«Снеговик и Ледовик» Конспект Непосредственно – образовательной деятельности ОО «Познание» с элементами ТРИЗ- РТВ в старшей группе. Составила И.А. Назарова
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Назарова Ирина Анатольевна

Предлагаю конспект экспериментальной деятельности в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon snegovik_i_ledovik.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 77» Энгельсского муниципального района Саратовской области

«Согласовано»                                                                               «Утверждено»

Старший воспитатель                                                                     Заведующий

МБДОУ «Детский сад № 77»                                                        МБДОУ «Детский сад № 77»

ЭМР Саратовской области                                                             ЭМР Саратовской области

______________М.И. Галкина                                                       __________ Н.А. Васильева

«Снеговик и Ледовик»

Конспект

Непосредственно – образовательной деятельности

ОО «Познание» с элементами ТРИЗ- РТВ в старшей группе

Составила:

Назарова Ирина Анатольевна

Воспитатель МБДОУ № 77

2013 год

Цель.

Формировать умения детей делать самостоятельные выводы на основе экспериментальной деятельности, используя свои знания и умения, полученные в НОД.

Образовательные задачи.

Формировать у детей умение ставить цели, планировать свою деятельность, делать простейшие умозаключения; подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда, закрепить понятие, что снег и лёд – это тоже вода.

Развивающие задачи. 

Развивать фантазию, логическое мышление, активность и самостоятельность. Закрепить навыки вырезания из бумаги круглых и прямоугольных форм, дополнять аппликацию дорисовыванием мелких деталей.

Воспитательные задачи.

Воспитывать доброжелательное отношение, желание доставлять радость окружающим.

Словарная работа: Снеговик, Ледовик, игольчатая, холодная, чистая, лёгкая, пушистая.

Интеграция образовательных областей.

Познавательное развитие.

Активизировать мышление детей, ставить его перед необходимостью самостоятельно находить ответы, используя имеющиеся знания и фантазию.

Социально-коммуникативное развитие.

Побуждение детей к деятельности через организацию игровых моментов, вопросов, заданий.

Речевое развитие.

Развивать умение правильно отвечать на вопросы распространёнными предложения, использовать в речи прилагательные, создавая образ объекта, выразительность речи.

Художественно – эстетическое развитие.

Развивать внимание, слух, чувство музыкальной формы, активное восприятие; стремление точно передавать образ изображаемого объекта; обогащать детей эмоциональными впечатлениями; передавать свои представления в изодеятельности.

Физическое.

Развивать умение самостоятельно выполнять танцевальные движения под музыку, ориентировку в пространстве.

Методы и приёмы:

  1. Наглядные: изображение снежинки, сосуды со льдом и снегом.
  2. Словесные: художественное слово, сообщающая беседа, разные виды вопросов.
  3. Практические: сюрпризный момент, музыкальное сопровождение, танцевальные движения, экспериментальная деятельность, продуктивная деятельность.

Предварительная работа: рассматривание снежинок, снежного наста, льда на прогулке; изготовление снежных и ледовых скульптур, заучивание стихотворения В Кондратьева «Метель», чтение: Н. Браун «Разве снег только белый?», Н. Гумилёвский «Где рождается снег?», Д. Мамин – Сибиряк «Как река замёрзла?», В Степанова «Большая пурга», загадок, народных примет, пословиц.

Оборудование: запись отрывка из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик «Вальс снежных хлопьев», два блюдца со снегом и льдом, снежинка – письмо; тонированные листы для рисования, кисточки, краски, салфетки, непроливайки для воды.

Во время самостоятельной деятельности привлечь внимание детей чтением отрывка из стихотворения К. Бальмонта «Снежинка»

Светло – пушистая

Снежинка белая,

Такая чистая,

Такая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную –

На землю просится.

Лазурь чудесную

Она покинула,

Себя в безвестную

Страну изринула.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звезда кристальная.

Лежит пушистая

Снежинка смелая.

Какая чистая,

Какая белая!

Воспитатель. Какие снежинки красивые! Вот одна снежинка, вот ещё одна (показывает на детей). Как много снежинок! Ты какая снежинка?

Дети. Я красивая снежинка (белая, пушистая, холодная, чистая…)

Воспитатель. Кружатся и хохочут снежинки целый день…

Звучит отрывок из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» «Вальс снежных хлопьев».

Воспитатель.

Снежинки, как смешинки, танцуют на лету!

Под ветром, веющим дрожат, взметаются.

На землю опустится бы…

Но ветер не даёт.

Дети под музыку кружатся, легко бегают, приседают, танцуют – движения по желанию.

Воспитатель. Ветер подул ещё сильнее, и снежинки отправились в дальний путь.

