особенностью использования техники «сторителлинг» в работе с детьми дошкольного возраста, являются следующие следующие преимущества:·...