Дети собираются вокруг воспитателя. Воспитатель привлекает их внимание к бумажной салфетке, оставшейся на ковре.

Одна снежинка осталась, да не простая.

Дети рассматривают снежинку и обращают внимание на текст с обратной стороны.

Воспитатель. Как вы думаете, от кого это послание? (От Деда Мороза, Снегурочки…)

 – Как узнать, кто из вас прав? (Надо прочитать письмо).

Воспитатель читает текст.

Добрый день!

Пишут вам ваши друзья –

Пушистый, белый снеговик

И прозрачный Ледовик.

Очень завидно бывает

Слышать из окна,

Как взрослый книги вам читает,

Как веселится детвора.

Мы б хотели очень-очень

К вам приехать погостить.

Беспокоимся мы, впрочем,

Можно ль то осуществить?

Воспитатель. Какие чувства у вас возникли, когда вы узнали, что к нам в гости собираются Снеговик и Ледовик? (Чувство радости, хорошее настроение…)

 – А почему у тебя (Сеня, Настя, Вика) такие чувства? (Мы любим, когда к нам приходят гости и т.п.)

 – А все ли вы испытываете чувство радости? (Да)

 – А у меня есть сомнения. О чём вам говорят имена Снеговик и Ледовик? Почему их так зовут? (Снеговик сделан из снега, Ледовик – изо льда).

 – Как вы думаете, хорошо ли они у нас в группе будут себя чувствовать? (у нас им будет хорошо; нет, у нас слишком тепло; они могут растаять…)

 – Как нам убедиться, кто из вас прав? (Надо проверить)

 – Пригласим их или найдём что-то похожее на них? Что это может быть? (Можем взять снег и лёд)

 – Где же мы возьмём снег и лёд? (На улице, в холодильнике…)

Вносится снег и лёд в прозрачной посуде (приготовленный заранее), ставится на стол.

 – А пока проходит эксперимент, предлагаю нарисовать наших друзей.

Дети подходят к своим столам, выбирают материал и рисуют.

По окончанию работы рисунки рассматриваются и анализируются, затем воспитатель обращает внимание детей на посуду, в которой были лёд и снег.

 – Что изменилось? (Появилась вода)

 – Откуда появилась вода? Мы не приносили её. (Снег и лёд в тепле начали таять, снег и лёд – это вода, только замёрзшая и т.п.)

 – Так можем мы принять Снеговика и Ледовика у нас в группе? Почему? (Нет, они растают в тепле)

 – Но так не хочется обижать их. Что же придумать? (Пригласить их на участок)

 – А вместе с приглашением отошлём им наши рисунки, я думаю им будет приятно.  А мы с вами пойдём на прогулку и будем лепить снеговика, чтобы было кому встретить гостей.

Литература.

  1. Г.С. Альтшуллер, Найди идею, - Новосибирск, «Наука», 1986.  

  1. Т.А. Балашкина, Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования

  1. Ю.Г. Илларионова, Учите детей отгадывать загадки. – М., 1976.

  1. Т. Сидорчук, Н. Хоменко, С. Лелюх Развитие творческого воображения и мышления дошкольников на основе ТРИЗ и РТВ. //ж. «Ребёнок в детском саду» №2, №3, №4.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра с элементами ТРИЗ для детей старшей группы "Наши помощники"

Наши помощники органы чувств. Цель игры - сформировать у ребенка понятие о том, что наши органы чувств (помощники и анализаторы) не только смотрят, трогают, слушают и т. д., но и различают признаки об...

План-конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ технологии в средней группе. Тема: «Зима-лето»

Задачи:1.     Развивать умение правильно использовать в речи грамматические  формы,  согласовывать  существительные  с  прилагательными.2....

План-конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ технологии в средней группе. Тема: «Зима-лето»

Задачи1.     Развивать умение правильно использовать в речи грамматические  формы,  согласовывать  существительные  с  прилагательными.2....

Конспект НОД с использованием элементов ТРИЗ технологии в старшей группе.

Тема: «Зима - Лето»Интеграция образовательных областей:« Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное».Задачи:1) Обобщить и систематизировать предс...

Организация интегративной образовательной деятельности с элементами ТРИЗ для детей старшей группы «Чтоб здоровым быть сполна, нам улыбка всем нужна»

Цель: Формирование у детей представление о здоровом образе жизниЗадачи:Обучающая: Упражнять детей в узнавании вредных и полезных и привычек;Развивающая: Способствовать формированию у...

Организация непосредственной образовательной деятельности с элементами ТРИЗ для детей старшей группы по теме: «Лучики здоровья»

Целевые ориентиры: Формировать у детей представление о здоровом образе жизни; закрепить основные составляющие здоровья.Задачи:Обучающая: Упражнять детей в узнавании вредных и полез...